Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Митрополит Василий Липкивский (+ 1937). Разные проявления веры во Христа. Проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице [проповедь]


Какое большое значение, братья, имеет для человека вера во Христа! Вот один сотник римский, как говорит сегодняшнее Евангелие, подошёл ко Христу в Капернауме и говорит Ему: "Господи, сын мой тяжело заболел". Когда же Спаситель сказал ему: "Я сейчас приду и исцелю его", то этот сотник-язычник с великой верой сказал: "Господи, я недостоин, чтобы Ты вошёл в мой дом! Скажи только слово, и мой сын выздоровеет, ибо если моему слову повинуются все, кто под моим начальством, то от одного Твоего слова должна исчезнуть всякая хворь". Эта великая вера язычника в слово Христа Спасителя очень удивила Его, и Он сказал своим ученикам: "Истинно говорю вам, даже между евреями Я не находил такой веры. Поэтому, говорю вам, многие придут от восхода солнца и с запада в Царство Небесное, а сыновья царства изгнаны будут вон". И сказал Иисус сотнику: "Иди, и как ты уверовал, так пусть и будет тебе". И выздоровел сын его в то же время.

Где же взялась у языческого сотника такая вера? Кто научил его этой вере? Научила его, безусловно, случившаяся с ним беда. Разве обнаружил бы римский старшинá веру во Христа, разве почувствовал бы в себе такую ​​веру, если бы у него было всё в порядке, если бы не заболел тяжело его сын? Но вот, когда случилась с ним тяжёлое испытание, когда он увидел своего сына в смертельной опасности и бросился за спасением, как бы спасти сына от смерти, теперь в душе его появилась и вера во Христа, в Его могущественную помощь. Теперь только он искренне понял, что, когда он имеет силу приказывать своим подвластным и они его должны слушать, хотя и сам он имеет над собой начальников, то тем более Христос, выше Которого нет, имеет власть над жизнью человека, и достаточно только Его слóва, чтобы хворь отошла от его сына.

Но в чём же великое достоинство веры этого язычника, что Христос обратил на него такое большое внимание, — сказал, что даже между евреями такой веры не нашёл? Если мы сравним веру этого язычника с верой язычницы-хананеянки (Мф. 15:22-28), которую тоже тяжёлая беда привела ко Христу (её дочь сильно бесновалась), которая тоже великую веру во Христа показала тем, что удовлетворилась только Его словом, не требовала, чтобы Он к ней пришёл, и эту веру тоже похвалил Христос, — то мы увидим в вере этих язычников одну общую черту, наиболее приятную для Христа. У этих пришельцев с востока и с запада вера во Христа, прежде всего, вызвала в их душе не чувство собственного достоинства, а чувство своего ничтожества перед Христом и даже перед "сынами царства" — евреями, чувство благоговейного страха перед нравственным величием Христа. Это именно те чувства, которые Христос положил в основу веры в своей первой заповеди блаженств: "Счастливы нищие духом, ибо ваше есть Царство Небесное".

Не такую веру во Христа и расположение к Нему показывали сыны царства — евреи. <…> Вот фарисей приглашает Христа к себе на обед (Лк. 7:36-50). Он настолько невнимательно принял Христа в своём доме, что даже не исполнил для Него обычных знаков вежливости, так что Сам Христос должен был сделать ему выговор за невежливое поведение как хозяина. Евреи, в частности их начальники, когда обращались ко Христу за помощью или чтобы выявить расположение к Нему, они показывали это с чувством какой-то самоуверенности, самоудовлетворения, что они этим честь делают Христу, к Нему обращаясь. Эти чувства Христос тоже хорошо характеризует в притче о мытаре и фарисее, рассказанной Им по отношению к тем, которые были уверены в себе, что они праведны, и презирали других (Лк. 18:9). А во время исцеления слуги сотника Он дал определённую оценку этой самоуверенности "сыновей царства" и ничтожеству пришельцев от востока солнца и с запада, когда сказал: "Многие придут от востока солнца и с запада и поселятся в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом — этими властителями Царства, а сыновья Царства — потомки этих властителей — будут изгнаны прочь во тьму на улицу, где будут плакать и скрежетать зубами".

Дорогие братья и сёстры! И в наше время мы тоже видим различные проявления веры во Христа. Безусловно, они тоже найдут себе определённую оценку в этих словах Христа. Вот чернец или батюшка — уверенный славянист-экзархист или обновленец (всё равно): он, может, еле грамоту знает, да и то не по-нашему, даже в Священном Писании едва ли хорошо разбирается, не только в слове, но и в жизни привык лучше молчать, потому что не умеет ничего хорошего сказать, — а тоже с большой самоуверенностью говорит о себе: "Я сын царства, я благодатный, то есть я соединён со Христом, Христа имею в себе и Его Духа Святого". Он, может, и кланяется Христу в ноги.., но думает, что этим обрядом вежливости он оказывает Христу всю надлежащую "честь и поклонение", и этим так угождает Христу, что более ему уже ничего не надо.

А вот уж действительно "сыны царства" — тихоновские или обновленческие архипастыри и старшие пастыри: они приглашают Христа в свою церковь, как в свою собственную хату, потому что в ней они чувствуют себя уверенными и настоящими хозяевами. Но достойно ли они приветствуют Христа? Омывают ли Его ноги чистой водой, умащают ли маслом Его голову? Они только для своего фарисейского очищения, а не для Господа, окропляют церковь, как свою хату, святой водой после того, как в ней побывала и припадала к ногам Христа грешница, на их взгляд, украинская церковь-община. Они готовы и самого Христа упрекать за то, что Он допускает к Себе эту "грешницу", готовы и Его вместе с этой "грешницей" выбросить из своей хаты, чтобы не препятствовал их хозяйничанью. Так что и по отношению к этим теперешним "сыновьям царства" оценка Христова та же, как и по отношению к современным Ему: эти "сыновья царства" изгнаны будут во тьму на улицу и там будут плакать и скрежетать зубами.

Мы же, братья-украинцы, хоть и на своей потомственной земле живём, но нынешние "сыновья царства" тоже считают нас за пришельцев от востока солнца или с запада, хотя сами с севера к нам привалили. Часто от них и теперь можно слышать: "Откуда эти украинцы взялись, да ещё свою Церковь заводят?" Нас, украинцев, тоже беда привела ко Христу. Уже в старые времена своей жизни столько наш народ имел тяжёлых испытаний, которые приводили его ко Христу, и лишь вера во Христа спасала его. А во времена московского порабощения как тяжело болен был наш народ! Уже и язык у него отняла тяжёлая неволя, уже лежал он на своей земле, как больной на постели, покрытый облаками тьмы и несознательности, уже едва теплилась в нём его жизнь. И вот снова он пришёл ко Христу, пришёл не с самоуверенностью "сыновей царства", а с чувством своего недостоинства, как пришельцы от востока солнца или с запада, пришёл и молил Христа: "Господи, скажи только слово, и буду здоров! Дай мне собрать хоть крохи, которые падают со стола богачей…".

И Христос Спаситель, видимо, и веру нашего народа принял, дал нам Своё божественное слово на нашем родном языке, призвал нас к жизни через строительство нашей родной Церкви. И вот исцеляется, оживает, освобождается наш народ, словно мёртвый камень лежавший на своей земле, как в пустыне, и из него Господь творит детей Авраама (Мф. 3:9). По Его великой милости и мы присоединены к тем многим, пришедшим от востока солнца и с запада, и поселяемся с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном. Пусть же будет это с нами по Его божественному слову: "Счастливые нищие духом, ибо ваше есть Царство Небесное!" — Аминь!

Источник

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования