Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

И.А. Амирьянц. Армяне Москвы [религиоведение]


Армяне говорят на армянском языке, который является отдель­ной ветвью индо-европейской семьи языков. Среди московских армян бытуют диалекты армянского языка (карабахский, ереван­ский, диалекты армян Дона и районов Южной Грузии).

Армяне Москвы исповедуют христианство монофизитского тол­ка. Армяно-григорианская церковь одна из древних христианских церквей. Основана епископом Григором в 301 году. В догматическом и культовом отношении близка к православию. Возглавляется верховным патриархом католикосом всех армян, его резиденция в Е.Эчмиадзине. Среди московских армян незначительное число христиан-католиков и православных.

Армянская диаспора образовалась как результат национального и религиозного преследования, гонений и насильственных репрес­сий, которым армяне подвергались со стороны чужеземных завое­вателей, особенно за последние десятилетия существования Осман­ской империи. Многовековая борьба армянского народа с завоевате-лями-византийцами, персами, турками — шла с переменным успехом, но неравенство сил привело к падению армянской государственно­сти. В средние века армяне, основная масса которых жила на тер­ритории исторической Армении, завоеванной Персией и Турцией (мусульманские империи), стали покидать родину и создавать ко­лонии по всему свету, селясь по преимуществу в христианских стра­нах. Особо надежное политическое и религиозное убежище армян­ское население нашло в пределах Российского государства на его окраинных землях (Крым, Астраханская губерния, Украина).

Первое упоминание в летописи об армянах в Москве относится К XIV веку. Армяне издавна слыли отличными воинами, врачами, строителями, надежными посредниками в торговле со странами Востока Русью. Начиная с XIV в. они были частыми и желанными гостями в Москве. Армяне селились по соседству с торговыми людьми на Покровке в южной части Столпова переулка. В ХV-ХVI веках приток армян в Москву увеличился. Алексей Михайлович пригласил на постоянное жительство в столицу многих армян зо­лотых, серебряных дел мастеров и других искусных умельцев, В его царствование в Московском Кремле работал талантливый ар­мянский художник Богдан Салтанов, росписи которого сохрани­лись до наших дней. Уже в то время можно считать несомненным существование в Москве более или менее постоянной колонии ар­мян, которые жили на посаде. Отношения между русскими и армя­нами носили дружеский характер. Русские не чувствовали больших различий между православием и армянским вероисповеданием, "они охотно общались и пировали с армянами, допуская их в свои церкви, дружили и вступали с ними в брак".

В царствование Петра Алексеевича армянское население Моск­вы значительно возросло, и власти разрешили "открыть армяно-григорианскую церковь в Китай-городе, которую впоследствии перенесли на Пресню, где также жило много армян. Царь Петр Алек­сеевич, как и его отец, поощрял армян, живших в Персии, Осман­ской империи и в Крыму (Крымское ханство, в то время пока еще было вне пределов Российской империи) к переезду в российские пределы. В царском указе 1723 года отмечалось: "Мы не только их купечество защищать повелели, но и еще для вещей прибыли и пользы некоторыми особливыми привилегиями снабдевать и всемилостивейше жаловать будем". Такими привилегиями были наде­лены армянские купцы Игнатий Шериман (Шериманян), Лусиков И Ромаданский, Арапетовы, Делянбовы, Сумбатовы и др. Но осо­бую славу и почет среди них снискала сеигья Лазаревых. Вместе с российскими подданством многие их них со временем получили и русские дворянские титулы.

В середине XVIII в. семья Лазаревых переехала в Москву и со временем возглавила армянскую колонию. Старинный род Лазаре­вых, давший ряд талантливых политических деятелей, занимавших высокие посты при дворе персидских шахов, был известен с XV]. Однако в условиях политического и экономического гнета, испы­тываемого всеми слоями армянского народа, положение Лазаревых не могло оставаться стабильным. В 1750 г. они навсегда покинули Персию и переселились в Астрахань, а затем в 1758 году в Москву. По приезде в Москву глава семьи Лазарь Назарович Лазарев (Лаза-рян) купил у армянского купца Шеримана дом в Столповом переулке. Во второй половине XVIIIвека Лазаревы скупили земли и на противоположной стороне Армянского переулка и построили здесь дома, Лазарев-старший купил на Фроловке (Мясницкая), дом с садом, у князя Куракина, но через пару лет продал его Московскому почтам­ту. Владели Лазаревы домами на Сретенке и в Колпачном переулке.

В ряду видных политических деятелей екатерининской эпохи Лазаревы занимали почетное место. Они сблизились с влиятельными царедворцами Орловым, Потемкиным, Вяземским, Куракиным. В 1774 году Екатерина II возвела Лазаревых во дворянство. Не раз один из Лазаревых И.Л.Лазарев с большим успехом выполнял сложные по­ручения правительства, касавшиеся вопросов дипломатии и финансов. В 80-е годы XVIII в. усилилось переселение армян в Россию и особенно в Москву. И.Л.Лазарев всемерно способствовал этому: он ходатайствовал по делам армян в правительстве и перед Екатери­ной, помогал им деньгами. Он мечтал об организации школ для де­тей переселенцев, а "также соорудить со временем приличное зда­ние для воспитания и обучения бедных детей из армянской на­ции". Впоследствии в 1815 году в бывшем доме Лазаревых в Ар­мянском переулке распахнуло двери новое училище, в котором "велось преподавание разных наук для поступивших в оное воспи­танников как из среды армянской, так и других наций". Так было записано в институтской летописи. В дальнейшем это училище ста­ло называться Лазаревский институт восточных языков. Институт сыграл значительную роль в развитии отечественного востоковедения и внес свою лепту в деле ознакомления русского читателя с историей, литературой и культурой народов Кавказа, Ближнего и Среднего Востока. Учениками этого института были выдающиеся деятели армянской и русской культуры.

Армянская поговорка гласит, что там, где появляется хоть один армянин, там появляется школа и церковь. По прошению И.Л.Лазарева был принят царский указ, разрешавший построить в обеих столицах армянские церкви. Прошло несколько лет и в 1799 году Столпов переулок украсила Крестовоздвиженская армянская цер­ковь. Построенная в лучших традициях классицизма, она по кра­соте не уступала армянской церкви Св. Екатерины в Петербурге, творению выдающегося зодчего XVIII в. Ю.М.Фельтина. Сооруже­ние здесь армянской церкви, наличие в переулке владений армян­ских семей способствовало тому, что к концу XVIII в. за Столпо­вым переулком закрепилось название — Армянский, сохранившее­ся до наших дней. И ныне простирается он от Маросейки до Кри­воколенного переулка и едва не доходит до улицы Мясницкой. В начале 20-годов XIX Крестовоздвиженская церковь перестроилась под руководством крепостного архитектора И.Подъячева и украси­лась известным скульптором И. П. Витали.

Ранее в 1731 г. грузинский царь Вахтанг, в свите которого были и армяне, во время своего визита в Москву выделил земельный участок на Пресне,принадлежащий грузинскому престолу, для строительства армянской церкви и кладбища при ней. Здесь, на Пресне — другого компактного места расселения армянской общи­ны, была построена армянская церковь Успения Богородицы, а по Большой Грузинской улице — дома армянской церкви. Таким об­разом, церковь в Столповом (Армянском) переулке была вторым в Москве армянским храмом. Третья церковь была сооружена на Ва-аньковском (так писалось ранее) поле "иждивением двух братьев" Лазаревых. Территория для кладбища была приобретена армян­ским купцом Вааганом. В эту кладбищенскую церковь были пере­несены из пресненской армянской церкви останки погребенных в ней родственников Лазаревых.

Эта сохранившаяся до наших дней не очень интересная в архи­тектурном отношении церковь напоминает о направлении в зодчестве первой четверти XIX в. Что касается кладбища, то оно превратилось в своеобразный пантеон выдающихся деятелей армянской культуры и науки.

Большое значение для армянской общины, для его просвеще­ния имело открытие в Москве Лазаревыми в 1807 г. первой армян­ской типографии. Не справляясь с возросшим спросом на печат­ную продукцию, руководство армянской общины решило открыть в одном из флигелей Института восточных языков новую типогра­фию. Лазаревская типография в 1830-е годы слыла одной из лучших в Москве. Здесь печатались учебники, монографии, посо­бия и буклеты на 13 языках. В 1836 году за счет Лазаревых был из­дан в двух томах "Армяно-русский словарь, ряд ценных исто­рических работ, в том числе "Историю Армении Моисея Хоренского — V в. с примечаниями и приложениями".

Москва была одним из центров просвещения и культуры армян­ского народа, городом в котором сохранились следы деятельности представителей армянской общины. Здесь выходил прогрессивный журнал "Юсисапайл" (Северное сияние), началось возрождение нового армянского театра, возникли научные кружки и центры.

О росте численности армянской общины свидетельствуют пере­писи населения, наибольший приток мигрантов приходится на ко­нец XIX- начало XXв. Рамки компактного расселения армян рас­ширялись и уже не вмещали всех желающих.

Наметилась тенденция к дисперсному расселению, что не раз­рушало цельности сложившихся традиций армянской общины. Ар­мянам, живущим в иноэтничной среде, т.е. в русской, приходилось приспосабливаться к особенностям нового быта, учиться русскому языку, в большей или меньшей степени подвергаться воздействию русской культуры. Степень этого воздействия колебалась от не­значительных культурных заимствовании до полного растворения в основной массе русского населения путем языковой и религиоз­ной ассимиляции. С другой стороны, число перешедших в право­славие (а это было обязательным условием при поступлении на государственную службу в царской России) значительно уступало числу армян, перешедших на русский язык, но сохранивших на­циональную религию. Среди представителей общины одновремен­но существовали группы, хранившие национальное самосознание, хотя и испытывавшие культурное воздействие окружающей среды, двуязычные, перешедшие на русский язык и, наконец, слившиеся с основным населением города. Что же способствовало сохране­нию этнического самосознания и, в конечном игоге, сохранению общины, ее этнических особенностей. По нашему мнению, имен­но язык наряду с религией были в течение столетий этнообъединяющим фактором.

По данным переписи 1989 г., из общего числа московских ар­мян (43989) языком своей национальности признали около 19 тыс. человек.Армянемосквичи свободновладеют русским языком, значительная их часть считает его даже родным (24961). Эти циф­ры значительно выше тех же показателей по переписи 1979 г. С од­ной стороны, рост численности армянской общины возрос вслед­ствие объективных причин: землетрясения в Армении в 1988 г., по­громов в Сумгаите, Баку, Карабахской войны, а также развала СССР, когда в некоторых республиках сложилась неблагоприятная обста­новка для многих этнических групп. С другой стороны, среди моск­вичей-армян при быстрой "деэтнизании" их культуры, националь­ное самосознание и идентификация с собственной нацией возрас­тают. Что этому способствует однозначно ответить невозможно. Факторы, вызвавшие быстрый рост численности армянской общи­ны (они перечислены несколькими строками выше) также всколых­нули дремавшее у некоторых москвичей-армян этническое самосоз­нание. Люди потянулись друг к другу, им хотелось в эти тяжелые дни быть вместе и помочь по возможности своим соплеменникам. Незадолго до этих событий в бывшем Лазаревском институте был открыт центр армянской культуры "Армянский дом", где были открыты курсы изучения армянского языка, проводились тематическом вечера, концерты деятелей армянской и русской культуры, устраивались всевозможные выставки.

Другим местом притяжения москвичей-армян стала церковь, что в армянской части Ваганьковского кладбища. Во все времена церковь для армян была не только местом для выполнения опреде­ленных религиозных обрядов. Столетия без государственности, расчлененные и растоптанные, именно в церкви армяне видели опору в несчастье, спасение национальности и языка, преемствен­ность культуры.

Символ веры, принятой армянской церковью, есть учение о единосущности, т.е. монофизитизм. Это основное различие армян­ской церкви от других христианских церквей. Что касается других различий, то это, в первую очередь, - не признание армянской Церковью Халкедонского собора. Различия, имеющие скорее ха­рактер обрядности, нежели вероучения - это отношение к иконопочитанию. Не будучи изгнанным армянской церковью, почитание икон всегда было ею ограничено. В противоположность обычаям дру­гих христианских исповеданий, в домах армян не имеется никаких икон или иных священных изображений.

Армянская церковь не признает отдельного суда для каждого грешника, мук чистилища, восприятие блаженства тотчас после кончины, как не признает она и транссубстанций индульгенций и теорию папской непогрешимости. В деле догматов армянская цер­ковь почитает за лучшее простоту без всяких преувеличений. Фор­мула Unitasinnecessaris в ней низведена до границ самой строгой необходимости; libertasindubis применяется армянской церковью в самом широком значении.

Совершенно чужда духу армянской церкви веронетерпимость, когда отдельная или национальная церковь, как бы она не была обширна, могла присваивать себе характер универсальности. Согласно воззрению армянской церкви, всякая церковь, признающая Троичность, Воплощение и Искупление может входить в состав Вселенской Церкви и в качестве таковой дарует своим последова­телям право на вечное спасение. По представлениям армян, чтобы обеспечить себе вечное спасение, достаточно праведной жизни, со­гласной с евангельской моралью. Широкое понимание идеи хри­стианства, а также дух терпимости и свободы, составляющей сущ­ность армянской церкви, и воспитание в чувстве уважения к чужим верованиям, очень часто причиняло армянской церкви ущерб. Это облегчало пропаганду других христианских церквей среди армян и переход в то или иное христианское вероисповедание в тех случаях, когда их материальные выгоды можно было совместить с делом спасения. Армянская церковь не могла не замечать, что она облегчает доступ иностранной проповеди и отдавала себе отчет в пагубных последствиях такой веротерпимости. Однако, наперекор такой тенденции, она хотела остаться верной своим священным правилам богословского и церковного либерализма, она их храни­ла и сохранит неприкосновенными в будущем.

Несколько слов необходимо сказать о таинствах, признанных армянской церковью.

Соборование в армянской церкви не существует; кое-какие по­пытки ввести его в церковный обиход не имели успеха.

Крещение детей совершается путем полного горизонтального погружения в воду; впрочем, в случае настоятельной необходимо­сти, допускается крещение путем окропления. Конфирмация или святое миропомазание совершается совместно с этим таинством тем же священником, и ребенок, получивший крещение, допуска­ется немедленно к причащению губами, т.е. частицы Св.Даров ка­саются его языка. Эти три таинства происходят одновременно и только их совокупность делает крещение действительным. Таким образом, ни обычая первого причащения, ни более поздней кон­фирмации армянская церковь не знает.

Причащают всех верующих без различия возраста, причем час­тицы Святых Даров опускают в вино. Св.Дары изготовляются из хлеба, в котором нет дрожжей, довольно плотного и испеченного священником в самое утро обедни; на хлеб круглой формы нано­сится отпечаток креста и иных украшений. Вино должно быть чис­тым т.е. без примеси воды. Освященный хлеб бывает один и вес его пропорционально числу участников. Последние стоят, когда свя­щенник возлагает им на язык кусочки хлеба, размягченные в вине Св.Даров. Существовал обычай сберегать в церквах засохшие ку­сочки для больных и для всех тех, кто в исключительном случае захотел бы причащаться вне обедни.

Таинство покаяния или исповеди происходит согласно с общей формулой, причем исповедующийся говорит о своих грехах, духов­ник же воздерживается от пространного допроса. Как правило, ме­жду исповедью и отпущением грехов проходит несколько дней с тем, чтобы дать возможность кающемуся должным образом приго­товиться к причащению, которое следует непосредственно за отпу­щением грехов.

Таинство брака оформляется как обряд венчания, совершаемый только священником, дающим благословения с разрешения епи­скопа. Развод дозволяется каноническими правилами армянской Церкви. Армяне Москвы, являясь гражданами Российской импе­рии, в лице церкви видели центр сохранения с его помощью своей самостоятельности, школы, языка и родных обычаев.

В жизни московских армян, как и всего зарубежного армянско­го населения, национальная школа играет роль не только одного из центров просвещения и образования, но и одного из средств их национального существования. Армянская национальная Школа нового типа получила свое оформление в общине в конце XVIIIв Сегодня в Москве существует школа-десятилетка с преподаванием ряда предметов на армянском языке для армянских детей, а также для тех детей, кто пожелал изучить армянский язык. В армянской колонии существовали и духовные школы.

В течение многихвеков,как и сейчас,армянская епархия подчинялась первопрестолу армянской церкви Эчмиадзину, в силу чего не обрывалась связь московских армян с родиной их предков. Армянская московская церковь живет и творит идеями Эчмиадзина. Оттуда поступает литература и церковные календари и молит­венники. В конкретных для России условиях общественной жизни религиозно-церковное управление вплоть до Октябрьской револю­ции продолжало служить основой правового положения армянской общины. В то же время оно служило и, надеемся, будет служить формой сохранения и консолидации местного армянского населе­ния. В рамках религиозно-церковного управления московские ар­мяне пользовались определенными правовыми гарантиями сущест­вования на основе родного языка, быта, традиций и культуры. Епархиальные органы общины пользовались правом решения се­мейных и наследственных вопросов в соответствии с вековыми обычаями армян и каноническими правилами армянской церкви.

С установлением советской власти, отстранением церкви от государства, отлучением людей от церкви, влияние церкви ослабло. Гонение на верующих, разрушение храмов не могло не сказаться на отношения людей и церкви. В 1933 году разрушена армянская Крестовоздвиженская церковь в Армянском переулке. Прихожане перестали ходить в церковь, ослабевала твердость веры, молодежь, следуя примеру старших, находила различные предлоги вовсе не посещать церковь, так как это было небезопасно.

Модернизация идеологии и обрядности армянской церкви со­вершается под влиянием больших изменений в характере религи­озности самих верующих, что проявляется как в прямом отрица­нии, так и в ослаблении связей с церковью, в сведении своих рели­гиозных потребностей к чисто обрядовой стороне. Приспособи-тельская деятельность армяно-григорианской церкви коснулась не только религиозной идеологии, но и религиозного культа, церковной обрядности. Церковь не очень настаивает на соблюдение по­стов, нет пасхального крестного хода (штат церкви очень мал), от-менено освящение пасхальной снеди. Упор делается на нравствен­ном усвоении догматов веры, а не на формальном их выполнении. Долгие годы отлучения людей от церкви сузили возможность ее религиозного влияния, произошли разрушительные изменения в сознании верующих.

Но путь людей верующих и неверующих к храму вновь расчищен. Люди приходят в свою церковь — кто помолится, кто поставить свечи. Если еще несколько лет тому назад венчание, креще­ние, отпевание были редкостью, то в наши дни эти обряды приоб­ретают массовой характер.

Приход армянской церкви в Москве (в истинном понимании этого слова) трудно количественно определить, так как не прово­дится ежедневная служба. Дни службы — суббота и воскресенье. В эти дни маленькая церковь не может вместить всех желающих. Те, (кто не могут попасть в церковь, собираются вокруг нее и обсужда­ют все проблемы как общеармянской диаспоры, так и свои общин­ные. Московская администрация недавно приняла решение о вы­делении земли под строительство новой армянской церкви.

Более трети московских армян так или иначе отмечают и рели­гиозные и календарные праздники: рождество (цнунд), отмечается 24 декабря и 7 января, пасха (затык) тоже отмечается дважды, как в Армении, неделей раньше, так и с православными, Бывают годы, когда армянская и православная пасха совпадают днями. Праздник вардавар, отмечаемый летом (праздник Янки Купалы) возродился среди московских армян сравнительно недавно. Есть особый тра­урный день — 24 апреля, когда представители армянской общины, как правило студенты и интеллигенция, собираются на кладбище, чтобы отметить начало массового геноцида армянского народа в 1915 году. В этот день звучат траурные мелодии, стихи армянских поэтов. В церкви проводится специальная служба по всем убиен­ным и растерзанным. Посещают армяне кладбище в родительские дни, а также 2 мая - день поминовения всех усопших.

Несколько лет тому назад на средства членов армянской общи­ны на кладбище, рядом с церковью поставлен хачкар (каменный крест) в знак памяти всех пострадавших в землетрясении и всех убиенных в Карабахских событиях. Этот крест является скорбным символом на общей могиле тех, кто по тем или иным причинам не смог быть похоронен по армянским обычаям. К этому кресту при­ходят те, кто не имеет возможности посещать могилы своих род­ных, оставленных на чужой земле.

Армянскую московскую церковь возглавляет настоятель епи­скоп Тиран. Церковное управление осуществляется небольшим со­ветом из представителей армянской общины. Настоятель церкви принимает активное участие в делах общины. Его можно видеть на многих мероприятиях связанных с теми или иными событиями в жизни общины. Для урегулирования карабахской проблемы и при­остановлении военных действий Тиран встречался с представите­лями азербайджанского духовенства. Армянская московская цер­ковь поддерживает тесные связи с представителями других конфес­сий в Москве, а также с армянскими общинами Дальнего и Ближнего зарубежья.

В жизни армянской общины в последние годы произошли важ­ные события. В 1992 году была организационно оформлена возро­жденная община. Избрано правление и руководство. За короткий срок сделано многое. Выходит ежемесячная газета "Армянский вестник", вновь стал издаваться журнал "Проармения". Ежеме­сячно по каналу радио "Эхо Москвы" в получасовой передаче рассказывается о наиболее важных событиях общины. Торжественны­ми собраниями и концертами отмечаются знаменательные даты представителями армянской культуры и науки. Стараниями руко­водителей армянской общины часто проводятся выставки работ ар­мянских художников.

Москва. Народы и религии. Иститут этнологии и антропологии. М.1997. сс.134-144.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования