Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА": Житие святых начинается в коммуналке


Верите ли вы в чудеса? Мне, например, многие годы очень хотелось верить, ведь жизнь без этого была бы скучна и прозаична. А вот столкнуться с чудом довелось лишь недавно - в доме поистине удивительного человека Геннадия Стрекаловского, которого в Новосибирске уже окрестили "художником от Бога". И неспроста.

Денек, когда я отправилась в гости к Геннадию Михайловичу, даже по сибирским меркам выдался особо холодным - мороз под сорок градусов. А в его небольшой типовой "двушке" тепло, уютно, попугайчик радостно щебечет, жена Зоя Васильевна на кухне хлопочет, обед готовит. В общем, на первый взгляд ничего особенного, обычный дом, в котором жизнь идет своим чередом. А вот картины, висевшие на стенах и расставленные хозяином рядком на полу, чтобы гостье показать, и в самом деле были особенными, излучающими добро, свет и еще нечто, чему и определение-то четкое подобрать довольно сложно.

Мне, разумеется, заранее было известно о том, что судьба у Геннадия Стрекаловского очень и очень непростая: будучи молодым красавцем-военным, он служил в Китае, где получил тяжелейшие травмы и едва не погиб. В результате в двадцать четыре года стал инвалидом второй группы, страдает эпилепсией. На тему войны говорить не любит, что и понятно: к чему ворошить старые раны? А вот о своем творчестве, тяга к которому проснулась лишь в шестидесятилетнем возрасте, причем при весьма необычных по меркам среднестатистических обывателей обстоятельствах, рассказывает с большим удовольствием.

- Геннадий Михайлович, так с чего же все началось? Ведь и в самом деле удивительно, когда человек, всю свою жизнь не бравший в руки кисть, вдруг начинает писать картины. Да еще и настолько своеобразные.

- Я очень сильно болел. И случайно в руки мне попалась какая-то газетка, в которой было написано о том, что, если человеку плохо, он должен начать рисовать, чтобы хоть как-то отвлечься от всех своих горестей. В то время у меня был родственник, театральный художник, живший в Ленинграде и рисовавший совершенно удивительные миниатюры, секрет изготовления которых после его смерти так и остался тайной. Он как-то приезжал ко мне в гости, показывал свои работы, которые произвели неизгладимое впечатление. Все это и подтолкнуло меня к тому, чтобы попробовать написать свои картины.

И еще был у меня сосед один - Петро, земля ему пухом. Он, когда заходил ко мне, все интересовался: "Чего это ты лики эти рисуешь?" Он-то сам в Бога не веровал. Я же, зная о том, что он работал на одном опытном предприятии, попросил его принести мне еще дощечки - из тех, что уже не нужны в производстве и идут на выброс. Он принес несколько и даже денег с меня не взял - сказал, что это от него мне подарок. И после этого случая я его очень долго не видел.

А потом как-то вышел в магазин за хлебом, глядь: а у подъезда большой такой гроб стоит. Спрашиваю: "Кто умер?" А мне ответили, что Петро. Я расстроился, конечно, даже не в состоянии был проводить его в последний путь. А потом как-то, дней сорок спустя, лежу ночью в своей комнате, размышляю о новых работах и вдруг вижу, как ко мне сквозь запертые двери входит Петро - очень четко его разглядел, только лицо показалось несколько размытым. Садится он ко мне в ноги, на диван, и говорит: "Я пришел тебе сказать, что Бог есть". А затем встал и точно так же, сквозь двери, ушел. И тогда уж я твердо решил, что непременно должен рисовать. И сделал целую выставку, которая была в местной картинной галерее.

- Вы пишете исключительно темперой. Но откуда взялись знания о том, как нужно правильно писать картины? Ведь одного желания и таланта в таком деле явно недостаточно.

- Об этом мне еще в 1942 году рассказал один знакомый художник, который всю войну прошел, до самого Берлина. А я его тогда внимательно слушал и все запомнил.

- Ну хорошо: с технической стороной, будем считать, все понятно. Но откуда вы берете сюжеты для своих работ? Ведь, насколько мне известно, из квартиры последние шесть лет вы никуда не выходите из-за болезни, не говоря уже про более дальние путешествия.

- А они сами из меня выходят! Я ведь свои будущие картины сразу, целиком вижу - и тут же рисую. И никогда ничего не делаю по чьему-либо заказу, лишь то, что идет от души. А колорит у моих картин такой особый, северный, потому что очень я по Северу, где родился, тоскую.

- Вы пишете в основном на религиозные темы. А как относятся к вашему творчеству представители Православной церкви?

- Как-то мою выставку в картинной галерее посетил ныне покойный владыка Сергий. Он и до этого видел мои работы на других выставках, но, как правило, более десяти - пятнадцати минут около них не задерживался. А тут рассматривал больше часа. Я тогда подошел к нему и сказал: "Помните, у меня была выставка в "Зеленой пирамиде", и вы, посмотрев мои работы, сказали, что святости не получилось. Я тогда помолился и сказал, что непременно добьюсь святости". А он мне в ответ: "Да, теперь ты добился". Не так давно был у меня в гостях и владыка Тихон. И он сказал мне, что я должен работать каждый день и каждый час, потому что только так смогу продлить эту жизнь.

- Ваши картины можно назвать иконами? Или это нечто иное?

- Нет, я не делаю икон. Все мои картины - это житие святых. Например, видите вон ту работу? Это "Зимний Никола". В те времена люди ходили одетыми вовсе не так по-царски, как сейчас. Все было очень скромно: холстина да лапти. И была святость. Все было связано воедино: Природа, Космос и Человек. И было бы замечательно, если бы мы когда-нибудь вернулись к истокам православия Святой Руси: тогда бы Россия и ее великая культура возродились. А вот это портрет Божьей Матери, покровительницы Руси. А вот та картина изображает северную деревню. Многие удивляются, что я так тщательно выписываю каждое бревнышко деревянных изб. А я им отвечаю: "А как же иначе? Ведь всю эту красоту делали люди, простые мужики".

- У каждого творческого человека непременно имеются какие-то задумки, мечты, планы на будущее. О чем мечтаете вы?

- Пока я думаю лишь о своей выставке, которая должна быть через два года в Москве. К тому времени мне нужно успеть нарисовать десять совершенно новых работ, которые и буду показывать людям. Где будет проходить эта выставка - пока не знаю.

- Подготовкой к предстоящей выставке, я вижу, вы занимаетесь очень серьезно. Насколько я понимаю, в карандаше большинство работ уже есть?

- Да, осталось лишь доделать. Правда, на это уйдет еще много времени. И сил. Вот это, например, будет "Покров": видите, как по замерзающей речке идут последние кораблики. А совсем скоро все покроет снег# Вот белая церковь с золотыми куполами, Никола Чудотворец. И кругом у меня стоят деревья, причем каждое дерево как человек. Еще Сергий Радонежский сказал, что деревья - это умершие люди, а журавли - святые, которые, пролетая над землей, наблюдают за тем, как мы здесь живем...

Я недаром начала свой рассказ о Геннадии Стрекаловском со слов о чуде. В жизни этого человека и в самом деле очень много чудесного, необъяснимого. Многие говорят о том, что места, изображенные на его картинах, в точности похожи на реальность. В то же время достоверно известно, что художник в тех краях никогда не бывал. И еще один любопытный момент: в конце нашей беседы я изъявила вполне понятное журналистское желание сделать фотографии. Услышав о моих намерениях, Геннадий Михайлович как-то хитро усмехнулся и сказал: "Что ж, пробуйте. Да только вряд ли у вас это хорошо получится в моем доме. Многие фотографы пытались, изображение получалось очень нечеткое, а посередине снимков какое-то белое свечение..." Но я все же попыталась снимать. И тут произошло следующее: мне удалось сделать несколько портретных снимков Геннадия Стрекаловского, но, когда я стала наводить камеру на картины, фотоаппарат вдруг наотрез отказался работать.

- Все. Больше вы не сможете сделать ни одного кадра. Я чувствую эту энергию, - сказал мне Геннадий Михайлович, прикрыв лицо руками и вжавшись всем телом в диван.

Я быстренько попрощалась. А снимать картины пришлось уже позже, в помещении Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов, где работы Геннадия Стрекаловского украшают почти каждую комнату. Тогда мне невольно подумалось, что эти наполненные светом, добром и радостью жизни картины непременно должны вселять в сердца приходящих сюда больных и немощных людей надежду и веру - и в милость Бога, и в собственные силы. Может быть, именно для этого художнику и был дан его дар.

Полина ДОБРОЛЮБОВА

17 января


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования