Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТЕР", ЛИПЕЦК: Верю и не верю я в эти суеверия


Бог шельму метит

Мистические профессии были весьма популярны у наших пращуров. В каждом поселении имелось более десятка колдунов разных "специализаций".

Среди них так называемые облакопрогонники, отвечающие за налаживание погоды, ворожеи и волхвы, занимающиеся предсказыванием будущего, снотолкователи и чародеи – прообразы современных психологов, психиатров и экстрасенсов, зелейщики, занимающиеся врачеванием. Им и можно приписать авторство большинства суеверий.

К примеру, занедужившему человеку подвешивали к больному месту скорлупу грецкого ореха с живым пауком внутри. Через несколько дней скорлупу раскрывали и смотрели: если паук свивал паутину, значит, болезнь неопасная. Вялое или, не дай бог, мертвое насекомое предрекало близкую кончину больного. Были и полезные поверья. Беременной женщине на грудь вешали сырое яйцо в мешочке, с которым будущей маме не дозволялось расставаться даже ночью. Женщина должна была сохранить яйцо в целости и сохранности вплоть до родов. Верили, что оно защитит от выкидыша. И в самом деле, как аккуратно должна была двигаться женщина, чтобы не разбить хрупкое яйцо!

Колдунов представляли грозными, злыми, очень старыми или страшными. Это опасные люди: "Бог отметил шельму". Ведуном мог слыть и обычный по виду человек, наделенный способностями к чародейству. Его отличал "недобрый взгляд" или "недобрый глаз". Кроме того, у колдуна, знающегося с обитателями потустороннего мира, отражение в зрачках, считалось, перевернуто вверх ногами, а иногда за ним следуют две тени...

Различали колдунов "природных", "самородков" (у них есть маленький хвостик), и тех, кто научился колдовать по заключении договора с нечистой силой. Колдуны-"урожденцы" сильнее "ученых"; в некоторых губерниях России считалось даже, что они "от Бога".

Колдуны мужеского полу встречались реже, чем знахарки и ведьмы, потому их и считали "старшими", "сильными" чародеями. Вслед за ними по рангу следовали бабы-кудесницы, вещие женки, чародейки, волхвитки… Но и среди представительниц прекрасного пола были сильные волшебницы. Всех их вместе взятых воплотила в своем образе наша Баба Яга.

Духи по ранжиру

Наши предки-язычники, породнившись со стихиями, не могли не сознавать и в человеческой душе той великой силы, которая так страшна казалась им в обожествляемых вихре, огне или воде. В центре внимания была ежегодная "драма жизни Земли" и неразрывно связанного с ней человека. В размеченной праздниками и обрядами смене времен года участвуют не только "живые стихии", не только силы плодородия, но и разнообразные духи, обитающие в воде, земле, воздухе, хозяева стихий, хозяева крестьянского дома и подворья.

Надо отдать должное древним – в их верованиях нет ничего случайного: все древние духи имели строго функциональное значение. Дух срубленных деревьев – домовой – оберегал дом, полунницей – женой духа полей – пугали крестьянских ребятишек, чтобы они не лезли в поле и не портили посевы. А нерадивые работники знали: стоит уснуть в разгар рабочего дня в меже, тут же нападут на тебя мелкие бесы – межевики и луговики. К тому же на духов можно было перевалить и часть человеческих грехов, неприемлемых в древнем обществе. Откуда, к примеру, брались незаконнорожденные дети? Древние верили, что раз в год черный безголосый петух сносит каменное яйцо. Из него выводится змей, который летает к одиноким вдовам и старым девам, соблазняя их в образе прекрасного юноши.

А души мертворожденных детей принимают образ кикимор, которые с детской непосредственностью любят пошалить в доме: спутать пряжу у хозяйки, запутать гривы у оставленных без присмотра лошадей.

Поразительна живучесть суеверных представлений в нашей среде, их приспособляемость к стремительно меняющемуся миру. Возможно, это свидетельствует о подсознательном ощущении шаткости всего в этом мире, где он ощущает себя окруженным невидимыми враждебными силами и существами. А может, нам просто не хватает в жизни романтики, и потому так популярны становятся давно забытые праздники – Иван Купала, рождественские святки.

Николай МИХАЛЕВ

8 января 2003 г. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования