Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ": Мусульмане России и Узбекистана восстанавливают исторические связи. Интервью с Муфтием Узбекистана Усманханом Алимовым


29 апреля 2007 года делегация мусульман России во главе с председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области Умаром-хазратом Идрисовым начала визит в Узбекистан. На следующий день Муфтий Узбекистана Усманхан Алимов принял россиян в здании своей новой резиденции в строящемся комплексе Хазрати-Имом в центре Ташкента. И это была первая его встреча в этом новом здании. В тот же вечер Муфтий пригласил гостей к себе домой на торжественный ужин, во время которого и было взято данное интервью.

Естественно, что беседа с главой мусульман Узбекистана началась с праздничного по сути вопроса:

— Чем объяснить выбор, сделанный международной мусульманской организацией по культуре ИСЕСКО, определившей Ташкенту статус культурной столицы исламского мира в 2007 году? И как Узбекистан добился этого?

— Мы никаких усилий для этого не предпринимали. Решение было принято ИСЕСКО, являющейся дочерней структурой ОИК — Организации Исламская Конференция. Ее эксперты заявили, что Узбекистан известен всему мусульманскому миру по двум причинам.

Первое — отсюда вышли великие алимы, достаточно назвать имама Аль-Бухари или шейха Бахауддина Накшбанда. Второе — Узбекистан дал миру великие образцы архитектуры. Архитекторов и художников, мастеров самых различных искусств было здесь множество. Сокровища Ислама в Узбекистане принадлежат не только нам, узбекам, но всему человечеству. А наша задача — их сберечь, сохранить и донести до следующих поколений.

Президент Узбекистана Ислам Каримов дал указание восстановить все исторические памятники мусульманской цивилизации на территории нашей страны — и то, как это реализуется, Вы сами видели, к примеру, в центре Ташкента, где восстанавливается огромный комплекс Хазрати-Имом.

— Да, действительно! Это невероятное по красоте зрелище, напоминающее картины великого строительства древних времен. Правда ли, что работы здесь ведутся круглосуточно, а рабочим зарплата выплачивается ежедневно?

— Да, работа идет круглые сутки. Вы не поверите, но старт был дан в марте этого года. А завершить все работы — строительство Джума-мечети на пять тысяч человек, все другие мечети, мазары, медресе, минареты, вспомогательные постройки, зеленые насаждения, автопарковки — решено к августу!

Как видите, я только сегодня сам вошел в новое здание Духовного управления мусульман, где принял своих уважаемых первых гостей — делегацию мусульман России во главе с Умаром-хазратом Идрисовым. Оно возведено за несколько месяцев.

— Нас поразило и ваше новое здание, и его оснащенность, красота и удобство. Приятно видеть древние изысканные формы в сочетании с новейшими строительными материалами и компьютерной техникой — синтез архаики и хай-тека. Скажу прямо — ничего подобного у нас в России до сих пор нет. Вас и в Вашем лице всех мусульман Узбекистана можно только поздравить !И, как говорится, позавидовать "белой завистью".

— Хвала Аллаху! Благодарю Вас за теплые и красивые слова.

— Вы — молодой муфтий очень древней страны. Когда Вы получили это служение и какова статистика по Исламу в Узбекистане?

— Действительно, муфтием я был избран 8 августа 2006 года, а до этого возглавлял уважаемые самаркандские мечети, в том числе известную всему миру мечеть и духовный центр имени имама Аль-Бухари. Так что меня можно называть не то что молодым, а просто еще новорожденным.

От своего предшественника я получил огромное и растущее хозяйство. Как известно, до обретения независимости, Узбекистан, как и все республики СССР, подвергался коммунистическому гнету, когда атеизм был официальной идеологией. Религиозность народа не исчезла, но была сведена к минимуму. Многие памятники религиозной культуры были или уничтожены, или пребывали в плачевном состоянии.

Но, начиная с 1991 года новый Узбекистан обратился к национальным и духовным истокам и стал восстанавливать свои корни. И это были не просто декларации.

Сегодня у нас 10 медресе, Ташкентский исламский институт и 2.034 мечети. Также государством учреждён Ташкентский исламский университет. В каждой мечети служат имамы, получившие специальную подготовку, с дипломами. Более того, во многих мечетях работает не один имам, а от 3 до 5 имамов. В целом за прошедшие 15 лет независимости мы смогли восстановить систему отбора кадров и подготовки духовных учителей, наставников народа — и это главное.

Кроме того, была создана специальная комиссия, выдававшая документы о регистрации мечети только при наличии всех условий для ее деятельности — от строительных и сантехнических разрешений до квалификации служителей, имамов и муэдзинов.

— А можно ли кратко определить, в чем особенность Ислама именно в Узбекистане, ведь при единстве веры разные народы наделены свыше своими самобытными чертами?

— Если совсем кратко, то у нас две особенности. Это следование мазахбу Абу-Ханифы и акыда имама Матуриди. Знающие Ислам меня, надеюсь, поймут.

Можно лишь добавить более популярно, что узбекскому пониманию Ислама свойственны широта взглядов и терпимость, открытость к другим культурам и доброжелательность, сердечность.

— Известны также и суфийские традиции на вашей земле. В России, знаете ли, до сих пор многие спорят, является ли Суфизм Исламом, или нет?

— Такие вопросы и споры возникают вот почему — сначала человек должен в религии войти в Шариат, а потом уже он может для своего личного усовершенствования войти в Тарикат. Но если кто-то считает, что может обойтись без Шариата, или, не потратив ни капли усилий на практику и теорию Шариата, приступает к суфийским техникам — он не прав.

И скажу более: нередко человек даже получает психические расстройства, если не соблюдает этой последовательности. Того, кто стал фанатиком от Суфизма, вернуть на верный путь очень трудно.

Я смело и ответственно говорю об этом, ибо, вслед за моими предками, принадлежу к тарикату Накшбандия. Мой отец, который ушел в мир иной в прошлом году, был шейхом этого тариката.

Повторю еще раз: сначала Шариат, а потом Тарикат. Не на словах, а на деле. И только в таком порядке, а не наоборот!

— Извините, что я несколько шутливо назвал Вас молодым муфтием древней страны… Какие проблемы Вас заботят в этой новой для Вас роли?

— Вы меня совершенно правильно назвали, и мне очень это нравится. А проблем особых нет. Единственно, чего я хочу — это предвидеть будущее.

Главное, как мне кажется, сделано. А именно: улажены взаимоотношения нашей уммы с государством. Это была моя первая забота. Сейчас у нас отношения нормальные, то есть рабочие, творческие.

Вторая была забота — выстроить отношения с коллегами из других государств, в первую очередь из России. И это тоже сделано. Одно из свидетельств того — визит делегации во главе с моим одноклассником по бухарскому медресе "Мир-Араб" и по Ташкентскому исламскому институту имени имама Аль-Бухари Умаром-хазратом Идрисовым и наш с Вами разговор для многомиллионной читательской аудитории в России.

— Как же будут, на Ваш взгляд, развиваться российско-узбекские мусульманские отношения?

— Главное уже сделано: два Президента наших стран, Ислам Каримов и Владимир Путин подписали 14 ноября 2005 года межгосударственный Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Так, если договорились о таком высочайшем уровне сотрудничества и интеграции два президента, разве мусульмане не договорятся и не наполнят подписанный Договор своими инициативами?

Уверен, что сначала нам следует возродить многовековую традицию обмена. Пусть у нас проходят стажировки и даже полностью получают духовное образование молодые люди из России. Пусть идет обмен между преподавателями и учеными. Пусть будут общие встречи и конференции — ведь нас так многое связывает! Общая вера, причем с одним мазхабом и акыдой. И сейчас мы уже ведем подготовку к некоторым мероприятиям.

— Чтобы Вы хотели сказать россиянам?

— Наши добрые молитвы и пожелания дальнейших успехов — Президенту Путину! Он заслужил уважение и любовь не только у граждан своей страны, но и за рубежом. Быть руководителем государства в столь сложный переходный период и добиться ощутимых результатов — большое дело. И мусульмане России, избравшие такого лидера для своей страны, сделали верный выбор.

Всем россиянам желаю развивать связи с соседями вообще и, конечно же, с Узбекистаном. Мусульманам особо хочу пожелать единства. Пусть разнообразие не мешает единству, пусть Духовные управления мусульман найдут формулу объединения, ведь это будет настоящим служением Исламу. Я прошу Аллаха, чтобы это осуществилось.

— Вы сейчас встретились с Вашим соучеником Умаром Идрисовым, который вот уже 20 лет является главой мусульман Нижегородской области. Как Вы восприняли эту встречу и как думаете строить отношения с уммой Нижнего Новгорода?

— Я благодарен Аллаху за возможность вновь увидеть Умара-хазрата и вспомнить нашу молодость вместе. Я восхищен успехами его служения Аллаху: сколько открыто мечетей, медресе, Исламский институт имени Хусаина Фаизханова! И — самое впечатляющее — какая огромная и качественная издательская деятельность у нижегородского Издательского дома "Медина"! Это для нас хороший пример.

Если на то будет воля Всевышнего, мы будем как мусульмане помогать друг другу. Конкретные планы обсудим в рабочем порядке.

Вернусь к нашей встрече: Вы видели, что наши старые друзья приехали на встречу с Умаром-хазратом кто за 60, а кто и за 100 километров — так они хотели увидеться! И мы славим Аллаха, который даровал на нашем жизненном пути таких людей.

 Через Умара-хазрата я передаю всем нижегородским мусульманам, а затем и всем мусульманам России мои наилучшие пожелания и мой сердечный салам!

Джаннат Сергей Маркус, 30 апреля 2007г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования