Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Прот. Александр Мень. Великий пост. Фрагмент из книги "Свет во тьме светит". [гомилетика]


НЕДЕЛЯ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Первое воскресение Великого поста именуется "неделей торжества Православия", торжества веры Христовой. И не случайно в этот день мы читаем слова евангелиста о том, как сомневался один из будущих учеников в Господе, а другой сказал ему: "Пойди и посмотри". Тот пришел и увидел Спасителя. Как он это пережил, евангелист не говорит, но он сразу все понял, увидел своими глазами, а главное, почувствовал сердцем, что перед ним Сама живая Истина.

Эти слова "Пойди и посмотри" относятся и к Церкви Христовой, к явлению Христа на земле. Многие говорят: "Где же ваша правда, в чем ваша правда?" — так как считают, что она уже устарела, отмерла, не нужна, — а мы отвечаем людям: "Пойдите и посмотрите". Но не на нас, грешников, потому что мы плохие свидетели Божии, а пойдите и посмотрите на Господа нашего, на Его красоту и любовь к людям, на Его жертвенную любовь, на Его Крест и страдание, на Его учение, на Его Дух, Который с нами. Пойди и посмотри на святость Евангелия, на непревзойденную Его силу, которая побеждала все — сколько бы ни гнали ее, сколько бы ни уничтожали ее — сотни лет она всегда выходила из гроба, как Сам Христос вышел из гроба, победив смерть. Поэтому и говорит Церковь: "Не смотри, человек, на грехи наши, а посмотри на нашего Господа, посмотри на великих святых от древних дней".

Сегодня в апостольском чтении перечислялись праведники со времен Ветхого Завета, а это целое облако свидетелей, которые были драгоценны в мире. Эти люди терпели гонения, клевету, изгнания, мучения и смерть, но они выбрали именно такой путь, потому что предали себя Господу. В этом выборе и было торжество Православия, потому что оно прежде всего в истинной вере.

Как говорит апостол: "Моисей предпочел оставить дворец, богатство, мудрость, чтобы встать рядом с рабами, чтобы вести их по велению Божию. И цари, и пророки, и судьи, и праведники, гонимые и скитавшиеся по пещерам и пропастям земным — все они выбрали веру."

Не думайте, что торжество веры только во внешнем великолепии. Конечно, когда вы приходите в Троице-Сергиеву Лавру и видите прекрасные соборы, дивные иконы и слышите чудный звон колоколов, который разносится благовестом по окрестностям, конечно, — это красота нашей веры и торжество. Но это все — внешнее, преходящее, разрушающееся: оно может быть уничтожено и злыми людьми, и временем.

А истинная вера и Дух Христов уничтожены быть не могут! Люди духа, такие, как преподобный Сергий и все святые Нового Завета, тоже являются облаком свидетелей. И мы снова скажем: "Нет, друг, не смотри на нас, слабых и немощных, а посмотри на этих святых, которые побеждали пытки, мучения, изгнания и унижения, которые свидетельствовали о Боге своей любовью к людям, своим служением людям, своим терпением великим, своей святостью, своей близостью к Богу — вот они все, вот в них, святых, и есть торжество Церкви по всему миру, всегда и везде. И они нас учат, потому что они нам пример и наши учителя, но более всего учит нас пример Самого Спасителя". Поэтому и "Апостол" завершается словами великими: "С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса" (Евр 12,1). Аминь.

Проповедь о Григории Паламе

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Второе воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы , покровителя христианских молчальников и молитвенников, которых называли в старину безмолвниками, подвижниками. Они старались сохранять тишину в сердце, скрываясь в далеких обителях на горе Афон, отрезанные от всего мира морем, скалами. В пещерах, где они жили, многие живут и до сих пор. Почему же именно этого святого, покровителя молчальников, мы прославляем сегодня во дни Великого поста? Потому что именно в это время нам важно узнать или напомнить себе о значении молчания и безмолвия.

Какова наша жизнь? Она проходит всегда в бесконечном шуме и суете. Весь быт современного человека сопровождается массой звуков, шумами окружающей жизни. Человек, особенно живущий в городе, постоянно слышит шум: ревут автомобили, идут толпы. Врачи говорят, что это разрушает здоровье людей. Но мы с вами будем говорить о другом. Это рассеивает наше душевное сосредоточение, мы с вами уже отвыкли от тишины. Многие из нас, оказавшись дома на мгновение в тишине, уже чувствуют себя неловко и неспокойно. В голове у нас постоянно какие-то праздные мысли, и вместе мы не можем спокойно помолчать, а сколько лишних слов... И вся эта сумятица, суета, пожирающая нашу жизнь, не дает человеку обратиться к себе, вспомнить самое главное, прийти в себя. Сутолока продолжается до самого последнего нашего издыхания.

Иногда, когда болезнь жесткой рукой остановит наш бег, прикует нас к постели, и мы вдруг окажемся оторванными от всеобщего бега, нам удастся побыть наедине с собой. В такие минуты мы начинаем думать. А для чего же мы жили? Куда бежали? Чего ради торопились? Откуда этот шум в сердце, в мыслях, вокруг? Не надо ли было раньше хотя бы изредка искать себе несколько минуток внутреннего покоя, внутренней тишины? Как может прийти Божественная благодать к человеку, как может она его осенить и озарить, когда он оглушен, когда "он слеп и в своем беге не отдает себе отчета, куда и зачем он бежит, и не слышит голоса Божия.

Голос Божий звучит всегда в тишине. Если вы хотите его услышать, постарайтесь вырвать из суток хотя бы несколько мгновений. Для этого нам Церковь дает правило: несколько минут прочесть молитвы, прийти в себя и подумать, каков был мой прошедший день? Каков будет мой следующий день? Для чего все это? Это важно, так важно... Кто хочет узнать волю Божию, ищите тишины.

Кто хочет собрать свои мысли и чувства, ищите тишины, потому что наши мысли и чувства разбегаются, не подчиняются нам, мы живем всегда в рассеянности. Но истинная духовная жизнь человека происходит только в собранности. Надо собрать свои мысли и чувства в тихий очаг в глубине сердца, чтобы там наступило молчание, в котором Бог произносит свое слово, обращенное к тебе. Если мы не будем заставлять, принуждать себя к молчанию, если мы останемся подвластны житейскому шуму, бесконечному бегу, то у нас вся жизнь пройдет на поверхности, без глубины, без духовности, без настоящей встречи с Господом.

Вот для чего нам следует вспомнить о молчальниках, вот почему Церковь призывает нас бороться с пустословием, празднословием, напрасной болтовней, употреблением дара языка во зло себе. "Положи, Господи, хранение устам моим, у дверь ограждения о устах моих", - говорит нам Священное Писание. Вот об этом мы молимся, мы просим Господа, а Он ждет от нас, чтобы и мы поучаствовали, чтобы захотели этого, чтобы мы получили дар Божий - молчание в тишине Его благословения.

Аминь.

Неделя Крестопоклонная.

Во имя Отца и Сына и Свято Духа!

Первые христиане очень любили на стенах своих храмов изображать Моисея в пустыне, потому что для Церкви Христовой он был прообразом спасения. Нового Завета.

В Священном писании рассказывается, что после того, как израильтяне, возглавляемые пророком Божиим Моисеем, пройдя через море, спаслись из рабства, они углубились в безводную и грозную пустыню, которая многим показалась куда страшней, чем рабство, угнетение, подневольная работа. И вот день, неделю, месяц идут они среди камней, среди выжженных равнин, среди скал. Стоит неимоверная жара, о которой мы имеем здесь слабое представление. Люди погибают без воды, и нет ни источника, ни капли влаги, море осталось позади, раскаленное небо без единого облачка, а путь до Святой горы, куда они направляются, далек, да никто и не знает, сколько еще верст идти вот так, сбивая в кровь ноги.

И вдруг маленький кустик, и около него течет источник. Люди бросаются, хотят пить - и тут же выплевывают эту влагу: горька она, как морская вода. В тех местах, видно, соли залегали в земле, они превращали эту воду в непригодную, и источник этот назывался "мерра" - горечь. И люди заплакали от обиды, досады и отчаяния. Представьте себе: уже надежда вспыхнула - в раскаленной пустыне свежая вода, прохладная, бьющая из-под земли, но она горька, ее невозможно пить. И тогда пророк Моисей погрузил древо в воду, подержал его там, и вода постепенно стала пригодной для питья.

Это оживотворение источника, который был почти ядовит, напоминает нам о другом древе, которое водружено посредине нашей жизни - Древе Крестном. Мы сегодня перед его изображением стоим. Древо крестное меняет горечь жизни на чистую, прохладную живую воду - спасение, идущее от Господа. Недаром Он сказал, что многие стоящие здесь увидят Царство Божие, пришедшее в силе. Царство Божие приходит через Крест Христов, через Его бесконечную, обнимающую нас всех любовь. Царство Божие есть мир, свет и спасение Христово.

Но можно находиться рядом с этим источником - и не пить из него, можно ходить рядом с ним - и вода жизни все равно будет горькой, если мы будем жить по-прежнему: в себялюбии, в суете, в гордыне, в осуждении друг друга. Если же мы хотим, чтобы вода спасения коснулась нашего сердца и оживила его, то мы должны стараться твердо отринуть осуждение и превозношение, и ненависть и злобу, и клевету - все, что отравляет нашу жизнь. И тогда мы увидим Царство Божие, пришедшее в силе, не когда-нибудь, не где-нибудь, не после смерти, а уже здесь в этой жизни. Тогда все будет говорить, свидетельствовать нам о Нем, о Господе нашем.

И утром, найдя хотя бы одну минуту среди обычных повседневных дел и встав перед Его ликом, ты почувствуешь, как Он на тебя взирает с любовью и призывает тебя к труду. Благословение Божие с тобой в труде каждую минуту жизни. Царство Божие, которое приходит в силе, водворяется в сердце, ибо Христос сказал:

"Царство Божие внутри нас есть возьми, пойди и пей живую воду Царства Божия". А мы стоим, как древние израильтяне у этого источника, и вода нам кажется горькой, ибо нет у нас силы веры, которая бы превратила воду из горькой в живую. Горькая вода унылой однообразной, полной монотонных трудов жизни течет и уходит в песок, и нет надежды, и нет проблеска, и нет спасения -уныние, болезни, немощи, огорчения, ожесточение, холодность сердца, бессмысленность жизни - вот "мерра" - горькая вода нашего бытия без Креста Христова.

Но если есть у нас крест, и если есть у нас вера, тогда все меняется, тогда каждый миг мы перед Его лицом, и Он касается нашего сердца. Только тогда зазвучит молитва, безмолвная или словесная - любая. Она рвется из сердца благодарением, восхищением любовью Божией, потому что с нами Господь. Ты к нам пришел и наполнил нас Своею благодатью, посетил нас непригодных, немощных и недостойных. Живая вода слова Божия, Креста Христова течет к нам, чтобы нас восстановить, нас оживотворить и дать нам силы идти в дальнейший путь.

Аминь.

НЕДЕЛЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника, которого так назвали потому, что он оставил нам учение о духовной лестнице, соединяющей Небо и Землю.

В Священном Писании есть рассказ о праотце нашего Господа патриархе Иакове. Однажды он остался ночевать в пустынном месте один, и когда заснул, то увидел во сне подобие башни, поднимающейся ступенями в небо, и ангелов Божиих, которые поднимались и сходили вниз, а наверху — престол Небесного Царя. И когда Иаков проснулся, он понял, что есть какая-то таинственная, невидимая нашим глазам связь между миром Божиим и тварным миром. Во сне она представилась ему в виде башни со ступенями, уходящими в небо, и он сказал: "Свято место сие".

И с тех пор многие люди, когда задумывались о пути человеческом, сравнивали его с долгим восхождением на высокую башню или, лучше сказать, на высокую неприступную гору, вершина которой не видна с земли.

Вы помните, как сказал Господь своим первым апостолам, что они увидят небо отверстым и ангелов Божиих, которые будут восходить и нисходить на землю. То есть эта удаленность людей от Бога, оторванность смертных и грешных людей от Творца как бы восполнится этой связью.

Кто связал Небо и Землю? Кто связал Бога и человека? Богочеловек, Господь наш Иисус Христос! И, конечно, Матерь Божия, которая принесла нам в мир Божественного младенца. Потому-то и называется Она в церковных песнопениях Лествицей Небесной, что Господь к нам через Нее сходит. Значит уже не так бесконечно далеко Небо, не так оно от нас оторвано! Есть лестница и есть ступени, по которым мы дерзаем подниматься и восходить.

Вокруг старинных гор, куда люди приходили и молились, стали селиться отшельники и подвижники. Так было и у Афонской горы, и у горы Синайской, и в других прекрасных пустынных местах. И вот в Синайской пустыне у горы Божией жил Иоанн Лествичник. В маленьком монастыре проводил он свои дни: в молитве, в труде, в думах о всем мире, о судьбах людей, страждущих от зла, которое царит в мире. Часто по утрам, еще до восхода солнца, он выходил помолиться, смотрел на Синайскую гору и видел темные долины, повитые сумраком, видел острые вершины, уходящие в облака. Но вот поднималась заря, вершины гор становились алыми от восходящего солнца, а внизу еще была тьма.

В это время некоторые благочестивые паломники, в одиночку или группами, начинают восхождение ввысь, чтобы помолиться там, где Господь являлся пророку Моисею. И идут вереницы, идут по скользким, по трудным тропинкам, поднимаются по крутизне, боятся взглянуть вниз, но идут вверх, вверх, к этим вершинам, которые освещаются солнцем!

И вот тогда преподобный Иоанн, жизнь нашу человеческую сравнил с этой горой, по которой поднимаются паломники, и понял, что необходимо постоянное восхождение, а кто не идет наверх, тот будет вынужден блуждать внизу и останется навсегда в плену тьмы и неверия.

Да, дорогие мои, наша жизнь есть путь, и, кто не хочет идти, кто думает, что можно быть христианином и топтаться на месте, тот обманывает и себя, и Бога. Пройдет десять, двадцать, шестьдесят лет; если ничего для Господа не сделал, если ни в чем не продвинулся, значит, впустую прошли эти годы. Другие поднимались, другие уходили вверх, а этот человек ходил вокруг в темноте и в сени смертной.

Нам так страшно подумать об этом, потому что наверху ждет Господь, а внизу тьма... Тьма греха, лености, косности, нерадения. Там-то мы и топчемся, хотя и считаем себя православными христианами, но далеко, далеко обогнали нас другие!

Больше того, эта гора восхождения, эта лестница — небесная, особенная! Когда поднимаешься по простой лестнице, можешь остановиться и стоять, а там — иначе. Если остановишься, поедешь вниз, назад — на ней нельзя останавливаться!

Каждый из вас знает по себе, что бывает, когда перестает человек молиться. Кажется, забросил молитву, потому что дела закружили, но прошло время — неделя, две, месяц — и как потом трудно восстановить свое сердце! Как потом трудно вернуться к молитве, потому что душа ушла назад; не на месте стояла, а потеряла то, что имела.

Только вперед! Только стучаться к Богу! Только просить помощи на этом пути! А путь этот трудный: с одной стороны, — пропасть уныния, с другой стороны, угрожают обвалы искушений, с третьей стороны, — трещины испытаний и скорбей. Но есть и помощники, есть и проводники, есть и указатели на этой дороге.

Главный наш указатель — Священное Писание. Открываем его, и там для нас все начертано: как подниматься к Богу в Его Царство. Есть и указатели на этой дороге подобные стрелкам, которые указывают: здесь путь к свету, а здесь путь к погибели. Итак, мы все прекрасно знаем, и все нам дано.

И, наконец, есть проводники. Что это за проводники? Наши защитники, заступники, друзья, наши старшие братья — это святые, преподобные учителя. Их жизнь для нас — назидание и наставление, они всегда живы и молятся за нас, и каждого из нас ангел Господень опекает. Каждый из нас имеет своего святого покровителя и своего ангела-хранителя. Помните о них, знайте, что они не бросят вас посреди дороги, и тогда они смогут помочь вам.

Иные говорят, а что же мы падаем, почему мы срываемся, почему мы терпим крушения в этих своих попытках подняться? А ответ им содержится в сегодняшнем Евангелии. Спрашивает Господь отца больного ребенка: "Веруешь ли?" А тот говорит: "Верую, Господи, помоги моему неверию". И тогда Господь исцелил его сына. Так и на нашей дороге. Если мы решили себя вверить Богу, если мы целиком Ему преданы, тогда и помощь будет. А если мы идем опасаясь, сомневаясь, ропща, унывая, задумываясь, как бы чего не вышло, не будет нам тогда помощи, ибо мы сами отводим от себя спасительную руку Божию, протянутую нам.

Вот идет уже вторая половина Великого поста. Кто из нас знает, доживем ли мы с вами до следующего поста, до следующей, а может быть даже и до этой Пасхи? Жизнь проходит, все уходит. Будем же торопиться собирать сокровища в сердце своем сейчас. Будем сейчас подниматься по этим ступенькам. По ступенькам молитвы, по ступенькам добра, по ступенькам воздержания; и тогда все помощники окружат нас, тогда заговорят все указатели. Тогда Сам Господь, Который наверху, на сияющей вершине, ждет нас, протянет нам Свою руку и укрепит нас на нашем трудном пути. Аминь.

Неделя прп. Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В пятое воскресенье Великого поста Церковь празднует память преподобной Марии Египетской, святой подвижницы, которая является образцом глубокого искреннего покаяния, приносящего великий плод.

Она стала святой из великой грешницы, юность ее прошла в беспутстве, она была блудницей, куртизанкой, падшей женщиной в большом развращенном городе в Египте. Но несмотря на ее образ жизни, в сердце Марии, наверное, была какая-то искра Божия, притягивающая ее к Богу. Она не понимала, что живет не так, как требует заповедь Господня, не так, как требует совесть. Она считала, что никому не приносит зла.

И вот, однажды, отправлялся большой корабль с паломниками богомольцами в Святую Землю, и Мария решила отправиться с ним. У нее не было даже мысли, что она посетит Святые Места, что это будет паломничество. Она просто хотела весело провести время с людьми, которые отправлялись в путешествие на корабле. В таком настроении она и плыла, и высадилась на берег у Яфы в Святой Земле, и вместе с толпой богомольцев отправилась в Иерусалим.

Сотни и тысячи людей вереницей двигались к Храму Господню, чтобы поклониться месту, где стоял Крест Христов и гробница, куда перенесли Пречистое Тело Господа. Шли купцы, князья, воины, горожане, крестьяне - люди разных народов, говорящие на многих языках. И вся эта пестрая многоликая толпа вливалась в Храм Воскресения.

И Мария шла с ними... Но, когда она подошла к воротам, какая-то сила оттеснила ее и не дала ей войти. Сначала она думала, что просто многолюдство мешает ей попасть внутрь. Но потом убедилась, что все люди - мужчины и женщины, которые шли рядом с ней, в конце концов входят в церковь, а она все время остается за порогом. Так прошло десять минут, полчаса, час - какая-то незримая сила не пускала ее в храм.

В этот момент все и произошло с ней. Она поняла, что недостойна переступить порог Дома Божия, что Господь заградил ей путь. И с этого времени начинается ее жизнь в покаянии. Она полностью изменила свой образ жизни и осталась в Святой Земле, чтобы искупать свои грехи.

У вас может возникнуть вопрос, почему именно эту женщину Господь таким удивительным знамением остановил, и почему Он нас с вами не останавливает? Почему туда входили толпы людей, и наверняка, среди них были грешники и, быть может, гораздо большие грешники и преступники, чем эта бедная египетская куртизанка, блудница? Она, может быть, и попала в свое положение по бедности и легкомыслию. Почему она одна была остановлена? Почему Бог выбрал ее? Если, положа руку на сердце, каждый подумает, то эта сила должна была бы и нас отбросить от порога храма, ибо мы недостойны войти туда по своим грехам.

Прямого ответа житие нам не дает, но мы можем догадаться, в чем тут дело. Почему она была избрана. По-видимому потому, что в этой невежественной падшей молодой несчастной женщине была большая душа. Господь ее отметил, ее остановил, чтобы пробудить ее совесть. Она хотела прийти и поклониться гробу Господню в простоте своего сердца, казалось бы испорченного, а на самом деле, в глубине, чистого. Она не просила у Бога ничего, а только хотела прийти и встать перед местом Его Голгофы. Наверное, туда пришли тысячи людей, которые молились - одни о здоровье, другие о богатстве, третьи об успехе в своих делах, четвертые молились за своих детей - у каждого человека найдется своя нужда. А она ничего не просила, она только хотела приблизиться к Господу, и больше всего ее убило, что это ей было запрещено.

Это должно нас с вами привести к важной мысли. Хотя Сам Господь повелевает нам: "Просите и дастся вам" - все-таки самое главное - это просить у Бога не даров Его, а того, чтобы Он Сам, Его Сила, Его благодать, Его любовь были с нами.

В Евангелии мы читали, как двое учеников незадолго до распятия, воображая, что Господа ждут слава и почести, просили у Него, чтобы Он у Своего престола поставил их по правую и по левую стороны. Если бы они чувствовали, что переживает в это время Господь, приближаясь к месту Своего страдания, они бы не стали к Нему обращаться с такой просьбой. Но они были заняты своими мечтами, своими желаниями, и поэтому они просили.

Не так ли и мы с вами, когда стоим перед Крестом Христовым, обращаемся к Господу только с тем, что нам нужно. Каждый из нас знает, что когда у нас нет особой нужды, когда у нас все спокойно, молитва наша начинает охладевать, она еле теплится, нам надо понуждать себя встать на молитву. И, наоборот, в отчаянных обстоятельствах, в болезнях, в трудностях, в испытаниях - вот тут-то, когда гром грянул, мужик и перекрестится. Значит, нас только нужда, как оказывается, побуждает к молитве. Значит, если бы у нас было все благополучно, если бы Господь дал нам все дары, о которых обычно мечтают люди: здоровье, успех, благополучие в семейной жизни, в труде - всюду, мы, может быть, тогда и молиться бы не стали? Мы бы, поблагодарив Его холодно и рассеянно, быстро и забыли бы об этом? Да, так бывает, и все мы знаем это по своему горькому опыту. Так бывает...

Но вот в псалме 26-ом "Господь просвещение и Спаситель мой, кого убоюсь я..." сказано о людях, которые искали Самого Господа, что им уже ничего не нужно на Земле. Вот самое главное - возлюбить Господа Бога всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всей крепостью твоею. "Взыщите лица Моего", - говорит Господь через псалмопевца. Значит, взыщите не только даров Моих, которые Я даю вам, а взыщите Самого Меня. Любовь ко Христу есть основа нашей духовной жизни. Если этого не будет, мы будем как язычники, которые приходят получить у своих богов то, что им сегодня нужно.

И наша молитва должна чиститься от корысти. То, что мы просим, как дитя просит у матери - так и нужно делать. Но ведь дитя любит свою мать. Оно же не только тянется к ее руке, которая даст подарок или что-нибудь нужное. Дитя тянется к своей матери потому, что у него есть любовь к той, которая его родила и носила на руках.

И наша молитва должна быть именно такой! Не только дающую руку Господню видеть и тянуться к ней, но Самого Господа, который всегда должен быть перед нами - как бы распятый перед нашим лицом.

Аминь.

"Восстань спящий... "

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

"Восстань, спящий, и воскресни из мертвых, и воскресит тебя Христос!" - так пели христиане с первых дней существования Церкви. Этот призыв обращен и к нам потому, что душа наша спит глубоким тяжелым сном: сном лености, косности, греха. И говорит нам Церковь: "Да воскресит тебя Христос!" Значит, не своей силой встань, а силой Христовой.

Великий пост есть то самое время, когда нужно услышать это слово, проснуться наконец. Может быть целый год мы спали - день за днем идут так быстро: кажется это было вчера, а прошел уже месяц, кажется это было месяц назад, а уже год промелькнул - несется жизнь, и мы не замечаем проходящего времени. Почему не замечаем? Потому что дремлем, плывем по течению, потому что мы ослабели, но Церковь говорит нам: "Восстань, спящий, и воскресни из мертвых". Душа наша должна воскреснуть, потому что сейчас она, изъеденная грехами, мертва.

Бывает, идешь по полю, видишь: стоит человек и машет руками, подходишь ближе, а это, оказывается, пугало, его поставили, чтобы отгонять птиц от посева. Мертвая вещь - шапка, рубаха и палка. Вот и наша душа, кажется, вроде живет, а поближе присмотришься - жизни нет: ни мыслей ясных, ни веры живой, ни чувств добрых - все оцепенело, все покрыто льдом. Чудесно, что Великий пост совпадает со временем весны, когда как бы мертвые деревья начинают оживать, земля, покрытая снегом, вот-вот откроется - и слово Церкви звучит нам: "Восстань, спящий, воскресни из мертвых, и воскресит тебя Христос".

Тут-то мы постигаем самое главное о вере нашей. Я спросил как-то одну женщину: "Ты верующая? Православная?" - "Да, - она говорит, - я хожу поминать своих покойников." Так разве в этом наша вера? Конечно, надо поминать усопших. Но ведь их поминают и язычники, и даже совсем не верующие люди. Когда наступает воскресный или субботний день, часто на кладбище приходят толпы. Но все ли они пришли туда помолиться? Значит, этого мало, не это главное в нашей вере. А что же главное? У кого спросить? Кто нам даст ответ? А ответ ясный, единственный, исходит из уст Христовых, другого ответа нет, все остальное - ложь, человеческие заблуждения, человеческие предания. Что же говорит нам Господь? В чем суть веры нашей, которая может нас поднять, пробудить, воскресить?

Когда книжник по имени Никодим захотел узнать, в чем суть веры Христовой, он пришел к Самому Господу. Никодим стеснялся товарищей, боялся людских пересудов, и потому пришел к Нему ночью и спросил: "Как же жить?" И Господь ему ответил: "Чтобы войти в Царство Божие, надо родиться свыше - вновь родиться". Никодим сказал: "Как же я могу родиться, я старый человек". Тогда Господь ему ответил, что родиться нужно от воды и от Духа. Вода - это крещение, вступление в Церковь, а Дух - это вера наша, которая принимает силу Господа.

Каждый из нас должен молиться о том, чтобы Господь дал нам этот Дух, чтобы дал нам это рождение. "Кто не родится свыше, - говорит Господь, - тот не войдет в Царство Божие, кто не почувствует на себе Его руку, так и будет мертвым стоять в храме до конца своих дней и не услышит голоса Божия: "Встань, пробудись, восстань, спящий!" Значит, дать нам жизнь может только один наш Господь Спаситель силой Своего Духа. Но кому же Он эту силу пошлет? Тем, кто хочет, тем, кто просит, тем, кто молится, тем, кто взывает. Поэтому всех вас Церковь призывает: "Молитесь, просите". Мы повторяем каждый день: "Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны". Это мы просим, чтобы Господь к нам пришел и в нас вошел, и очистил нас от зла. Вот это и есть жизнь христианская, о которой говорит преп. Серафим: "Цель нашей жизни - обрести силу духа Божия в сердце. Мы слабые? Да. Плохие? Да. Немощные? Да. Косные, спящие, мертвые - да! Но придет Господь, пробудит спящего и воскресит умершего".

Аминь.

 Вербное воскресение

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда за неделю до Пасхи, Господь въехал на осле в Иерусалим, народ радовался и ликовал, а Он плакал. У людей были свои мечты, свои надежды, свои желания, а Господь видел их будущее и слезы были у Него на глазах. Он плакал о Иерусалиме, говоря: "Ты не узнал времени посещения твоего". И эти слова для нас должны быть очень важными, потому что посещение Господне приходит к каждому человеку. К каждому из нас Он стучится. Как бы тайно, как бы незаметно, в обстоятельствах нашей жизни, в глубине нашего сердца мы слышим призыв Господень: "Иди за Мной, внимай Моему голосу". И нередко так бывает, что мы не узнаем дня своего посещения. Я помню, однажды беседовал с одним пожилым человеком, жизнь которого была серой, тусклой, лишенной всего духовного. И он рассказал мне, что однажды в юности, когда он шел по улице города, его как бы изнутри ослепил необыкновенный свет, и он увидел весь мир вокруг, озаренный Божьем присутствием. Для него уже не было стены, которая отделяет небо от земли.

Это был призыв Божий и посещение Господне, а потом, он говорил, все это было оставлено, забыто. Прошли годы, суета, заботы захватили, и никогда он больше не обращался к Тому, Кто его позвал.

И к каждому из нас обращается Этот Голос. Каждый из нас, если хорошенько вспомнит, то найдет в своей жизни такие моменты, когда Господь был очень близок, когда, казалось, сердце было переполнено силой, которую Он дал, а потом мы все забыли, все оставили, опять погрузились в серую жизнь, в суету, и свет погас, и мы снова шли по жизненной дороге, неся на себе надпись, что мы христиане, православные, а в сердце у нас был мрак, темнота, уныние, опасения, безнадежность. Мы не познали времени посещения своего, мы не разожгли того огня, который Господь внес в наши души. И мы должны помнить, что внимательно слушая, внимательно наблюдая за знаками Божьими, мы должны быть готовы в любой момент быть призванными к ответу. Когда нам приходится выбирать, как поступить - низко и подло или по совести - это значит, что нас посетил Господь, это час нашего посещения. И горе нам, если мы его не узнаем. Если нам приходится выбирать, и нам трудно преодолеть свою косность, свою леность, свою немощь, если нам надо открыть Слово Божие, если нам надо стать на молитву, если нам надо себя побудить, заставить, а нас как бы камнем тянет на дно, это знак посещения Божия.

Преодолеем себя, сделаем шаг навстречу зовущему нас Господу, иначе Он отойдет, и мы потеряем силу, которую Он дает нам. Вспомните, когда будете идти из храма, о тех моментах нашей жизни, может быть трудных, может быть радостных, когда Господь действительно смотрел на нас и ждал, что мы дальше будем делать. Подумаем о том, что нас ожидает впереди. Отзовемся на его призыв. Вы спросите, какой же это призыв, где он. Он звучит для нас всегда в Слове Божием. Если мы будем углубляться в него, то оттуда, со страниц Писания, со страниц Книги зазвучит живой голос Живого Христа.

Преподобный Феодосий Печерский, когда был молодым человеком, часто ходил в храм, но вот однажды, когда он внимал сердечно евангельскому чтению, читаемые слова поразили его как громом и изменили всю его жизнь. Так было и с Антонием Великим, основателем монашества, и со многими святыми и подвижниками. Вдруг их как будто бы озаряло, и тысячи раз слышанные слова приобретали новый смысл.

Итак, дорогие мои, мы с вами не брошенные, не одинокие, не оторванные от Бога, Он находится рядом с нами и идет рядом с нами по пути нашей жизни. И время от времени, чтобы укрепить и поддержать нас, Он обращается к нам с упреком, с призывом, с ожиданием. И будем стараться уловить Его Голос, услышать, не пропустить дня посещения своего.

Аминь.

 Источник: Библиотека Якова Кротова

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования