Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Ханс Вининг. Навстречу Святому Духу. Введение в принципы квакерской веры и практики [религиоведение]


"Во всех странах, землях, на островах, среди наций, везде где бы вы ни находились, являйте пример того, что вы своим поведением и вашей жизнью можете проповедовать среди разных людей и для них. Тогда вы сможете идти бодро и радостно по свету, откликаясь на то, что от Бога в каждом".
Джордж Фокс, 1656 год.

ВВЕДЕНИЕ.

Квакерское движение началось в середине 17 века в Англии. Его сторонники называли себя Друзьями Истины, так как они считали себя Друзьями Иисуса. (Ин. 15:15). Со временем они стали известны как просто Друзья. Квакерами Друзей стали называть в насмешку, используя это слово как прозвище, поскольку про Друзей говорили , что они дрожат или трепещут в своем религиозном рвении. С тех пор Друзья приняли это название , и сегодня слово Друг и квакер имеют одно и то же значение. Официальное название квакерского движения сейчас - Религиозное Общество Друзей (Quakers, Квакеры).

Изначально это введение было подготовлено к проведению "Собрания для обучения, чтобы помочь новой группе Друзей в Литве познакомиться с принципами квакерской веры и практики.

Текст основан на целом ряде лифлетов, брошюр и книг. Я благодарю всех Друзей и организации, которые снабдили меня своими материалами, особенно Квакерскую Домашнюю Службу Британского Годового Собрания и общую конференцию Друзей в Филадельфии. Вы можете найти список источников и других публикаций на ту же тему в списке литературы. Я также благодарю Друзей, прочитавших этот текст и сделавших практические замечания.

Конечно, такое краткое введение не может глубоко раскрыть всех аспектов Друзей и квакеризма. Кроме того, я понимаю, что мой отбор текстов субъективен. И все-таки я надеюсь, что книга поможет заинтересовать отдельных людей и группы в дальнейшем поиске информации о квакерах, их религиозных принципах, идеалах и способах претворения их веры в действие.

Приглашаю Друзей переводить эту публикацию на свои языки и использовать ее для сообщений о квакерах. На протяжении столетий Друзья ввели и использовали много слов и фраз,которые очень трудно перевести на другие языки. Редактируя текст, я пытался избежать "квакерского английского", но это, разумеется, не легко и не всегда мне удавалось.

За дальнейшей информацией вы можете обращаться в офис Всемирного Комитета Друзей по Консультациям в Лондоне или в офис Европейской и Ближневосточной секции в Лейдене.

Основные религиозные принципы квакеров.

Квакерские истоки. Джордж Фокс.

Друзья начали радикальный пересмотр Христианской Правды в Англии в 17 веке. Нараннем этапе это движение всецело определял Джордж Фокс.Он родился в 1624 году в семье довольно преуспевающего ткачаи истово религиозной матери. Серьезный, самоуглубленный, физически развитый, он был в раннем возрасте вовлечен в религиозные заботы. Он был глубоко поражен неспособностью наставников, поучающих христиан жить в соответствии с их религиозными принципами.

В 19 лет он оставил дом ради духовных исканий. Он повсюду искал религиозных лидеров и требовал от них ответов на свои вопросы. Его скитания и поиски продолжались четыре года, но, казалось, никтоне понимал его и никто не принимал реальность его внутреннего конфликта. Постепенно в нем выросло убеждение, что Бог дал ему ответ внутри него самого. В 1647 годуон услышал голос, который сказал: "Есть только один, сам Христос Иисус, кто может обращаться к твоему состоянию". Этотопыт изменил его жизнь, его религиозные убеждения и его взгляд на взаимоотношение человеческого и божественного.

Он посвятилоставшуюся часть своей жизни распространению этого нового понимания.

Джордж Фокс сидел в тюрьме 8 раз за распространение своих религиозных идей и за те радикальные последствия, которые они имели. Он страдалот жестоких побоев сильного переутомления и лишений. Он действительно был героической и непоколебимой личностью и подлиннымрелигиозным гением. Его

"Дневник" идругие произведения продолжают быть базовыми работами Религиозного Общества Друзей, основателем которого он, по общему мнению, считается. Он так хорошо знал Библию, что многое в его произведениях почерпнуто из библейских источников.

В намерениях Джорджа Фокса никогда не было создания религиозной секты. Он верил, что его открытия универсальны, что он заново раскрыл истинное Христианство. Такое понимание выходило далеко за установленные пределы христианской церкви. Чувство радостного освобожденияотзывается эхом на протяжении всей квакерской истории вплоть до наших дней. Оно укрепляет Друзей в их убеждении, что люди могут найти новое понимание, если они верят и отзываются нажизнь, которуюпрожил Иисус.

Друзья и Бог.

В самом центре квакерской веры лежит концепция Внутреннего Света. Этот принцип утверждает, что в каждой человеческой душе присутствует определенная часть собственно Духа Божьего и божественной энергии. Эта элемент, известный ранним Друзьям как " то, что от Бога в каждом", "семя Христа" или "Семя Света," означает для Друзей, говоря словами Евангелия от Иоанна 1: 9, "Свет истинный, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир."

Друзья в большинстве своем верят, что подлинное познание Бога возможно только через то, что испытывается или внутренне раскрывается индивидуальнойличностью посредством божественного животворящегоДуха. Это объясняет отношение Друзей ко многим вещам, включая личность и служениеИисуса Христа, Писания, организацию и значение церкви, использование в ней ритуалов, символов и таинств и особенно обязательств, возлагаемых на каждого человека.

Вообще говоря, концепция Внутреннего Света двояка. Во-первых, Внутренний Свет проводит различие между добром и злом. Он показывает присутствие обоих аспектов в каждом человеке и своим водительством предлагает свободу выбора. Во-вторых, Внутренний Свет раскрывает единство всех людей в нашем сознании. Друзья верят, что склонность к хорошему, так же как и к плохому, скрыта в каждом.

Джордж Фокс сознавал, что в мире есть "океан тьмы и смерти". Но он также видел, что "океан света и любви" переполняет этот океан тьмы, раскрывая бесконечную любовь Бога. Друзья верят, что Божественная власть побеждать зло - в природе каждого, кто действительно хочет выполнять волю Бога. В значительной степени мы решаем нашу собственную судьбу, обладая правом выбора. Спасение, в квакерском толковании, заключается в нашей возможности стать детьми Божьими.

Хотя Внутренний Свет или Божественный Дух всегда имеет силу, Друзья в основной своей массе считают, что полнота божественного откровения проявляется в жизни Иисуса Христа - "стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины".

Откликаясь на Божий зов.

Новое открытие непосредственного ощущения Бога, сделанное простыми мужчинами и женщинами, составляет один из наиболее выдающихся аспектов Квакеризма. Произведения ранних Друзей полны историями о " встречах с Богом " и о том, чтоони "были ведомыСвятым Духом". Иногда подобные переживания помогали их пониманию. Порой это была уверенность в чем-то, что должно быть сделано как часть замысла Бога на земле. Друзья начали использовать термин забота для описания

опыта Друзей, которые верят, что Бог мог бы сказать им: " вот то, что нужно сделать - и тебе должно помочь сделать это".

Такого рода прямое переживание Бога Друзьями не уникально. Оно присуще равно иудаизму и христианству. Но Религиозное Общество Друзей необычно тем, как оно пытается поддержать своих членов впослушании подобным зовам. Друзья всегда поощряли друг в друге тот подход к христианской точке зрения, который подчеркивает необходимость открытости Святому Духу и зову Бога.

Друзья и Библия

Друзья полагают, что истинная религия не может быть выучена по книгам или установленным молитвам, словам или ритуалам, которые Джордж Фокс называл пустыми формами. Когда квакеризм зарождался в Англии, Библия в английском переводе только что вошла в обращение и ее широко читали и цитировали.

Большинство протестантских групп приписывали ей абсолютную законченность и непогрешимость. Общее стремление к внешнему авторитарному стандарту было очень сильным. В религиозных полемиках каждая группа старалась найти поддержку в какой-либо букве Писания.

Временами Друзья были склонны поступать подобным образом. Но они также верили в современное откровение Божьей воли, аналогичное описанному в Библии. Джордж Фокс однажды сказал: "Вы скажете, Христос говорит так, апостолы говорят так, но что можешь сказать ты? Дитя ли ты Света, ходишь ли ты в Свете и от Бога ли то, что ты говоришь? "

Друзья отказывались считать Библию окончательным мериломправедного поведения и истинной доктрины. Божественное откровение не принадлежит прошлому. Тот же Дух Святой, который вдохновлял Писания в прошлом, может вдохновитьверующих, живущих веками позже. Конечно, для правильного понимания прошлого сегодняшняя интуиция, идущая оттого же Духа, очень важна. Друзья верят, что посредством Внутреннего Света Бог открывает каждому доступ к духовной правде нашего времени.

Кредо и теология.

Отношение Друзей к формальному кредо и теологической догме отличается от отношения большинства христиан. Кредо не составляет основы для единения в их сообществе. Друзья понимают ограниченную способность слов выражать глубочайшие переживания человека. Друзья осознают также, что слова могут адекватно выразить чьи-то личные убеждения однажды, но что позднее онипочти наверняка будут неадекватны в жизни того же человека.Еще труднее определить

религиозные убеждения группы людей. Словам и фразам часто придаются самые различные толкования.

Отсутствие кредо не означает, что для Друзей не важно, во что человек верит. Они признают, что религиозные принципы личности значительно влияют на поведение. Друзья - люди строгих религиозных взглядов, но им абсолютно ясно, что эти взгляды должны быть проверены тем, как они проявляются в действии. Многие Друзья сомневаются в ценности теологии, опасаясь, что она слишком легко приводит ко всякого рода суждениям и спорам. Но все бы согласились с тем, что люди, как разумные существа, должны думать о природе своих религиозных переживаний. Друзья стремятся искать правду во всех случаях, которые судьба предоставляет им. Они также стремятся искать новый свет в любом источнике, который может его дать. Их поиски и открытое отношение к жизни определенно повлияли на терпимость, с которой Друзья пытаются принимать людей и проблемы веры и поведения. Это яснее помогает понять, как Религиозное Общество Друзей может вместить такой диапазон религиозных позиций его членов. По-видимому, каждый цвет религиозного спектра отражается во взглядах Друзей. Есть Друзья, чья вера наиболее искренне выражается традиционным языком Ортодоксального христианства. Других Друзейможно с полным основанием описать как религиозных гуманистов.

Таинства и ритуалы.

Друзья верят, что молитва и любовь Бога имеют первостепенное значение. Это стирает искусственную грань между мирским и религиозным и делает все в жизни, проводимой в Духе, священным. Друзья отвергают традиционные, внешние церемонии и таинства, иногда характеризуемые ими как пустые формы, но не отвергают духовную реальность, которую они символизируют. Крещение, к примеру, означает внутренний или духовный опыт, а не ритуальное действо. Причастие - тоже от Духа, сознательная открытость Ему, общение с Божественным. Хотя Друзья могут различаться по своим взглядам на Шаббат и христианские праздники, эти дни не считаются более святыми, чем обычные дни недели.

Квакеры и жизнь после смерти.

Друзья не рассматривают жизнь после смерти как награду за добродетель или как возмещение за страдание в жизни на земле. Страх или угроза наказания также не используются, чтобы побудить Друзей жить праведной жизнью. Квакерский взгляд на то, что случается после смерти, прочно укоренен в опыте этой жизни. Друзья верят, что жизнь - благо и что для постижения ее истинной природы необходимо окунуться в любовь, которую людииспытывают друг к другу.

В любви всегда есть элемент тайны, которую люди не могут полностью постичь, но Друзья убеждены в ее вневременных свойствах. Любовь не может быть разрушена смертью и не подвластна времени и пространству. Это убеждение подчеркивается опытом квакерского богослужения и уверенностью, что личность Иисуса не была принижена Его смертью, Его жизнь была основанана глубокой вере в то, что Бог есть любовь. Друзья отзываются на эту любовь. Они переживают небесное здесьи сейчас и верят, что все, что бы ни было после смерти, должно быть на благо нам.

Друзья не рассуждают о том, что случается после смерти. Среди них есть убежденные, что загробная жизнь существует,и те, кто убеждены в том, что ее нет. Но все Друзья чувствуют, что более важно ладить с этой жизнью и пытаться улучшить положение человечества в этом мире, чем вступать в дискуссии о будущем.

2. КВАКЕРСКИЕ СОБРАНИЯ.

Молитвенное собрание.

Квакерское богослужение проводится, когда двое или более человек чувствуют потребность пребывать вместе в спокойствии, ожидая присутствия Бога. Это может происходить в любом месте и в любое время, но Друзья обычно приходят на собрание, которое проводится регулярно в доме для встречи или в другом назначенном месте. Пребывая во внимательном ожидании в молчании, Друзья могут найти мир разуму и по- новому осмыслить цель, чтобы жить и радоваться, восхищаясь Божественным созданием. Друзья высоко ценят молчание. В суетном напряжении и спешке онопомогает осознавать внутреннее глубокое значение их индивидуальной и коллективной жизни. Это дает им возможность начать принимать себя такими, какие они есть,и найти спасение от страха, беспокойства, эмоционального беспорядка и эгоистичности. Это молчание больше чемпросто отсутствие звука: кто-то может осознавать внешние звуки, такие как лай собаки, шум проезжающих машин или возглас ребенка. Но эти звуки не отвлекают. Они воспринимаются часто бессознательно, в то время как Друзья пытаются быть открытыми тому, что от Бога внутри. Один из ранних Друзей, Роберт Баркли, описал свое ощущение, пережитое во время молитвенного собрания, следующим образом: " Я обнаружил, что зло во мне ослабевает и добровозрастает".

Сидящие участники богослужения обычно образуют круг или прямоугольник, чтобы помочь людям чувствовать друг друга, осознавать то, что они молятся вместе. Присутствующие садятся спокойно, и,сообща ожидая Божьей воли, становятся открытыми друг для друга. Это может произойти быстро или может занять большую часть собрания, которое обычно продолжается один час.

Молчание отличается отобычной, уединенной медитации, котораяпроисходит глубоко внутри каждого как молитвенное упражнение, направленное на духовное развитие этого человека. Слушание и ожидание на молитвенном собрании есть совместный опыт, в котором молящиесяищут встречи с Богом.

Друзья могут молиться совсем без слов, но обычно во время молитвы следуюткороткиевысказывания. Такое служение призвано высказать вслух то, что уже присутствует в молчании. Каждый может почувствовать побуждение говорить: мужчина, женщина, ребенок, Друг или человек, пришедший на собрание в первый раз. Существует широкое разнообразие источников устного служения, и их восприятие есть важная часть Квакерской молитвы. Поскольку Религиозное Общество Друзей является частью христианской традиции, то люди могут говорить о жизни и учении Иисуса, использовать слова из других источников или обращаться к событиям повседневной жизни. Друзья пытаются позитивно принимать сказанное и искать лежащую в основе всего правду, независимо от того, какими словами она была выражена. Если Друзья чувствуют побуждение ответить на изустное служение, то они должны пытаться осторожно и позитивно достраивать то, что было произнесено раньше.

" Программированное " богослужение.

Друзья в Европе обычно собираются в молчании и ожидании, полном надежды, как было описано только что. В других частях света также существуют много собраний Друзей, которые следуют форме богослужения, подобно большинству Протестантских и Евангелических церквей. Эта форма богослужения развивалась в Соединенных Штатах в 19 веке, во время возрождения и обновления Американского Протестантизма. Вследствие миссионерской и благотворительной деятельности ее также можно обнаружить в Африке, Латинской Америке и Тайване.

Порядок этих богослужений планируется заранее и может включать пасторскую молитву, чтение Библии, проповедь, песнопение, органную музыку. Специальное время может быть отведено также на свободное богослужение, основанное на молчаливом ожидании, как у другихДрузей и как это было у ранних Друзей. Зачастую эти "программированные" или "полупрограммированные" богослужения проводятся пастором, служителем, которому могут платить и который также может выполнять другие пасторские обязанности в группе Друзей.

Деловое собрание.

Квакерское деловое собрание тоже проводится в духе молитвы. Ономожет состояться после молитвенного собрания в воскресенье или в любое другое удобное время в течение недели. Помимо членов собрания, с разрешения Клерка к нему могут присоединиться "посетители".

Цель делового собрания - поиск воли Бога. Суть не в том, чтобы подчиняться воле большинства, поскольку Друзья не голосуют. Это попытка услышать Бога в словах каждого. Клерк готовит повестку дня и проводит собрание, часто с помощью своего помощника. Клерк распознает суть собрания. Если он чувствует, что вопрос тщательно рассмотрен, он (или она) составляет и предлагает собранию решение, котороеподводит итог происшедшемуи фиксирует все возникшие варианты. Решениедолжно получить одобрение собрания, высказанное или молчаливое. Если Клерк не в состоянии определить четкое единое мнение собрания, то никакое решение не будет принято, только сделана запись о том, что собрание не готово двигаться дальше.

Специально созванное собрание.

По особенным случаям Друзья могут проводить специально назначенные собрания. Подобно другим богослужениям, собрание по поводу свадьбы, например, начинается в молчании. Затем один из Друзей встает, чтобы объяснитьпришедшим впервые и приглашенным родственникам последующую процедуру. Жених и невеста встают, когда чувствуют себя готовыми, берутся за руки и объявляют собранию о своем решении. После этогопродолжаетсямолчание. Из молчания могут вырасти словесная молитва или свидетельство, относящееся к Друзьям, которые женятся. На богослужении по случаю похорон или на последующей поминальной встрече Квакеры с любовью сосредотачиваются на жизни ушедшего Друга. На собрании не устанавливается никаких форм, помимо принятых на обычном богослужении. Оно может проводиться у могилы, в крематории или в обычном месте собрания. Это служба благодарения за Божью благодать, проявлявшуюся в жизни покойного, с мыслями об утешении и сочувствии живым.

Общение в духе молитвы.

Общение в духе молитвы -это относительно новая форма собрания, иногда называемая созидательным слушанием. Немецкие Друзья подобрали выражение " Gesprach aus der Stille " (разговор, вытекающийиз молчания), которое прекрасно передает, каким образомобщение в духе молитвы "обрамляется" молчанием. Общение в молитвенном духе может быть очень полезно, чтобы поделиться опытом и мыслями на определенную тему.Группа состоитпримерно из 8 - 12 Друзей. Ведущий такой группы обычно просит "участников" познакомиться с некоторыми общими правилами, такими как : говорить повторно только после того, как каждому была предоставлена возможность сказать один раз; говорить только о своем собственном опыте; делать молчаливые паузы после сказанного Другом; все произнесенное в группе конфиденциально и не выходит за ее рамки; не комментировать напрямую сказанное другими; слушать внимательно и не вступать в дискуссии.

Встреча для прояснения.

Собрание "ясности" может быть созвано, чтобы сконцентрировать внимание на каком-то особенном вопросе, чтобы дать возможностьчленам собрания прояснить некоторые возможные варианты разрешения вопросов и продвинутьсявперед. Такие собрания могут проводиться, например, чтобы подготовить пару, о которой заботится собрание, ко вступлению в брак; чтобыопределить заботу собрания; чтобы принять решения по поводу членства; чтобы искать водительства во времена перемен или трудностей. Собрания "ясности" могут также служить помощью и успокоением Друзьям, которые делают трудный выбор в важных моментах своей жизни и умирания.

Дети и молодежь на собрании.

Дети и молодежь являются также важными членами собрания. Но для многих из них трудно оставаться в тишине молитвенного собрания в течение целого часа. Если они посещают собрания регулярно, то для них довольно просто участвовать в богослужении в течение первых десяти или пятнадцати минут или войти под конец собрания. Во время своего пребывания вне собранияони могут обсуждать друг с другом библейские сюжеты или традиции Квакеров, используя прикладное искусство, игры или другие виды деятельности для развития своего собственного понимания и интуиции. Цель детской или молодежной группы - дать возможностьосознать своим членам, что они являются частью сообщества, а также дать знание о его духовных традициях и о том, что такие группы играют позитивную роль в большем сообществе вокруг них. Некоторые старшие дети предпочитают оставаться на собрании со взрослыми и иногда даже принимать участие самим в устном служении. Намолодежных собраниях Друзей часто экспериментируются разные формы молитвы, включая некоторые аспекты программированной молитвы и музыку.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования