Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Иером. Тарасий Курганский. Перелом в древнерусском богословии (Великороссийское и малороссийское богословие XVI-XVII вв.). Оглавление. [богословие]


Иеромонах Тарасий
ПЕРЕЛОМ

В ДРЕВНЕРУССКОМ
БОГОСЛОВИИ

Варшава. Синодальная Типография. 1927. 188 с.


Издание Редакции "Воскресного Чтения", с предисловием Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония (Храповицкого).


ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Общий характер богословия Московского и Киeвcкоro

Богословы Московские

1. Общие сведения о них - 6
2. Церковность древне-русского богословствования -10
3. Источникразумениябогооткровенных истин— созерцание - 16
4. Святоотеческие системы христианского учения -22
5. Богословие древне-русское в отношении к древнему и к современной ему жизни - 32
6. Древне-русское богословие и монашество - 40
 

Богословы Киевские

1. Религия и богословие латинян - 47
2. Kиeвcкoe богословие - 55
3. Разделение Киевского катихизиса - 62
4. Содержание учений о вере, надежде и любви -71

ГЛАВА ВТОРАЯ
Сравнительное учение о воплощении и искуплении

1. Общий характер отеческого учения о Сыне Божием - 79
2. Древнеотеческое учение о воплощении - 87
3. Учение о том же Московских богословов -98
4. Особенности западного богословствования о воплощении- 110
5. Значение воплощения с аскетической (церковной) точки зрения - 122
6. Искупление от власти диавола - 130
7. Pyccкие богословы о том же - 137
8. Искупление у латинских и южнорусских богословов - 148

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Разбор учения о таинствах

1. Учение древнеотеческое- 154
2. Учение о благочестии Московских богословов - 169
3. Учение о таинствах в латинском и Киевском богословии-175


{3}

Предисловие митрополита Антония (Храповицкого)

Названное сочинение принадлежит перу покойнаго иepoмoнаха Tapacия (Курганскаго); оно было его кандидатской работой в 1899-1900 годах, когда он в сане иepoмoнаха оканчивал курс Казанской Духовной Академии, имея 25 лет от роду, — и впервые было напечатано в "Миссионерском Обозрении" за 1903 год под заглавиемъ: "Великороссийское малороссийское богословие XYI и XVII веков". Iеромонах Тарасий был одарен блестящим талантом и обладал огромною начитанностью с детства, которое проводил в Mocкве в старообрядческой семье у отца и матери.

Окончив курс Московской гимназии, он поступил в Духовную Академию, а затем, побыв полгода духовником при каторжной тюрьме в Зеренуте за Нерчинском, поступил на духовно-учебную службу и с перваго же года прославился, как проповедник и лектор.

Он скончался в Москве 30 августа 1904 года в звании смотрителя Заиконоспасскаго духовнаго училища на 29 году своей жизни. Кроме предлагаемой кандидатской диссертации, он напечатал несколько проповедей, а затем ряд критических статей в Московском духовном журнале: "Вера и Церковь" о сочинениях Милюкова "Очерки русской культуры". Эти статьи были предметом его публичных лекций в Житомире и привлекали многочисленных слушателей.

Мы не будем теперь распространяться о его прекрасной, высоконаучной диссертации, а укажем только на то, что при всей, просто невероятной по своему объему начитанности, 24-летняго тогда автора в Св. Библии, св. отцах и в богословской науке он не успел получить и принять во внимание одного весьма для него ценнаго источника по истории догматическаго богословия, о котором здесь нужно сказать несколько слов. — Разумеем книгу иepoмонаха Кирилла Tpaнквилионa „Зерцало Богословия", впервые напечатанное "в монастыре Почаевском" в 1617 году, а впоследствии неоднократно переизданное и самим автором, перешедшим, увы, в униатскую веру, и его дальнейшими единомышленниками, —переизданное в искаженном виде с явно латинским направлением.

Наш автор, иеромонах Тарасий, считал первыми представителями южнорусскаго богословия 17 века только протоиерея Лаврентия Зизания, автора Большого Катихизиса, и Митрополита {4} Петра Могилу, автора Малаго Катихизиса, или так называемого Православнаго Исповедания, которых автор справедливо признает первовиновниками римско-католическаго влияния на наше школьное богословиe, сохранившегося в нем до последнего времени, и представляет это влияние "малороссийским". Уже после кончины нашего автора, или незадолго до нее, я мог ознакомиться в Почаевской Лавре с вышеупомянутой книгой Кирилла Транквилиона в ея первоначальном виде и почитаю долгом засвидетельствовать, что она. совершенно чужда латинскаго влияния так что называть последнее малороссийским нe вполне справедливо.

I. "Зерцало Богословия" иеромонаха Кирилла так же, как и прочие древнерусские богословские сочинения, свободно от схоластическаго деления христианского богословия по отделам веры, надежды и любви;

II. Совершенно свободно от изъяснения нашего спасения Господом Иисусом Христом в юридическом смысле, как это началось у насс Лаврентия Зизания ("иже всея зизания, т. е. плевела на поле церковном" — слова одного стараго русскаго богослова);

III. „Зерцало" не имеет механического учения о таинствах и не утверждает их седмеричнаго числа. Словом, оно несравненно ближе к древлеотеческому богословию, нежели к средневековому латинскому и современному школьному.

В упомянутом "Зерцале" автор, изложив достаточно подробно православное учение о Боге, о Святой Троице, и воплощении, переходит далее, по примеру древнейших oтцев, a еще ранее — и мужей Апостольских, к изложению понятия о двух царствах — Божием и диавольском— и их взаимной борьбе, и подобно книгам Новаго Завета и в частности творениям Ап. Иоанна, начинающимся с учения о Боге и Его Сыне и заканчивающимся Апокалипсисом то-есть пророчеством о борьбе царства Христова с царством диавола, с каковым оттенком изложено и IV-oe евангелие.

Быть может, злосчастный переход Транквиллиона в римскую унию был причиной тому, что последующие южнорусские богословы не пользовались его „Зерцалом", и оно вместе со своим автором предано было забвению.


 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования