Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Я.Ф. Трофимов. Религиоведение. Учебное пособие для студентов Казахстана и всех интересующихся проблемами религии в современном обществе. Часть V. Свободомыслие и свобода совести. [религиоведение]


Часть I. Часть II. Часть III. Часть IV

Глава 15. Свободомыслие и свобода совести.

Проблемы свободы вероисповедания практически не было в языческих государствах, для них была характерна лишь ограниченная веротерпимость, то есть признание правомерности наличия различных богов и различных форм им поклонения. Это было обусловлено тем, что, во-первых, поклонение тому или иному богу, соблюдение нормативов того или иного религиозного культа обуславливалось не свободным выбором человека, а его рождением и проживанием в той или иной местности, в том или ином социуме. Человек мог выжить только опираясь на поддержку определенного социума, изгнание из которого практически означало смерть. Поэтому он был вынужден соблюдать все обычаи и традиции социума, которые в то время всегда имели религиозную санкцию, носили своем большинстве сакральный характер.

Во-вторых, политеизм, характерный для языческих религий, позволял признавать существование многих богов и многообразие форм поклонения этим богам. Естественно, что веротерпимость носила ограниченный характер, она проявлялась только до тех пор пока отсутствовали критические высказывания и действия в адрес богов народных верований. Поэтому и встречались единичные факты проявления нетерпимости к религиозным убеждениям. Так, например, показателен тот исторический факт, что древнегреческий философ Сократ в 399 г. до н. э. был привлечен к суду и приговорен к смертной казни. Ксенофант Афинский пишет: "В обвинительном акте против него было сказано приблизительно так: Сократ виновен в том, что не признает богов, признанных государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь" (1).

Лишь в 313 г., после почти трехсотлетнего гонения на христиан, императором Константином была провозглашена свобода вероисповедания в так называемом Миланском эдикте.

Протоиерей А. Шмеман пишет: "В нем торжественно провозгла-шалась свобода — "и христианам и всем следовать той религии, ка¬кой каждый пожелает", христианским же церквям, кроме того, воз-вращались конфискованные у них во время гонения имущества" (2). Однако вскоре свобода вероисповедания сменилась пре¬вращением христианства в государственную религию, уничтожением всех нехристианских храмов. Жан-Жак Руссо по этому поводу замечает: "... смиренные христиане заговорили иным языком, и вскоре стало видно, как это так называемое царство не от мира сего обернулось, при видимом земном правителе, самым жестоким деспотизмом в мире" (3). Особенно остро неприятие других религий и других истолкований христианских представлений проявились во времена крестовых войн и инквизиции.

Более последовательное осуществление принципа свободы вероисповедания связано с возникновением ислама. Так, в начале VI века в Коране утверждалась свобода выбора религии: "И скажи: "истина — от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет пусть не верует" (Коран, 18: 29). Коран отрицает принуждение к вере: "Нет принуждения в религии" (Коран, 2: 257).

Необходимо отметить, что понятие "свобода совести" появилось в результате развития понятия "свобода вероисповедания", которое означает, как известно, право граждан исповедовать любую рели¬гию. При этом это право возникает и утверждается в западном мире лишь в XVII-XVIII вв.

Так философы XVII века, говоря о естественных правах и свободах человека, особо выделяли право на свободу совести. Это обусловлено тем, что право на свободу совести не только является одной из интерпретаций свободы, но и обладает самостоятельной нравственной ценностью. Так, например, английский философ Дж Локк писал, что "каждый человек имеет полную и неограниченную свободу мнений и вероисповедания, которой он может невозбранно пользоваться без приказа — или вопреки приказу — правителя, не зная за собой вины или греха, но всегда при условии, что делает это чистосердечно и по совести перед Богом, сколько дозволяют его знания и убеждения" (4).

Подчеркнем, что Д. Локк говорит о свободе вероисповедания, категорически отрицает свободу отрицания Бога, свободу атеизма Он пишет: "те, кто не признает существования божества, не имеют никакого права на терпимость" (5). Атеизм он рассматривает, как угрозу обществу, государству. Аналогичные рассуждения о свободе совести мы можем найти в работах Монтескье, Руссо и других идеологов того времени. В частности, Жан-Жак Руссо утверждает: "А для Государства весьма важно, чтобы каждый человек имел религию, которая заставляла бы его любить свои обязанности; но догматы этой религии интересуют Государство и его членов лишь постольку, поскольку эти догматы относятся к морали и обязанностям, которые тот, кто.ее исповедует, обязан исполнять по от¬ношению к другим" (6).

В ходе завоевания буржуазией в Западной Европе и Америке по-литической власти естественные права человека, в том числе и пра¬во на свободу совести, приобретают юридический статус и свобода совести становится конституционным правом граждан. Например, в Конституции Франции 1793 г. провозглашалось: "Право выражать свои мысли и мнения как посредством печати, так и любым иным способом, право собираться вместе, соблюдая спокойствие, и сво¬бодное отправление религиозных обрядов не могут быть воспреще¬ны" (7). Первая поправка (принята в 1791 г.) к Конституции Соединенных Штатов Америки гласит: "Конгресс не должен изда¬вать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной"(8).

При этом и во Франции и в США, свобода совести базируется на отделении церкви от государства. Необходимо подчеркнуть, что сама идея отделения церкви от государства основана на протестантских традициях церковной независимости и свободы.
Следует учитывать, что термин "церковь" многозначен. Во-первых, под ним может пониматься культовое здание. Во-вторых, мистическое единство верующих в государстве, или даже во Все¬ленной. В-третьих, социальный институт, религиозная организация. Поэтому, говоря об отделении церкви от государства, необходимо помнить, что термин "церковь" используется в третьем значении. Очевидно, что и, говоря об отделении мечети от государства, мы говорим об отделении исламской религиозной организации. Но при этом важно учитывать, что мистическое единство мусульман в госу¬дарстве или в мире называется "умма", а не "мечеть".
Во Всеобщей Декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, объединены два положения — положение о свободе вероисповедания и положение о сво-боде мысли или убеждений. Так, п. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах человека гласит: "Каждый че¬ловек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу иметь или принимать религию и убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, пуб¬личным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении".

Право граждан нашей республике на свободомыслие или испове-дание какой-либо религии основывается на Конституции Республи¬ки Казахстан, Гражданском кодексе, Законе "О свободе вероиспове¬дания и религиозных объединениях" (1992 г.), дру¬гих законодательных актах республики, а также международно-правовых актах о правах и свободах человека и гражданина, при¬знанных Республикой Казахстан. Это прямо вытекает из п. 1 ст. 4 Конституции РК: "Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих им законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики".

При этом важно отметить, что, согласно п. 3 ст. 4 Конституции РК "международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредствен¬но, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона".

Право на свободу совести прямо вытекает из п. 1 ст. 5 Конституции РК: "В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие" и п. 1 ст. 22 — "Каждый имеет право на свободу совести".

Статья 3. Закона "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" РК устанавливает: " Граждане Республики Казахстан, других государств и лица без гражданства вправе свободно исповедовать как единолично, так и совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, какое-либо принуждение в определении отношения к религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии не допускается.

Граждане Республики Казахстан равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии. Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии или возбуждение связанных с этим вражды и ненависти, либо оскорбление чувств граждан, а также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, влекут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан. Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев.

Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеждений допускается только в соответствии с законодательством Республики Казахстан".
Основными условиями реализации свободы совести в нашей республике согласно действующему законодательству являются:

1) отделение мечети, церкви от государства, т.е. государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений (если она не противоречит закону), а религиозные объединения не выполняют никаких государственных функций;
2) деполитизация религиозных объединений – запрет на создание политических партий на религиозной основе;
3) отделение школы от мечети, церкви – светский характер государственного образования и воспитания, возможность религиозного образования и воспитания в негосударственных учебных и воспитательных учреждениях.

Литература

1. История философии. М., 1941. С.136.
2. Шмеман А. Исторический путь православия. Париж, 1989. С.104.
3. Руссо Жан-Жак. Об общественном договоре, или Принципы политического права.// Жан-Жак Руссо. Трактаты. М., 1969. С. 249.
4. Локк Д. Сочинения в 3-х т. Т.3. С. 70.
5. Локк Д. Сочинения в 3-х т. Т.3. С. 125.
6. Руссо Жан-Жак. Об общественном договоре, или Принципы политического права.// Жан-Жак Руссо. Трактаты. М., 1969. С. 254.
7. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М., 1957. С. 557.
8. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М., 1957. С. 396.
Вопросы для самопроверки.
1. В чем, по вашему мнению, заключается роль религии в современном обществе?
2. Как проявлялось влияние религии на политику  в  прошлом? Продолжается ли это влияние в настоящем?
3. В чем взаимосвязь политического и  религиозного  экстремизма?
4. Назовите основные принципы свободы совести.
5. Каково значение толерантности в межконфессиональных отношениях.

Глоссарий

ААРОН – первый ветхозаветный первосвященник, старший брат Моисея. Он помогал ему в освобождении еврейского народа из египетского рабства. Согласно Ветхому Завету, весь род Аарона был избран Богом для первосвященнического и священнического служения в ветхозаветной церкви.
АВРААМ - библейский патриарх, чтимый в иудаизме, христианстве, исламе (в последнем - под именем Ибрагим).  Считается родоначальником евреев (через сына Исаака) и арабов (через Измаила).
АВТОКЕФАЛИЯ (греч. – сам голова) – особый статус независимости, самоуправляемости Церкви в восточном христианстве. Сегодня насчитывается 16 православных автокефалий – Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская.
АГАПЕ - любовь к ближнему. В отличие от эроса, т.е. страстной любви, агапе имеет значение деятельной одаряющей безусловной любви. Важное понятие в христианстве.
АГНЕЦ – ягненок, первенец в стаде, приносимый в жертву. В христианстве символизирует Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву и тем искупившего грехи всех людей.
АЗАН – призыв мусульман к молитве. Состоит из семи формул, которые с наступлением времени каждой из пяти молитв, возвещает муэдзин с минарета мечети. В шиитском азане имеются дополнительные формулы об Али.
АЛЛИЛУЙЯ (др.-евр. – хвалите господа) – в Иудаизме и Христианстве – прославляющий Бога возглас, в православии – одно из ключевых слов в богослужении и троекратный припев церковного песнопения, обращенный ко всем ипостасям Троицы.
АМВОН – возвышенное, как правило, полукруглое и выдвинутое в середину православного храма место, откуда дьякон читает Евангелие, а священник произносит проповеди.
АМИНЬ – от древнееврейского "Да будет истинно, верно" - слово, которым завершаются христианские молитвы, проповеди, чтение Священных текстов из Библии.
АНАБАПТИЗМ - одно из направлений протестантской Реформации, отрицавшее государственное вмешательство в церковные дела, участие верующих в государственной деятельности, воинской службе.
АНАЛОЙ– в православном храме стол, на который во время богослужения кладутся Евангелие, крест и иконы, выставляемые для поклонения верующим.
АНАФЕМА – в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви, считающееся высшей церковной карой.
АНГЕЛЫ - по верованиям иудеев,  христиан и мусульман,  созданные Богом бесполые сверхъестественные существа,  обладающие свободой воли  и возвещающие людям волю Бога и оказывающие им помощь.
АНТИХРИСТ - в Христианстве противник Иисуса Христа, который явится в конце времени и возглавит борьбу против Христа,  но будет им побежден.
АПОКАЛИПСИС (греч. – откровение) – книга "Откровение святого Иоанна Богослова", завершающая Новый Завет, содержит пророчества о конце света, победоносной борьбе Иисуса Христа с Антихристом, "Страшном Суде" и тысячелетнем "Царстве Божьем".
АПОСТОЛ (греч. – посланец) – странствующий проповедник в раннем христианстве, каждый из 12 ближайших учеников Иисуса Христа в Новом Завете. В современном христианстве часто понимается священнослужитель, обучающий миссионеров и направляющий их на служение в различные регионы мира.
АРМАГЕДДОН - в Христианстве место эсхатологической битвы на исходе конца  времени,  в  которой  будут участвовать "цари всей земли обитаемой".  Часто используется для названия  самой  этой битвы.
АРХИЕРЕЙ -  общее  название  высших  сановников  (епископов, архиепископов, митрополитов,  патриарха) в Русской  Православной церкви.
АРХИМАНДРИТ - высший (до епископа) монашеский чин в Русской Православной церкви.
АСКЕТИЗМ (греч. – упражнение, подвиг) РЕЛИГИОЗНЫЙ – отказ от жизненных благ, подавление в себе естественных желаний в соответствии с религиозными убеждениями и культовыми предписаниями в большинстве конфессий; закон монашеской жизни.
АСХАБ (САХАБА) – сподвижники Мухаммада, те, кто принял ислам и участвовал в создании мусульманского государства в период жизни Пророка. Делятся нп две категории – ансары и мухаджиры.
БЛАГОДАТЬ (харизма)  -  в  Христианстве особая Божественная сила, посылаемая человеку с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения спасения в загробном мире. Безусловный подарок Бога к верующему.
БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ – условный знак рукой (или возложение на голову благословляемого обеих рук) с пожеланием успеха, счастья, долголетия человеку. В Христианстве – передача священником Божественной благодати верующим.
БЛАГОЧИННЫЙ – должностное лицо в Православной церкви, помощник епископа, осуществляющий надзор за церквями и духовенством одного из районов епархии – благочиния.
БЛАЖЕННЫЕ – особый разряд подвижников в Православии и Католицизме. В Православии блаженные – это юродивые и некоторые святые; в Католицизме – лица, которых после их смерти Папа Римский объявляет "Богоугодными".
БОГОРОДИЦА /БОГОМАТЕРЬ/ДЕВА МАРИЯ – мать Иисуса Христа в христианстве, согласно тексту Библии, родившая Его в результате "непорочного" зачатия от Святого Духа во имя спасения человечества. В западном христианстве более развиты культ и почитание Девы Марии-Богородицы, в восточном – Богородицы.
БОГОСЛОВИЕ – учение о Боге (теология), система доказательств истинности бытия Бога, а также обоснований догматики, нравственных норм (законов) жизни верующих и служителей культа в любой конфессии.
БОГОЧЕЛОВЕК – Бог, воплотившийся в человека в древних религиях. В христианстве это Иисус Христос, который, согласно постановлению Четвертого Халкидонского Вселенского Собора (451 г.), обладает двумя природами – божественной и человеческой, соединенных "неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно".
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ -  принадлежность  к  какой-либо религии, церкви, конфессии, а также религиозное объединение, имеющее свое вероучение, культ, организацию.
ВИКАРИЙ – заместитель духовного лица; имеются в Православии и Католицизме: в епископатах, епархиях, больших приходах, монастырях.
ВИФЛЕЕМ - ныне Бейт-лахм - город в Иудее, указываемый евангелистами как место рождения Иисуса Христа.
ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ (ВСЦ) – центр экуменического движения. Создан в 1948 г. в г. Амстердаме путем слияния ряда протестантских организаций с целью объединения христианских конфессий и координации действий в международных проектах. Сегодня объединяет более 400 млн. христиан (включая РПЦ, Армянскую апостольскую Церковь, Российскую Лютеранскую Церковь, Союз ЕХБ России и др.).
ГЕЕННА-  в Иудаизме, Христианстве и Исламе одно из обозначений ада.
ГЛОССАЛАЛИЯ (греч. – речь, язык, пустословие) – теологический термин для обозначения особого разговора верующих с Богом (говорение на иноязыках) при "излиянии" на них Святого Духа, которое обосновывается библейским (новозаветным) сюжетом: "нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать"  (Деяния апостолов, 2:4; 19:6).
ГОЛГОФА - в новозаветном повествовании место распятия Иисуса Христа; расположено в районе пригородных садов и могил, к северо-западу от Иерусалима,  за городской чертой. Позорная смерть Христа вне пределов города,  рано ставшая символом  бездомности, бесприютности христиан, соотносится с ветхозаветными очистительными обрядами,  при которых тела закланных  жертвенных  животных удаляли за сакральную границу стана или города.
ДАР АЛЬ-ИСЛАМ – традиционное мусульманское обозначение территорий, где действует мусульманский религиозный закон и где политически господствуют мусульмане.
ДАР АЛЬ-ХАРБ – территория, где ислам не господствует, где не действует в качестве главного мусульманский религиозный закон, где мусульмане подвергаются притеснениям и где ислам еще не распространился.
ДАР АС-СУЛЬХ – согласно традиционным представлениям мусульман, категория, промежуточная между дар аль-ислам и дар аль-харб, где при существовании политической власти немусульман мусульмане находятся под защитой и пользуются религиозной свободой, живут по своему религиозному закону, где власти мусульманских стран имеют определенные политические права, определяемые специальными договорами.
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА – в Православной и Католической церкви особая шкатулка (ковчег), в которой хранятся кусочки "освященного" хлеба – святые дары для тех верующих, которые не смогли присутствовать на причащении.
ДЕНОМИНАЦИЯ (лат. – наделение специальным именем) – тип религиозной организации, стадия становления и организационного оформления конфессии.
ДЕСЯТИНА -  отчисление десятой  доли всех доходов верующего христианина в пользу церкви.  В настоящее время в добровольной форме практикуется в нашей республике в протестантских объединениях.
ДЖАХИЛИЯ – доисламский период жизни народов, главным образом арабов.
ДИН – религия, чаще всего мусульманская религия; совокупность религиозных обязанностей мусульман.
ДОГМАТ (греч. – мнение, решение, установление) РЕЛИГИОЗНЫЙ – основные положения вероучения в каждой конфессии, признаваемые непререкаемо истинными, вечными и неизменными божественными установлениями, обязательными для всех верующих.
ДОМИНИКАНЦЫ - члены  нищенствующего  католического  ордена, основанного в  Тулузе  в  1215 г.  испанским монахом Доменико де Гусманом (1170-1221).  Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания,  им запрещено есть мясо. Их эмблема - собака с зажженным факелом в зубах. В настоящее время их численность превышает 10 тыс., они действуют в 50 странах, имеют около 600 монастырей.
ДЬЯКОН, ДИАКОН – духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов.
ЗАМЗАМ – священный источник около Каабы в Мекке.
ЗИКР – ритуальное поминание Аллаха, совершаемое по особой формуле и особым образом, вслух или про себя и сопровождаемое определенными телодвижениями.
ЕВАНГЕЛИЯ (греч. – благая весть) – ранние христианские писания, рассказывающие о жизни и проповеднической деятельности Иисуса Христа и его учеников (апостолов). Кроме четырёх  евангелий, вошедших в канонический текст Нового Завета (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) существует около ста апокрифических (неканонических) евангелий (от Фомы, Петра, Андрея, Филиппа и др.).
ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ - деятельность, направленная на то чтобы рассказать всем народам и каждому человеку о спасении через веру в Иисуса Христа.
ЕПАРХИЯ - в Русской Православной церкви -  административный округ во главе с архиереем (епископом).  Епархия делится на благочиннические округа,  возглавляемые благочинными (старшими священниками) и объединяющими по несколько приходов.
ЕПИСКОП– (с греческого – надзиратель, блюститель) – высший иерарх во многих христианских церквях, обобщенное название всех архиереев (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ).
ЕПИТИМЬЯ – церковное наказание верующих за нарушение церковных канонов, предписания, указаний духовника-священника. Виды наказаний: продолжительная молитва, усиленный пост, земные поклоны перед иконой, крестом и т.п.
"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО"  - общепринятое в этике название библейской заповеди: "Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними".
ИБЛИС – имя дьявола, который поначалу был одним из созданных из огня ангелов, но отказался поклониться сотворенному Аллахом из праха Адаму и был за то низвергнут с небес.
ИЕЗУИТЫ - члены католического монашеского ордена, созданного в 1534 г.  Лойолой.  Был распущен в 1773 г.  и восстановлен в 1814 г.  Для  иезуитов  необязательно ношение монашеской одежды.
ИКОНА - живописное,  реже рельефное изображение Бога, Богородицы и святых,  являющихся объектами поклонения.
ИМАМ – предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. Человек, руководящий молитвой в мечети.
ИМАН – вера в истинность ислама, неотъемлемая часть мусульманской религии.
 ИНДУЛЬГЕНЦИЯ - отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина которых уже изглажена через действие Католической церкви.
ИНОК – монах в Православии.
ИНТРОНИЗАЦИЯ - торжественное возведение на  престол  (трон) вновь избранного  Папы (в Римско-католической церкви) или Патриарха (в Православии).
КААБА – главная святыня ислама, здание в центре двора мекканской аль-Масджид аль-Харам. В восточном углу здания в кладку вмурован "черный камень". Мусульмане всего мира при молитве обращаются лицом в сторону Каабы.Она является главным объектом хаджа. Паломники семь раз обходят вокруг Каабы и целуют "черный камень". Кааба покрыта кисвой – черным покрывалом, на котором золотом вышиты аяты из Корана.
Согласно легенде, Каабу построил Адам по приказу Аллаха, но она была разрушена потопом. Затем ее вновь возвели Ибрахим и его сын Измаил.
КАНОНИЗАЦИЯ – в Католицизме и Православии акт причисления тех или иных лиц к сонму святых.
КАРДИНАЛ – в иерархии Католической церкви второй после Папы Римского церковный чин.
КАРМЕЛИТЫ – нищенствующий католический монашеский орден. Основан в 1155 г. в Палестине. Устав ордена был утвержден Папой Римским в 1247 г. В конце ХVI в. в Испании образовался орден босоногих кармелиток, а затем аналогичный мужской орден, который в 1593 г. был признан самостоятельным. Босоногие кармелиты вели затворнический образ жизни, существуя на милостыню.
КАТЕХИЗИС (греч. – поучение, наставление) – краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов, предназначенное для религиозного начального обучения в православии, католицизме, протестантизме. В русском православии – катехизис служит пособием для изучения Закона Божьего.
КИРХА (нем. – церковь) –  лютеранский храм, который отличается строгими формами и скромным внутренним убранством в соответствии с протестантской традицией.
КЛИР – в христианской церкви совокупность священнослужителей и церковнослужителей, духовенство.
КОНГРЕГАЦИИ в Католической церкви – 1) объединение, религиозная ассоциация, члены которых, священники и миряне, дают простые обеты на срок или пожизненно; 2) основные управления римской курии, осуществляющие управление Католической церковью; 3) объединение нескольких монастырей под единым управлением и с едиными уставными правилами.
КАНОН (греч. – норма, правило) – свод положений, имеющих догматический характер. В христианстве – правила, касающиеся вероучения, догматики, культа, организации, постановления Вселенских соборов, возведенные Церковью в закон и имеющие конфессиональную специфику, а также совокупность канонических книг Ветхого и Нового Заветов. В иконописи – регламентирующие художественные нормы, образцы. В восточном христианстве – это и особый жанр богослужебных песнопений.
КОНКЛАВ – собрание Кардиналов, созываемое на 16-ый или, самое позднее, на 21-ый день после смерти Папы Римского, для избрания нового Папы. Для избрания Папы требуются 2/3 голосов участников конклава плюс 1 голос. Максимальное число Кардиналов-выборщиков не должно превышать 120 человек. От участия в выборах отстраняются те Кардиналы, чей  возраст превысил 80 лет
КОНКОРДАТ – соглашение между Святым престолом и каким-либо государством о положении католической церкви, ее правах и привилегиях.
КОНФЕССИЯ - то же, что вероисповедание.
КОНФИРМАЦИЯ – 1) в Католической церкви – таинство миропомазания, совершаемое епископом в торжественной обстановке над детьми 7-12 лет; 2) в Протестантизме – публичный акт, символизирующий достижение молодыми людьми церковного совершеннолетия (14-16 лет) и сознательного выражения ими веры в Иисуса Христа, а также включения их в состав религиозной общины.
КОСТЕЛ (польск. – церковь) – польское название католического храма и церкви как религиозной организации. 
КРЕАЦИОНИЗМ - религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; в патристике и схоластике - точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом. КРЕСТ - священный символ в Христианстве,  предмет религиозного почитания в Православии (четырех-, шести- и восьмиконечные, у старообрядцев - восьмиконечный) и  Католицизме  (четырехконечный). В Лютеранстве является символом Церкви (четырехконечный).
КОНФЕССИЯ (лат. – признание, исповедание) – вероисповедание, конкретное религиозное направление со своей догматикой, культом и организацией.
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - изображение креста рукой. В православии - тремя  пальцами,  складывая  большой,  указательный и средний; старообрядцы признают только двуперстие;  в католицизме совершается всей ладонью.
КУЛЬТ (лат. – почитание) РЕЛИГИОЗНЫЙ – вид религиозной деятельности. Различают средства культа (иконопись, музыка, скульптура, церковная утварь и пр.) и способы культовых действий (поклоны, шествия, молитвенная и медитационная мимика и пр.). Содержание культовых действий определяется  вероучением, а цели и результаты – религиозными потребностями верующих. Разновидностями культа являются в политеистических и монотеистических религиях  – обряды, богослужения, проповедь, праздники, посты, паломничества и др.
ЛИТУРГИЯ (греч. – служба) – важный элемент христианского культа, главное богослужение в восточном христианстве, во время которого совершается таинство причащения (евхаристии). У католиков и лютеран – месса.
ЛАВРА - название наиболее крупных и важных по своему положению мужских православных монастырей.
ЛАДАН – ароматическая смола, при сжигании дает ароматный дым. В христианстве применяется во время каждения во время богослужения.
ЛЕГАТ ПАПСКИЙ – посол Папы Римского, высший дипломатический представитель Ватикана.
МАРТИРОЛОГ – жанр религиозной агиографии, повествующий о святых мучениках за веру: о гонениях на них, о претерпеваемых ими муках и казнях.
МАХДИ – лицо, ведомое истинным путем, руководимое Аллахом, своего рода мессия, который должен  возвестить конец света. В суннитском исламе Махди – предвестник близкого конца света, последний обновитель веры, последний преемник Пророка Мухаммада. У шиитов вера в появления Махди слилась с верой в возвращение "скрытого" имама, которого они также называют Махди.
МЕДИТАЦИЯ -  интенсивное,  проникающее  вглубь размышление, погружение сознанием в предмет,  идею и т.д., которое достигается путем сосредоточенности  на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание,  как внешних (звук,  свет),  так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение).
МЕЛХИСЕДЕК (царь мира) – о нем говорится в книге Бытие, где он называется царем Салимским и священником Бога Всевышнего.
МЕССА – литургия в Католической церкви.
МЕССИОНИЗМ - учение о пришествии на землю Божьего посланца, призванного установить справедливый и угодный Богу порядок.
МИНАРЕТ – башня при мечети, с которой муэдзин провозглашает азан – призыв к молитве.
МИНБАР – возвышение с ведущими к нему ступенями, нечто вроде кафедры, с которой читаются проповеди в мечети.
МИРАДЖ – чудесное путешествие Мухаммада на мифическом крылатом животном  Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда к небесному престолу Аллаха.
МИРО – состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания. В Православных церквях миро изготавливается из оливкового масла, белого виноградного вина и ароматических веществ.
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ - термин,  который применяется по отношению к Буддизму, Христианству и Исламу.
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  - проповедование и распространение какого-либо вероучения посредством религиозно-просветительской деятельности. 
МИТРА – в Православной и Католической церквях  позолоченный головной убор, надеваемый высшим духовенством во время богослужения.
МИТРОПОЛИТ – высший духовный сан в Православной и некоторых других церквях.
МИХРАБ - ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу. К ней обращаются лицом молящиеся мусульмане, перед ней стоит имам, руководящий коллективной молитвой, около нее ставится минбар.
МОНСТРАНЦИЯ – в  Католической церкви сосуд или ковчег, в котором хранятся, а во время богослужения выносятся  гости или мощи. Монстранция для гостий представляет собой звезду из серебра или золота, укрепленную на резной ножке. В середине звезды между стеклами помещаются гости. Монстранция для мощей изготовляется в виде резной башенки на фигурной ножке. В середине башенки в цилиндрическом стеклянном сосуде находятся мощи.
МОЩИ – остатки умерших, сохраняющиеся длительное время нетленными, что свидетельствует об их святости.
МУЧЕНИКИ – в Католицизме и Православии лица, которые были подвергнуты мучениям и погибли от рук гонителей христиан, но не отказались от своей веры.
МУЭДЗИН – служитель мечети, в обязанности которого входят пять раз в день провозглашать с минарета азан – призыв на молитву.
НАЗАРЕТ – город в Галилеи (Палестина). Согласно Евангелиям, место проживания Иисуса Христа до 30-летнего возраста.
НУНЦИЙ - постоянный  дипломатический представитель Папы Римского в государствах,  с которыми Ватикан поддерживает дипломатические отношения.
ОСАННА (евр.) – "Помоги нам!" – молитвенное восклицание в иудейском и христианском богослужении. Буквально "Спаси же!". Молитвенный возглас, употребляющийся при ветхозаветном богослужении (ср. Пс.117:25). В Новом Завете эти слова становятся торжественным приветствием грядущему Мессии. Мтф. 21:9.
ПАЛОМНИЧЕСТВО -  путешествие верующих к святым местам в надежде получить помощь  Бога.
ПАСТВА – термин, традиционно применяемый в христианской церкви по отношению к рядовым верующим,
ПАСТОР (с лат. – пастырь, пастух) – служитель Церкви, руководитель общины верующих, избираемый из верующих в протестантских течениях, отвергающих институт священства.
ПАТРИАРХ (греч. – праотец, родоначальник) – высший духовный сан в  восточном христианстве, обычно – это глава автокефальной Церкви.
ПИЕТИЗМ (от лат. Pietas – благочестие) – противостоящее ортодоксальному Протестантизму мистическое течение конца ХVII – Х VIII вв., ставившее религиозные чувства выше религиозных догматов. Основатель – немецкий теолог Шпенер, он отвергал церковную обрядность, подчеркивал необходимость для верующих личного переживания Бога, которое позволяет утвердить высоконравственные принципы жизни, обрести Божественную благодать.
ПОНТИФИКАТ – время пребывания в должности Папы Римского, один из титулов которого с V в. – Великий понтифик.
ПОСЛУШНИК – в русских православных монастырях – лицо, готовящееся принять монашество и проходящее испытательный срок.
ПОСТ – форма канонической регламентации жизни верующих, особый период в культовом календарном цикле, сопровождаемый запретами или ограничениями на пищу, увеселения, заключение брака и т.п. В протестантском богословии – период покаяния, очищения и обновления души человека посредством добровольного самоограничения в пище.
ПОСТРИЖЕНИЕ, ПОСТРИГ – в Православии и Католицизме – обряд, которым сопровождается посвящение в духовное звание или монашество.
ПРАВЕДНИК – в Православии – святой, который прославился своими "подвигами и святостью жизни" в обычных условиях, а не в монастыре. Святые из монашествующих называются преподобными.
ПРЕЛАТ – в Католической и Англиканской церквях – звание, присваиваемое высшим духовным лицам.
ПРЕСВИТЕР (греч. – старец, старейшина) – священнослужитель второй степени священства (между диаконатом и епископатом) в православной церковной иерархии. В протестантизме – руководитель общины верующих и служитель культа, избираемый на определенный срок из верующих.
ПРИХОД – низшая церковно-административная единица в Христианстве, имеющая церковь с причтом и общину верующих.
ПРИЧТ – в Христианстве – священно- и церковнослужители одного храма (прихода). В причт входят: настоятель, священник (иногда 2-3 и более), дьякон, пономарь, псаломщик, чтец и т.д.
ПРОЗЕЛИТИЗМ - 1) стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания; 2) горячая преданность вновь принятой вере.
ПРОСФОРА – в Православной церкви – небольшие круглые булочки, выпекаемые из квасного пшеничного теста, употребляемые для причащения.
ПРОТОИЕРЕЙ – протопресвитер, протопоп – старший православный священник, настоятель соборной церкви. Звание протоиерей нередко жалуется священникам как отличие за личные заслуги перед церковью.
РЕГЕНТ (лат. – правящий) – руководитель церковного хора.  К регентской службе допускаются мужчины и женщины, прошедшие обучение на регентских отделениях семинарии.
РУКОПОЛОЖЕНИЕ, ХИРОТОНИЯ – в Христианстве - обряд возведения в священнический сан (дьякона, священника, епископа и др.) в процессе которого при возложении рук вышестоящего служителя культа на голову посвящаемого последнему чудесным образом передается "Божественная благодать". В Протестантских церквях посвящаются на служение посредством рукоположения в пасторы,  пресвитеры и дьяконы.
САДАКА – добровольная милостыня, предписанная исламом каждому имущему мусульманину, используемая для помощи нуждающимся членам общины – нищим, беднякам, путешествующим.
САТАНА - в религиозных представлениях Иудаизма и Христианства падший ангел,  главный антагонист Бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов.  Существо,  воля  и действия которого суть центр и источник мирового зла.
СВЯТЫХ КУЛЬТ – почитание лиц, отличившихся праведностью, стойкостью веры, заслугами перед Церковью. Культ святых существует в Католицизме и Православии (в протестантизме отсутствует). Христианский месяцеслов включает сотни святых ("святцы" в православии – более 400), дни памяти которых отмечены в церковных календарях. Агиографическая литература (жития святых, минеи четьи) рассказывает о жизни, смерти, посмертных чудесах праведников, канонизированных в ранг "святых" – авторитетных и прославленных деятелей Церкви и государства, "мучеников" (принявших мучения или смерть за веру), "преподобных" (мучеников из монахов), "священномучеников" (мучеников из архиереев).
СИНКРЕТИЗМ - сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу.
СПИРИТИЗМ - вера в посмертное существование душ  умерших  и возможность непосредственного контакта с ними людей - медиумов.
СТРАШНЫЙ СУД - в Христианском учении  предстоящий  в  конце времени суд  вторичного  пришедшего  на  Землю Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми, воскресающими во плоти для этого суда и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечное наказание в аду.
СХИЗМА (греч. – раскол) в настоящее время так называется церковный раскол, который не сопровождается  отказом от религиозных догматов. Католическая церковь последователей Православия называет схизматиками.
ТАЙНОЕ (ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ) УЧЕНИЕ -  учение,  доступное  только посвященным, которые  не имеют права распространять его среди не посвященных.
ТЕОКРАТИЯ (власть Бога) – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, главам религиозных объединений.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к иного рода взглядам,  нравам, привычкам.  Толерантность является признаком уверенности  в себе и сознания надежности своих собственных позиций,  признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.
ТРОИЦА – 1) единый Бог христиан, выступающий всегда в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец (творец мира), Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Дух Святой (исходящий лишь от Бога-Отца в православии, а в католицизме – и от Бога-Сына); 2) троица (пятидесятница) –  праздник в  христианстве, отмечаемый на 50-й день после Пасхи (Воскресения Иисуса Христа) в честь события сошествия Святого Духа на апостолов, описанного в книге Нового Завета – "Деяния апостолов" (2:1-22).
УММА – мусульманская община. В Коране умма обозначает мусульманские народы, являющиеся объектами Божественного откровения. Первоначально пророк Мухаммад называл умма всех жителей Мекки и Медины – мусульман, христиан, иудеев. Затем, когда община мусульман окрепла, термин "умма" стал употребляться только по отношению к ней. К VII в. сложилось представление, что любой мусульманин, даже живущий вне пределов Халифата, принадлежит к умме.
ФАТИМА – дочь пророка Мухаммада. Небогатая событиями история жизни Фатимы (ум. в 633 г.) дополняется в мусульманском предании эпизодами, призванными свидетельствовать о ее святости и творимых ею чудесах. Ее рождение объявляется чудом, а брак с Али – результатом решения Аллаха. Согласно преданию в день Страшного Суда Фатима будет занимать почетное место и из ее потомков будет происходить махди. По преданию, еще пророк Мухаммад смог уберечься от заклинаний врагов, окружив себя членами семьи Фатимы. Традиционный символ – оберег – рука с разведенными в сторону пальцами – часто называется рукой Фатимы.
ФАТИХА – название первой суры Корана. Ее текст составляет основу мусульманской молитвы и читается при совершении практически всех обрядов.
Текст Фатихи:
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху – Господину миров,
Милостивому, Милосердному,
Владыке Судного дня!
Только тебе поклоняемся мы и у Тебя только  помощи просим!
Направь нас на путь прямой,
Путь тех, кого облагодетельствовал Ты,
Не тех, на кого Ты разгневан, и – не заблудших!
ФРАНЦИСКАНЦЫ - католический нищенствующий монашеский орден, созданный Франциском Ассизским в Италии в 1207-1209 гг. В настоящее время является одним из влиятельных католических орденов.
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ -  термин  употребляется  по отношению к тем религиозным объединениям,  которые требуют возврата  к  первоначальной чистой религии.
ХАЗРЕТ – почетный титул, прилагаемый к имени Бога, пророков, имамов, святых.
ХАРИЗМА (греч. – благодать, дар) – по религиозным представлениям, особая божественная сила, дар, ниспосылаемые избранным верующим. В русском переводе Нового Завета передается выражением "дар благодати". Человек, наделенный харизмой (харизматическая личность), в глазах своих приверженцев обладает исключительными качествами и способностями, вызывая преклонение и почитание. 
ХИДЖРА – переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 г.; мусульманский лунный календарь ведет счет лет начиная с этого года.
ЦЕЛИБАТ (лат. – неженатый) – обет безбрачия для католического духовенства всех рангов, установленный Римским папой Григорием VI (1073 – 1085).
ЦЕРКОВЬ (греч. – дом Божий) – 1) тип религиозной организации в любой конфессии, социальный институт, система религиозных отношений, норм и структур управления жизнедеятельностью верующих (духовенства и мирян); 2) богословское понятие общества христиан как единого "духовного тела": Символ веры предписывает веровать в "Единую, Соборную и Апостольскую Церковь"; 3) христианское культовое здание, помещение для богослужения; 4) название религиозного объединения в христианстве, где различаются вселенские (Православная и Католическая Церкви) и поместные Церкви – в пределах страны, области и т.п.
ЧЕТКИ -  широко  распространенное  приспособление для счета прочитанных молитв,  совершенных  поклонов  и  т.п.  религиозных действий. Мусульманские четки состоят из 99 бусин, нанизанных на шнурок и разделенных на три равные части; зачастую используются четки из 33 бусин; шииты используют четки из 18 бусин. В Католицизме используется розарий, состоящий из 55 бусин. В Православии у монахов четки состоят из 99 бусин.
ЧИСТИЛИЩЕ - в Католических представлениях - место,  где  души умерших подвергаются очищению искупительным огнем для того, чтобы затем войти в рай. Другие направления Христианства (Православие, Протестантизм) отвергают его существование.
ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - движение за объединение христианских церквей.
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. – учение о последнем) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества в иудаизме, христианстве, исламе. Христианская эсхатология содержит апокалипсические представления об Антихристе, Конце света, Страшном суде и втором пришествии Иисуса Христа. Современные эсхатологические учения включают идеи о пределах роста цивилизаций, неизбежности грядущих демографических и экологических катастроф.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования