Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА": Омыеши мя, и паче снега убелюся


Остались позади новогодние праздники. Всего несколько дней остается до окончания Святок. И с удивлением можем видеть мы, что многие норовят эти дорогие для православного человека дни переиначить на свой манер. Каких только предсказаний и гороскопов не напечатали наши газеты! Каких только советов о том, как и в чем праздновать, не дали нам телевизионные и радиокомментаторы! Трудно даже подобрать название для всей той мешанины - а точнее бесовщаны! - из народных обычаев, последующих выдумок и просто благоглупостей не насмотрелись мы в последние дни! Одни предлагают встречать Рождество Христово на дискотеке, другие торопятся погадать на суженых, третьи ...

Впрочем, довольно об этом. Почему бы не прислушаться к простым и ясным словам святителя Феофана Затворника.

"В духовной жизни Новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, - древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, понови; а если нет, - произведи, и будет у тебя Новый год."

Так что, действительно, встретить Новый год для православного человека - это всей семьей прийти в храм Божий, чтобы вознести благодарственную молитву за все, что было ко спасению нашему с нами в ушедшем году и испросить у Творца всяческой помощи на добрые дела наши будущие.

Но если мы по лености и немощи духовной не сделали это ни 1 января, когда был нерабочий день, ни 14 января, когда Русская Православная Церковь празднует великий праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого, то неужели также бездумно минуем мы и двунадесятый праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа"?

В этот праздничный день, 19 января, многие не только из благочестия, но из житейского расчета стремятся побывать в храме Божием, принести домой Святой Крещенской воды. В Крещенский сочельник, 18 января, и в праздник Крещения Господня совершается Великое освящение воды. И всякий, кому довелось быть при этом Богослужении, долго вспоминает потом произнесенные священником слова молитвы:
"И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетлене источник, освящении дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену да вси почерпающии и причащающиися имеют ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядной."

Не надо наивно и гордо думать, что однажды приняв Святое Крещение, мы более не нуждаемся в освящении. Увы! Данную нам благодать мы ежедневно торопимся растратить, принимая в душу свою соблазны окружающего нас мира. Потому мы нуждаемся в укреплении, в очищении, в помощи утверждения на путях Святого Православия. И одним из таких благодатных средств, дарованных нам, является Святая вода, исцеляющая нас от немощей духовных и телесных.

Святой водой освящают храмы и все предметы, употребляемые при Богослужении. Ею окропляют нас при Крестных ходах и молебнах. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - поэтому, окропляя Святой водой жилище и всякую вещь, мы освящаем их. Как говорится в молитве, на освящении всякой вещи, которую можем найти в молитвословах: "... яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем".

Но Крещенская Святая вода особо почитается народом православным. Даже самая малая капля ее, добавленная с молитвой и верой, по слову святых отцов освящает целое море. Крещенскую Святую воду принимают во время болезни, ибо она обладает целебными свойствами, ею окропляют помещения. Благочестивая традиция рекомендует верующим каждое утро принимать натощак Святую воду с просфорой. Воистину эту Великую и спасительную святыню предугадывал псалмопевец Давид, когда восклицал "Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся".

Особо почитал Святую воду и преподобный Серафим Саровский, память которого Русская Православная Церковь празднует 15 января. Посещавшим его паломникам после исповеди преподобный всегда давал вкусить из чаши Святой Богоявленской воды.
15 января исполняется 167 лет со дня блаженной кончины преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В этот день в 1833 году этот великий молитвенник за землю нашу тихо скончался в молитве, стоя яа коленях перед своей келейной иконой Божией Матери, называемой "Умиление".

Промыслительно, что в тот же день в 1991 году состоялось второе обретение святых мощей преподобного Серафима. Они были спрятаны неизвестными подвижниками на чердаке Казанского собора, где в годы безбожной власти был издевательски размещен главный в России музей атеизма. (У нас такой музей находился до самой Отечественной войны в Ипатьевском доме, и там тоже томились святые мощи известного покровителя нашего края праведного Симеона Верхотурского.)

Великое освящение воды совершается, как говорилось выше, и 18, и 19 января,во вторник и среду, поэтому да не упустим Богослужения водосвятия, совершаемого в году лишь в эти дни.
Иногда говорят о том, что вода, освященная в Сочельник, имеет иную сипу, чем вода, освященная в день Крещения Господня. Существует даже простонародное толкование одна, мол, вода "Богоявленская", а другая - "Крещенская". На самом деле, это не более, чем суеверие. Та и другая вода, освященная по чину Великого освящения воды, равно Велико Святы и полезны для нас.

Те, кто уже не первый раз спешит в храм в день Крещения Господня, обязательно расскажут вам, что освященная в этот день вода может храниться несколько лет, сохраняя все свои и физические и благодатные свойства. Испортиться Святая вода может только от неблагоговейного хранения. Поэтому лучше определить место для нее около икон или в отдельном шкафчике. Ведь поступаем мы подобным образом с лекарствами, и неужели меньшей заботы заслуживает великая святыня?

Потому, может быть, надо подумать и о том, чтобы в этот день мы не ввели в искушение или раздражение братьев и сестер наших. Что скрывать: иной раз, придя за Святой водой, мы ведем себя далеко не благочестиво - пытаемся опередить других, приносим с собой множество узкогорлых посудин, куда и в более спокойной обстановке трудно что-либо налить, а потом возмущаемся чьей-то неорганизованностью. Другие же, заранее обо всем подумав, приносят достаточно вместительные емкости с широким горлом и, никого не задерживая, никого не обвиняя и не смущая, получают просимое.

Крещенский Сочельник принято проводить так же, как и сочельник Рождественский. В этот день до вечера соблюдаем пост, а вечером ужинаем сочивом, то есть вареной пшеницей с медом.
После Крещения, когда завершаются Святые дни, верующие возвращаются к обычному порядку, когда среда и пятница являются постными днями.

Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления

17 января 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования