Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Архимандрит Макарий (Веретенников). Русские святые, подвизавшиеся вне пределов Русской Церкви [история Церкви]


Русская земля, произрастившая множество святых, стяжала себе тем самым именование Святой Руси. Множество подвигов и различных добродетелей явили угодники Божий. Среди них имеются также подвижники, которые пришли на Русь из других стран, обретя здесь свою духовную родину. Нередко русские подвижники полагали начало своим монашеским трудам за пределами земли Русской, и прежде всего на Афоне. Это преподобные Антоний Печерский (+ 1073; пам. 10 июля), Арсений Коневский +| 1447; пам. 12 июня), Сергий Муромский (+ 1412; пам. 7 окт.), Нил Сорский (+ 1508; пам. 7 мая), Иннокентий Вологодский (+ 1521; пам. 19 марта). Известны также имена наших соотечественников, явившихся образцами и светочами веры Христовой в различных уголках земного шара [1].

Сейчас в Америке много православных юрисдикций [2], но полагали начало святому православию на американской земле русские миссионеры. Постриженник Валаамского монастыря преподобный Герман завершил свой молитвенный подвиг на Аляске, получив именование Аляскинского (1757—1837; пам. 27 июля) [3]. "Божественная благодать, наполнявшая душу преподобного Германа, преображала сердца людей, общавшихся с ним" [4]. Его труды явились евангельской закваской, благодаря которой произросли обильные плоды веры Христовой.

Святители Иннокентий и Тихон провели в Америке лишь часть своей жизни, но оставили там о себе большую память. Оба они скончались на Московской кафедре. По просьбе Американской Церкви святитель Иннокентий (1737—1879; пам. 31 марта) был канонизирован Русской Церковью в 1977 г. [5]. Это был миссионер, молитвенник, подвижник, богослов, переводчик. Ему принадлежит одно из лучших творений православного миссионерства — "Указание пути в Царствие Небесное" [6].

Патриарх Тихон (f 1925; пам. 25 марта) был канонизован на архиерейском Соборе в 1989 г. во время празднования 400-летая учреждения Патриаршества на Руси [7]. Годы его Патриаршества пришлись на время тяжелых гонений на Церковь со стороны молодого советского государства.

Подобно преподобному Герману Аляскинскому, скончался, не разлучившись со своей паствой, архиепископ Николай, получивший именование апостола Японии (+ 1912; пам. 3 февр.). Свое миссионерское служение в Стране восходящего солнца он начинал иеромонахом. Принятие христианства тогда в Японии каралось смертной казнью. Святитель пережил тяжелое время русско-японской войны  [8]. Своими неустанными трудами он положил начало Православной Церкви в Японии.

Жизнь миссионеров была полна постоянных трудов, но перед своей блаженной кончиной они видели плоды своих трудов — ниву Господню, начинавшую плодоносить. Уделом другого подвига русских людей было одиночество и жестокие побои. В мусульманском мире русские люди явили крепость веры, твердость следования евангельским заповедям и верность православию.

Наиболее известно имя святого праведного Иоанна Русского (+ 1730; пам. 27 мая), канонизированного за свои подвиги Элладской Церковью и внесенного затем нашей Церковью в Месяцеслов [9]. Он был взят в плен во время прутского похода петровской армии. На все требования своего хозяина принять мусульманство он отвечал: "Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобою, но Небесному Царю истинного служения и правыя веры родителей моих никогда не отрекусь: в христианстве я родился, христианином и умру" [10]. Он остался верен православию и теперь почитается как адамант веры.
Афонский Патерик сохранил имя преподобномученика Пахомия. Это был уроженец Малороссии, он был захвачен татарами и продан затем турку-кожевнику из Малой Азии. 27 лет, прилежно трудясь, противостоял он соблазнам изменить православию. Даже дочь хозяина предлагалась ему в жены. Но однажды он сильно заболел. После выздоровления его насильно одели в турецкие одежды, так как уверяли, что во время болезни он отрекся от Христа. Затем он пошел на святую гору Афон, принял здесь монашество и долго подвизался. Укрепившись духом, он возвратился в места, где его потурчили, и исповедал православие. "Святой Пахомий пострадал 1730 года, мая 8, в день Вознесения... Святые мощи его находятся на острове Патмосе в монастыре святого Иоанна Богослова" [11].

Вскоре после праведного Иоанна Русского в Стамбуле пострадал еще один православный русский — иеромонах Константин [12] (Неаполитанский). Он был священником в русском посольстве. Во время военных действий при императрице Елизавете Петровне он был на Афоне, посетил Святую землю. Затем с возобновлением мира он возвратился назад. Но здесь в силу стечения каких-то внутренних обстоятельств он решил отречься от православия и принять мусульманство. Он был принят даже султаном. Но недолго длилось его духовное затмение. "Долго, горько, чрезвычайно горько, плакал он о своем несчастии, подобно кающемуся Петру, взывая о помиловании. Наконец, презирая стыд и страх, он повязал ветхим платком свою главу и в раз-дранной ряске явился во дворец султана. Там, на том самом месте и при тех самых царедворцах султана, он бросил на пол турецкое платье, которым одели его в минуты его отступления, попирая, топтал оное и громогласно проклинал Магомета и его учение, проклинал и всех его последователей". За это он был немедленно предан казни, ему отрубили голову 26 декабря 1743г. [13]

Можно назвать имя еще одного русского подвижника, которого звали Андреем. Предполагается, что он родился на Северном Кавказе, был захвачен в плен в юном возрасте и продан в рабство в Каир. Его добросовестные труды вызвали у хозяина желание навязать ему ислам. Не преуспев в этом начинании, он продал его другому, более ревностному, мусульманину. Другой хозяин еще с большей жестокостью стал отвращать неподатливого русского от веры отцов. После многих истязаний Андрея выкупил один армянин, и последние годы жизни он пребывал в православном монастыре. "Андрей Москов (русский) жил лет 12 в Георгиевском монастыре в качестве призреваемого, умер в 50-х гг. XIX в. и погребен на Старокаирском православном кладбище" [14].

За многовековое противостояние мусульманству подобных имен Богу известно несомненно больше. Но и названные примеры достаточно показывают твердость в православии наших соотечественников. Их чтут и призывают в своих молитвах в других православных церквах, чтут наших соотечественников и там, куда они принесли свет Православия, насаждая его своими миссионерскими усилиями. Об их трудах можно сказать словами пророка Исайи: "...И присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова" (Ис. 14,1). Усилиями русских миссионеров православие перешагнуло из Сибири на Аляску, в Японию.

Как видим, все названные святые истово трудились на благо Святого Православия, созидая своими трудами и подвигами Святую Русь, нашу страну. Их святость и ревность служат и поныне добрым примером всем, обращающимся к их духовным заветам. "Тела их погребены в мире, и имена живут в роды; народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь возвещать хвалу" (Сир. 74, 13—14). Русская Православная Церковь, совершая их священную память, являет нам их благочестивые заветы молитвенного служения миру и братолюбию наших соотечественников.


[1] Здесь не учитываются мученики, пострадавшие в свое время вне пределов Московской Руси, например, святой Иоанн (+ 1529; пам. 24 янв.), замученный в Казани до ее покорения, или священник Исидор, пострадавший от латинян в Юрьеве в 1472 г. (пам. 8 янв.). Попутно следует указать еще один малоизвестный факт. Внучка князя Ярослава Мудрого, дочь французской королевы Анны Ярославны, блаженная Эдигна (+ 1109) подвизалась под Мюнхеном (Тысячелетие почитания Пресвятой Богородицы на Руси и в Германии. Изд. отд. Московской Патриархии. Ин-т Вост. Церквей в Регенсбурге. Мюнхен; Цюрих. 1990. С. 182).

[2] Русское рассеяние обратило внимание на древних святых, подвизавшихся в западных странах. "В различных местах вселенной праведники Христа Единому Богу работали, единым духом водились и купно Им прославлены. Волна революций и реформации уничтожила их мощи на Западе, как дошедши до нашего отечества коснулась кощунственно и русских святых-. Она пыталась уничтожить их память, как и Иулиан Отступник сжигал святые мощи преподобных. Но они ликуют в Церкви Небесной, а мы должны еще более славить их труды, прославляя тем Бога, творящего чрез них чудеса" (Иоанн (Максимович), архиеп. О почитании святых, просиявших на Западе // Русский паломник. 1994. С. 58). Здесь же в статье приведены изображения православных икон западных святых.

[3]  Михаил, архиеп. Преподобный Герман Аляскинский, чудотворец // ЖМП. 1970. № 11. С. 60-72.

[4]  Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов (март-август). М., 1979. С. 638.

[5]  Евлогий, архим. Жизнь и апостольские труды Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879) // ЖМП. 1975. № 3. С. 58-65; он же. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в последние годы своей жизни // ЖМП. 1981. № 9. С. 68-70; Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность // ЖМП. 1979. № 3. С.70-75; № 4. С. 73-77; № 5. С. 73-77; № 6. С. 68-77.

[6] Настольная книга священнослужителя. Т. 3. С. 135.

[7] Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси // ЖМП. 1990. № 2. С. 56—68; Симон, архиеп. Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви // ЖМП. 1990. № 4. С. 63—66; Миссионерское служение святителя Тихона в Северной Америке // Там же. С. 67—70; Воспоминания о Святейшем Патриархе Тихоне // Там же. С. 70—72.

[8]  Казем-Бек а. Апостол Японии архиепископ Николай (Касаткин) (К 100-летию православия в Японии // ЖМП. 1960. № 7. С. 43-58; Кондрашев И., прот. Архиепископ Николай Касаткин — апостол Японии (В связи с 60-летием со дня кончины) // ЖМП. 1972. № 11. С. 62—74; Сергий (Ларин), архиеп. Славный юбилей апостола Японии — архиепископа Николая (Касаткина) // ЖМП. 1961. № 12. С. 22—28; Амбарцумов £., прот. Архиепископ Японский Николай (Касаткин) (Доклад на собрании, посвященном 100-летию со дня прибытия в Японию) // ЖМП. 1961. № 10. С. 14-20; Васильев А. Из воспоминаний об архиепископе Японском Николае // ЖМП. 1962. № 6. С. 75—76; Антоний (Мельников), архиеп. Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай // БТ. М., 1975. Сб. 14. С. 5—61.

[9]  Никитин В. Праведный Иоанн Русский, исповедник (К 250-летию со времени преставления) // ЖМП. 1980. № 6. С. 67—72.

[10]  Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв. (с портретами). Месяц июль. Изд. Введенской Оптиной пустыни. 1994. С. 455.

[11] Афонский Патерик, или Жизнеописания святых, на святой Афонской горе просиявших. М, 1897. Ч. 1. С. 459.

[12] Его имя уточнил архимандрит Леонид (Кавелин), обычно он именуется Констанцией (Леонид, архим. Иеромонах Константин Неаполитанский (Новгородский), капеллан русского императорского резидента в Константинополе // ЧОИДР. 1869. Кн. 1: Смесь. С. 23).

[13] Леонид, архим. Иеромонах Константин Неаполитанский (Новгородский), капеллан русского императорского резидента в Константинополе // ЧОИДР. 1869. Кн. 1: Смесь. С. 29. Имя сего священномученика встречается в агиографической литературе (Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителей. 2-е изд. Харьков, 1900. С. 480; Жития русских святых. Учебное пособие. Кн. 5. Коломна, изд. Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. 1993. С. 428). В патриаршем издании "Настольной книги священнослужителя" (М., 1978. Т. 2. С. 426) имя священномученика Констанция Русского (+ 1743) имеется, хотя агиографическая справка о нем отсутствует.

[14]  Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв. (с портретами). Месяц июль. Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1994. С. 118. См. также: Соловьев Г., свящ. Русский исповедник в Каире // Странник. СПб., 1866. Т. 3. Ч. 1. С. 5-28.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования