Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"MIDDLE-EAST-ONLINE": Как разделить Иерусалим. Принцип кондоминиума


Никогда не будет продолжительного мира на Ближнем Востоке без такого решения израильско-палестинского конфликта, которое было бы премлемым для большинства израильтян и большинства палестинцев. Это непреложный факт. Равно как таким фактом является и то обстоятельство, что прочное урегулирование израильско-палестинского конфликта невозможно без урегулирования статуса Иерусалима, приемлемого также для большинства израильтян и палестинцев. Хотя есть распространенное мнение, что решения проблемы Иерусалима не существует, все же имеется один вариант, могущий устроить евреев и арабов.

В контексте решения о создании двух государств Иерусалим мог бы стать интегральной частью обеих государств, являясь их столицей, управляемым местными муниципальными советами,  в ведении которых были бы вопросы местного уровня, и городской администрацией, ведающей вопросами общегородского масштаба. В терминах международного права Иерусалим мог бы быть "кондоминиумом" Израиля и Палестины.

Кондоминиумы, хотя и редко, встречались и встречаются в международной практике. Например, город Чандигарх является столицей двух соседствующих штатов Индии. Более полувека, до обретения независимости в 1956 году, Судан считался англо-египетским совладением. В течение 70 лет англо-французским кондоминиумом были Новые Гибриды, до 1993 года Андорра была франко-испанским кондоминиумом 700 лет, а в 1999 году по решению международного суда над городом Брчко в Боснии установлено совладение Республики Сербской и хорвато-мусульманской федерации с назначаемыми ими обеими местной администрации.

В поисках решений по статусу Иерусалима необходимо существенно различать суверенитет и муниципальное администрирование. Если муниципальная администрация непосредственно вовлечена в решение практических задач, то суверенитет над Иерусалимом - это, прежде всего, символическая, психологическая и определенного рода теологическая проблема. Конечно, символизм, психология и теология чрезвычайно важны в случае с Иерусалимом, но необходимо признать,  что не они составляют суть проблемы.

Достижением суверенитета над неразделенным городом как Израиль, так и Палестина,  удовлетворят в максимальной степени свои символические и психологические запросы. Кроме того, это принесет значительный вклад в дело укрепления психологического основания для совместной жизни в едином городе, нежели это произошло бы, если бы Иерусалим был разделен.

Среди израильтян существует неправильное понимание того, будто бы в условиях статус-кво они имеют суверенитет над Восточным Иерусалимом. На самом деле они лишь установили над ним административный контроль. Административный контроль можно установить вооруженной силой, но суверенитет обрести возможно
лишь в результате признания со стороны международного сообщества, а сегодня ни одна из остальных 194 стран мира не признала этого суверенитета. Более того, Иерусалим значится ООН в списке оккупированных Израилем территорий и таковой обозначается во всех резолюциях ООН.

Израиль может удерживать административный контроль силой. Но суверенитета можно достичь, только если будет установлено двойное управление над неразделенным городом. Это уже вопрос права. И так как право страны провозгласить любую часть своей территории столицей не оспаривается, общий отказ признать Иерусалим столицей Израиля и сохранение всех посольств в Тель-Авиве (даже Коста-Рика и Сальвадор недавно вернули свои посольства обратно в Тель-Авив) демонстрирует отказ в целом международного сообщества признать любую часть Иерусалима (даже Западный Иерусалим) составной частью Израиля до тех пор, пока не будет выработано согласованное решение по этому вопросу.

Реалистическое понимание того, что означает правовой статус-кво по отношению к Иерусалиму, сделает, на наш взгляд, израильское общественное мнение менее противостоящим модификации этого положения. Даже в том случае, если это принесет мир.

Израиль, беспокоясь о своем будущем, должен обернуться в прошлое и вспомнить высказывание отца-основателя сионизма Теодора Герцля: "Мы просто дадим Иерусалиму экстерриториальность. Он не будет принадлежать никому, одновременно принадлежа всем. Это святое место, общее для последователей всех вер, великий кондоминиум культуры и моральности" .

Мечта Герцля о еврейском государстве, утопическая в его дни, осуществилась полвека спустя. Поймут ли когда-нибудь израильские граждане, что для того, чтобы наслаждаться миром и спокойствием, им необходимо в практическом контексте рассмотреть эти слова отца сионизма. С этим соглашался в 1996 году Ясир Арафат. Выступая в Гарвардском университете, он сказал: "Почему бы Иерусалиму не быть столицей двух государств, безо всякого подобия Берлинской стены. Открытым,  объединенным, где люди сосуществуют и живут вместе".

Если Герцль и Арафат поддерживали идею кондоминиума, то почему бы не развить ее сегодня тем, кто желает скорейшего и прочного мира в регионе.

Джон Уитбек (специалист по международному праву)

5 мая 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования