Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СТАРООБРЯДЕЦ", Н.-НОВГОРОД: Современное Древлеправославие в Румынии


Румыния — государство на юго-востоке Цент­ральной Европы, образовалось в XIX в. в результа­те слияния Валахии, Молдовы и Трансильвании, граничит на севере с Украиной и Молдавией, на юге — с Болгарией. С началом никоновых реформ и последовавших за ними гонений на ревнителей древлеправославия, многие христиане были вы­нуждены покинуть родное отечество и скрываться от преследований церковных и царских властей за границей. Уже в первой половине XVIII века отде­льные группы староверов появились в пределах Османской (Турецкой) империи.

В 1740-х, 1760-х гг. происходило переселение с Кубани казаков-некрасовцев, населивших в дельте Дуная несколько сел. Таким образом, к началу XIXвека в дельте Дуная, в Добрудже и Буковине (в то время входила в состав Австрийской империи) оказалось доволь­но значительное количество старообрядческих се­мей, сохранявших в неизменности традицию и веру предков.

"Липоване" в современной Румынии — обобщен­ное наименование русского старожильческого (в основном старообрядческого) населения, которых насчитывается около 100 тысяч человек.

В столице Румынии — Бухаресте действует со­циально-культурное общество "Община русских-липован Румынии". Общество имеет свои предста­вительства во многих городах и селах, в которых проживают липоване. Находясь на государствен­ном обеспечении, общество выпускает газеты "Зори" и "Китежград" на русском и румынском языках. Выходит также и другая печатная продук­ция по традиционной культуре и истории и многое другое. Организуются разные мероприятия, все это имеет своей целью сохранение русской культу­ры и русского языка как родного.

Историческими областями проживания русских-липован в Румынии являются уезды Добруджи, Молдовы и Буковины. Казаки-некрасовцы (также относящиеся к липованам) проживают в Добрудже, а также в Болгарии в селах Казашко и Татарицы, исторически связанных с Добруджей. Фактическим старообрядческим центром является г. Брэила.

Среди линован распространены различные ста­рообрядческие согласия, о сегодняшнем дне кото­рых хотелось бы кратко рассказать. Белокриницкая старообрядческая церковь — наиболее много­численное согласие в Румынии. Предстоятель Белокриницкой Церкви владыка Леонтий, архиепи­скоп Брэиловский и всех старообрядцев митропо­лит. Белокриницкая митрополия окормляет при­ходы не только в Румынии, но и за границей. Мит­рополия объединяет такие епархии, как Славская, Молдавская, Австрало-Канадская и Американ­ская, предполагается восстановить епископскую кафедру в г. Тульча. В Румынии насчитывается около 50 приходов в ряде уездов Молдовы и Буко­вины, а также в уездах Тульча и Констанца в До­брудже.

Выходцами из Румынии в итальянском городе Турин образована белокриницкая община, которая собирается приступить к строительству храма.

Древлеправославная (Новозыбковская) Цер­ковь имеет пять приходов, все находятся в уезде Тульча. Среди прихожан много казаков-некрасовцев. Епископская кафедра пустует после отделе­ния епископа Евмения Тульчинского и всея Румы­нии со своими приверженцами. Приходы находят­ся в прямом подчинении древлеправославного Патриарха Александра. В связи с разделением и нестабильностью в Новозыбковской Церкви, часть прихожан отказалась от иерархии, став фак­тическими безпоповцами (хатники).

Хатники (старые) — своеобразное старообряд­ческое согласие, появившееся в Румынии, внешне схожие с российскими часовенными. Прозваны так оттого, что для молитвы собираются по домам (в хатах). Происходят от беглопоповцев, не при­нявших как Белокриницкую иерархию, так и Новозыбковскую, и ставшие безпоповндми. Жили в Добрудже, распространены были среди Некрасовцев. Постепенно влились в различные согласия, до настоящего времени сохраняются небольшие ло­кальные группы преклонного возраста. В Болгарии хатниками являются казаки-некрасовцы, прожи­вающие в селе Казашко.

Хатники (новые) происходят в основном от новозыбковцев (тоже некрасовцы). Появились в 2000 году в Добрудже, существуют небольшие группы. Предпринимаются попытки оформиться организационно. В Славе Черкесской образовыва­ется община и молитвенный дом.

Поморская Церковь представлена небольшой общиной при часовне в предместье Писк (Хутор) города Брэила, а также старопоморской общиной в г. Тульча. Поддерживают некоторые отношения с Преображенской общиной в Москве.

Вот некоторые сведения о современном румын­ском старообрядчестве. В последнее время появ­ляется много новых проблем, среди них нежелание молодежи изучать русский язык и культуру, и как следствие — уход от традиционного уклада жизни и от веры.

Усилилось смешение с румынами. Современная бездуховность приводит к отпадению потомствен­ных старообрядцев от веры предков. Будем надеяться, что восстановление контак­тов с единоверными братьями во Христе, как в России, так и во всем мире, приведет к благотвор­ным результатам и даст новый толчок развитию старообрядчества в Румынии.

Алексей БЕЗГОДОВ (Москва) Ксения КРАСОВСКИ (Бухарест)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования