Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Лекарство от экстремизма. О православных "ваххабитах" и терпимости к иноверцам


Россия столкнулась с проявлениями новой тактики международного терроризма в Чечне, где уже почти десять лет идет тяжелая война. Но настоящая дискуссия о межнациональных и межконфессиональных противоречиях, которые оборачиваются большой кровью и способны обратить человечество в тотальный страх, на страницах "Известий" началась после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Мы касались разных тем - от права граждан на легальное владение оружием в целях самозащиты ("Господин Маузер". Олег Осетинский. 16.07.2002, "Добро пожаловать, господин Маузер". Форум "Известий". 03.08.2002,"Довольно раба". Страница "Тенденции". Олег Осетинский. 09.01.2003) и взаимодействия религиозных догматов с правилами светского государства ("Платочки белые". Георгий Бовт. 03.08.2002, "Платочки белые велено снять" Георгий Бовт. 27.08.2002,"Платок раздора, платок мира". Форум "Известий". 14.09.2002) до фашизации России на фоне признаков усиливающегося противостояния исламской и христианской цивилизаций в мировом масштабе ("Если бы я был бен Ладеном". Политический памфлет в 4 частях. Страница "Тенденции". Олег Осетинский. 13.09.2002, 26.09.2002, 3.10.2002, 10.10.2002, "Я не хочу быть бен Ладеном". Форум "Известий". 28.09.2002, "А не депортировать ли чеченцев на Луну?" Страница "Тенденции". Лидия Графова. 17.10.2002, "Война с исламом может расколоть Россию". Страница "Тенденции". Евгений Примаков. 05.11.2002, "Фашизм крепчал". Александр Архангельский. 03.12.2002, "Чистота крови". Форум "Известий". 14.12.2002).

В этой дискуссии принял участие и известный публицист диакон Андрей Кураев, чья статья "Как бороться с терроризмом без спецназа", опубликованная 13 ноября 2002 года, вызвала множество читательских откликов. Сегодня Андрей Кураев в продолжение этой дискуссии обращается к еще одной принципиально важной теме - как преподавать религиозные ценности детям, чтобы воспитывать в них уважение к инородцам и иноверцам, а не желание убивать.

Перспектива введения в школах предмета "основы православной культуры" вызвала бурную дискуссию: ток-шоу, открытые письма, пикеты... Мне бы хотелось выйти из круга привычных доводов и возражений. И поставить вопрос иначе: а разве есть выбор? Слишком радикально может религия калечить судьбы людей, чтобы эта сфера жизни оставалась без общественного и государственного надзора, контроля, оценки.

Неужели для общества все равно - какие уроки и какой веры получают дети?

И из Библии, и из Корана можно вырастить "богословие любви", а можно сконструировать "богословие ненависти". От толкователя зависит, сделает ли он лейтмотивом своей проповеди призыв "иди и убей" или же призыв к миру.

Ваххабиты и "опричники"

История преподносит неожиданные сюрпризы. Ну кто бы мог подумать, что в начале XXI века судьба человечества окажется в руках богословов? А это и в самом деле так - правда, с тем уточнением, что речь идет о богословах мусульманских. Исламская умма (церковь) устроена иначе, чем православная или католическая общины. Умма управляется учеными; личное образование значит больше, чем прохождение через церемонию посвящения. Голос ислама - это голос улемов, знатоков богословия. От них сегодня зависит, как будет истолкована кораническая заповедь джихада. От них зависит, приложат ли они высокое имя "шахида" (мученика) к террористам, взрывающим себя вместе с детьми "неверных", или же назовут террористов террористами, самоубийцами и убийцами детей...

Исламские лидеры России политкорректно считают, что терроризм от имени ислама есть прежде всего терроризм и потому по сути своей есть антимусульманская деятельность. Но есть и иная позиция.

Неуютно, конечно, жить в мире, в котором о твоей жизни ведутся такие дискуссии, но еще хуже было бы, если б этих дискуссий вовсе не было и исламский мир сохранял средневековую монолитность мнений.

Но должны ли мы быть просто зрителями? Или же можем принять в этих дискуссиях участие? У государства есть весьма простой путь: создать условия, чтобы в российском школьно-информационном пространстве звучали голоса тех, кто дает исламу миролюбивое толкование, и ограничивать проповедь тех мусульман, которые настроены воинственно.

Однако нечестно было бы не замечать, что "ваххабиты" есть и среди православных.

Сами себя они любят называть "опричниками".

Вот сказочка новых "опричников": "...И тут очнулись русские люди, обрадовались, помолились Богу и Он дал им Грозного Царя. Теперь на том Царстве Грозный Царь всех колдунов и вещунов на кострах сжигает. Конец и Богу слава!" (Сергиев Посад. Православно-патриотический вестник. 2001, № 16)

Вот их песенки: "...И не будет зоны, лагерей и тюрем, все враги России будут казнены. Мы врага настигнем по его же следу и порвём на клочья, Господа хваля..." (Жанна Бичевская).

Вот их пресса: "Верим, что придет время и христопродавцев будут попросту убивать на улицах тяпками и кастрюлями" (Иркутский казак, 2001, № 6).

Тут уж впору взмолиться: избави, Господи, Православие от таких "защитничков" - а с сектантами мы тогда и сами справимся...

Энтузиасты "православной" педагогики

Есть печальный социологический закон: один хулиган испортит настроение целому автобусу. Человек с сумасшедшинкой всегда активнее обычных людей.

Спроецируем этот закон на отношения школы и Церкви.

Разрешает российское законодательство вести религиозное преподавание в школах?

Да.

Предписывает ли законодательство контроль религиозной организации над тем, что преподается от ее имени в госшколе?

Нет.

В итоге именно "люди с сумасшедшинкой" нередко оказываются рядом с детьми.

Это ведь только антиклерикальная пропаганда утверждает: наши батюшки такие ревностные проповедники, что спят и видят - как бы им "затащить в церковные сети нашу молодежь". Не рвутся священники в школу. С интересом в ее сторону посматривают только те, кто до своего прихода в Церковь получил университетское образование (и чаще всего - педагогическое). Но такие священники никак не составляют большинства.

В русской традиции "хороший батюшка" не обязан быть "златоустом". Наиболее ценим не тот батюшка, который хорошо говорит, а тот, который хорошо слушает.

Кроме того, человек традиции привык к спокойному, плавному течению жизни. Он не стремится весь мир переделать под свою веру и под свой вкус.

Опасен бывает неофит: он сам недавно поменял взгляды, а потому ему кажется, что и в других людях он способен произвести такую же перемену. Желание хорошее. Вот только не всегда такой энергичный проповедник сам понимает - в чем именно должна состоять та перемена, которую он стремится произвести в жизни встреченных людей.

"Что значит быть христианином?" Ответ на этот вопрос может оказаться довольно шокирующим.

В одной из школ Красноярского края в декабре 2001 года дети высыпали на меня гору своих недоумений: оказалось, что на уроках Закона Божия в них пробуют вложить полную энциклопедию православных суеверий. Им уже поведали, что ИНН есть печать антихриста, что собака уносит из дома благодать, что Иван Грозный и Григорий Распутин - святые люди. Наконец, им сообщили, что люди перед всемирным потопом носили с собою фляжки с водой (и это было знамением того, что мир скоро потонет), а сегодня модно носить с собой зажигалки - и это знак того, что мир скоро сгорит... Вещали им эту ахинею дипломированные учительницы! Диплом-то у них настоящий. А вот приложить свои навыки критически-проверяющего мышления к проверке церковных сплетен они не решились. И в итоге к детям понесли бесцензурную дурь.

Вот образчик той бесцензурной "православной" педагогики, с которой "энтузиасты" приходят к детям:

Мальчик к батюшке пришел
И спросил со вздохом:
- Что такое "хорошо"
И что такое "плохо"?
Что такое ИНН?
- Нет у нас секретов:
ИНН - духовный плен,
Надо помнить это.
В зону нас шенгенскую
Втягивают споро,
Как в смолу геенскую.
Скоро, очень скоро
Ни купить, и ни продать
Невозможно будет
- Как же станут жить тогда
На планете люди?..
Завершается этот длинный рассказ так:
...Мальчик радостный пошел,
И решила кроха:
"С Богом - очень хорошо,
С ИННом - плохо!"

Было бы бессовестно сказать, будто все (или даже большинство) те педагоги, что сейчас преподают Закон Божий, несут такие откровения детям. Но и не видеть проблемы нельзя.

Принцип двойного контроля

Проблема состоит в том, что нынешняя форма взаимодействия школы и Церкви дает возможность "опричникам" от имени Православия входить в школы. Но не дает детям возможность узнать об ином понимании Православия, независимом от взглядов местных приходских активистов. О том, которое и породило великую и светлую православную культуру.

Выбор ведь очень простой: или мы оставляем людей (и маленьких, и больших, и детей, и учителей) наедине со стихией религиозной иррациональности, в мире бескультурья, в мире примитивнейших религиозных и магических практик, которые сегодня проповедуются на каждом углу, - или мы даем им возможность прикоснуться к традиции человеческой мысли на религиозные темы.

Когда речь шла о втаскивании в школу программ сексуального образования, то педагоги-новаторы причитали: "Ну как же дети будут об этом узнавать в подворотне?! Давайте мы их просветим!" Но когда речь идет о духовном образовании - то они же оказываются против!

Я, напротив, считаю, что эту часть человеческой жизни нельзя оставлять во власти стихии. Если Россия не желает быть растерзанной в межрелигиозных столкновениях, не желает платить судьбами своих детей за душевные болячки тех или иных религиозных активистов, то она должна взять под свой контроль ознакомление детей с основами религиозной культуры. Как православной, так и мусульманской.

Слишком многими ниточками Церковь уже связана с российским обществом, а потому наши болячки уже начинают угрожать и совсем сторонним людям.

Если рассуждать логически, альтернативой (то есть отрицанием) "основ православной культуры" является - "Без-основательное не-православное бес-культурье". Одно из проявлений бескультурья - религиозный экстремизм.

Для того чтобы в государственной школе не несли чепуху, прикрываясь православием, я полагаю, необходим двойной контроль. С одной стороны, церковь должна нести ответственность за то, кого она посылает в школу. С другой стороны, государство не должно бросать бедных неофитов-учителей в поток бурной, современной информации, оно должно помочь освоить культуру мысли на религиозные темы.

Как не потеряться в Церкви

Вот и произнес я это проблемное слово: "неофит", "новообращенный". Есть - основы православной культуры. Есть ее вершины. И есть реальная многомиллионная православная Церковь. Совпадают ли эти три круга? К сожалению, нет. Немалое число людей, живущих церковно-приходской жизнью, изрядную толику своего ума и своего сердца держат в еще-не-воспитанном и непреображенном состоянии. Усвоение культуры православной жизни предполагает обретение умения жить в Церкви. Не просто войти в нее, не просто обратиться. Но именно - жить.

Когда человек входит в мир Церкви, в нем естественно поселяется всеверие. Он переживает кризис: прежнее всецелое отторжение сменяется всецелым же принятием. Это нормально. Эта готовность есть признак нормального духовного становления. В этом покаянном кризисе и профессор светских наук должен понять, что ему есть чему поучиться у самой простенькой прихожаночки.

Но со временем из этого всеприятия вырастает серьезнейший кризис: в мире, в котором все равновелико и равноценно, теряется ориентация. Когда все небо одного цвета - по нему невозможно ориентироваться. Если считать равноценными советы старшей дежурной по третьему подсвечнику и слова апостола Павла; советы известной всему городу "тайной монахини" и слова Патриарха; анонимную листовку и творения св. Иоанна Златоуста - то голова очень быстро закружится в этом равноосве(я)щенном мире.

Чтобы избежать этого головокружения - необходимо со временем поставить вопрос о критериях истинности, о том, в какой иерархии соотнесены между собой различные источники церковного слова...

У меня и сегодня нет какой-то вполне отчетливой и ясной "методы" уяснения церковной истины. Православие устроено сложно. Как и всякий нормальный живой организм. Но, во всяком случае, за 20 лет моей жизни в Церкви у меня выработалась стойкая антипатия к расхожей формуле "святые отцы учат" ("святии отцы рекоша") - особенно когда с нее начинают свою оценку какой-нибудь вполне модерновой и современной проблемы... Пока я не увижу конкретной ссылки на конкретный текст того или иного Отца и не выясню, действительно ли этот текст имеет тот смысл, который ему навязывает пересказчик, а также не узнаю - был ли поддержан его голос другими Отцами Церкви, до тех пор я предпочту воздерживаться от согласия с этими слишком обобщающими и потому анонимными тезисами. В былые годы нерадивые (или ироничные) студенты-технари на экзамене по идейным предметам бойко рапортовали "Карлмарксфридрихэнгельс писал". Экзаменатору приходилось разлеплять эту спайку...

Вот так и сегодня надо учить людей не отождествлять случайно услышанное ими мнение с церковным учением. Для этого и нужна
церковная воспитанность.

Чтобы не множить ряды "ваххабитов" , надо объяснять человеку, что мир каждой из религий внутренне непрост.

Основы православной культуры - это, в частности, рассказ о том, как не потеряться в Церкви. Это рассказ о сложности. И о том, что даже святые не всегда были согласны между собою. И о том, что не надо и сегодня бояться дискуссий. Предупрежденный об этой сложности человек поостережется ломать свою судьбу о совет случайно встреченного монаха, призвавшего (ввиду наступления "последних времен") разрушить обычную колею жизни, семью, бросить работу или институт. Человек, знающий основы православной культуры, готов к тому, чтобы при встрече с такими наставлениями хотя бы про себя сказать: в Церкви есть и иные мнения по этим вопросам.

Но тот, кто знает, что в его собственной традиции есть разные мнения, поостережется и при встрече с глупостью, сказанной носителем другой традиции, сразу поставить знак равенства между этим "ваххабитом" и той традицией, от чьего имени тот ваххабитствует. Человек, знающий, какие глупости способны говорить его единоверцы, сможет воздержаться от того, чтобы отождествить глупость, сказанную иноверцем, с этим иноверием как таковым.

Значит, он будет осторожен и в своих реакциях на инаковерие.

Значит, и с этой точки зрения "основы православной культуры" - это лекарство от экстремизма.

Государственно выверенный учебник по "Основам православной культуры" - это превентивный образовательный удар против экстремизма.

13 января 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования