Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Алексей Зайцев. Доступная народу беседа о христианской антропологии: Начало восстановления человека [антропология]


Антропология, ч.2.2. 
(часть 2.1. находится здесь, часть 2.2. здесь)

Путь спасения – это путь подражания Деве Марии. В известной типологии, которая восходит к апостолу Павлу, ветхому Адаму противопоставляется Новый Адам – Христос: Ветхий Адам – нарушитель воли Божией, исказитель Божественного замысла, а Новый Адам – Христос – всецелый исполнитель воли Божией, Его воля была нераздельно соединена с волей Божией. Т.е. Он во всем, всегда, во все моменты Своей жизни, с момента зачатия в утробе Божией Матери был всецело послушен воле Божией.

Эта типология у отцов, уже у ранних, у Иринея Лионского, например, дополняется типологией ветхой Евы, которая была первой искусившейся и потому в некотором смысле инициатором и соучастником грехопадения Адама, - ей противопоставляется Новая Ева – Мария, которая была первой, решительно и бесповоротно отвергшей все искушения, и в этом смысле соучастницей Нового Адама в нашем спасении.

Поэтому в молитве мы к Пресвятой Богородице обращаемся не просто как к святым: «молите Бога о нас», мы обращаемся еще и «спаси нас». Потому что Она есть соучастница Христа, как Новая Ева, в нашем спасении, в этом смысле она также новая родоначальница человеческого рода, и Она почитается как Мать Церкви.

Христос, при посредничестве Девы Марии, пришел, чтобы, во-первых, по неупразднимому замыслу Божию, достичь той цели, того назначения, которое именуется, как я уже говорил много раз, обожением, [достижением] некоего равнобожественного состояния для человека. Но Он еще и вынужден был, [во-вторых,] в связи с ошибками Адама, в связи с грехопадением исправлять его следствия. И поэтому Он в момент Своего зачатия исправляет первое и важное следствие грехопадения, которое связано с самим происхождением человека.

Мы с вами говорили, что первоначальный способ, который был установлен для человеческой природы – это безстрастный способ безстрастного умножения единой природы количественно, в ипостасях. Ева происходит от Адама по воле Божией, с добровольного согласия самого Адама, творческим воздействием Святого Духа.

В происхождении Христа от Девы Марии этот способ восстанавливается. В Евангелии от Луки описывается день Благовещения Деве Марии – это день зачатия Иисуса Христа, т.е. Его происхождения по плоти. Те три существенных элемента, которые я перечислил, здесь вновь воспроизводятся: во-первых, это прямое извещение о воле Божией: Бог хотел воплотиться и избрал для этой цели Деву Марию, которая единственная и была способна стать Матерью Бога, в силу Своей чистоты, в силу Своего всецелого устремления к исполнению воли Божией. Воля Божия извещается через ангела, Ей говорится о том, что Она предназначена быть Матерью Божией.

Затем, второй элемент – добровольное согласие. Как Адам добровольно соглашался стать источником для жизни второго человека – Евы, здесь, наоборот, Новая Ева становится источником жизни для Нового Адама. Она тоже добровольно соглашается. Помните, Воплощение осуществляется только после того, как Дева Мария заявляет о Своем согласии. «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему». У отцов, например, у Николая Кавасилы в его Слове на Благовещение этот момент очень красиво, простите за это слово, «обыгрывается». Он говорит, что в этот момент вся тварь, затаив дыхание, ожидала ответа простой, никому не известной девушки из забытой глухомани, провинции. От Ее ответа, от Ее свободного решения зависела судьба всего творения. Ясно, что Ее ответ для Бога секретом не был, а для твари это была тайна. После того, как Она дает добровольное согласие, Бог воплощается от Нее.

И совершается третий элемент –  творческое воздействие Святого Духа, т.е. Христос рождается безсеменно, без участия земного отца, без известного физиологического акта, связанного со страстным наслаждением. Творческим воздействием Святого Духа в утробе Девы образуется плоть для Господа, которая в тот же самый момент одушевляется разумной человеческой душой. И Бог, таким образом, оставаясь Богом, Самим Собой, Сыном Божиим предвечным, становится еще и Сыном человеческим.

С самого момента Воплощения начинается восстановление человеческого рода. Происхождение человека – это же начало. Вот, самое начало восстанавливается. Взамен страстного животного способа происхождения, рождающего в смерть, Господь дает новый способ (восстанавливает его), рождающий в жизнь вечную. Не будучи заложником физиологического происхождения, Христос не был и заложником смерти. Поэтому, как отцы говорят, те страдания, неукоризненные страсти, которые Он претерпевал, Он претерпевал их не по закону необходимости, а добровольно, ради нашего спасения. Об этом в свое время, когда будем о Христе говорить.

Вопрос: Понимала ли Богородица, что Она родит Бога, Спасителя миру, который должен будет пострадать?

АЗ: мы можем судить о Ее понимании только по Писанию и Преданию Церкви. Но, конечно, всеведения в Ее уме не было. Она постепенно все-таки обогащалась ведением по благодати, тайны Ей открывались. Потому что человеческий ум по естеству всеведением и не обладает. Человеческий ум Христа обладал всеведением, но в силу обогащения со стороны Божества. В Божией Матери этого, конечно, не было, потому что Она задает же вопрос, свидетельствующий о Ее человеческом неведении: «как мне это будет, если я мужа не знаю». Потом, помните, в Евангелии говорится, что Она слагала в сердце своем все слова, которые Ее Сын с младенчества произносил. Т.е. все-таки Она в своем ведении тайн Божиих возрастала. Отчасти Она знала об обетованном Мессии, тайну будущего воплощения, наверное, как-то предвидела, предчувствовала.

Реплика: когда родители отдали, Закон Божий изучала

АЗ: отцы говорят, что Она не просто по книжкам изучала Закон Божий, а Она пребывала в непрестанной молитве. Ее вхождение во Святая Святых толкуется как совершенное умное делание. Т.е. Пресвятую Богородицу в Добротолюбии поздние отцы-исихасты именуют как первую делательницу непрестанной молитвы.

Реплика: были пророки и до этого...

АЗ: да, были пророки и до этого, которым нечто приоткрывалось, но все-таки во времени ум Пресвятой Богородицы обогащался ведением. Речь не идет о том, что Она сначала была в греховном неведении, а речь о том, что человеческий ум по естеству, как в первом Адаме, не обладал всеведением тайн Божиих, а только был причастен знанию тех тайн, которые мог вместить сначала. Также по аналогии и Божья Матерь. Она постепенно в этом ведении возрастала.

Отцы говорят о нескольких этапах освящения Ее естества Богом. [Если] начать с самого зачатия: хотя Она была заложницей общего закона физиологического происхождения, тем не менее, следствия этого закона в Ней, в Ее зачатии были, можно сказать, сведены к минимуму. Пресвятая Богородица, согласно церковному Преданию, была дитем не похоти, а дитем молитвы. Она рождается от преклонных родителей, которые были бесплодны. Церковь празднует зачатие Божией Матери, подчеркивая тем самым, что это был не просто какой-то физиологический акт, а некое тайнодействие. Не удовольствия же богоотцы Иоаким и Анна искали, вступив в это соитие, а они вымаливали этот плод, потому что бесплодие в Ветхом Завете было знаком чуть ли не отвержения Божия. Потом, их бесплодие, их молитвы тоже включены в Промысел Божий. Это некое приуготовление сосуда для Боговоплощения.

Григорий Палама в одном из своих Богородичных слов, по-моему, в Слове на Введение во храм, говорит, что весь Ветхий Завет имел своей целью Божью Матерь. Бог поэтапно очищал родовое древо Божией Матери, чтобы Она стала последней совершенной ветвью, от которой произрастет обетованный Мессия. При этом мы не можем сказать, что это приуготовление совершалось одной только волей Божией. Всегда предполагается содействие со стороны человека. Это приуготовление тоже имеет важное значение для нашего спасения, поэтому Церковь всегда празднует подготовительные воскресные праздники к Рождеству – всех праотцев, всех ветхозаветных праведников, которые были участниками, фактически со-участниками Боговоплощения, потому что они своей праведностью, своим стремлением исполнить волю Божью очищали родовое древо человеческого рода, зараженного грехом, и готовили этот сосуд – Божью Матерь. При этом нельзя сказать, что Божья Матерь была каким-то пассивным орудием. В нашем уме трудно умещается: с одной стороны, предведение Божие, приуготовление, предызбранность, а с другой стороны, свобода Божией Матери и Ее всех предков. В Промысел Божий и то, и другое включается.

Неслучайно, что Новый Завет с чего начинается – с родословия Иисуса Христа. По сути, перечислены все основные этапы родового древа, его приуготовления, т.е. краткий «конспект» Ветхого Завета. Богоотцы Иоаким и Анна сводят к минимуму отрицательные греховные следствия нового способа происхождения, для них цель соития – не получение наслаждения, а рождение ребенка, рождение Девы Марии. Поэтому уже на уровне своего начала Деве Марии не была задана эта инерция страстного, чувственного движения, движения к чувственному наслаждению.

При этом Бог, нужно сказать, предвидел и свободную волю Божьей Матери, поэтому все так устроено, одно к другому. С одной стороны, мы должны иметь в виду, что плоть Пресвятой Богородицы была предочищена на уровне Ее родителей, предков, а с другой стороны, мы не можем сказать, что это предопределило Ее праведность, потому что Бог предвидел Ее свободу, Она была предочищена, и в момент самого зачатия и содействие Святого Духа имело место. Этот факт Католическая церковь сильно акцентировала, был нарочито введен догмат о Непорочном зачатии. С точки зрения поздневизантийского, по крайней мере, богословия, нужно ли этот догмат как-то сильно критиковать. Мне кажется, что необязательно. Другое дело, что там этот догмат поставлен в другой богословский контекст.

Вопрос: Господь в Евангелии сказал, что Ему нужно будет пострадать. А в Ветхом Завете был прообраз этих слов? Значит, Богородица все-таки знала, что рожденному Ею Сыну надлежит пострадать?

АЗ: пророчество Исайи. Да, знала, ведь Она читала Писание, и неслучайно, что на иконах Благовещения архангел Гавриил изображается с книгой – Предание Церкви говорит, что это Писание, т.е. Ветхий Завет. А конкретно, это пророчество Исайи. Пророчество Исайи часто называют Протоевангелием – как бы Предъевангелие, в котором основные черты образа будущего Мессии описаны, в том числе и что Он Агнец, закланный, что Он будет страдать за беззакония наши, не за собственные грехи, как мы страдаем, что Он родится от Девы и т.д. Поэтому эти тайны Ей были, конечно, приоткрыты. Пребывая во Святая Святых, упражняясь в богомыслии, читая Писание, Она, конечно, эти тайны провидела. Но другое дело, что полное ведение этих тайн для Нее стало очевидным по мере свершения их. Ну и потом, когда Пресвятая Дева принесла младенца Иисуса в храм, на сороковой день, мы празднуем Сретение, Евангелие от Луки говорит, что Ей опять-таки было дано обетование, что Он положен на восстание и падение многих. «Обыгрывается» образ из пророка Исайи о том, что Он будет краеугольным камнем, камнем соблазна и преткновения для одних, а для других, наоборот, камнем восстания. Кто как свободно по отношению к этому Камню самоопределится.

В том числе, пророк Симеон Ей предсказывает, дает обетование, что Его страдания будут и Ее страданиями. «Оружие пройдет (твое сердце) [твою душу]». Т.е. ясно, что тайны Ей были приоткрыты, но ведомы стали в полноте, если можно так сказать, на опыте – по мере их осуществления.

(Вопрос о Боговоплощении.)

АЗ: Боговоплощение – замысел Божий. А способ воплощения [находится] в связи с грехопадением – что нужно родиться младенцем, возрастать и претерпеть страдания. Можно сказать, что Крест попущен в результате грехопадения, а само Воплощение – предустановлено. Бог не хотел грехопадения, поэтому Он не хотел и страданий Своего Сына по человечеству. Но с другой стороны, можно сказать, Он хотел страданий ради результата, который это принесло.

Вопрос: я всегда думал, что только ради того чтобы спасти человека.

АЗ: ради Искупления – в последнее время все так думают. Помню, несколько лет назад, году в 2003, я встретил это у Максима Исповедника, то есть я и раньше знал, что Максим Исповедник так учил – у патрологов давно читал – патрологи обычно преподносили это как частное мнение. Максим Исповедник – человек, который слов на ветер не бросал. Отцы, когда им что-то неясно, могут написать «мне кажется», «я думаю», а об этом он свидетельствует как о чем-то совершенно очевидном. Потом встречаю это у других отцов – у Николая Кавасилы – оказывается, и он точно так же считал. Просто этот взгляд отцов, их учение как-то выпало из поля зрения богословов Нового времени. Потому что православное академическое, школьное, как принято говорить, богословие, которому в семинариях-академиях учат, изначально было в большой зависимости от католического богословия. А в католическом богословии святых отцов читают очень выборочно, в соответствии со своей новой доктриной, сформировавшейся уже в позднее средневековье и Новое время. Там это мнение совершенно не нужно, там воплощение связано с грехопадением напрямую. Вариантов нет. Были некоторые богословы, например, Иоанн Дунс Скот, которые считали, что Бог все равно бы воплотился, но это мнение считалось если не еретическим, то каким-то за пределами доктрины. А отцы уверенно говорят об этом как о чем-то самоочевидном. В прошлый раз говорили об этом, может быть, я кратко сказал, ускользнуло от внимания.

Цель сотворения человека – его соединение с Богом, обожение. Помните, я приводил концепцию Максима Исповедника о пяти изначальных потенциальных разделениях, которые Адам должен был свободно преодолеть. Последнее разделение – это разделение нетварного и тварного, т.е. Бога и человека, Божественной природы и сотворенной природы. Все разделения, которые имели место внутри сотворенного мира, Адам мог преодолеть своими естественными силами. А последнюю эту грань он не мог [преодолеть], потому что он же сотворенный человек, как он мог перепрыгнуть пропасть к Богу. Бог по природе недосягаем. В Адаме было только тяготение к Богу, а соединение этой пропасти все равно должно было совершиться через Боговоплощение. Когда Адам все собрал в себе в стремлении к Богу, и как бы на последнем пределе Бог … Отцы об этом много не писали, а есть только намеки. Потому что какой смысл говорить о том, что было бы если бы... Мы-то имеем дело все-таки с фактом грехопадения, и поэтому Боговоплощение, так скажем, отягощено грехопадением. И поэтому Боговоплощение для нас прежде всего – это Искупление, восстановление, спасение.

Тем не менее, судя по тому, что Максим Исповедник говорил, судя по тому, что писал Николай Кавасила – один из позднейших византийских отцов и богословов и один из глубочайших – у него, как мне представляется, картина такая: если бы Адам не пал, то замысел Божий все равно осуществился бы, человеческий род все равно бы умножился, в соответствии с другим, богоустановленным способом размножения, и в этом человеческом роде все равно была бы та же самая Мария, высшая исполнительница воли Божией, и от Нее заимствовал бы Свою плоть Сын Божий. Это не было бы связано с падением, а потому не нуждалось бы в страданиях Сына Божия.

Воплощение [было замыслено] еще до сотворения мира. Помните, в Писании то, что называется советом Пресвятой Троицы. Агнец, Сын Божий заклан от создания мира. Мы живем во времени, для нас [существуют] «раньше», «позже», «что было бы». Для Бога этого не существует, в Нем все совершается в Его Божественной вечности, которая едина, неделима и проста. Когда эта вечность проецируется на наш временный мир, возможны какие-то этапы и т.д. Если интересует, на эту тему есть очень хорошая работа, она есть в сети, а сейчас, говорят, печатно вышла – книга греческого патролога Панайотиса Нелласа, не знаю, как перевели на русский, перевести заглавие можно как «Живое существо, призванное к обожению». Там есть глава об образе Божием. В прошлый раз мы на эту тему говорили, что отцы толковали то, что человек сотворен по образу Божию, в том смысле, что человек творится по образу воплощенного Христа. Хотя во времени [было время, когда еще] Христос не воплотился, но в уме Божием Его образ созерцался от века. В соответствии с этим образом человеческая природа творится как сосуд для Боговоплощения. Таинство воплощения Божия – это высшее таинство. В западной модели получается, что Боговоплощение – высшее таинство – становится обусловленным грехом человека, высшее таинство Божие ставится в зависимость от греховной воли людей. Т.е. оно низводится на уровень какого-то исправительного средства. Мне кажется, что, с точки зрения святых отцов, в этом какое-то даже кощунство, наверное, присутствует. Первоначальный замысел же все равно не упраздняется. Сохраняется первоначальный замысел, но, можно сказать, что задача еще усложняется тем, что человек еще и пал, нужно было его еще поднять, восстановить, чтобы все равно все привести к этой конечной цели.

Если внимательно почитать апостола Павла, Послание к евреям, обычно, насколько я могу судить, его если и читают, то мало кто понимает, то там как раз об этом обо всем. Христос – Первенец, вошедший во Святая Святых, за завесу Божию. Он вознесся. Он достиг этой цели, и мы тоже призваны к этому – не к привычному в псевдохристианском обывательском сознании какому-то восстановленному раю, где мы будем жить своей довольной жизнью, а Бог будет где-то там. Ну, спасибо тебе, Господи, а нам здесь здорово, бананы кругом и ананасы. Образ коммунизма. [Нет, цель] – сидение одесную Отца. Когда об этом говоришь, люди пугаются: мы люди маленькие. А Бог-то нас создал не маленькими, а большими, и Он призывает нас к этому.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования