Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Из "Десяти посланий инока Павла к беспоповцам". [древлеправославие]


Настоящее сочинение: "Десять посланий инока Павла Белокриницкого к беспоповцам" написано в 1851 году по следующему случаю. Недалеко от Белой Криницы, где в 1846 году была учреждена старообрядческая митрополия, жили беспоповцы федосеевского толка, которые были весьма расположены к принятию старообрядческого священства Белокриницкой митрополии. Узнав об этом, беспоповский инок Павел Прусский (впоследствии миссионер и архимандрит Никольского единоверческого монастыря) весною 1851 года явился в с. Климовцы. По своей ли охоте он это сделал, или по распоряжению с беспоповского Преображенского кладбища, неизвестно, но только по приезде в Климовцы он немедленно занялся противодействием распространению между беспоповцами старообрядческого священства. С этою целью он сделал выписки из различных старопечатных книг и стал их распространять между беспоповцами, а также и приемлющими священство.

Об этом узнал инок Павел Белокриницкий и сделал на эту тетрадь возражение в форме послания, в котором и просил Павла Прусского явиться на публичную беседу; но он не явился, а вместо этого выпустил другую тетрадь, на которую инок Павел также не замедлил сделать возражение, снова приглашая явиться на публичную беседу для рассуждений о правоте старообрядческого священства; но Павел Прусский по-прежнему не явился, а написал еще тетрадь, на которую также последовало возражение со стороны инока Павла Белокриницкого, и так до десяти раз. Таким образом явилось десять посланий против беспоповцев.

Как и следовало ожидать, эти послания произвели сильное впечатление на беспоповцев и подорвали авторитет Павла прусскаго, который вскоре уехал из Австрии в Пруссию. Многие из беспоповцев, увидя из посланий неправоту беспоповства и правоту старообрядческого священства, приняли это священство. В числе их был особенно замечательный инок Антоний, впоследствии архиепископ московский.

[Ниже приведены выдержки из заключительной части "Десяти посланий" инока Павла].

Теперь видите, господа беспоповцы, вышеприписанные ереси никониан и ариан, предложенные вам аки на длань, ясно и внятно, и судите беспристрастно: возможно ли полагати веру никониан злейшу быти ереси ариан? Но аще и позволит вам ваша совесть уподобити никониан, равно быти с ересию ариан, обаче внимай без всякия прелести и страсти, яко от ариан обращающийся в православную церковь приемлени суть с тем же их крещением без повторения, токмо с проклятием ереси и под миропомазание. Тако бо узаконили Вселенские соборы. Вторый правилом 95-м, а Шес-тый правилос 95-м. И богомудрый Тимофей Великия церкве во своем изложении, в кормчей во главе 70, лист 634. А на соборе Александрийском при Афанасии Великом и при Мелетии, на соборе Антиохийском по свидетельству Барония, лето Господне 362, под числом 24-м и 25-м, и лето Господне 363, под числом 21-м и 22-м, яко благоизволено многим арианским епископам, иже православие восприимшим, токмо чрез покаяние и проклятие ересей при своих им епископствах пребывати, что и римская церковь (тогда еще бяше благочистивая) сие их установление, прия и утверди...

Теперь судите беспристрастно: возможно ли полагати веру никониан злейшу быти выше изреченной ереси иконоборцев? Обаче аще и уподобите ю за богохульныя ругательствы, равну быти иконоборцев, то убо внимайте без всякия прелести, яко от иконоборцев обращающиеся в православную церковь, приемлеми суть с тою же хиротониею без повторения, токмо с проклятием ересей. Ибо на Седьмом Вселенском соборе множество епископов иконоборных принято действительно рукоположенных от иконоборцев. Понеже ересь иконоборная господствующею с царьми и патриархи существовала беспрерывно до 60-ти лет. Но отнюдь ни единого не покрещевали, ниже пересвящали. Зри в житии св. Та-расия, четии-минеи, февраля 25 о самом Соборном деянии. Но и еще и после Седьмого Вселенского собора по Втором иконоборстве, Святый Мефодий цареградский тем же чином восставил православие, и кроме Вселенского Собора, о сем зри в синоксаре, в неделю православия.

После сего подобает теперь вам, беспоповцам, взять на рассуждение, почто Святый Тарасий сый патриарх, не имев нужды впасть в толикое духовное банкротство, якоже вы ныне бедние беспоповцы. Он если бы и первым или вторым чином принял иконоборцев, не погрешил бы по столь богохульной их ереси. Но видя настоящую причину, дабы отвратити тщету церкви, зело бо та злая ересь состарелась и укоренилась, так что не только Вселенский собор, но ниже самим присутствующим царем уважаху, паче же кровопролитием угрожаху, яко же в житии св. Тарасия, явствует сице: "Наречено бысть Собору место в Царе-граде, в велицей апостольстей церкви, в ней же егда со святейшим Тарасием и с наместниками прочих патриархов, епископы седоша, ту сущу и самому царю юному Константину и матери оного Ирине. Прииде нечаянно полк велий воинства вооруженного, в них же сердцы утвержена бе ересь иконоборная, ея же от деда царского Константина Копро-нима научишася и в ней состарешася. Тии научаемы тайно от епископов некоторых и вельмож, ересию тою недугующих, собрашася вооруженны, внидоша в церковь, с воплем многим вопиюще: Не попустим дабы догматы царя Константина были отвержены, но яже той своим Собором утверди и законоположи, да будет крепка и непременна! Не попустим идолом (сице иконы святыя нарицаху) вносимым быти в храм Божий. Аще кто дерзнет собор Константинов и того догматы отметати, вносити же идолы, то абие кровию епископов земля сия обагрится". Таковую молву и мятеж видевше царие, помануша епископом востати от мест своих, абие вси разыдошася. Воини же тии и предводители их по неколицех днех, благочестивою царицею Ириною добре быша наказаны и разосланы по весех делати землю. Посем наречено бысть место собору, уже не в Цареграде, но в Никеи, в стране Вифинийстей. Тамо вторицею святии отцы собрашася. Святейший Тарасий, сотворив предисловие, коея ради вины суть собрани, увещеваше епископов и прочих. Тем убо рассудил святый, да самым снисходительным сиречь тре-тием чином, принимаемы будут иконоборцы, якоже выше речено бысть, с одним отречением от ересей, и каждый во своем сану да пребывает. Из сего явственно есть, что св. Тарасий богословную вину имел сию, како бы изъяти из зуб лукавого волка словесныя Христовы агнцы, и киими бы то ни было вратами (сиречь, киим либо чином ни было), но удобнее бы и скорее возможно приняти их во объятия матери своей церкви святой (якоже отчасти выше во второй статии в предуведомлении речеся, а яснейши же и чувстви-тельнейше имеем еще предложити о сем предмете ниже под видом вопросов). Но увы, о несмыслении беспоповляне, коль противоположны разуму святых! Ибо вовсе бессловесную вину вземше одно только наблюдаете: воеже от какия бы то ереси ни было, великой или малой приходящих к вам, всех перекрещивати безрассудно и тем пред всем светом обанкротились всего священного до конца, а притом, обладав вами дух омраченный, в колик вринув вас не искусен разум, творити и лаяти неподобная...

Раскрытие по вопросу: сходит ли на еретическую хиротонию дух святый? [3-е послание беспоповскому главному пастору].

Ответ: На еретическую хиротонию, дондеже [до тех пор], пока хиротонисанный священник или святитель не приходит в православную веру ко святей церкви, и дух святый не приходит, якоже на приклад сему явствует и о еретическом крещении в толковом апостоле на первое к Коринфом послание, зри лист 549. Потому убо прикладу разумеется, что как в ереси крещенный имеет крещение токмо водою, каковую благодать всяк человек может созда-вати, православный и не православный. Но по евангелию и духом, еже есть благодать духа святого совершительная и утвердительная, сей отнюдь в еретичестве несть, токмо бо во единстве православной веры под видом священнодейства вечно содержится и чрез то воздается. Такоже и хиротонисанный в ереси имеет токмо сановную власть, сделанную первыми двумя свойствами вещественно и видотворительно, как и в твоих выписках беспоповская догма признается, сиречь возложением руку и хиротонисанною молитвою, или рещи воздательною, наравне как у православных и в ереси воздается. Но третьего свойства совершительного не имеет, еже есть, как сказует катихизис, сила и власть, от Бога данная, печать дара духа святаго, на души священничестей, сия благодать Божия устрояет рукоположенного, да будет во своем чине благоприятен и благоугоден своим служением Богу и церкви.

Вот токмо сей утвердительной благодати в ереси хиротони-санный не имеет, а коль скоро от ереси в православную веру приидет (кроме первого чина еретиков), абие при самом присоединении его ко святей церкви, посредством православного епископа или священника, миропомазанием и возложением руку его и молитвою непременно дух святый на того приходит, и ко святым тайнам приступает. По причащении же наравне с верными, по преподобному Никону, святых пречистых тайн Христовых яв, яко уже и оный всыновляется Христу. И кто в каком чине достоинство имеет, в том и пребудет, сиречь: простолюдин и есть простолюдин, достоинством же православный христианин, а хиротонисанный так же равно, как и прочий хиротонисаннии лицы православ-нии, сиречь совершен священник или святитель будет.

[В дополнение к сказанному приведем еще одно объяснение, данное иноком Павлом]: "Скудельный сосуд, - рассуждал он, - состоит из вещества, еже есть глина; вид же сосуда из глины по требующемуся образу соделан; а совершенство сосуда огнь соделовает. И дондеже сей сосуд из помянутого вещества устроенным видом пребывает, совершенно потребу исполнять не может, сиречь варения или налитая воды удобно содержать; а егда ожжется огнем, тогда совершен и благопотребен на всякое подобающее дело будет. Приидем же отсюда на хиротонию инославных религий. В тех убо хиротония два существа токмо имать: вещество и вид, - вещество - определяемый человек, вид же его соделовается от рукоположения; а третьей, совершительной силы, еже есть благодати Св. Духа, не имеет... К сему что остает таковому в ереси хиротонисанному лицу, аще приидет в православие, дополнить? Благоявленно есть, ничто-же ино, токмо на имеющуюся с ним хиротонию восприяти совершитель-ную силу Духа Святаго...".

Послание десятое к беспоповцам

Ах, бедные беспоповляне, неужели вы только и знаете одно сие апостольское 68-е правило, с которого отрывок ныне прислали нам в ответ на все наши к вам послания, что оное в толковании глаголет: "Аще токмо не прилучится, яко от еретик поставлен бе первее, ибо от тех крещении не крещении и постановлении не причетницы". Да скажите о том, о каких еретиках оное правило тако глаголет? Ибо еретики от святых соборов на три чина распределены. А вы куда два чина: второй и третий подевали? Не боите-ся ли суда Божия и не срамляется ли поне стыда людскаго. Да и како вы, беспоповляне, сколько времене держа в руках своих с прочими и самое пятое наше к вам послание, и не видите, и не слышите, что в нем гласит по крайней мере от листа 79-го уже к концу слова в заключении светло и ясно. Едали вы уже совсем ослепли и соравнились тем, иже стоять среди полуденного солнца и ясных лучей и сладкого света не видят? Или едали вы уже совсем оглохли, аще не вси читать можете, то чтущих послушати? Но по всему замечательно, что вы не иначе разве уподобились аспидам глухим, иже не терпят слышати глаголющих гласа во мраке утекают, и уши свои затыкают. Вот так и вы неприязнивым закосне-нием своим заткнули уши свои, не хотели послания наши и слышать, но возвратили все оныя назад с таким безгласым ответом, что нечего и слушать. Не стыдно ли вам?

По истине и к вам ныне пристоят свято евангельския Христовы глаголы, еже от Матфея глава 13, в зачале 51-м: "Яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют. И се сбывается в них пророчество Исаино, глаголющее, слухом услышите, и не имате разумети, и зряще узрите, и не имате видити. Отолсте бо сердце людей сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да некогда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем разумеют, и обратятся и исцелю их. Аминь".

Источник: "Из истории Белокриницкой иерархии", М., 2007


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования