Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BELFAST TELEGRAPH": Путешествие к открытию души. Несмотря на безбожные времена, все больше и больше людей по всему свету пускаются в паломничества


Нам говорят, что мы живем в безбожные времена, однако все больше и больше людей по всему свету пускаются в паломничества, как будто быть на пути к святому месту для нас лучше, чем находиться внутри здания в его конце.

Эти новые пилигримы – христиане и мусульмане, но есть также евреи, буддисты, сикхи, индуисты и джайны. Есть также растущее число тех, кто "не знает": людей с незначительным интересом к любой установившейся религии, у которых распался брак или умерла жена, которые потеряли работу или ушли в отставку и которые решили  забыть о времени на пути к чему-то древнему, прекрасному и, по общему мнению, святому, - чтобы обдумать свою жизнь.

Чистые и неотесанные, благочестивые и беспокойные, те, кто точно знает, куда идут и зачем, и те, кто не имеет опоры, - все в большем числе идут плечом к плечу по этим древним путям. Рост популярности паломничеств в последние 80 лет был потрясающим. В 1925 г. 90662 мусульманина совершили хадж, а в 1995 г. эта цифра увеличилась более чем вдесятеро. К декабрю прошлого года она удвоилась до двух миллионов и более.

В течение столетий интерес к путешествию по "Пути Св. Иакова" - 1000-мильное паломничество к гробнице в Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании, легендарному месту упокоения Св. Иакова – неуклонно убывал: в конце 1980-х лишь горстка паломников приходила каждый день в городской собор. Но потом пришло оживление: к 1998 году их число подскочило с 3500 в год до почти в 10 раз больше, а к 2006 г. достигло 100 тысяч.

Кумб Мела, индуистский фестиваль на реке Ганг, всегда привлекал огромные толпы, но сегодня это гигантские, самые большие собрания людей, когда-либо известные в истории, насчитывающие десятки миллионов; они даже видимы из космоса.

Также в северной части Индии, в месте просветления Будды, дерево боди в Бодхгайя и стоящий рядом храм Махабодхи десятилетиями привлекали монахов и мирских буддистов – но в умеренных количествах. Но, несмотря на репутацию Бихара, как одного из самых бедных и наиболее опасных уголков Индии, толпы паломников продолжают множиться. Теперь их более 350 тысяч ежегодно, а маленький город набит монастырями, храмами и центрами медитации. В прошлом месяце индийское правительство ввело железнодорожный маршрут, связывающий Бодгайю с другими крупными местами паломничества буддистов.

Однако именно в Европе паломничество, хотя и переживает взлет популярности, проходит также неуловимую смену смысла. В средние века, а для многих верующих и сегодня, паломничество в Лурд или Меджугорье было подобно хаджу для мусульман или погружению в Ганг для индуистов. Значительный рост числа западных паломников сегодня происходит не из стремления к чудесам, а из необходимости свести свою жизнь к наипростейшим ее элементам.

В августе преподобный Эдвард Кондри (Edward Condry), англиканский священник и церковный казначей кафедрального собора в Кентербери, возглавит группу из 30 паломников на велосипедах, которые совершат путешествие от Кентербери в Рим вдоль восстановленной Виа Франчигена (Via Francigena) – древней сети дорог и восстановленных проходов, которую Совет Европы в 1994-м провозгласил "Маршрутом культуры". "Благодаря Томасу А. Беккету, - говорит Кондри, - в средние века Кентербери был одним из четырех великих мест паломничества, вместе с Сантьяго, Иерусалимом и Римом. Но Реформация его погубила. Взгляд Кальвина был типичным: паломничество, говорил он, никому не принесло спасения...

...Даже сегодня мы, протестанты, чувствуем себя странно в таких местах, как Лурд. Но для меня паломничество является доминирующей метафорой того, чему уподобляется вера: путешествие воплощает дух веры". Кондри также путешествует в Сантьяго, совершая 1000-мильное паломничество за неделю; по неделе в год.

Наверняка самые подлинные современные паломничества подобны тем, что совершил Далай-лама XIV, когда побывал в Лурде и у Стены плача в Иерусалиме, или те христиане, что были с ним в Бодхгайе.

Как объясняет Кондри, целью паломничества больше не является место. "Путешествие – это такая минималистская активность, - говорит он, - чем меньше у вас в рюкзаке, тем лучше, и с этим избавлением от имущества вы остаетесь пугающе незащищенным. Именно в этом значение паломничества. Достичь Сантьяго важно – но хочу ли я на самом деле достичь Сантьяго?"

Peter Popham

30 апреля 2007

© Перевод "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования