Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

А.Э.Торкаман. О правах и защите животных в Исламе. [ислам]


В Исламе правам животных и их защите уделяется осо­бое внимание. Священный Коран и Сунна Пророка (да благо­словит его Аллах и приветствует!) предписывают мусульма­нам проявлять доброту к животным, защищать и соблюдать их права. Такое внимание свидетельствует о том, что Ислам как универсальная религия покровительствует всем живым существам. Сердечность того, кто исповедует Ислам, должна распространяться не только на людей и животных, но и на все живое. Примечательно, что человек обязан защищать и соблюдать права животных, в то время как животные такую ответственность по отношению к человеку не несут. Ниже приступим к рассмотрению прав животных в Исламе.

Животные в Коране

Аллах в Коране призывает людей размышлять о про­исхождении небес, земли, гор, звезд, растений, семян, жи­вотных, дня и ночи, о рождении самого человека, о дожде и других творениях - и предписывает изучать их. Творец в различных аятах Корана призывает каждого из нас думать над знамениями Божьими, размышлять о происхождении животных и самого человека. Так, например, в суре "Йа син", аяты 71-73, сказано: "Разве они не видели, что Мы сотвори­ли для них из того, что создано Нашими руками, скот, и они им владеют? Мы покорили его им: на одних они ездят, дру­гих едят. Для них в этом есть польза и питье. Разве они не возблагодарят?"

В суре "аль-Муминун" ("Верующие"), аят 21 сказано: "Для вас в животных назидание: Мы поим вас тем, что у них в живо­тах, для вас в них обильная польза, и от них вы питаетесь".

В суре "аль-Гашийа" ("Покрывающее"), аят 17, сказано: "Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы?".

Всевышний также призывает людей учиться на примере животных, пернатых и насекомых.

В Коране подчеркивается польза животных и уделяет­ся внимание психологическим аспектам их использования. Так, например, в суре "ан-Нахль" ("Пчелы"), аят 6 сказано: "Для вас в них - красота, когда вы их гоните на покой и ког­да выпускаете". В комментариях к данной суре приведено, что сцена шествия стада по утрам на пастбище и возвраще­ния вечерами в загон, то есть, действие, которое в Коране названо "украшением", имеет глубоко символический смысл и свидетельствует о самодостаточности общества. В данном случае под "украшением" понимается самостоятельное обе­спечение обществом всех потребностей и достижение эконо­мической независимости (Макарим Ширази, 1380, т. 11, с. 159-160).

В суре "ан-Нахль" излагаются удивительные сведения о пчелах, жизнь и деятельность которых отличается органи­зованностью, дисциплинированностью, разделением труда и ответственности. Улей, по сути, является самым чистым, аккуратным, ухоженным и деловым городом на свете, обла­дающим своеобразной цивилизационной моделью. Может быть, единственный аргумент, который можно привести для объяснения такой организованности и сотрудничества, при­веден в суре "ан-Нахль", аяты 67-68, где сказано: "И внушил Господь твой пчеле: "Устраивай в горах дома, и на деревьях и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением". Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!"

Исламское право (фикх) о необходимости обеспечения потребностей животных

Обеспечение потребностей является одним из важней­ших обязанностей человека по отношению к животным. Кормление животных в ряде книг по исламской юриспру­денции считается доказательством верности и подтвержде­нием преданности.

В Исламе существуют три основания, в соответствии с которыми человек обязывается обеспечивать других: 1) су­пружество (брак); 2) родство; 3) владение (права собствен­ности). Исходя из третьего основания, любой человек, вла­деющий скотом, должен предоставлять ему то пропитание, которое необходимо для него, имея в виду то количество пищи, которое характерно для данного вида.

Данное предписание касается всех животных, независи­мо от того, является ли мясо данного животного дозволен­ным к употреблению в пищу или нет (Наджафи, т. 31, с. 394). В ряде книг по исламской юриспруденции приведено, что "человек, содержащий домашнее животное, должен обеспе­чить его в достаточном количестве подходящей ему пищей и водой, независимо от того, является ли мясо данного жи­вотного дозволенным к употреблению в пищу или нет. Если мясо дозволенное, то мусульманин вправе это животное: 1) содержать и кормить; 2) закалывать; 3) продавать. Если же мясо животного не дозволенное, то хозяин вправе: 1) содер­жать и кормить; 2) продать" (Найини, 1378, с. 48).

Степень обеспечения животных необходимой
пищей и водой в исламском фикхе/
В каком количестве подходящей пищи
нуждается животное?

а) В чем нуждается животное ежедневно?

Животное нуждается в достаточном количестве подхо­дящих ему продуктов питания, месте для проживания, уходе с учетом естественных потребностей и в соответствии с его породой и особенностями. Если животное может самостоя­тельно добывать достаточное для пропитания количество корма на пастбищах, то хозяин может отправить его на луга. В противном случае хозяин должен обеспечить животное всем необходимым для его жизни. Кроме того, если живот­ное не может самостоятельно обеспечить себя в полной мере, то хозяин должен обеспечить его достаточным для пропита­ния количеством корма (Наджафи, т. 31, с. 394).

б) Обязанности хозяина по обеспечению потребно­стей животных

Исламское законодательство настоятельно рекомендует человеку выполнять обязанности по обеспечению потреб­ностей принадлежащих ему животных и контролировать их - иначе он будет принужден к выполнению своих обязанно­стей. Если хозяин откажется выполнять рекомендации зако­нодательства, то законоведам необходимо найти иные пути воздействия на него (Джафари, 1377, т. 1, с. 116-117).

Если жизнедеятельность животного не будет обеспечена ни одним из указанных способов, то мусульманский зако­новед по возможности лично будет обеспечивать животное необходимым количеством подходящих ему продуктов пи­тания.

В случае отказа человека от выполнения обязанностей по отношению к принадлежащим ему животным, законовед вправе продать некоторую часть принадлежащего хозяину имущества и на вырученные средства обеспечить жизнедея­тельность животного. Законовед также вправе сдать живот­ное в аренду, если таким способом можно будет обеспечить его жизнедеятельность (там же).

Помимо обеспечения жизнедеятельности самих живот­ных, хозяин также обязан содержать их потомство. Посему, если животное обзавелось потомством, хозяин обязан обе­спечить детеныша достаточным количеством материнского молока. В случае если молока хватает только для детены­ша, доить животное запрещается. Вместе с тем если доение молока не причинит вреда животному и его детенышу или детеныш может самостоятельно пастись, то доить живот­ное разрешается, ибо в противном случае полезный продукт пропадет (Хилли, 1411, с. 354).

Исламское законодательство обязывает человека прояв­лять заботу не только о животных, но и о насекомых. Так, например, пчеловод обязан оставлять немного меда в улье, а при необходимости, например в зимний период, обеспечить пчел медом в достаточном для них количестве. А шелковод обязывается обеспечивать гусениц тутового шелкопряда свежими листьями. Если шелковод не будет выполнять обя­занности надлежащим образом, то законовед вправе продать некоторую часть принадлежащего ему имущества и на вы­рученные средства обеспечить жизнедеятельность гусениц шелкопряда (Фаридуни, с. 251).

В случаях, когда продуктов питания достаточно для со­хранения жизни только одного животного, а другим будет угрожать смерть, например при нехватке воды, можно по­ступить следующим образом:

а) если все животные имеют для хозяина одинаковую жизненную ценность, то он вправе распоряжаться продукта­ми питания по собственному усмотрению;

б) в противном случае, например при выборе между со­бакой и овцой, хозяин должен напоить собаку, так как Шари­ат разрешает закалывать овцу, но не допускает, чтоб собака погибла.

Исходя из приведенного примера, при выборе между верблюдом и, например, лошадью необходимо напоить вто­рое животное, так как верблюд может длительное время (бо­лее двух недель) обходиться без воды (Джафари, 1377, т. 1, с. 118-119).

При нехватке воды жизнь животного важнее ритуального омовения

Одним из условий молитвы является ритуально омове­ние и чистота, как духовная, так и физическая. Однако иногда возникают случаи, когда из-за нехватки воды мусульманин оказывается перед выбором между исполнением религиоз­ных обязанностей и сохранением жизни животных. В таких случаях исламские ученые единогласно предписывают ис­пользовать воду для напоения животных, а ритуальное омо­вение - совершить землей или песком.

Так, например, Имам Хомейни рекомендует совершать ритуальное омовение песком "в том числе в тех случаях, ког­да использование воды для религиозных нужд ставит под
 угрозу жизнь полезного животного, например, овцы". Ком­ментируя, он также подчеркивает, что "при жажде, угрожа­ющей жизни, неважно, чья жизнь подвергается опасности: жизнь самого жаждущего, другого человека или животного, раба или свободного, или в целом всех, жизнь которых не­обходимо сохранить" (Имам Хомейни, Тахрир ал-васила, т. 1, с. 185).

Обеспечение потребностей животных
с точки зрения видных мусульманских деятелей

Имам Джафар ибн Мухаммад (мир ему!) рассказывал, что Пророк Иса (мир ему!), проходя по берегу моря, бросил хлеб свой в воду. Его спросили: "Почему Бы бросили хлеб свой в море?". Пророк ответил: "Чтоб морские обитатели съели его, ибо Всевышний воздаст за доброе дело".

Про Имама Ахмада ибн Ханбала передают: "Однажды ему рассказали про живущего в Мавераннахре старца, знаю­щего много хадисов (преданий) Пророка. Он поехал в Ма-вераннахр и встретил того старца. Тот кормил собаку. Имам Ахмад поздоровался с ним. Старец ответил на его привет­ствие и продолжил свое занятие. Имам Ханбал обиделся и подумал про себя: почему он занимается собакой, а на меня не обращает внимания? Знаток хадисов накормил собаку и обратился к Имаму Ханбалу: "Кажется, вы обиделись, что я не обратил на Вас внимание?" Имам Ахмад ответил утверди­тельно. Старец ответил: "Я слышал от Абу Зинада, который слышал от Араджа, которому рассказал Абу Хурайра, кото­рый слышал от Пророка, который сказал: "Если кто-то разо­бьет чью-то надежду, то Всевышний в Судный День разобьет его надежду и не введет его в Рай". В наших краях не встре­тишь ни одну собаку, а эта собака пришла, понадеявшись на меня. Я боялся, что разобью ее надежду, а Всевышний в День Суда не простит меня. Услышав предание старца, Имам Ахмад сказал: "Мне этого хадиса достаточно". Поклонился старцу и ушел" (Фаридуни, с. 382-383).

Допустимый предел распоряжения человеком жизнью животных

В соответствии с исламским вероучением человек мо­жет распоряжаться жизнью животного исключительно при крайней необходимости, например при самозащите или в це­лях проведения медицинских исследований.

Право животных на жизнь в исламских законах

Существует много хадисов, то есть преданий о словах и действиях Пророка Мухаммада, которые запрещают мусуль­манам беспричинно и неоправданно лишать жизни живот­ных. Ниже приведем некоторые из тех преданий:

- "В Судный День Всевышний спросит у того, кто необо­снованно и несправедливо лишил жизни воробья" (Найини, 1378, № 62, с. 47);

"Передают, что Пророк запрещал необоснованное и бес­причинное убийство любого живого существа" (там же);
"Пророк говорил:
"Всевышний проклинает того, кто изуродует или накажет во устрашение животных" (там же).

"Передают, что Пророк изволил сказать: "В Ночь. Воз­несения - Ал-мирадж, я пролетал над Геенной огненной и увидел женщину, страдающую от мук адских. Я спросил про причину ее страданий и мучений. Ответили, что она связа­ла кошке лапы, не давала ей ни есть, ни пить, даже погрызть сухую траву. Кошка умерла. За такое отношение к кошке Все­вышний и наказывает эту женщину".

Из приведенных преданий и подобных им следует, что человек не имеет права лишать жизни животных, если они не причиняют ему беспокойство или не угрожают его жиз­ни. Следовательно, при проведении экспериментов над жи­вотными в медицинских целях тоже необходимо избежать гибели большого количества лабораторных животных. Кроме того, если все-таки по необходимости придется забить животное, то необходимо избежать его мучительной смерти.

Помимо того, следует проявлять гуманность в отноше­нии работающих на человека животных, не перегружать их работой, не допускать их гибели и увечий (там же).

Использование животных человеком

Животные используются человеком в различных целях и в разных сферах. Ислам предписывает мусульманам ряд ограничений в использовании животных. Ниже приведем некоторые предписания исламского законодательства, ре­гламентирующих сферу использования человеком живот­ных:

а) Допустимая мера доения скота

1) Если у животного есть детеныш, владелец скота обя­зан обеспечить детеныша достаточным количеством мате­ринского молока. В случае если молока хватает только для детеныша, доить животное запрещается. Ряд суннитских фа-кихов (законоведов) утверждают, что молока надо оставлять в количестве, необходимом для поддержания жизни детены­ша. Автор "Джавахира" придерживается мнения, что данная фетва противоречит основам Шариата.

2) Если дойка причиняет вред животному, например, в случаях, когда животное не может должным образом насы­титься кормом, то доить животное воспрещается (Джафари, 1377, т. 1,с. 119).

б) Допустимая мера забора меда из улья

Пчеловод должен оставлять достаточное количество меда в улье, а при необходимости, например, в зимний пе­риод, обеспечить пчел медом в достаточном для них количе­стве (там же, с. 118).

в) Допустимая мера использования верховых и вьючных животных

Абузар передает, что Пророк Мухаммад изволил сказать: "Нет такого животного, которое каждое утро не просило бы у Всевышнего владельца, который бы накормил его сеном, напоил бы водой и использовал бы в меру" (Фаридуни, с. 150).
Сакуни передает, что Имам Джафар ас-Садик (мир ему!) изволил сказать: "У владельца есть обязанность по отно­шению к животному. В том числе владелец не должен пере­гружать вьючное животное или долгое время сидеть на нем верхом".

Пророк Мухаммад изволил сказать: "У владельца есть обязанности по отношению к животным. В том числе вла­делец не должен без дела засиживаться на седле, не перегру­жать животное сверх его грузоподъемности и не вынуждать к долгим путешествиям".

Абу Хурайра передает, что Пророк Мухаммад изволил сказать: "Не превращайте спину животного в сиденье, ибо Всевышний покорил их вам. Совершайте поездки верхом только по необходимости. Если животное везет поклажу или людей в сиденьях, следите за тем, чтобы они не накреня­лись".

Хаммад Лаххам передает, что Имам Джафар ас-Садик (мир ему!) как-то увидел, что поклажа верблюда, следовав­шего в караване, накренилась. Он позвал погонщика и велел ему: "О юноша! Поступай с верблюдом по справедливости, ибо Всевышний любит справедливость и справедливых".

Одно из указаний Повелителя правоверных Али (мир ему!) сборщикам налогов гласит: "Сборщик налогов не дол­жен долго сидеть верхом, чтобы не изранить спину живот­ного. Посему, сборщик обязан по справедливости исполь­зовать верховых, по необходимости дать отдых уставшим животным, раз в несколько часов расседлывать их и пускать пастись" (Шахиди, 1347, с. 286).

г) Запрет на жестокое обращение с животными

Как уже ранее было отмечено, в Коране утверждается на­личие у животных сознания и восприятия. Поэтому Ислам, запрещая жестокое обращение с животными, строго осужда­ет и причинение животным душевных страданий. Из указа­ний, которые по этому поводу встречаются в преданиях (ха-дисах), можно упомянуть следующие.

1. Запрет на проклятия животных и их избиение.

Повелитель правоверных Имам Али изрек; "Бог прокли­нает того, кто проклинает животных". Запрещается также ругать, проклинать животных и бить их по морде. "Не бейте животных по морде, ибо они возносят хвалу своему Господу" (Джафари, 1388, т. 1, с. 118).

Существует предание о том, что Имам Зайн ал-Абидин (мир ему!) двадцать, а по другим преданиям, сорок раз совер­шил паломничество в Мекку верхом на верблюде, ни разу не ударив его хлыстом. Он в одном из завещаний своему сыну Имаму Мухаммаду ал-Бакиру (мир ему!) говорит: "О сын мой, я на этом верблюде много раз совершил хадж, но ни разу не бил его хлыстом; и когда он умрет, ты похорони его, чтобы хищники не растерзали труп".

Во время одного из паломничеств б Мекку верблюд у Имама Али ибн ал-Хусайна (мир ему!) споткнулся. Имам поднял хлыст, но не ударил верблюда и сказал: "Если бы не назидание (отца), то я бы его ударил". Известно, что человек, ударяя животных, совершает предосудительное действие (Фаридуни, с. 158).

2. Запрет на забой животного перед глазами его соро­дича.

Непозволительно убивать животное перед глазами со­родича его (Хилли, 1411, т. 3, с. 914). Имам Али изрек: "Не следует закалывать овцу перед глазами ее сородича".

3. Запрет на разлучение детеныша животного с ма­терью.

Одно из указаний Повелителя правоверных Али сбор­щикам налогов гласит: "Сборщик налогов не должен разлу­чать верблюжонка с его матерью".

Пример, связанный с верблюдицей и ее детенышем, слу­жит мерилом для отношения в этом вопросе со всеми живот­ными и их потомством. Так, например, "охота на цыплят в гнезде, пока они не в состоянии лететь, воспрещается, ибо цыплята в гнезде находятся под защитой Самого Господа" (Джафари, 1377, с. 286).

4. Запрёт на жестокость и произвол

Повелитель правоверных Али, обращаясь к сборщику налогов на скот, изрек: "Ответственным за прием и пригон скота назначь человека нежестокого, не допускающего про­извол и грубости по отношению к животным, который также не позволит, чтобы они устали. И чтобы он был вниматель­ным и ласковым по отношению к тем животным, копыта ко­торых изранены и которые при движении испытывают боль" (Шахиди, 1374, с. 284).

Абд Аллах ибн Джафар говорит: "Посланник Аллаха вошел в дом к одному из ансаров и заметил верблюда, на­ходившегося в сильном волнении. Его Светлость подошел к верблюду и ласкал его по горбу, пока тот не успокоился. За­тем спросил: "Кто хозяин этого верблюда?". Подошел юноша, заявив, что он и есть хозяин верблюда. Пророк спросил: "Ты не боишься Бога за такое отношение к верблюду? Бог сделал тебя его хозяином - а ты не кормишь и мучаешь его!".

Кроме того, по преданиям, однажды досточтимый Про­рок, проходя мимо Каабы, заметил поблизости спящего оле­ня. Его Светлость поручил одному из сподвижников охра­нять оленя, чтобы никто не напугал и не беспокоил его" (Фаридуни, с. 229).

5. Запрет на разрушение убежищ животных и гнезд птиц.

Создание гнезд для птиц и пристанищ для животных - обязательное дело для владельца животных. Гнездо для птиц и пристанище для животных являются местами их покоя и отдыха. Их разрушение становится причиной психического и физического страдания птиц и животных. Кроме преданий относительно запрета на разрушение гнезд птиц и убежищ животных, этот вопрос затронут также в книгах по фикху:

В частности, запрещается мочиться на гнезда птиц и в воду. Шахид в своей книге "Лама" ("Блеск"), затрагивая этот вопрос, приводит причины, на основе которых данное действие считается предосудительным: "Мочиться в текучую и стоячую воду запрещено, ибо, по утверждениям непорочных имамов  (мир им!), в воде проживают твари, которые не доолжны быть подвергнуты ущербу и мучениям" (там же).

6. Ограничения на охоту и на забой животных.

Относительно охоты в Исламе имеются подробные пра­вила и предписания. В книгах по фикху, хадисах и предани­ях содержатся такие вопросы, как воздержание от охоты в состоянии ихрама, время охоты, средства охоты, необходи­мость охоты и тому подобное. В большинстве этих преданий и предписаний есть указания относительно защиты прав животных. В частности:

а) Охота за животными и забой животных в ночное вре­мя. В книгах по фикху такие действия, как охота за дикими животными и птицами или забой животных в ночное время, не одобряются и разрешаются только в необходимых слу­чаях (Туси, 1343, т. 2, с. 594). Неодобрительное отношение к этим действиям, о которых говорится и в различных аятах Корана, может быть, связано с тем, что Бог создал ночь для отдыха и покоя. И поэтому нарушение ночного покоя любо­го существа, в частности, и животных, считается предосуди­тельным.

б) Средства охоты. Относительно средств охоты также встречается ряд предписаний, такие как острота режущего средства охоты (чтобы смерть животного наступила быстро и безболезненно), запрещение отделения какой-либо части тела животного перед забоем, соответствие средства охо­ты предпринимаемым действиям, и так далее. В частности, требуется, чтобы инструмент, при помощи которого произ­водится забой, был острым, или в исключительно необхо­димых случаях ~ максимально острым (Амели, 1403, т. 8, с. Зб1).

в) Необходимость охоты. В хадисах говорится, что охота за животными в целях отдыха и развлечения - недозволена (там же, т. 16, с. 241) Поэтому поход человека, намеривше­гося идти на охоту ради отдыха, считается прегрешением, и он в таком походе не может читать молитву в совершенной форме.

г) Запрет на охоту за цыплятами. Охота за птицами в гнезде, пока они не научились летать, запрещена. Ибо пте­нец в гнезде - под защитой Бога (Имам Хомейни "Тахрир ал-васила" (перевод Ислами), т. 2, с. 205 и 213).

д) Запрет на охоту в состоянии ихрама. В книгах по фикху сказано, что "в число запретных действий в состоянии ихра­ма входят охота за животными и употребление в пищу мяса добытых на охоте животных, даже если они добыты челове­ком, не находящимся в состоянии ихрама. В это время запре­щено также быть проводником у охотников, связывать и за­бивать животных, а также охотиться за птенцами и яйцами птиц. При этом если даже отделить голову животных от тела, то все равно они по осторожности (а не по необходимости) будут считаться падалью. Запрет распространяется на птиц и даже на кузнечиков, которые также могут быть отнесены к категории дичи. Осторожность заключается в том, чтобы избежать уничтожения насекомых, если они не причиняют человеку беспокойства (Имам Хомейни "Тахрир ал-васила" (перевод Ислами), т. 2, с. 205 и 213).

Источники

1. Священный Коран.
2. Имам Али, "Нахдж ал-балага".
3. Джа'фари, Мухаммад-Таки. Расаил-и фикхи. - Тегеран, Издательский центр "Карамат", 1377 г. по солнечной хиджре.
4. Хорр Амели, Мухаммад бин Хасан. Васайил аш-ши а али тахсил масайил аш-шари'а. - 5-е изд. - Бейрут: Дар Ихйа ли сирас ал-'араби, 1403 г. по лунной хиджре.
5. Хилли, Абул Касим. Шари'ат ал-ислам фи масаил ал-халал в-ал-харам. - Бейрут: Дар ал-адва', 602 г. по лунной Хиджре,
6. Хилли, Мухаммад ибн Идрис. Китаб ас-сараил хави ли тахрир ал фатави. - Кум: Центр "Ан-нашр ал-ислами", 1411 г по лунной хиджре. 
7. Шахиди, Сайид Джа'фар. Перевод "Нахдж ал-балага" 7-е изд. - Тегеран: Издательский центр литературы по науке культуре, 1374 г. по солнечной хиджре.
8. Туси, Мухаммад. Ан-нихайат фи муджаррад ал-фикх а-л-фатва. - Тегеран: Изд-во Тегеранского ун-та, 1343 г. по солнечной хиджре.
9. Фаридуни, Хусайн. Барраси-йи хукук-и хайванат дар ислам ва каванин-и руз: дис.... докт. наук. - Тегеранский ун-т.
10. Ал-Хомейни, Мусави. Тахрир ал-васила; пер. 'Али Ислами. - Кум: Центр исламского издания.
11. Макарим Ширази, Насир. Тафсири-и намуне. - Теге-ан: Дар ал-Китаб ал-исламийа, 1380 г. по солнечной хиджре. - Вып. 18.
12. Пашни, 'Али Риза Раббани, Мухаммад. Хукуки хайва­нат аз дидгах-и Кур'ан ва ахадис // Ежеквартальное научно-исследовательское издание "Данешвар", седьмой год, университет "Шахид", 1378 г. по солнечной хиджре.
13. Наджафи, Мухаммад Хасан. Джавахир ал-калам фи масайил ал-халал ва-л-харам.- Бейрут: Дар Ихйа', ас-Сирас ал'араби. - 7-е изд. 


Источник: Абузар Эбрахими Торкаман, "Иран - Россия - Ислам: Время понимать друг друга. Сборник статей", Москва - Нижний Новгород, издательский дом "Медина", 2009


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования