Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Алексей Зайцев. Доступная народу беседа о христианской антропологии: О цели всего [антропология]


Антропология, ч.1.3. 
(часть 1.1. находится здесь, часть 1.2. находится здесь)

Целью всего является не просто какое-то безбедное существование человека самого по себе в хорошем, но далеком от Бога состоянии. Еще раз повторю, на каких-нибудь протестантских картинках это очевидно – царствие будущего века рисуется как хорошенький мирок. Гумилев, поэт, не совсем богослов, но интуиция хорошая, говорит: «протестантски прибранный рай». Где все такие добренькие сидят. Правда, чем заниматься будут люди, непонятно. Овечки со львами в обнимку, и все здорово. Мне кажется, особенно русский человек заскучает очень быстро и запьет, наверное, в таком раю.

Православное представление – это жизнь Самого Бога. Поскольку Бог – существо бесконечное, необъятное и т.д., то надо полагать, что скучать не придется.

Вопрос: а это творческий процесс будет или как?

АЗ: нет, душа в нашем смысле слова трудиться не будет, потому что Писание говорит о субботе, покое. Субботу, которую ветхозаветные иудеи понимали так приземленно, плотски, буквально, что в шестой день они ничего не делают до сих пор, пальцем не пошевелят, апостол Павел толкует как некий Божественный покой во Святом Святых, в который вошел Христос – Первенец. И мы должны тоже войти в этот покой. Поэтому назвать это каким-то творческим состоянием в нашем понимании нельзя.

Вопрос: чистое наслаждение?

АЗ: чистая Божественная жизнь. Максим Исповедник говорит, что в Царствии Небесном, в состоянии обожения упраздняется синергия, т.е. содействие. Хотя человек и могуч, и «звучит гордо», но человек же существо ограниченное, и задача человека в нынешнем состоянии – просто на пределе достичь некоей всецелой открытости и прозрачности для Бога. А потом человек себя свободно предает, условно говоря, в объятия любви Отчей, и Бог начинает действовать через человека. Отсюда не следует совершенно, что человек будет пассивным, слепым орудием. Человек же свободно предает себя, т.е. дальше двигаться человеку своими человеческими усилиями уже некуда. А двигаться Богу всегда есть куда. Дело в том, что Бог будет двигаться не помимо человека, а вместе с человеком и через человека. Как пишут святые, а я их опыту доверяю, будет здорово, не сомневайтесь.

Вопрос: говорить, что никакого процесса не будет, тоже неправильно?

АЗ: процесс будет, но это будет Божественное действие, а человеческая природа будет претерпевать, как Максим Исповедник говорит, Божественное воздействие. Можно такой образ привести, обывательский, пошлый, но тоже  в общем-то объясняющий: многие люди с вожделением хотят на какие-нибудь пляжи, на Канары. Человеческая активность начинается с момента замысла поехать на Канары, зарабатывание денег, приобретение билета. Приехал на Канары, лег на пляж и все – дальше он претерпевает воздействие солнечных лучей. Многие говорят, что это высшее наслаждение, я не уверен, что это высшее наслаждение, что это вообще наслаждение: лежишь, лежишь, скучно. Но аналогия какая-то есть: чтобы с солнцем соединиться, надо просто пойти, в какое-то место лечь и предоставить себя воздействию солнечных лучей. В этом смысле процесс будет. А человеческая активность прекращается, потому что, когда действует Бог, человеку ничего ни прибавить, ни убавить. Все, что я мог, я сделал – достиг цели.

У апостола Павла во всех посланиях постоянно встречается, что «уже не я живу, но живет во мне Христос». Отсюда не следует, что Христос насильно вторгся, кого-то избрал. Апостол Павел сам же хотел, чтобы в нем Христос жил, поэтому все делал для того, чтобы достичь этого состояния.

Задача человека, [во-первых] – восстановить образ. Восстановление образа – это то же самое, что называется бесстрастием, восстановлением естества, или очищением природы, исправлением воли, и т.д. В зависимости от контекста по-разному. Достичь того состояния, из которого пал Адам, т.е. образа Божия, а затем (хронологически одновременно, а онтологически, все-таки, это два разных процесса), [во-вторых], предоставить себя в чистую жертву Богу. Образ всесожжения: жертву чистую избрали, потом на алтарь положили и сожгли. Предполагается, что Бог эту жертву принял. Так же и человек – он свою активность направляет на устранение тех искажений, которые внесены в его природу грехом. А когда жертва очищается, Бог, потому что Он же и создал человека для Самого Себя, для общения с Ним, в такого человека вселяется, соединяется с ним, пронизывает его. И тогда человеку уже некуда стремиться.

Тот же блаженный Августин пишет в своей «Исповеди», что «ты создал меня для Себя, и мое сердце ни в чем не находит покоя, пока не упокоится в Тебе». Ну и действительно, [если] на человеческую жизнь посмотреть, самую обычную, человек же ни в чем не может успокоиться. Есть такой обывательский стереотип в отношении каких-нибудь олигархов: накопил человек миллион, хватит же на жизнь, чего еще надо. А успокоиться все равно не может, потому что человек – существо хотя и ограниченное, но оно создано с бесконечной задачей – уподобления Богу. А в нашем мире ничего нет такого бесконечного, все ограничено и все приедается. Копишь деньги, копишь, потом уже копить некуда, власти хочется, начинаешь за власть бороться. Достиг власти в своей отдельно взятой семье, нужно еще где-то порулить и т.д. Человек успокоиться не может, потому что он такое беспокойное существо по природе, потому что он создан для богоподобия. И только в Боге, потому что Бог есть существо бесконечное, человек может этот покой обрести. При этом этот покой не предполагает буддистской нирваны, умерщвления человека. Наоборот, это как раз полнота жизни. Обретя эту полноту, человек уже своими усилиями ничего прибавить к ней не может. А он только может воспринимать до бесконечности, потому что Бог бесконечен.

Вопрос: а по времени как это существование будет? Вне времени?

АЗ: ну да, время упразднится, потому что все будет в Боге. Мы в прошлый раз говорили о трех категориях: Божественная вечность, ангельский эон (тварная вечность) и время, в котором материальный мир – все будет соединено. В Апокалипсисе говорится прямо, что «времени больше не будет», потому что Бог будет присутствовать во всем.

Вопрос: будут ли двигаться «звезды» к состоянию «солнца»?

АЗ: солнце и звезды у апостола Павла – это же образ, и это образ не тварного совершенства, потому что природа человека сама по себе совершенна, там тоже ничего ни прибавить, ни убавить. Мы можем только испортить, а добавить мы ж ничего не можем. А это образ личного произволения человека. Тот, кто больше Бога возлюбил, (Бог же тоже не количественная категория), образно говоря, он Его больше и вмещает. Даже тот, кто Его вмещает в меньшей мере (Бог же полнота, абсолютное всесовершенство), он вмещает всего Бога. Мне кажется, и отцы так толкуют, что это указание не на какое-то объективное состояние. Солнце нами воспринимается как больше звезд. А человеческая природа одна, и Бог один. Обычно отцы говорят, что это речь о мере восприятия Бога. Кто сколько способен вместить и хочет, тот столько вместит. Но все равно он вместит всего Бога, потому что Бог в каждом Своем действии, в каждом Своем свойстве присутствует всецело. Не бывает же «часть Бога», маленькая или большая. Онтологически разницы не будет, а разница будет, наверное, субъективная, по степени восприятия, по степени произволения, зависит от той личной свободы выбора, которая у каждого человека есть. У отцов еще встречается такая мысль, что различие в состоянии святые видеть не будут, потому что состояние будет одно – Божественное. Это равносильно тому, как два человека влюблены, и удовольствие какое-то от своей влюбленности получают. Они же не могут [сказать] – а вот я больше влюблен, поэтому у меня больше удовольствия. Оба радуются, и все.

Реплика: преподобный Тихон Калужский при жизни достиг совершенства, а я, например, не достиг. Они достигли смирения, т.е. зависти у них не будет.

АЗ: ты говоришь о каких-то человеческих вещах, почти психологических. Представь, что мы в какой-то тьме бредем. У меня зрение минус три, у кого-то нормальное стопроцентное… И тут –  такой Свет. Я со своим зрением вмещаю всю полноту Света, я забываю про свое зрение, забываю, что у меня минус три, а у кого-то минус восемь. Мне не до того будет. Свет такой, что отвлекаться на какие-то частности возможности уже не будет, и желания не будет. Отцы всегда говорят о том, что человек что посеет, то и пожнет. Поэтому всегда призывают, что нужно подвизаться, чтобы не отпасть, не расслабляться.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования