Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Обвинительное заключение по делу "Pussy riot". Часть 3. [религия и культура]


Часть 1 здесь, часть 2 здесь.

ОБВИНЯЕТСЯ

1. Фамилия, имя, отчество – Самуцевич Екатерина Станиславовна
2. Дата рождения – ***
3. Место рождения – г. Москва
4. Место жительства и (или) регистрации – г. Москва, *** (т. 7 л.д. 195)
5. Гражданство – РФ
6. Образование – высшее
7. Семейное положение, состав семьи – не замужем, детей нет
8. Место работы или учебы – не работает
9. Отношение к воинской обязанности – не военнообязанная
10. Наличие судимости – ранее не судима (т. 7 л.д. 196-198)
11. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность обвиняемой: *** (т. 7 л.д. 184-185)
12. Иные данные о личности обвиняемой – на учетах в наркологическом и психоневрологическом диспансерах не состоит (т. 7 л.д. 191, 192)
Ранее привлекалась к административной ответственности по ст. 200.2.2 КоАП РФ 27 октября 2011 года Аэропорт УВД по охране метро о/м 352 и по ст. 190.3.1. КоАП РФ 06 декабря 2011 года ОМВД России по району Нагатинский-затон г. Москва (т. 7 л.д. 196).
26 апреля 2012 года отделением амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева проведена судебная психолого-психиатрическая экспертиза, согласно выводам которой, Самуцевич Е.С. ***. Об этом свидетельствуют данные анамнеза и результаты настоящего обследования об имеющихся у подэкспертной личностных особенностях в виде упорства и категоричности в отстаивании своего мнения, неуступчивости, решительности, невысокой эмоциональной чувствительности, последовательности внутренне мотивированного поведения, рационализма, склонности к оппозиционным формам поведения в фрустрирующих или конфликтных ситуациях наряду с чертами субъективизма и настороженности, сложностями в предвосхищении последствия принимаемых решений в эмоционально значимых ситуациях и прогнозировании возможных изменений ситуации. В период инкриминируемого деяния Самуцевич Е.С. каким-либо хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием либо иным болезненным состоянием психики, лишавшим ее возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, не страдала. Имеющиеся у Самуцевич Е.С. особенности психики выражены не столь значительно, не сопровождаются грубыми когнитивными и эмоционально-волевыми расстройствами, какой-либо психотической симптоматикой, нарушением критических и прогностических способностей, поэтому в период инкриминируемого деяния она могла в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера Самуцевич Е.С. не нуждается.
(т. 6 л.д. 293-298).

в том, что она совершила хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам религиозной ненависти и вражды и по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы, группой лиц по предварительному сговору, а именно:
Самуцевич Е.С. в неустановленные следствием месте и время, но не позднее 17 февраля 2012 года, при неустановленных следствием обстоятельствах вступила с Толоконниковой Н.А., Алехиной М.В. и неустановленными лицами в предварительный сговор с целью совершения грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу по мотивам религиозной ненависти и вражды и по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы, в виде осуществления провокационных и оскорбительных действий в религиозном здании с привлечением внимания широкого круга верующих граждан. Для совершения своих противоправных действий Самуцевич Е.С., Толоконникова Н.А., Алехина М.В. и неустановленные соучастники распределили между собой роли и намеренно приобрели для облачения одежду, явно и очевидно противоречащую общим церковным правилам, требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада церкви. Самуцевич Е.С., Толоконникова Н.А., Алехина М.В. и неустановленные участники преступного сговора, причисляющие себя к женской панк-группе "Pussy Riot" ("Пусси Райот"), планировали в Кафедральном Соборе Русской Православной Церкви – Храме Христа Спасителя (по тексту – Храм) облачиться в вышеуказанное одеяние для того, что бы открыто выразить неуважение к христианскому миру и церковным канонам, а осознавая оскорбительный характер своего внешнего вида и планируемого поведения для всей Русской Православной Церкви, Самуцевич Е.С., Толоконникова Н.А., Алехина М.В. и неустановленные соучастники планировали скрыть свои лица под разноцветными масками с прорезями для глаз и рта. При этом, понимая противоправность подготавливаемого к совершению деяния и весомость обиды, которую они готовились нанести всем прихожанам храма и верующим, Самуцевич Е.С., Толоконникова Н.А., Алехина М.В. и неустановленные соучастники прибегли к средствам, препятствующим их идентификации и, как следствие, затрудняющим их привлечение к предусмотренной законом уголовной ответственности, что, увеличивает опасность совершенного деяния и придает ему вид злонамеренно осознанной и тщательно спланированной акции по унижению чувств и верований многочисленных приверженцев православного христианского вероисповедания и умалению духовной основы государства.
Злостный совместный умысел Самуцевич Е.С., Толоконниковой Н.А., Алехиной М.В. и неустановленных соучастников не ограничивался лишь осквернением церковной святыни в присутствии прихожан Храма; намереваясь придать планируемым действиям публичную огласку и общественный резонанс, они через неустановленного соучастника оповестили различных сотрудников средств массовой информации и активных участников сетевых журналов (блоггеров) о своей акции. Таким образом совместный преступный умысел Самуцевич Е.С., Толоконниковой Н.А., Алехиной М.В. и неустановленных соучастников также сводился к привлечению внимания общественных масс к своим кощунственным действиям, доведению выраженного неуважения не только до служителей и посетителей Храма, но также до других граждан, не присутствовавших в Храме в момент его совершения, но разделяющих православные традиции и обычаи. Причинение столь весомого страдания всем лицам, нашедшим свое духовное начало в служении православным идеям, предполагало спровоцировать волнения среди верующих, затронуть их самые сокровенные идеалы и представления о справедливости, добре и зле; неосознанно заставить искать возможность каких-либо ответных действий; создать предпосылки для активизации недружелюбных действий общественных групп, отдавших внутреннее предпочтение другим религиозным направлениям.
Завершив подготовительный этап спланированной акции, 21 февраля 2012 года примерно в 11 часов 00 минут, реализуя совместный преступный умысел, Самуцевич Е.С. совместно с Толоконниковой Н.А., Алехиной М.В. и неустановленными соучастниками преступного сговора прибыли к Кафедральному Собору Русской Православной Церкви – Храму Христа Спасителя по адресу: г. Москва, ул. Волхонка, д. 15, где в целях беспрепятственного прохода к месту совершения священных религиозных обрядов использовали одежду, в полной мере отвечающую требованиям пребывания в местах богослужения, и с ее помощью под видом обычных посетителей проникли внутрь Храма. Таким образом, тщательное планирование совместных действий соучастников преступной группы, внимательная подготовка к каждому этапу преступления и использование необходимых реквизитов позволили успешно выполнить все стадии намеченной акции и подойти к завершающему его этапу.
Самуцевич Е.С. совместно с Толоконниковой Н.А., Алехиной М.В. и неустановленными соучастниками, 21 февраля 2012 года примерно в 11 часов 20 минут, находясь в помещении Кафедрального Собора Русской Православной Церкви – Храма Христа Спасителя, приступив к реализации своей конечной преступной цели, нанося значимый урон священным ценностям христианского служения и посягая на сакраментальность церковного таинства, не реагируя на призывы свечницы Храма С*** Л.А. прекратить святотатство, пытавшейся остановить их и объяснить им недопустимость нахождения в этой части Храма, незаконно проникли в огороженную часть Храма, предназначенную для совершения священных религиозных обрядов, чем кощунственным образом унизили вековые устои и основополагающие руководства Русской Православной Церкви.
Не ограничившись проделанным осквернением, желая нанести еще более глубокие духовные раны православным христианам, разместившись на возвышенности перед иконостасом в алтарной части храма (солеи́), предназначенной исключительно для духовенства Русской Православной Церкви, а также встав рядом на специальное место, предназначенное для чтения текста Священного Писания, произнесения церковных молитв и проповедей (амвон), Самуцевич Е.С. совместно с Толоконниковой Н.А., Алехиной М.В. и неустановленными соучастниками сняли верхнюю одежду, бросив ее перед дверьми, ведущими в алтарную часть Храма и символизирующими врата Рая (Царские Врата), и остались в крайне непристойной для подобного места одежде, непозволительно открывающей различные части тела (руки, плечи), при этом на свои лица они надели защитные маски вызывающе-яркой расцветки.
В таком внешнем виде, находясь в основополагающем и наиболее священном месте, расположенном в главном церковном сооружении страны, Самуцевич Е.С. во исполнение своей преступной роли, с ведома и согласия всех соучастников расчехлила электрогитару, и при попытке играть на гитаре была принудительно выведена с солеи́ охранником ЧОП "Колокол-А" Б*** С.Н. В это же время Толоконникова Н.А., находясь на солее́ и амвоне, без промедления подключила микрофон к звукопроизводящей аппаратуре и включила фонограмму с заранее подготовленной песней оскорбительного и богохульного содержания для православных верующих граждан и священноначалия. Охранник ЧОП "Колокол-А" Ш*** С.А. отключил звукопроизводящую аппаратуру и принудительно вынес ее с солеи́.
Заранее приглашенные представители средств массовой информации и участники сетевых журналов в нарушение правил поведения в Храме осуществляли видео и фотосъемку, засняв все вышеуказанные и последующие преступные действия Самуцевич Е.С., Толоконниковой Н.А., Алехиной М.В. и неустановленных лиц, при этом, законные требования сотрудников Храма прекратить съемку, они игнорировали, а некоторые из них к тому же проникли в огороженную часть Храма, предназначенную для совершения священных символических религиозных обрядов и церемоний, и продолжили осуществлять съемку.
Не удовлетворившись подобным развитием событий и, игнорируя окрики прихожан, действия охранников и сотрудников Храма, Толоконникова Н.А., Алехина М.В. и неустановленные следствием участники группы продолжили грубое нарушение общественного порядка, а именно, пренебрегая религиозными правилами поведения и, несмотря на попытки отвести их от священных и намоленных мест Храма, проявляя явное неуважение к культуре поведения в Храме, находясь в предалтарной части Храма, вульгарно, вызывающее, цинично перемещаясь по солее́ и амвону, вход на которые посетителям строго воспрещен, в течение примерно 1 минуты по мотивам религиозной ненависти и вражды выкрикивали, скандируя бранные фразы и слова, оскорбляющие верующих, а также прыгали, задирали ноги, имитируя танцы и нанесение ударов кулаками по воображаемым противникам.
Своими действиями Самуцевич Е.С. совместно с Толоконниковой Н.А., Алехиной М.В. и неустановленными лицами грубым образом нарушили общественный порядок, лишили граждан общественного спокойствия, прервали нормальное функционирование Кафедрального Собора Храма Христа Спасителя, предусмотренное регламентом нахождения посетителей в Храме; проявили явное неуважение к верующим посетителям и служителям Храма, ставшими невольными очевидцами вышеуказанных незаконных действий; глубоко оскорбили и унизили чувства и религиозные ориентиры верующих православных граждан. В целом реализованной акцией в явной неуважительной и непочтительной форме, лишенной всяких основ нравственности и морали, противопоставили себя православному миру; демонстративно и показательно попытались обесценить веками оберегаемые и чтимые церковные традиции и догматы; выставили себя в свете, принижающем внутренние убеждения граждан, духовно связывающих себя с Богом; явным и недвусмысленным образом выразили свою религиозную ненависть и вражду к одной из существующих в настоящее время религии – христианству, посягнув на его равноправие, самобытность и высокую значимость для большого количества наций и народов.
Таким образом, Самуцевич Е.С. совместно с Толоконниковой Н.А., Алехиной М.В. и неустановленными лицами своими совместными действиями и поведением грубо нарушили общественный порядок, выразив неуважение к обществу, противопоставив себя в православном Храме обществу, демонстративно пренебрегли общепринятыми нормами поведения в Храме, оскорбили религиозные чувства посетителей Храма и всех верующих граждан, по мотивам религиозной ненависти и вражды,
то есть в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.213 УК РФ.

Доказательствами, подтверждающими обвинение Самуцевич Е.С. в совершении инкриминируемого преступления являются:

- показания потерпевшего И*** Дм С*** о том, что с 2010 года он работает в должности руководителя департамента Общероссийское общественное движение "Народный Собор". Одна из основных задач общественного движения – патриотическое воспитание молодежи, защита традиционных духовных и нравственных ценностей, а также оказание благотворительной помощи многодетным, малообеспеченным семьям России, создание и поддержание клубов по исторической реконструкции значимых событий в истории нашего народа и мн. другое. В указанное общественное движение он пришел исключительно из-за того, что полностью разделяет их взгляды, он также является православным верующим, знает основные молитвы, соблюдает посты, отмечает церковные праздники, знаком с церковным уставом.
21 февраля 2012 г. он около 11 час. 20 мин. зашел в Храм Христа Спасителя в церковную лавку, чтобы приобрести определенную церковную утварь и, как только прошел металлоискатель, услышал крики о помощи, в частности служащие Храма, кричали "Охрана на помощь". Он устремился внутрь Храма вместе с охранниками, и увидел следующее: как несколько девушек в цветных разноцветных масках с прорезями для глаз и рта одетые в нарушение Церковных правил, в платьях с открытыми руками находятся рядом с алтарем на солее, что также запрещено Церковными правилами. Указанные девушки вели себя вызывающе, кричали оскорбительные слова в адрес церкви и Патриарха и веры православной в целом, хаотично махали руками и ногами, пританцовывали и приплясывали, в общем, их поведение, мягко сказать было неподобающее, а фактически нарушало все мыслимые и немыслимые общепринятые правила поведения в Храме, что его задело и оскорбило. Первые его мысли были, что необходимо срочно прекратить это надругательство над Святым местом. Такое неподобающее поведение оскорбило его чувства православного верующего, а также чувства других православных граждан, которые просили о помощи и прекращении этих оскорбляющих действий, при этом некоторые граждане даже плакали. Он решил помочь охранникам, так как видел, что они вдвоем не смогут справиться с данной неприятной ситуацией. Когда он подбежал к этим танцующим девушкам, и попытался ближайшую к нему и продолжающую танцевать девушку выпроводить с солеи, девушка упала на колени и стала креститься пред Алтарем и Царскими Вратами, что еще больше вызвало негодование, раздражение, обиду, в связи с чем он вместе с незнакомым ему мужчиной поднял на ноги и выпроводили девушку с солеи. Когда они, держа девушку за руки, вели ее в строну выхода из Храма, охранник Храма, шедший навстречу снял с ведомой ими и недопустимо себя ведущей девушки шапку голубого цвета. После чего он рассмотрел ее лицо.
Затем он вернулся, с целью продолжить помогать в пресечении этих бесчинств, оскорбляющих его религиозные чувства. Он повторно вернулся к оскверненному месту, однако в его помощи, уже никто не нуждался, так как девушки покинули солею. В этот момент, он увидел еще одну девушку, которая была уже без шапки. Он вернулся в церковную лавку, чтобы сделать покупки церковной утвари. В этот момент, он видел, как девушки выбежали из здания Храма.
Когда он выводил этих танцующих и оскорбляющих православных своим видом и действиями девушек, неизвестные лица осуществляли видео и фотосъемку танцующих, несмотря на запреты. Из снимающих он запомнил, только иностранца (француза – газета "ФрансПресс"), а также корреспондентку "Новая Газета" Лену, вместе с ней он потом был в ОМВД России по району Хамовники по г. Москве. Со слов Елены, она находилась в Храме по заданию редакции и должна была осветить это мероприятие, однако ничего не снимала, так как ее чувства также были оскорблены.
В интернете он видел клип, содержащий вышеуказанные нарушающие Церковные правила и оскорбляющие чувства верующих действия девушек, одну из которых он вывел из Храма. Действия вышеуказанных девушек, совершенные в Храме Христа Спасителя, а также видеоклип с текстом, так называемой песни и содержащий фрагменты этих съемок, как самостоятельно каждое, так и в совокупности являются оскорбительными и неприятными для его чувств православного верующего и других верующих, в связи с чем ему причинен моральный вред. В совокупности все это они сделали с целью вызвать негативный, еще более оскорбительный резонанс в чувствах и душах верующих, спровоцировать верующих на компрометирующие действия и вызвать чувства: раздражения, гнева, ненависти, что еще больше усиливают его душевную боль от случившегося на последней неделе пред постом.
В последующем ему стало известно, что вышеуказанные преступные действия осуществляли в группе с другими Толоконникова Н.А. и Алехина М.В.
(том № 1 л.д. 131-132, т. № 2 л.д. 79-83)

- протокол предъявления лица для опознания от 07 марта 2012 года, согласно которому потерпевший Им Д.С. опознал подозреваемую Толоконникову Н.А., как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Алехиной М.В., Самуцевич Е.С. и с остальными неуважительные, оскорбительные для верующих действия, т.е. преступление, инкриминируемое последним.
(т. 2 л.д. 99-101)

- протокол предъявления лица для опознания от 07 марта 2012 года, согласно которому потерпевший Им Д.С. опознал подозреваемую Алехину М.В., как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Самуцевич Е.С., Толоконниковой Н.А. и с остальными неуважительные, оскорбительные для верующих действия, т.е. преступление, инкриминируемое последним.
(т. 2 л.д. 111-113)

- показания потерпевшей С*** Л*** А*** о том, что с 2007 года она является прихожанкой Храма Христа Спасителя, а на должности разнорабочей указанного Храма работает с октября 2011 года. Она занимается обеспечением порядка на подсвечниках, следит за лампадами, протирает иконы Храма. С ней заключен трудовой договор Ключарем Храма Христа Спасителя, протоиереем Михаилом Рязанцевым и ему в своей деятельности она подчиняется. Она является глубоко верующей православной и осознано, пошла, служить в Храме Богу. Также она занимается катехизацией, т.е. она глубоко верующий человек и в ее Вере понимания – Бог источник всех необходимых к лучшему изменений, она это почувствовала в себе и именно это пытается донести с Божьей помощью до других людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, либо ищущих путь к Богу.
Ее рабочий день в среднем начинается с 9 часов и до 19 часов. Храм открывается с 10 час. и закрывается для посетителей в 18 час., бывают исключения, если не закончена служба, Храм работает дольше, тогда и ее рабочий день увеличивается до момента полной уборки Храма. Все это относится к Храму Христа Спасителя. Под Храмом, расположена Церковь Преображения Господня. 21 февраля 2012 г. она как обычно вышла на работу в 9 часов. Около 11 часов она стояла в зале Храма Христа Спасителя справа у алтаря, возле подсвечников, спиной к алтарю. В этот момент она услышала шум суеты нескольких человек и боковым зрением увидела открываемую дверцу. Она обернулась к алтарю и увидела, группу неизвестных девушек, одетых условно пристойно, допустимо для посещения Храма. Она, понимая недопустимость их действий по открытию дверцы и возможному проникновению в закрытую для посещения часть Храма, устремилась по направлению к этой группе девушек, предупреждая их, что им туда нельзя, пытаясь их удержать. Указанные девушки, игнорировали ее предупреждения, одна из них, которую она пыталась ухватить за плечо, смахнула ее руки и все вместе они пробежали к дверцам ограждения солеи и, небрежно открыв дверцы, вбежали на амвон пред Царскими Вратами алтаря. Она устремилась за ними, и остановилась на ступеньках солеи, так как далее ни одна женщина, в том числе и она, как служащая не имеют право подниматься на амвон, к месту пред Царскими Вратами. В то время как эта группа девушек, находясь в этом Святом месте, творила невообразимое, глубоко оскорбляющее чувства верующего человека, а именно:
- швыряла рюкзаки и сумки, находящиеся при них, снимали верхнюю, условно допустимую одежду, достали и одели на головы разноцветные маски с прорезями для рта и глаз, оставаясь при этом в непотребном, вульгарном виде (коротких цветных платьях с оголенными руками, облегающих лосинах);
- одновременно с этим расчехлили электронную гитару;
- и начали бесовски дрыгаться, прыгать, скакать, задирать высоко ноги, мотать головами и одновременно с этим выкрикивали очень оскорбительные, богохульные слова о Христе, о Богородице, о Патриархе.
Все описанные их действия, и действия пред Царскими вратами, были выполнены быстро, отлажено, практически синхронно, осуществлялось все это под команды одной девушки из этой группы, что наводит на мысли о четком их планировании своих действий для исполнения этой провокации и осознанности в совершении этих действий.
Она, для того чтобы быстрее остановить эти оскорбительные и религиозно ненавистные действия, пренебрегающие чувствами православных верующих, стала звать на помощь. Продолжаемые на амвоне пред Царскими Вратами действия ее повергли в шок, она не могла поверить, что такое вообще возможно в главной Святыне страны Кафедральном Соборе Храме Христа Спасителя – памятнике, построенном в благодарность Божьей помощи за победу в Отечественной войне 1812 года.
Она увидела, что алтарники и охранники вытесняют эту группу девушек с амвона. Обернувшись назад она так же увидела, что в неразрешенном и специально огороженном от посетителей месте напротив алтаря находятся двое человек (мужчина и женщина), мужчина осуществлял запрещенные действия – съемку (о чем предупреждаются все входящие) вышеуказанной группы бесовски танцевавших и вытесняемых алтарниками и охранниками, а также он снимал все вокруг происходящее.
Она подошла к ведущему съемку молодому человеку и рядом с ним стоящей молодой (лет 20-22) девушке и, предупреждая, что находится, в этом месте светским людям нельзя, требуя прекратить съемку, вытеснила их за ограждение. Указанные лица, уходили медленно, продолжая снимать происходящее, в том числе и ее. Не смотря на это, она их все-таки вытеснила за ограждение. За ограждением она увидела еще несколько человек, производящих съему. Она также от этих лиц, потребовала прекратить видеосъемку и стала вытеснять их в сторону выхода. С радостью и облегчением увидев, что амвон чист и пред Царскими Вратами никого нет, она, переживая происшедшее, вернулась к исполнению своих обязанностей.
В интернете она видела клип, содержащий вышеуказанные нарушающие Церковные правила и оскорбляющие чувства верующих действия девушек. Действия вышеуказанных девушек, совершенные в Храме Христа Спасителя, а также видеоклип с текстом, так называемой песни и содержащий фрагменты этих съемок являются оскорбительными и неприятными для ее чувств православного верующего и других верующих, в связи с чем, ей причинен моральный вред.
В совокупности все это, они сделали с целью вызвать негативный, еще более оскорбительный резонанс в чувствах и душах верующих, спровоцировать верующих на компрометирующие действия и вызвать чувства: раздражения, гнева, ненависти, что еще больше усиливают ее душевную боль от случившегося на последней неделе пред постом.
В последующем ей стало известно, что вышеуказанные преступные действия осуществляли в группе с другими Толоконникова Н.А. и Алехина М.В.
(том № 1 л.д. 137-141, 199-205, т. 2 л.д. 199-201)

- протокол предъявления лица для опознания от 07 марта 2012 года, согласно которому потерпевшая СмЛ.А. опознала подозреваемую Толоконникову Н.А., как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Алехиной М.В., Самуцевич Е.С. и с остальными неуважительные, оскорбительные для верующих действия, т.е. преступление, инкриминируемое последним.
(т. 2 л.д. 103-105)

- протокол предъявления лица для опознания от 07 марта 2012 года, согласно которому потерпевшая С*** Л.А. опознала подозреваемую Алехину М.В., как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Самуцевич Е.С., Толоконниковой Н.А. и с остальными неуважительные, оскорбительные для верующих действия, т.е. преступление, инкриминируемое последним.
(т. 2 л.д. 115-117)

-протокол очной ставки от 12 мая 2012 года между потерпевшей С*** Л.А. и обвиняемой Алехиной М.В., в ходе которой потерпевшая подтвердила ранее данные ей показания, изобличающие Толоконникову Н.А., как лицо, совершившее 21 февраля 2012 года совместно с Алехиной М.В., Самуцевич Е.С. и остальными преступление в Храме Христа Спасителя.
(т. 2 л.д. 274-280)

-показания потерпевшего Б*** С*** Н*** о том, что в июне 2002 года он был принят на работу в ЧОП "Колокол" (в настоящее время название изменено на ЧОП "Колокол-А"), осуществляющий охрану Храма Христа Спасителя на должность охранника. Он осуществлял охрану в помещениях, расположенных внутри Храма Христа Спасителя. В его служебные обязанности входит непосредственная охрана территории Храма, осуществление пропускного режима прихожан в помещение Храма, одетых и ведущих себя в соответствии с установленными Церковными правилами, также в его обязанности входит предупреждение и предотвращение нарушений общественного порядка и принятие мер по выдворению из Храма лиц, нарушающих общественный порядок и Правила Церкви и Храма.
21 февраля 2012 года в 10 часов он заступил на службу по охране Верхнего Храма вместе с П*** В.В., Ш*** С. А. и старшим охранником постов Верхнего Храма К*** О.А. Примерно в 11 час. 00 мин. 21 февраля 2012 года он заступил на пост по обеспечению правопорядка внутри Храма, а именно пост № 8.
Около 11 час. 15 мин. его внимание привлекла группа иностранных туристов, которые находились на западной стороне Храма, при этом у них в руках были фотоаппараты, использование которых в Храме запрещено. Он находился возле указанной группы и контролировал, чтобы туристы не осуществляли фотосъемку. В этот момент он услышал крики с призывом: "Охрана, охрана, охрана!", обернулся на крик и увидел, что свечница Храма – С*** Л.А., пыталась удержать и препятствовать проходу в Храм группе неизвестных девушек, которые направлялись в сторону солеи. С*** Л.А. не смогла их удержать, затем девушки пробежали на солею и перед Царскими вратами скинули с себя верхнюю одежду, оставшись в откровенных, цветных, вызывающих платьях, надели на головы цветные шапки-маски с прорезями для глаз и рта. Одна из девушек, находившаяся в белом халате или платье расчехлила электрическую гитару и стала ее подключать. Так как на солее находилось около пяти девушек в масках, и лишь одна из них была с гитарой, он принял решение пресечь действия девушки с гитарой. При этом боковым зрением он видел вспышки фотоаппаратов и понял, что действия данных девушек являются провокацией. Он быстро подошел к девушке с гитарой, находящейся на солее и одной своей рукой взялся за гитару, а другой, в которой находилась рация, подталкивая, попытался вывести ее к выходу из солеи за ограждение, при этом по рации вызывал помощь. Неизвестная девушка, стала вырываться, выхватила у него из руки рацию, в связи с чем, он бросил гитару на пол и забрал у нее рацию. Он, обращаясь к девушкам, находящимся на солее, требовал покинуть солею и выйти за ограждение, прекратить свои непотребные для Храма действия. Его требования игнорировались, девушки солею не покидали. Далее он, взяв гитару и девушку, у которой она была, стал ее выводить к калитке за ограждение. Когда он ее вывел за калитку, с учетом того, что неизвестная девушка сопротивлялась, пыталась вырваться и вернуться на солею, к нему на помощь подошел П*** В.В. и они вместе с ним ее вывели из Храма к рамке металлоискателя, где с ней остался П*** В.В., а он вернулся в Храм помочь остальным вывести оставшихся нарушителей установленного в Храме порядка. При этом, когда он с П*** В.В. выводил неизвестную, кто-то с нее снял шапку-маску и он увидел и запомнил ее лицо, впоследствии данной девушкой оказалась Самуцевич Екатерина Станиславовна. Когда он с П*** В.В. выводил Самуцевич Е.С., он оборачивался на солею и видел, как девушки дергались, изображали танец, высоко поднимали ноги, кричали оскорбительные слова, хулили Господа, в том числе выкрикивали: "Срань Господня!", "Богородица стань феминисткой", при этом один из прихожан Храма и алтарники пытались выводить этих девушек, которые от них бегали по солее и продолжали совершать свои противоправные и запрещенные действия.
Он видел, как один из прихожан и В*** С.В. вели девушку, у которой была снята маска, данная девушка вместе с другими танцевала на солее и также вела себя вызывающе оскорбительно для Храма. Он запомнил лицо этой девушки, впоследствии данной девушкой, оказалась Алехина Мария Владимировна. Подходя к калитке ограждения, он увидел, как выводят еще одну девушку в зеленом платье, у которой шапка-маска была поднята с лица и надета на голове, что позволяло рассмотреть ее лицо. Эту девушку довели до калитки, после чего она самостоятельно пошла в сторону выхода из Храма. Данной девушкой впоследствии оказалась Толоконникова Надежда Андреевна.
Описывая действия девушек-хулиганок, он показал следующее: пять девушек в цветных разноцветных масках с прорезями для глаз и рта одетые в нарушение Церковных правил, в платья с открытыми руками находились рядом с алтарем на солее, что также запрещено Церковными правилами. Указанные девушки вели себя вызывающе, кричали оскорбительные слова в адрес Господа, хаотично махали руками и ногами, пританцовывали и приплясывали, таким образом, их поведение, мягко сказать было неподобающее, а фактически нарушали все мыслимые и немыслимые общепринятые правила, что даже его шокировало. Он считает, что эти действия являются надругательством над Святым местом. Такое неподобающее поведение оскорбило его чувства православного верующего, а также чувства других православных граждан, которые просили о помощи и прекращении этих оскорбляющих действий, что в принципе им и было сделано. Ему как православному христианину действиями этих девушек причинен моральный вред, оскорбляющий его чувства верующего. Когда он и другие служащие Храма выводили этих танцующих и оскорбляющих православных своим видом и действиями девушек, неизвестные лица, несмотря на запреты, осуществляли видео и фотосъемку танцующих и кричащих хулиганок. Запреты на фото и видеосъемку имеются как при входе в Храм, также об этом охранники предупреждают посетителей, у которых видят фотоаппараты и видеокамеры. В данном случае запреты и требования о прекращении фото и видеосъемки некоторые граждане, находящиеся в Храме игнорировали.
С учетом поступивших указаний старшего смены, им были предприняты меры к задержанию всех участников совершенных противоправных действий и лиц их снимающих. Ему удалось задержать только трех человек, которые предположительно осуществляли фото и видеосъемку, сами девушки успели убежать. Указанные лица в руках держали фотоаппараты и видеокамеры. Лично он не видел, как они осуществляли съемку.
В интернете он видел клип, содержащий вышеуказанные нарушающие Церковные правила и оскорбляющие чувства верующих действия девушек, одну из которых он вывел. Действия вышеуказанных девушек, совершенные в Храме Христа Спасителя, а также видеоклип с текстом, так называемой песни и содержащий фрагменты этих съемок являются оскорбительными и неприятными для его чувств православного верующего и других верующих, в связи с чем, ему причинен моральный вред.
В последующем ему стало известно, что вышеуказанные преступные действия осуществляли в группе с другими Толоконникова Н.А., Алехина М.В. и Самуцевич Е.С.
(том № 1 л.д.149-153, т. 2 л.д. 95-98, 124-125)

- протокол предъявления лица для опознания от 07 марта 2012 года, согласно которому потерпевший Б*** С.Н. опознал подозреваемую Толоконникову Н.А., как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Самуцевич Е.С., Алехиной М.В. и с остальными неуважительные, оскорбительные для верующих действия, т.е. преступление, инкриминируемое последним.
(т. 2 л.д. 107-109)

- протокол предъявления лица для опознания от 07 марта 2012 года, согласно которому потерпевший Б*** С.Н. опознал подозреваемую Алехину М.В., ., как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Самуцевич Е.С., Толоконниковой Н.А. и с остальными неуважительные, оскорбительные для верующих действия, т.е. преступление, инкриминируемое последним.

(т. 2 л.д. 120-122)

- протокол предъявления лица для опознания от 15 марта 2012 года, согласно которому потерпевший Б*** С.Н. опознал Самуцевич Е.С., как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Алехиной М.В., Толоконниковой Н.А. и с остальными неуважительные, оскорбительные для верующих действия, т.е. преступление, инкриминируемое последним.
(т. 7 л.д.159-161)

- протокол очной ставки от 05 мая 2012 года между потерпевшим Б*** С.Н. и обвиняемой Толоконниковой Н.А., в ходе которой потерпевший подтвердил ранее данные им показания, изобличающие Толоконникову Н.А., как лицо, совершившее 21 февраля 2012 года совместно с Алехиной М.В., Самуцевич Е.С. и остальными преступление в Храме Христа Спасителя.
(т. 2 л.д. 261-265)


- протокол очной ставки от 03 мая 2012 года между потерпевшим Б***С.Н. и обвиняемой Самуцевич Е.С., в ходе которой потерпевший подтвердил ранее данные им показания, изобличающие Толоконникову Н.А., как лицо, совершившее 21 февраля 2012 года совместно с Алехиной М.В., Самуцевич Е.С. и остальными преступление в Храме Христа Спасителя.
(т. 2 л.д. 248-252)

- показания потерпевшего В*** С*** В*** о том что, с января 2011 года он работает в Фонде Храма Христа Спасителя в должности заместителя главного энергетика. В его обязанности входит организация эксплуатации электроустановки комплекса Храма, руководство подчиненными подразделениями. По вере, он является православным, крещен еще в детстве, относит себя к верующим людям.
21 февраля 2012 года примерно в 11 час. 20 мин. он стал свидетелем того, как четыре девушки в цветных разноцветных масках с прорезями для глаз и рта, одетые в нарушение Церковных правил в платьях с открытыми руками, находясь рядом с алтарем на солее, что также запрещено Церковными правилами, вели себя вызывающе, кричали какие-то слова, хаотично махали руками и ногами, пританцовывали и приплясывали. Их поведение, было неподобающее, а фактически нарушало все мыслимые и немыслимые общепринятые Церковные правила. Такое поведение оскорбило его чувства православного верующего, а также чувства других православных граждан, которые просили о помощи и прекращении этих оскорбляющих действий. Он подошел к одной из девушек, продолжавшей танцевать и не обращающей никакого внимания на возмущенные крики прихожан, принудительно взял за руку и препроводил к выходу. В процессе, когда он ее вел к выходу, он снял с нее шапку и увидел ее лицо, впоследствии данной девушкой оказалась Алехина Мария Владимировна.
В интернете он видел клип, содержащий вышеуказанные нарушающие Церковные правила и оскорбляющие чувства верующих действия девушек, одну из которых он вывел. Действия вышеуказанных девушек, совершенные в Храме Христа Спасителя, а также видеоклип с текстом, так называемой песни и содержащий фрагменты этих съемок являются оскорбительными и неприятными для его чувств православного верующего и других верующих, в связи с чем, ему причинен моральный вред.
В последующем ему стало известно, что вышеуказанные преступные действия осуществляли в группе с другими Алехина М.В.
(том № 1 л.д.144-145, 189-192)

- протокол предъявления для опознания по фотографии от 01 марта 2012 года, согласно которому потерпевший В*** С.В. опознал Алехину М.В., как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Толоконниковой Н.А., Самуцевич Е.С. и с остальными неуважительные, оскорбительные для верующих действия, т.е. преступление, инкриминируемое последним.
(т. 1 л.д. 193-196)

- протокол очной ставки от 12 мая 2012 года между потерпевшим В*** С.Н. и обвиняемой Алехиной М.В., в ходе которой потерпевший подтвердил ранее данные им показания, изобличающие Толоконникову Н.А., как лицо, совершившее 21 февраля 2012 года совместно с Алехиной М.В., Самуцевич Е.С. и остальными преступление в Храме Христа Спасителя.

(т. 2 л.д. 268-273)

- показания потерпевшего Ж*** Павла Александровича о том, что по вере, он является православным. Считает себя глубоко верующим и церковным человеком, соблюдает посты, праздники, участвует в церковных таинствах, богослужениях, исповедует православную веру, соблюдает все каноны и обряды православной церкви.
С учетом его вероисповедания и мировоззрения, он пошел получать духовное образование, для того чтобы в дальнейшем стать священнослужителем. С 2006 года он работает в Кафедральном Соборе Храма Христа Спасителя (далее Храм) алтарником. В его обязанности входит: подготовка к богослужению, участие в богослужении, выполнение поручений священника и другое, что связано с богослужением. Кроме того, по распоряжению ключаря Храма Христа Спасителя, протоиерея Михаила Рязанцева, он является педагогом-катехизатором, т.е. отвечает за просветительскую деятельность в Храме.
21 февраля 2012 года он прибыл в Храм к 07 часам утра и занялся своими обычными делами по подготовке к богослужению. Около 11 часов он услышал женские крики, доносящиеся из Центральной части Храма, зовущие охрану. После чего он, пройдя через северную часть заалтарной галереи, вышел в Центральную часть Храма, где увидел четырех молодых девушек на амвоне, которые прыгали, задирали высоко ноги, размахивали руками. В огороженной от посетителей части Храма, перед амвоном рядом со ступеньками стояли фотографы около 3-4 человек и фотографировали действия этих девушек.
Так как действия, которые совершали вышеуказанные девушки, являются кощунственными, святотатственными, оскверняющие Храм, как Святое место, он как верующий и алтарник, был оскорблен этими действиями и решил незамедлительно прекратить эти ужасающие действия. Он подбежал к девушке, которая была одета в оранжевую маску с прорезями для глаз и рта, и потребовал прекратить эти вызывающие и оскорбляющие действия. Однако девушка его полностью игнорировала, продолжала танцевать и дрыгаться. Тогда он взял ее за руку и попытался вывести с амвона. Указанная девушка, отмахнулась от него и вырвалась, затем перебежала на другую часть амвона и продолжала свои мерзкие действия – танцевать рядом с другими девушками. Одновременно с этим, все четыре девушки кричали, скандировали оскорбительные и нецензурные слова в адрес Господа, а именно: "Срань Господня!". Эти хулиганки в процессе своих действий и оскорбительных выкриков находились в непосредственной близости от Святых икон, в том числе у иконы "Христа Спасителя", к которой прикладываются священнослужители во время богослужения, в том числе Патриарх. После того, как девушка в оранжевой шапке убежала от него, остальные хулиганки стали парадировать совершение Крестного знамения и земных поклонов, при этом продолжали скандировать те же богохульные и оскорбляющие слова православных верующих, что он расценивает как насмешку над православным богослужением.
Он совместно с другим алтарником Ц*** В*** пытались прекратить хулиганские действия и вывести с амвона девушек, нарушающих порядок. Однако девушки активно сопротивлялись, вырывались, отталкивала их, всем своим видом показывая, что не желают прекращать эти оскорбительные действия. Он увидел, что один мужчина с фотоаппаратом, находясь в огороженной от посетителей части Храма, поднимается на амвон и производит съемку происходящего. По его мнению, эти девушки преследовали не только цели хулиганства, осквернения Храма и оскорбления чувств верующих, но и цель фиксирования своих вызывающих действий путем видеосъемки и фотографирования. В дальнейшем ему удалось оттеснить с амвона к выходу хулиганку в оранжевой маске. Все девушки, нарушающие порядок, были в масках (шапках) с прорезями для глаз и рта, в связи с чем, их лица были скрыты. Одеты они были в яркого цвета колготки и короткие платья, оголяющие части тела. Указанная одежда в категоричной форме запрещена к ношению в Храме. Девушки были одеты вызывающе, чтобы специально подчеркнуть свое пренебрежительное отношение к церковным нормам и правилам. А их поведение и действия на амвоне указывают на их сознательное осквернение Храма, православной веры, традиций и враждебный настрой к православным верующим людям.
После всех вышеописанных событий он переживал происшедшее, также как и очевидцы этих событий, и воспринимал их как осквернение Храма. Также эти действия глубоко затронули его религиозные чувства, проявили явное презрение к православным обычаям и традициям, вражду к православным верующим, и к нему в частности.
Действия вышеуказанных девушек, совершенные в Храме Христа Спасителя, а также видеоклип с текстом, так называемой песни и содержащий фрагменты этих съемок, отличаются от их действий на авмоне в Храме. В ролике, помещенном в Интернете, слышан текст песен, оскорбляющий чувства верующих, непосредственно Богородицу, Патриарха и появились политические призывы, в самом же Храме, они только скандировали слова оскорбляющие Господа и своими действиями пренебрегали чувствами верующих, демонстрировали вражду к православию и православным верующим. Кроме того, в ролике слова оскорбляющие Богородицу имитируют богослужебное пение, что усиливает оскорбление в адрес верующих и подчеркивает их неуважительное, презрительное отношение к православным традициям и православным верующим. Также он обратил внимание, что сам ролик содержит кадры съемок, снятые не в Храме Христа Спасителя, а в Богоявленском Соборе г. Москвы (Елоховском), который до возведения Храма Христа Спасителя, являлся главным Кафедральным Собором Русской Православной Церкви. В Богоявленском Соборе были сняты кадры, на которых зафиксированы дергающиеся женщины в цветных масках, поющих в микрофон на длинном штативе, все это происходит в непосредственной близости от Святых икон.
В совокупности, по его мнению, все это сделано, с целью вызвать негативный, еще более оскорбительный резонанс в чувствах и душах верующих, спровоцировать верующих на компрометирующие действия и вызвать чувства: раздражения, гнева, ненависти, что еще больше усиливают его душевную боль от случившегося на последней неделе поста. С учетом всех этих вышеописанных событий ему причинен моральный вред.
(том № 1 л.д. 133-136, т. 2 л.д. 174-177)

- показания потерпевшего П*** В*** В*** о том, что по вере, он является православным, относит себя к верующим людям. С августа 2010 года он работает в ЧОП "Колокол-А", который занимается охраной комплекса Храма Христа Спасителя. В его служебные обязанности входит непосредственная охрана указанной территории, пропуск прихожан в Храм, одетых и ведущих себя в соответствии с установленными правилами Храма и Церкви, недопущения нарушения общественного порядка и принятие мер по выдворению из Храма лиц, нарушающих общественный порядок и Правила Церкви и Храма.
21 февраля 2012 года в 10 часов он заступил на службу по охране Верхнего Храма вместе с Б*** С.Н., Ш*** С. А. и старшим охранником постов Верхнего Храма К*** А.А. Примерно в 11 час. 00 мин. он заступил на пост у входа в Верхний Храм у металлоискателя в виде рамы (до этого он находился в зале, каждый час охранники меняют свои посты). С 11 час. 00 мин. до 11 час. 20 мин. людей (прихожан), прошедших в Храм было не более 50 человек, поэтому он достаточно хорошо всех осмотрел. Видел электронную гитару, которую пронес молодой человек. Гитара находилась в закрытом чехле, за спиной, запрета на пронос музыкальных инструментов в зачехленном виде нет, за исключением габаритных музыкальных инструментов. В указанный период времени прошло более 25 прихожан женского пола разного возраста, были и молодые. Все прошедшие досмотр и допущенные в Верхний Храм были одеты в соответствии с правилами посещения Храма. Кроме того, было не мало людей, прошедших с видеокамерами и фотоаппаратами. Такие люди были пропущены в связи с тем, что видеокамеры и фотоаппараты были в зачехленном виде, а это не запрещено. Они были им предупреждены на английском и русском языках о том, что не разрешается фотографировать и снимать видео внутри Храма.
Примерно в 11 час. 20 мин. он услышал крики о помощи, в частности работницы Храма кричали "Охрана на помощь", он попросил одну из сотрудниц Храма, которая как раз и звала на помощь, подменить его на посту. Он и Ш***С.А. вбежали внутрь Храма, и он увидел следующее: как несколько девушек в разноцветных масках с прорезями для глаз и рта, одетые в нарушение Церковных правил в платьях с открытыми руками находятся рядом с алтарем на солее, что также запрещено Церковными правилами. Указанные девушки вели себя вызывающе, кричали какие-то слова, хаотично махали руками и ногами, пританцовывали и приплясывали. Эти девушки нарушали все мыслимые и немыслимые общепринятые правила. Данные действия его шокировали. Такое неподобающее поведение оскорбило его чувства православного верующего, а также чувства других православных граждан, которые просили прекратить хулиганские действия. Когда он подбежал к танцующим девушкам, некоторые из них были уже без масок. Кто их снял, он не знает. Он взял за руку, неизвестную ему кричащую и машущую руками девушку, которую попытался вывести охранник Б*** С.Н.. Указанная девушка была уже без шапки. Вместе с Б*** С.Н. они вывели указанную девушку из зала Храма Христа Спасителя, и оставили у входа перед металлоискателем, впоследствии данной девушкой оказалась Самуцевич Екатерина Станиславовна. Затем свечница поспешила обратно в зал, а он остался на посту у входа в Храм и видел, как остальных девушек, участниц этого "мракобесия" выводили из Храма. Указанные девушки стояли перед металлоискателем и обратно не пытались зайти, через какое-то время он потерял их из вида, так как поток прихожан не прекращался, Храм не закрывался, и он стал заниматься непосредственно своими обязанностями.
В интернете он видел клип, содержащий вышеуказанные нарушающие Церковные правила и оскорбляющие чувства верующих действия девушек. Действия вышеуказанных девушек, совершенные в Храме Христа Спасителя, а также видеоклип с текстом, так называемой песни и содержащий фрагменты этих съемок являются оскорбительными для его чувств православного верующего, в связи с чем ему причинен моральный вред.
В последующем ему стало известно, что вышеуказанные преступные действия осуществляли в группе с другими Толоконникова Н.А. и Самуцевич Е.С.
(том № 1 л.д.146-148, 178-182, т. 2 л.д. 209-210)

- протокол предъявления для опознания по фотографии от 01 марта 2012 года, согласно которому потерпевший П*** В.В. опознал Толоконникову Н.А., как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Алехиной М.В., Самуцевич Е.С. и с остальными неуважительные, оскорбительные для верующих действия, т.е. преступление, инкриминируемое последним.
(т. 1 л.д. 183-186)

- протокол предъявления лица для опознания от 15 марта 2012 года, согласно которому потерпевший П*** В.В. опознал Самуцевич Е.С., как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Алехиной М.В., Толоконниковой Н.А. и с остальными неуважительные, оскорбительные для верующих действия, т.е. преступление, инкриминируемое последним.
(т. 7 л.д.163-165)

- протокол очной ставки от 28 мая 2012 года между потерпевшим П*** В.В. и обвиняемой Толоконниковой Н.А., в ходе которой потерпевший подтвердил ранее данные им показания, изобличающие Толоконникову Н.А., как лицо, совершившее 21 февраля 2012 года совместно с Алехиной М.В., Самуцевич Е.С. и остальными преступление в Храме Христа Спасителя.
(т. 7 л.д. 212-216)

- протокол очной ставки от 03 мая 2012 года между потерпевшим П*** В.В. и обвиняемой Самуцевич Е.С., в ходе которой потерпевший подтвердил ранее данные им показания, изобличающие Толоконникову Н.А., как лицо, совершившее 21 февраля 2012 года совместно с Алехиной М.В., Самуцевич Е.С. и остальными преступление в Храме Христа Спасителя.
(т. 2 л.д. 253-257)

- показания потерпевшего Ц*** В*** И*** о том, что по вере, он является православным, считает себя глубоко верующим и церковным человеком, соблюдает посты, праздники, участвует в церковных таинствах, богослужениях, исповедует православную веру, соблюдает все каноны и обряды православной церкви.
С учетом его вероисповедания и мировоззрения, он пошел получать духовное образование, для того чтобы в дальнейшем стать священнослужителем. С 2011 года работает в Кафедральном Соборе Храма Христа Спасителя (далее Храм) алтарником - псаломщиком. В его обязанности входит: подготовка к богослужению, участие в богослужении, также он выполняет поручения священника и другое все, что связано с богослужением. 21 февраля 2012 года он прибыл в Храм к 07 часам утра и занялся своими обычными делами по подготовке к богослужению. Примерно, около 11 часов 20 минут, он услышал какой-то звук микрофона в виде гула, через короткий промежуток времени звук повторился. Он вышел из алтаря на солею и увидел невообразимое: четыре молодых девушки, находясь на амвоне, прыгали, задирали высоко ноги, размахивали руками. В огороженной от посетителей части Храма, перед амвоном рядом со ступеньками стояли фотографы около 3-4 человек и фотографировали действия этих девушек.
Так как действия, которые совершали эти девушки, являются кощунственными, святотатственными, оскверняющими Храм, он как верующий, был оскорблен и решил незамедлительно прекратить эти ужасные действия. При этом алтарник Ж*** П.А. пытался их выдворить с амвона. Он подбежал к девушке, которая была одета в зеленое платье, на голове у нее была надета маска с прорезями для глаз и рта. Он потребовал от нее прекратить эти вызывающие и оскорбляющие действия и покинуть Святое место. Однако, она его требования полностью игнорировала, продолжала танцевать и дрыгаться. Одновременно с этим, все четыре девушки кричали, скандировали оскорбительные и нецензурные слова в адрес Господа, а именно: "Срань Господня!", при этом эти хулиганки в процессе своих действий и оскорбительных выкриков находились в непосредственной близости от Святых икон. Так же хулиганки стали парадировать совершение Крестного знамения и земных поклонов, находясь на амвоне, при этом продолжали скандировать те же богохульные и оскорбительные слова для православных верующих, что он расценивает, как насмешку над православной верой.
По его мнению, эти девушки преследовали не только цели хулиганства, осквернения Храма и оскорбления чувств верующих, но и цель фиксирования своих вызывающих действий путем видеосъемки и фотографирования, которые производили находящиеся в Храме люди, также нарушая порядок Храма.
В дальнейшем им совместно с охраной удалось оттеснить девушек с амвона к ограждению, где их препровождали к выходу охранники Храма и прихожане.
Кто-то из хулиганок, уходя с солеи, забрали верхнюю одежду и рюкзаки, которые были нагромождены перед Святыми вратами, через которые входят в Алтарь исключительно Священнослужители и Патриарх во время богослужения.
Все хулиганки были в масках (шапках) с прорезями для глаз и рта, в связи с чем, их лица были скрыты. Одеты они были в яркие колготки и короткие платья, оголяющие части тела. Указанная одежда в категоричной форме запрещена к ношению в Храме. Девушки оделись подобным образом, чтобы специально подчеркнуть свое пренебрежительное отношение к церковным нормам и правилам. Их поведение и действия на амвоне указывают на их сознательное осквернение Храма, православной веры и традиций, а также указывают на враждебный настрой к православным верующим людям.
После всех вышеописанных событий он переживал происшедшее, также как и другие очевидцы этих событий, и воспринимал действия эти хулиганок, как осквернение Святого места и Храма. Также эти действия глубоко затронули его религиозные чувства .
В интернете он видел клип (так называемый панк-молебен "Богородица Путина прогони"), содержащий вышеуказанные нарушающие Церковные правила и оскорбляющие чувства верующих действия хулиганок. Действия вышеуказанных девушек, совершенные в Храме Христа Спасителя, а также видеоклип с текстом, так называемой песни и содержащий фрагменты этих съемок, отличаются от их действий на амвоне в Храме. В ролике слышан текст песен, оскорбляющий чувства верующих, непосредственно Богородицу, Патриарха и появились политические призывы, в самом же Храме, они только скандировали слова оскорбляющие Господа и самими действиями пренебрегали чувствами верующих, демонстрировали вражду к православию и православным верующим. Кроме того, в ролике слова оскорбляющие Богородицу имитируют богослужебное пение, что усиливает оскорбление в адрес верующих и подчеркивает их неуважительное, презрительное отношение к православным традициям и православным верующим. Также он обратил внимание, что сам ролик содержит кадры съемок, снятые не в Храме Христа Спасителя, а в Богоявленском Соборе г. Москвы (Елоховском), который до возведения Храма Христа Спасителя, являлся главным Кафедральным Собором Русской Православной Церкви. В Богоявленском Соборе были сняты кадры, на которых зафиксированы дергающиеся женщины в цветных масках, поющих в микрофон на длинном штативе, все это происходит в непосредственной близости от Святых икон. Все это, по его мнению, сделано, с целью вызвать негативный, еще более оскорбительный резонанс в чувствах и душах верующих, спровоцировать верующих на компрометирующие действия и вызвать чувства: раздражения, гнева, ненависти, что еще больше усиливают его душевную боль от случившегося на последней неделе пред постом. С учетом вышеописанных событий ему причинен моральный вред.
(том № 2 л.д. 160-165)

- показания потерпевшего Ш*** С*** А*** о том, что он является православным, считает себя глубоко верующим и церковным человеком, соблюдает посты, праздники, участвует в церковных таинствах, богослужениях, исповедует православную веру, соблюдает все каноны и обряды православной церкви.
С 23 сентября 2001 года он работает в ЧОП "Колокол" (в настоящее время называется ЧОП "Колокол-А"), который занимается охраной комплекса Храма Христа Спасителя. В его служебные обязанности входит непосредственная охрана указанной территории, осуществление пропуска прихожан в Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя (далее Храм), недопущение нарушений общественного порядка, а также принятие мер к выдворению из Храма лиц, нарушающих общественный порядок и правила Церкви и Храма.
21 февраля 2012 года в 10 часов он заступил на службу по охране Храма вместе с Б*** С.Н., П*** В.В. и старшим охранником постов Храма К*** О.А. Примерно в 11 час. 00 мин. он заступил на пост у входа в Храм у металлоискателя в виде рамы вместе с П*** В.В. Учитывая, что у входа он работал вместе с П*** В.В., который и осуществлял более внимательный досмотр входивших в Храм, он пару раз отходил от входа и осматривал обстановку в зале Храма. Примерно в 11 час. 20 мин. он услышал крики о помощи, в частности работницы Храма кричали "Охрана на помощь". Одновременно с этим он услышал по рации позывной о необходимости войти внутрь Храма. Он и П*** В.В. вбежали внутрь Храма, и он увидел следующее: как несколько девушек в разноцветных масках с прорезями для глаз и рта, одетые в нарушение Церковных правил, в платьях с открытыми руками находятся рядом с алтарем на солее, что запрещено Церковными правилами. Указанные девушки вели себя вызывающе, кривлялись, кричали оскверняющие слова ("Срань Господня!", что-то про Богородицу), хаотично махали руками и ногами. Их поведение нарушало все мыслимые и немыслимые общепринятые правила, что его шокировало. Он взял себя в руки, чтобы не совершить противоправные действия в отношении этих нарушающих порядок девушек, так как понимал, что их действия являются провокационными. Рядом с девушками стояли лица с фотоаппаратами и видеокамерами, которые снимали все, что происходило на солее.
Он понимал, что необходимо срочно прекратить это надругательство над Святым местом. Такое неподобающее поведение оскорбило его чувства православного верующего, а также чувства других православных граждан, которые просили о помощи и прекращении этих оскорбляющих действий. Он прошел на солею и изъял из рук одной из танцующих звукоусиливающую работающую аппаратуру, которую она готовила к использованию, также он изъял у нее микрофон. Все изъятое он положил в ящик у входа в Храм и вернулся в зал, для того чтобы продолжить удаление нарушителей общественного порядка и церковных правил. Когда он подошел к солее, увидел, что на ней никого нет, навстречу ему шли девушки, которых выводил П*** и Б***, а также другие служащие Храма и прихожане. В это время неизвестные лица, несмотря на запреты, осуществляли видео и фотосъемку. Из снимающих, он запомнил только иностранца – француза, которому он перед входом разъяснил на французском языке, что снимать нельзя. В дальнейшем, они его задержали, когда он шел с расчехленной видеокамерой после вышеописанных событий и в дальнейшем передали его приехавшим сотрудникам полиции.
После всех вышеописанных событий он переживал происшедшее, также как и очевидцы этих событий, и воспринимал их как осквернение Храма. Также эти действия глубоко затронули его религиозные чувства. Данные действия направлены на явное презрение к православным обычаям и традициям, вражду к православным верующим. Он до сих пор находится в расстроенных чувствах от этих действий, которые врезались в память и глубоко затронули основные духовные, моральные и Святые, для него и всех верующих ценности.
В интернете он видел клип, содержащий вышеуказанные нарушающие Церковные правила и оскорбляющие чувства верующих действия хулиганок. Действия вышеуказанных девушек, совершенные в Храме, а также видеоклип с текстом, песни и содержащий фрагменты этих съемок, отличаются от их действий на солее в Храме. В ролике слышан текст песен, оскорбляющий чувства верующих, непосредственно Богородицу, Патриарха и появились политические призывы. Кроме того, в ролике слова, оскорбляющие Богородицу, имитируют богослужебное пение, что усиливает оскорбление в адрес верующих и подчеркивает их неуважительное, презрительное отношение к православным традициям и православным верующим. Также он обратил внимание, что сам ролик содержит кадры съемок, снятые не в Храме Христа Спасителя, а в Богоявленском Соборе г. Москвы. В этом Соборе были сняты кадры, на которых зафиксированы дергающиеся женщины в цветных масках, поющие в микрофон на длинном штативе, все это происходит в непосредственной близости от Святых икон. Все это сделано с целью вызвать негативный, еще более оскорбительный резонанс в чувствах и душах верующих, спровоцировать верующих на компрометирующие действия и вызвать чувства: раздражения, гнева, ненависти, что еще больше усиливают его душевную боль от случившегося. С учетом всех этих вышеописанных событий ему причинен моральный вред.
(том № 2 л.д.222-228)

Источник


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования