Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Прп. Максим Грек. Беседа души с умом, в вопросах и ответах, о том, откуда рождаются в нас страсти. Здесь же и о Божественном Промысле, и против астрологов. [патристика]


Душа. Ум мой любезный! К тебе ныне обращаю обычную беседу. Немалое объемлет меня удивле­ние, каким образом ты, будучи поставлен Создате­лем как бы некоторым властелином и содержа все жизненные мои силы и все, без исключения, час­ти тела, как царь какой, владеющий укрепленным городом, или как некоторый искусный кормчий, управляешь всем телом посредством своих искус­нейших умственных мановений; потом, как наезд­ник какой, который, будучи сброшен свирепым ко­нем, лишается победы, а часто даже и самой жизни, так и ты, будучи часто одержим какой-нибудь тем­ной страстью — или пагубною завистью, или гне­вом, или печалью, — тотчас весь приходишь в силь­ное смущение и страшно печалишься, и тогда все твои рассуждения и слова становятся неприличны­ми и, короче сказать, не признаешь тогда никого: ни сродников, ни самых любезных тебе друзей. Ска­зать ли еще больше? Ты испускаешь тогда беззакон­ную хулу на Самого Того, Кто един благ. Скажи, прошу тебя: почему это так с нами — со мной и с то­бой — случается? Сильно желаю, возлюбленный, об этом от тебя узнать.

Ум. Крайне неудобовразумительное и непостижи­мое для разума усердно желаешь ты, душа, узнать от меня. Поэтому я с великим удовольствием предпочел бы совершенное молчание, если бы не совес­тился божественного проповедника, требующего, чтобы мы всегда были готовы к: ответу всякому вопрошающему нас о словеси премудрости. Итак, сколько могу, при помощи свыше, скажу тебе не­много о том, о чем спрашиваешь.

Страшный, весьма страшный недуг, о душа, есть самолюбие, и этот злой нрав, утвердившись долгим временем в душах наших, требует больших трудов и подвигов, пока не будет изгнан из нас. Было когда-то, было время, когда мы с тобой были свободны от этих страстей и имели жизнь вполне тихую и безмя­тежную, насыщаясь высокими и чистыми мыслями самих божественных желаний, когда не волнова­лись ни тщетною славою, никакими спорами, ни пагубною завистью, ни гордостью, но простым, не­злобивым и единообразным мудрованием всегда стремились горе', будучи поощряемы желанием со­вершеннейшего блага. Творец наш, душа, прост и нисколько не причастен никакому злу и лукавству. Это — одна Благость, одна Премудрость и Правда; Он милосерд, щедр, весь свят и праведен; от Него изобильно источается всякая святыня, всякая бла­гость и всякие духовные дары. Желая возвести в это совершенство и созданного Им изначала по Своему Божественному образу, Он, Преблагий, дал ему Бо­жественную заповедь, которую если бы он до конца сохранил без вреда, то был бы воистину блажен и всегда чисто и бесстрастно наслаждался бы беседою с Самим Богом. Ибо самым тем Божественным ду­новением Он вложил в него все те досточтимые добродетели, которые находятся в Божественном и всесвятом естестве, каковы суть: благость, милосер­дие, кротость, правда, любовь и подобные тому. Однако не дал ему сразу и совершенное преуспея­ние, — и это, с одной стороны, для того, дабы он не вознесся множеством дарований и не был оконча­тельно лишен Божественной любви, а с другой сто­роны, чтобы, поощряемый желанием совершенней­шего и чистейшего блага, он всегда больше стре­мился к получению его. Так понимать заставляет меня то обстоятельство, что он не мог долго воздер­жаться от нарушения Божией заповеди. Если бы он имел вполне твердую веру, то имел бы и твердое преуспеяние, ибо от веры рождается разум, как ясно говорит мудрое изречение Писания: "Аще не увери­те, не имате разумети". Итак, причиною его паде­ния было несовершенство веры и любви к Созда­телю. Удовлетворено ли теперь, душа, твое желание или и еще нуждаешься, чтобы тебе сказано было об этом более пространно?

Душа. Если для тебя не составит особенного тру­да, то прошу сказать яснее. Также скажи и о том, ка­ким образом можно приобрести кротость?

Ум. С радостью исполню для тебя и это, если бла­годать Божия свыше подаст мне слово премудрости. Как и выше я сказал, причиною нашего падения была слабость нашей веры, чему по необходимости по­следует неведение совершеннейшего Блага, а это производит сильное омрачение наших умных очей и уподобляет нас, душа, увы, бессмысленным ско­там, как и у боговдохновенного Песнопевца об этом говорится, ибо он особо и ясно воспел: "И человек в чести сый, не разуме, как бы следовало, и потому уподобися скотом несмысленным". Прародители на­ши, по причине несовершенства разума, не поняли обмана злобного змия, и, наподобие рыбы, прогла­тывающей удочку, приняли его совет, и невоздерж­но вкусили от плода запрещенного древа, почему праведным судом Божиим лишились блаженства и божественного пребывания в раю. Лишившись же прежнего Божественного просвещения и подверг­шись немедленно внутренней смерти, они, прежде всего, приняли в себя два наиболее вредных душев­ных недуга: забвение и неведение, от которых страшно повредились их умные очи, и они сдела­лись вместилищем многообразных страстей.

По причине забвения, теряя постоянно из па­мяти ту Божественную славу, которой, увы, безумно лишились, желая же всей душой этой пагубной сла­вы, валяющейся по земле, и достигая ее, мы страш­но гордимся и превозносимся, как кедры ливан­ские; лишаясь же ее, сильно уязвляемся сердечною печалью и стрелами пагубной зависти. Ибо не мо­жем терпеть, когда видим, что нас бесчестят, а других удостаивают великих похвал. От этого мы пре­даемся гневу, так как считаем себя более всех дос­тойными чести. Если же вспомнили бы, что мы все одинаково страдаем от неведения и забвения, то всячески были бы более кроткими и не устремля­лись бы, душа, друг на друга, подобно диким зве­рям. Итак, от забвения рождаются тщеславие и гнев, гибельная зависть и гордость, а от этих опять рождается множество злейших страстей, которые, как дикие звери, устремляются на нас, страшно раз­дражают, пленяют и смущают нас, ввергая в бесчис­ленные бедствия. Неведения же совершеннейше­го Блага злые порождения суть: корень всех злых — сребролюбие, и происходящие от него [процент­ные] росты, и то, чтобы без милости лихоимство-вать, и безбожно похищать чужое добро, и преда­ваться скверному плотскому неистовству, и то, что­бы не знать самого себя и никогда не иметь памяти смертной; и верх всякого зла — это нисколько не бояться Бога и не трепетать будущего Страшного Суда, а жить только всегда, подобно бессловесным животным, в ненасытном угождении чреву и плот­ским похотениям, считая эти телесные наслажде­ния за совершенное благо. Отсюда брани, и войны, и пленения, и разбойнические нападения по всей земле и по морю. Как человек, пристрастившийся к пьянству, будучи сильно нагружен вином, бесчин­ствует во всем, и говорит неподобное, и честных и благопристойных считает бесчестными и непристойными, и ни в чем нисколько не имеет здравого рассудка, так и мы с тобой: омрачившись в мыслях неведением истинного Добра, легко становимся жертвою свирепых бурь пагубных страстей, то бес­нуясь яростью и гневом, то истаявая завистью, то весьма неистовствуясь плотскою похотью до того, что часто отрекаемся самой жизни. И что много го­ворить! Как корабль, лишившись мачты, канатов, парусов и самого руля, носится ветром туда и сюда, ударяемый постоянно силою громадных волн, или же, наткнувшись на камень, разбивается волнами и погрязает в глубине, так и мы, душа, постоянно под­вергаемся нападению пагубных страстей, ибо погу­били безумно прежнюю свою красоту, подчинив­шись льстивому обману змия. С тех пор мы умерли внутреннею смертию, которою наказал нас Господь за преступление Его заповеди, и жизнь, заключаю­щаяся в бесстрастии и божественном вдохновении, далеко отступила от нас.

Непримиримый же враг нашего рода, подчинив нас себе, научил всякому злу и всякому беззаконию, усиливаясь, как богоборец, совершенно отстранить нас от веры и любви к Создателю. Он, всескверный, вместо служения Единому несозданному и безна­чальному Божеству, Которое троично в Лицах и еди­но по существу, ввел служение бесчисленному мно­жеству лжеименных богов. Вместо дарованного нам свободного произволения и самовластия, чем мы собственно и отличаемся от естества бессловесных и, насколько возможно немощному человеческому естеству, уподобляемся Тому, Кто создал нас по Своему образу, враг подчинил нас ложной вере в дейст­вие на нас звездного течения, уверяя, что отсюда происходит влияние на наше произволение в избра­нии добра и зла, так что мы отнюдь не можем будто бы ничего ни делать, ни желать вопреки тому, как это определено нам роком непреложного течения звезд. Также уверяет, что от круга звездного тече­ния зависит и счастье, и все касающееся нас. Этим он изобрел для повинующихся ему безумно три не­которые скверны и пагубы: во-первых, Виновника и Подателя всех благ, единого благого и праведного по естеству, Который то обетованием Божествен­ных благ, то угрозою бесконечных и страшных му­чений отводит нас от всякого зла и поощряет к не­порочному и богоподобному житию, он, всесквер­ный, безбожно старается представить виновником всякого зла для людей, как подчинившего их на­сильственному влиянию звезд; во-вторых, далеко отстраняет от себя то, чтобы всеми людьми он был признаваем единственным виновником всякого зла, и, в-третьих, повинующихся безумно этому душепагубному и нечестивому учению он всегда удержива­ет в творении беззаконных дел, так как они увере­ны, что крепко окованы насилием влияния звезд. От многих случалось слышать, что, когда их обличают в каком-нибудь беззаконном действии, они говорят, что никоим образом не могут от этого отстать, так как звезда, под влиянием которой они находятся, насильно влечет их к тому против их воли и крепко привязывает к этой страсти.

Злее этого кто мог бы что-нибудь придумать, что­бы возвести хулу на Саму Божественную Правду? Если Он Своими заповедями строго запрещает нам желать чужой жены или неправдовать, а затем крепким насилием влияния звезд принуждает нас ко всякому беззаконию и ко всякой злобе, то каким образом, узаконивая для нас совершенно невозмож­ное, может признаваться праведным? Увы [, не мо­жет] ! Ибо кто из носящих плоть в состоянии всегда противостоять против трех крепких противных ему борцов, то есть против бесов, против звезд и против непрестанного нападения естественных страстей, всегда сильно нападающих на нас? К тому же ока­жется, что Он сильно обидел род человеческий, ко­гда вышним чинам, то есть Ангелам, предоставил даром Свое Царство, а нам поставил противников в лице бесов, звезд и планет, которые насильственно возбраняют нам вход в него. Также каким образом явится достоверным Божественное слово, которое говорит: "Се, дах вам власть наступати на ядови­тых змей и скорпионов и на всю силу вражию", если влиянием звезд мы привлекаемся к злым страстям? Сказав же о ядовитых змеях, Он ясно научил нас, что не влиянием звезд привлекаемся мы к злым де­лам, а пагубными бесами, от которых мы, душа, в [самом] начале в древности и потерпели достойное плача падение, как ясно свидетельствует великое и пресветлое солнце, богомудрый Павел, который го­ворит, что верным предлежит брань не к крови и плоти, то есть не к немощному естеству человече­скому, но к пагубным началом и властем века сего, к самым лукавым духовом, изобретателям всякой зло­бы. Их силою в древности совершались по всей все­ленной бесовские волхвования и происшедшая от­сюда прелесть поклонения идолам. Представителям всякой бесовской и астрологической прелести весь­ма послушно внимали и риторы, и философы, и сильные цари. Ученики их суть все чародеи, и вол­хвы, и наблюдающие за полетом птиц, и ставящие участь человека в зависимость от рождения под влиянием той или другой звезды, которые, по подо­бию змия, вливают в души человеческие яд своей злобы и прелесть звездочетства. Над всеми ними во­обще мы получили власть, если благоверно служим Создателю всех, Царю и Богу, совершая всегда де­лом все святые Его заповеди. Если же преступим их, то впадем в бесчисленные напасти, но это случается с нами по судьбам Божиим, а не по действию слепо­го счастья колеса [Фортуны] и не по влиянию звезд, как ложно толкует астрологическое безумие.

Не владеть над нами, душа, поставлены звезды, но они устроены для того, чтобы просвещать воздуш­ное пространство во мраке ночи и показывать вре­мя: мореплавателям —для безопасного плавания, а земледельцам — для возделывания земли2. Если же насильственным влиянием звезд одни бывают лю­бителями добродетели, а другие — последователями зла, — тогда как всякого блага начало есть вера в Бога Истинного, а всякого зла последнейшее зло есть неверие, — то никакого осуждения не заслу­живают те, которые нечествуют против Бога, равно как никакой награды и благодати не получат от Бо­га те, которые благочестно чтут Его. Ибо и то и дру­гое [, выходит,] бывает не произвольно, а по прину­дительному влиянию звезд, по которому одни вле­кутся к благочестию, а другие — к неверию. Какое же после этого значение будет иметь Божественное изречение: Нуждницы восхищают Царство Небес­ное? Также: "И пойдут одни в нетленную жизнь, а другие в огненные муки преисподней?" Ибо то, что делается поневоле, одинаково не заслуживает ни награды, ни наказания, будет ли то доброе или злое, как ясно богословствует честнейший и боговдохно-венный божественный Иоанн Дамаскин, который говорит: "Эллины думают, что все, касающееся нас, зависит от влияния этих звезд, солнца и луны, вос­тока и запада; в этом упражняется астрологическая наука. Но мы утверждаем, что они служат предзна­менованием дождя и бездождия, холода и тепла, засухи и ветров и тому подобного, а наших дел ука­занием они служить нисколько не могут, ибо мы созданы Творцом самовластными и являемся вла­стителями своих дел. Если же мы все делаем под влиянием звезд, то по принуждению делаем то, что делаем. А что бывает по принуждению, то не при­знается ни добром, ни злом. Если же мы не имеем ни добра, ни зла, то не заслуживаем ни похвал, ни наград, ни укоризны, ни мучений. Таким образом, Бог окажется несправедливым, подавая действием звезд одним благоденствие, а другим несчастье. Ес­ли же все идет и несется по нужде, то Бог не правит вселенною и не имеет никакого промышления о Своем создании". И каким образом будут истинны­ми слова Анны пророчицы, которая говорит, что Господь убожит и богатит, смиряет и высит, воз-ставляет от земли убога и от гноища воздвизает нища, низводит во ад и возводит оттуда, если ко­лесо слепого счастья течением звезд [якобы] одних возвышает от земли на высоту, а других низводит до земли? Если истинны слова Анны пророчицы, то ве­ра в счастье и несчастье — ложь, как изобретение неверных, а не учение и предание святых. Поэтому мы, как истинно верующие, должны устраивать свою жизнь и украшать ее похвальными обычаями и благоверным учением. К тому же, если настоящая жизнь есть село, а доброе семя суть сынове Небесно­го Царствия, а плевелы суть семя лукавого, то есть делатели всякаго беззакония, то из этих Божествен­ных слов явствует, что не силою движения звезд одни бывают любителями добродетели, а другие — преданными злу, но это зависит от того, что одни, повинуясь Богу, бывают добрыми, а другие, после­дуя злокозненному демону, делаются злыми.

Не будем же искать лучшего против сказанного уверения, ибо нет никого премудрее Бога. К тому же, если Бог создал человека по образу Своему и по подобию, то есть свободным и самовластным, что­бы он по собственному произволению стремился восходить ко всякому богоугодному жительству, за­тем, как бы раскаявшись, [будто бы] подчинил его крепкому и принудительному влиянию звездного течения, и этим, как негодного пленника, гонит его к совершению всяких непристойных страстей и опять же сильно гневается на нас за то, что мы их исполняем, то окажется, что Он Сам Себе противо­речит, тогда как Он — источник всякой премудро­сти. Итак, не колесо слепого счастья [Фортуны] и не звезды, но Сам Преблагий и единый Праведнейший, всеми [и над всем] Царствующий, Своим всевидя­щим Божественным предведением все, касающееся нас, премудро и праведно устрояет и правит так, как нам всего полезнее. "Аз Сам иубию, такожде па­ки и жити сотворю Аз", — говорит Царствующий над всеми. Всяко даяние благо и всяк дар совершен, не просто свыше есть сходяй, но от Самого Отца светов и от собезначального Ему Сына и Святого Духа, Ими же превосходно все управляется. А ви­новниками всякого зла являются сами бесы, да и мы, безумно повинующиеся [начальнику их — диаволу]. Будучи исполнен зависти и всякой злобы, низверженный с Неба по своей гордости, он не мо­жет терпеть, когда видит, что мы расположены к миру между собою, но как бешеный пес, кого бы ни встретил, всякого кусает, одинаково на всех злится, так и этот всепагубный, будучи свергнут с высоты и подвержен крайнему бесчестию, видя человека, ко­торого прежде имел подчиненным себе и которого посрамил всякими нечистыми делами, теперь же [в лице Иисуса Христа] как Бога Вышнего, прославляе­мого всеми и восседающего на Отеческих десных престолах, — разрывается от зависти, неистовству­ет и постоянно скрежещет зубами. Как дикий зверь, он сокровенно и мысленно всегда подыскивается под нас, умышляя всяческие сети, и тщится, всескверный, воспрепятствовать нам вступить на путь, ведущий к бесстрастной и нестареющей жизни. Для завистливого и злорадного обыкновенно составляет радость и наслаждение видеть погибающими всех ненавидимых им. Поэтому он всегда борет нас скверными помыслами, пагубною завистью и гор­достью; он — учитель и воровства, и убийства; он сам — начальник и всякой лжи, и лести; он убежда­ет и раскапывать гробы мертвецов, и без страха гра­бить одежды с тел, уже смердящих. Но зачем долгою речью докучаю тебе? Он изобретатель всякой злобы и бесчисленных зол, коими наполнил весь мир, за­видуя нам по причине даруемой нам свыше Божест­венной благодати. Будучи сильно раздражаемы постоянно такими и столькими злыми страстями, как бы дикими зверями, — что удивительного, если мы часто, о душа, уклоняемся от доброго нрава и благо-честного жительства? Ведь никто не дивится тому, что море часто волнуется от сильного действия вет­ров. И мы с тобой ничем не отличаемся от поверх­ности моря, возмущаемого всякими ветрами.

Вот ты уже и получила вполне, душа, то, чего же­лала, как мне думается, хотя и кратко все это тебе изложено. Теперь же услышь и о том, каким обра­зом можно приобрести кротость, так как ты впере­ди просила меня об этом.

Начало премудрости— страх Господень — как воспел богомудрый Песнопевец, сын Иессеев. Ис­тинным же страхом почитай, душа, прилежное ис­полнение Божественных заповедей, а тот страх, ко­торый выражается в одних пустых словах, почитай не страхом, душа, и не благоговением, а прелестью души, поруганной бесплотными врагами, по при­чине крайнего ее безумия. "Всяк убо, — сказал Гос­подь, — иже слышит словеса Моя и не творит я, то есть не исполняет их преподобно самим делом, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце". Как человек, получивший от своего гос­подина начальство над городом и принявший от не­го прекрасные правила, по которым он должен бы и сам хорошо и честно жить, и положение тамошних жителей устраивать правильно, если, прибыв в город и насытившись всем, что есть в нем хорошего, сильно вознесется гордостью, и не заботится более о соблюдении данных ему правил, и даже не хочет пребывать в тех границах власти, какие ему опреде­лены, но становится для всех тяжелым, величавым и свирепым, выражая это криком, диким взглядом и мучительством, не только лишается самого началь­ства, но и подвергается достойным своего безумия казням, так и тот, кто, забыв Божественные законо­положения, то есть щедроты, милость, священную любовь, законность, правду, тихость, кротость, по­хвальное целомудрие и преподобное смиренномуд­рие, а лишь в одном неедении некоторых брашен и в слышании только Божественного Писания заклю­чает свое благоверие, ослеп душевными очами и от­падает от священного собора святых. "Не слышате-лие бо закона [, — говорит святой Божий проповед­ник, —] угодны Богу, но те, которые прилежно всегда его исполняют".

Поэтому главным основанием приобрети сей чис­тейший страх Божий, ибо без него все остальное бесполезно: и воздержание от брашен, и долгое пре­бывание в молитве. [Весьма строго укоряя нас,] Господь говорит: "Что же Мя глашаете Господа, и елика вам Аз Сам повелеваю не хощете творити?" На этом-то твердом и непоколебимом основании старайся устраивать уже [пост и воздержание —] крепкую узду плоти или чреву, которое восстает на нас неудержимыми стремлениями и беснуется своими пожеланиями. Ибо если оно расширяется, то мы погибаем, как и наоборот, когда оно ссыхает­ся, мы живем постоянно праведною жизнью. Как огонь, если попадает в небольшое количество пло­хих дров, то действует в них тихо, без шума и уме­ренно; если же прибавлено будет много толстых дров, то немедленно возносится в высоту и произво­дит страшный некоторый шум, так и мы с тобой, ес­ли чрево наше от невоздержания толстеет, делаемся сильно свирепыми и дикими, и, как зверь, чуждый кротости, гневаемся на всякого, и весьма неприлич­но увлекаемся криком и яростью. Когда же плоть наша иссушается воздержанием, то все у нас пребы­вает в великой кротости и всякой тишине. Этому немало содействует и то, чтобы жить вдвоем или втроем с единонравными. Сожительство со многи­ми часто подает повод к увлечению гневом и против своего желания, когда придется или услышать что-нибудь неприличное, или увидеть бесчинные по­ступки, противные отеческим преданиям. Ко всему этому, приобретение кротости зависит много и от того, чтобы проводить жизнь нелюбостяжательную, часто упражняться в чтении житий святых в безмол­вии и приучать себя к памяти смерти, ибо ничто так не делает нас зверскими, как владение, по примеру господ, имениями. Как поверхность моря в тихую погоду имеет прекрасный вид, и радостно на него смотреть; когда же поднимется сильный ветер, то оно страшно возмущается, воздвигает волны, как горы, и сильно шумит, так и душа, надмеваясь вла­дением имений, распаляется яростью, высокомудрствует о себе, омрачается умом, теряет умиление и ожесточается сердцем, которое делается жестоким, как камень. Ибо где желание имений, там всячески и непомерное любление золота, и сладострастие, и попечения, и ссоры, а всем этим подавляется, как тернием, всеваемое в сердца наши с неба спаситель­ное слово касательно исполнения делом заповедей Спасителя, памяти вечных благ, будущего Страшно­го Суда и горьких мучений. Где изобилуют помяну­тые страсти, там и лихоимство, и то, чтобы делать все ради человекоугодия, а этим производится бес­человечие, и такие люди делаются свирепее зверей. Из этого явствует, что сильно прельщаются те, кото­рые постоянно заботятся об умножении богатства и стяжаний.

Услышь же, душа, краткое содержание всего ска­занного и постарайся безленостно исполнить сие делом. Как выше мною сказано, что от забвения и незнания превосходнейшего истинного Блага про­изошли в нас все страсти и возникло для нас бесчис­ленное множество зол, так что мы низошли до подо­бия скотов, так и частое воспоминание вышесказан­ного, и труд к уразумению сего, и непрестанное сердечное желание той Божественной славы, кото­рая превыше всякого слова, достаточны для того, чтобы не только приобрести совершенную и нена­рушимую кротость нрава, но и в состоянии поста­вить нас пред Самим Царствующим в вышних и соделать наследниками земли спасаемых, на которой твердо стоят ноги кротких, веселящихся Божествен­ным светом.

Душа. Прошу тебя, возлюбленный, потрудись еще немного и разъясни мне то, о чем спрошу тебя. Если Господь мертвит и живит, убожит и богатит, смиряет и высит, низводит во ад и возводит, как выше сказано тобою и как в другом месте Он гово­рит: "Созидаяй злая Аз есмь", — то каким образом сатана признается виновником всякого зла?

Ум. Не обманывайся, душа, одинаковыми наиме­нованиями зол и не думай, что одно и то же зло — разврат и нищета. Одно, то есть разврат, составляет преступление заповеди Божией, богомерзко и от­вратительно, убивает душу, низводит ее во ад и пре­дает бесконечным мучениям. Нищета же есть отъятие средств, питающих блудную страсть, и проис­ходит она для некоторых по судьбам Божиим. Ибо Господь как премудрый и душеспасительный Врач, желая сделать кратковременный человеческий род причастным Своей Божественной славы, не ко всем применяет одинаковый способ лечения, но соответ­ственно болезни каждого премудро изобретает и могущее уврачевать его средство. Поэтому, если ко­му богатство служит причиною величания и гордо­сти; или сила — причиною дерзости; или красота — разврата, то этого лишает красоты, посылая на него тот или иной недуг, искажающий его внешний вид; дерзость же несносного силача укрощает расслаб­лением телесных членов или долговременными бо­лезнями; гордость же, происходящую от богатства, низлагает крайнею нищетою. Также и на города и целые народы, прогневляющие Его своими безза­конными делами, посылает неурожаи, губительные болезни, внезапные нашествия дальних народов или страшные землетрясения, дабы этим исторг­нуть с корнем душепагубную их злобу. И, короче сказать, все душепагубные страсти, которые обык­новенно низводят души во ад, Он как благий и пре­мудрый Врач очень искусно исцеляет различными способами. Итак, пусть никто Всеблагого не считает безумно виновником душевредных зол, так как и врач обыкновенно не называется злым, потому что он раскаленным железом и бритвою лечит гангрену и другие заразительные язвы, посыпая их по необ­ходимости сильнодействующими порошками. А тех зол, которые действительно таковы и низводят во ад, предавая страшным мучениям, главным винов­ником есть сатана, а также и мы сами, когда безум­но повинуемся ему. Сильно желая нашей погибели, он, всескверный, не перестает умышлять ее для нас и, какие знает повеления Божий, направляющие нас беспреткновенно к небесному званию, убеждает нас поступать против них, всяким способом прель­щая наши мысли. И одних всегда разжигает безза­конными плотскими похотениями; других отовсю­ду опутывает узами сребролюбия; иного горестно губит пьянством и объядением, а другого научает радоваться всякому человекоубийству. И одним из них указывает на неисчерпаемую и неисследимую пучину Божественных щедрот; других увещавает не ждать суда в будущем и не думать, что Бог промыш­ляет о нашей жизни, но что движением звезд и коле­сом счастья [Фортуны] совершаются так или иначе все человеческие обстоятельства. Короче сказать, многочисленные козни устраивает он, скверный, для прельщения нашей мысли. Как опытный ловец не одну и ту же приманку ставит всем высокопаря­щим птицам, но, зная, какая из них к чему более склонна, то ей и предлагает, так и всепагубный этот бес, узнав, чему мы более радуемся или по естест­венной наклонности, или по навыку, этим и устраи­вает нам очень хитро сеть и ею запинает нас. Та­ким-то образом, душа, виновником всякого пагуб­ного зла вместе с нами есть сатана.

Итак, не станем обвинять звезды или планеты, что будто они влекут нас к совершению беззакон­ных поступков, и не будем бояться колеса счастья, как будто оно возводит и низводит неравномерно наши обстоятельства, — это все выдумки безбож­ных халдеев и аравитян, а не учение благочестивых христиан. Те постоянно прислушивались только к бесам и идолам и потому не могли научиться от них никакой истине. Да и чему доброму может кто-либо научиться от самой лжи? У нас же един Бог, Кото­рый весьма премудро и преподобно устраивает все, касающееся нас, к большей нашей пользе, — и не колесом счастья, не движением звезд, но тайными Своими судьбами, как Сам один знает. Тайну этих судеб и их непостижимое разнообразие не познали злочестивые потомки ассириан, которые колесу сча­стья и движениям звезд приписали все нестроения этой жизни. Как неискусный какой-нибудь врач, желая исцелить страждущего водянкой или болез­нью желудка, вместо того, чтобы видеть причину болезни в злокачественности естества больного или в безмерном объедении, приписывает по неопыт­ности причину болезни вредному влиянию воздуха или пищи, тогда как умеренное пользование тем и другим полезно, так и те, оставив без упрека само­властное и произвольное избрание дел злых или до­брых, по причине чего Бог или гневается на нас, ес­ли живем беззаконно, или призирает на нас мило­стиво, если добронравно и благочестно проводим жизнь, приписали все дела влиянию звезд и колеса счастья.

Душа. Следует ли совершенно отвергнуть таинст­венное учение о звездах как изобретение безбож­ных халдеев?

Ум. Нет, любезная душа, не вполне оно должно быть отвергнуто, но и не может все быть безрассуд­но принято. Ведь и наука словесности, называемая логикой, не должна быть вполне отвергнута только потому, что некоторые пользуются ею для ложных и вредных состязаний. Но насколько это возбуждает нас к прославлению [Бога] Царя [Небесного] и ду­шу разжигает большею Божественною любовью, ко­гда нисколько не противоречит священным и бого-вдохновенным словам Писания, а вполне с ним согласуется, настолько оно хорошо, душа, и следует его изучать как труд прилежных занятий древних досточтимых мужей. Не все это учение составляет изобретение людей нечестивых, но только то, что влечет к пропасти погибели, приписывая движению звезд и колесу счастья все наши злые и добрые дела и то, чтобы проводить время в благополучии или несчастии, и насколько оно дерзает предсказывать будущее и заставляет замечать дни и времена и часы, как бы одни из них были благополучны, а дру­гие — злополучны. Все это, душа, богохульно и про­тивно священным словам [апостола] Павла и [про­рока] Исайи. Ибо Павел, обличая Галатов, наблю­давших за месяцами, временами и днями, называет их безумными; Исайя же, предвозвещая запустение Египта, имевшее скоро наступить от гнева Божия, взывает к нему в виде насмешки, говоря: "Где суть ныне мудрии твои астрологи, да возвестят тебе и рекут, что будет с тобой". Горе тебе, горе тебе: это твое художество и эта премудрость погубили тебя. Ибо думать, что не по Божественному гневу за без­законные наши преступления, но по влиянию неко­торых злых звезд и от круга звездного течения и жребия изменчивого счастья случается град, и мор, и войны, и порча плодов, и землетрясения и тому подобное, есть воистину мудрование безумных и безбожных, которые полагают, что все на земле со­вершается без Промысла Божия. Потому что не ло­жен Тот, Кто угрожает посещать жезлом все наши беззакония, если живем не по Его святым заповедям, то есть если не совершаем их всегда делом, ибо говорит: "Аще оправдания Моя осквернят, и запове­дей Моих не сохранят, посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их". Также Исайя говорит: "Аще хощете и послушаете Мене, снесте вся благая зем­ли, какие она произрастает Моим повелением; аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы по­лет, — уста бо Господня глаголаша сия". Не будем же безбожно почитать творцом зловредных звезд Того, Кто един благ. Ибо как можно будет праведно • назвать Его Всеблагим, если одни из Его творений прекрасны и полезны, а другие зловредны? Ведь и источник не может быть вместе и сладким и горь­ким; и смоковница не производит вместе и сладкие и горькие плоды; также и пчела не приносит вместе и мед и желчь.

Итак, не следует совершенно отвергать науку о звездах, а уклонимся только от того, душа, что, как сказано, влечет в погибельную пропасть и далеко отлучает от Вышнего. Это, как злое и нечестивое учение халдеев, оставим им. Мы же, как сыновья вышнего Царя, поставленные Им во владение [всем] и получившие от Него власть наступать на змей и скорпионов, не будем бояться ни влияния звезд, ни колеса счастья, но с радостью и свободно будем про­ходить поприще настоящей жизни, воспевая всегда Христу-Царю победную песнь. Ибо Его смертью мы

получили свободу, которой мы были лишены древ­ним преступлением. Итак, душа, учение о явлении звезд — хорошо, и кто благоразумно к нему отно­сится, тому оно доставляет немалую радость. Иначе и быть не может, ибо эта наука рассматривает пре­восходнейшую премудрость создавшего все Бога Слова, и, кроме того, для человеческой жизни нема­лая происходит отсюда польза, ибо она научает не-погрешительно знать течение солнца и луны и при­чину перемены четырех времен, а также исчислять годы. Но пусть ни ворующий не говорит, что в его воровстве виновата планета Меркурий, как будто она влечет его и против его желания на татьбу; ни развратник пусть не считает виновницею его раз­врата планету Венеру; ни убийца да не выставляет планету Сатурн или Марс виновниками совершае­мого им убийства. Но пусть каждый искренно уко­ряет себя за то, что далеко отверг от себя память будущего Страшного Суда и страх Божий, коими всякий, по свидетельству Божественного Писания, уклоняется от зла и делается горячим ревнителем добродетели и согражданином небожителей.

Душа. Какой же вред для благоверия от того, что­бы приписать влиянию звезд доброе и злое?

Ум. Очень большой и весьма страшный. Это мне­ние не только, как сказано выше, представляет Бога виновником для людей всякого зла, и противоречи­вым в Самом Себе, и несправедливым, тогда как Он один по существу всеблаг и всеправеден, но и являет Его Самого виновником пагубы бесчисленного множества людей, так как в действительности, как сказано в Писании, весьма редкие спасаются. Ибо мы видим, что большая часть людей, по причине своего беззаконного и развратного поведения и бес­численных злодеяний, бесчестно и постыдно поги­бает. И не только до этого простирается хула; но и сам боговдохновенный закон весь с корнем уничто­жает и заставляет отчаиваться в возможности со­вершать похвальные добродетели, уверяя, что это очень трудно или вовсе невозможно, так как звезды сему не содействуют. Поэтому те, которые охотно внимают сему учению, думают, что они не могут уже отрешиться от исполнения бесчестных стра­стей, и всякий выставляет в оправдание своей злобы насильственное влияние звезды. От этого многие недугуют в мыслях своих крайним зловерием и лишь языком и устами показывают себя содержа­щими святую христианскую веру, и то только пото­му, что страшатся огня, коим угрожают зловерным представители истинного благоверия. И настолько завладела ими вера в движение звезд, что они без малого почитают это за божество, и пребывают без покаяния, не имея никакой заботы о будущем Суде, и считают все бесполезным — и молитвы и жерт­вы, — если не содействует сила звезд. Таковые про­водят жизнь подобно бессловесным животным, все­ми мерами угождая ненасытно чреву и постыдным пожеланиям плоти, считая это наслаждение совер­шенным блаженством, тогда как конец ему — веч­ное мучение в огне.

Все это случается с ними потому, что они не слу­шаются Божественного Писания, которое повелева­ет: кроме Господа Бога твоего, да не убоишься нико­го другого, Тому Единому поклоняйся и служи. Ес­ли бы они действительно убоялись Царствующего в вышних и прилежно исполняли бы святые Его запо­веди, то нисколько не внимали бы пагубным бред­ням и не подчинили бы звездам свое достоинство, но были бы сами, по Писанию, богами и сынами Вышнего, повинуясь Ему во всем незлобивым серд­цем; они явились бы украшенными небесною сла­вою и были бы как Ангелы, как в древности Моисей, и Даниил, и прекрасный Иосиф, исполненные во всем Божественною благодатью. А как они египет­ские басни предпочли святым заповедям Вышнего и движению звезд и силе планет приписали все свои дела и все обстоятельства своей жизни, то поэтому лишились Божественного водительства и погибли, оскверняясь бесчестно всякими постыдными дела­ми. "Се, — говорит, — удаляющий себе от Тебе, по­гибнут, а которые стараются всегда прославить Меня, тех, говорит, и Я также прославлю, а бесчес­тящие Меня восприимут вечное бесчестие". Имея такие вполне достоверные и ясные изречения, мы свободно и ясно можем сказать, что вышеприве­денное богопротивное и пагубное мудрование есть прелесть, отводящая от Преблагого Бога, устрояющего всяким образом человеческому роду удобный путь, возводящий на небо, и многие из людей, дер­жащиеся мудрования о насильственном влиянии звездного течения, суть страшные губители и явля­ются пособниками и споспешниками начальнику всякой злобы и всякого беззакония, виновнику бес­численных смертей и мучений, скверному велиару, содействуя ему в его неистовстве и ненависти к че­ловеку. Ибо ничто другое не может так отлучить от веры в Господа Иисуса, ничто так не может умно­жать зло и умалять добродетель, как то, чтобы убе­дить людей, что при посредстве звезд усваиваются и добродетели и пороки. Что другое может быть угод­нее бесу и удобнее для человеческой погибели? Та­ковые, если живут благополучно, то воздают бла­годарение счастью, а не Богу; если же опять насту­пит время неблагополучное, то обвиняют звезды, а себя — никогда. Без обвинения же себя нет возмож­ности получить прощение грехов. Кроме того, мудр­ствующие так делают беса неповинным ни в какой злобе. Если гордых и душегубцев, как они говорят, делает таковыми планета Марс; воров и льстецов — Меркурий; блудников, студодеев и прелюбодеев — Венера; гневливых, и убийц, и памятозлобных — Сатурн, а прочие злодеяния также зависят от влия­ния других планет, являющихся в известных знаках круга зодиака, то бес, по их безумному мудрованию, неповинен ни в какой злобе и остается уже свободным от всякого обвинения. И если это так, то никто пусть уже не молится об избавлении его от множе­ства пагубных бесовских сетей, но пусть молится Богу против звезд, влекущих его насильно ко всяко­му злу. К чему же пост и бдение, если против жела­ния каждый по нужде влечется к исполнению плот­ских похотений? Ведь эти средства я принял от Бога против того зла, истребление которого зависит от моей воли, а не против того, которое от меня не за­висит. Очевидно, что учение это нечестиво и бого­мерзко, и потому отвергнем его далеко от своей мысли. Ибо всеми вообще отцами, просиявшими во всякой христианской премудрости и святости и бла­гочестии, оно отвергнуто и отброшено, как вполне безбожное. Это учение совершенно изгоняет из сердца страх Божий и никогда не допускает кого-ли­бо из беззаконно живущих укорять себя самого, так как убеждает его, что все это с ним случается силою непреодолимого влияния движения звезд. И самые судьи не особенно поэтому гневаются на преступни­ков, полагая, что это случается с ними не по их воле. Враг, всеяв такие понятия в мысли повинующих­ся ему, не только удаляет их навсегда от всякой доб­родетели, но и влагает тайно в их малоумные мыс­ли злые понятия о едином Преблагом и премудром Боге, так что многие безбожно дерзают смешивать то, что не может быть смешано, и сводят в одно ис­тину и ложь. Так, Господь наш Иисус Христос Боже­ственною Своею силою, мановением и премудростию всем прекрасно и праведно управляет; в руце Его чаша полная вина нерастворена, из которой, по Божественному слову, пьют вси грешнии земли; под этою чашею всячески разумеется Божественный, праведнейший и всеми правящий суд Божий, кото­рый всем — и праведникам, и грешникам — возда­ет должное: или награды, или казни. Вышеупомя­нутые же последователи безумного учения о сча­стье у пречистых ног Царя всех Иисуса изображают женский образ [— Фортуны — языческой богини судьбы] на колесе баснословного счастья, которым она якобы возводит одних снизу вверх, а других спускает сверху вниз, желая этим показать, что с та­ким же непостоянством Господь устраивает челове­ческие обстоятельства. Об этом их безбожии и безу­мии я рассудил в настоящем слове много не распро­страняться, ибо достаточно обличает их некоторый премудрый их мудрец, по имени Гесиод, или, луч­ше, самые те поминаемые им [музы-] отроковицы [, баснословные дочери Зевса], которые, как они говорят, суть подательницы и виновницы всякой премудрости. Они, будучи спрошены Гесиодом, по какой причине одни из людей славны и знатны, а другие бесчестны и незнатны, ответили ему, что не колесом счастья и не влиянием планет бывает это так, а по воле великого Зевса, иначе сказать, неиз-глаголанными Божиими судьбами. То же утверждают и честная пророчица Анна, и царственный бо­жественный Песнопевец, которые об этом оба со­гласно выразились, как можно удостовериться из их божественных слов. Но Египет и Ассирия, кото­рые положили начало этому пагубному учению, приняли оное от самих богопротивных бесов, так как они охотно прислушивались всегда к речам их и жили постоянно, согласно своей злобе, в безза­конных деяниях. Ибо всякий усваивает в своих мыслях то учение, о котором знает, что ему радует­ся сожительствующий ему учитель. Так и они [египтяне и ассирияне], будучи [послушными уче­никами и] сотаинниками бесов, Самому же вышне­му Богу врагами, пусть будут поруганы своею пре­лестью, будучи вместе со своими учителями наслед­никами огненных мучений.

Мы же, имея Божественное Царство внутри себя, заключающееся в расположении нашего естества к творению дел, угодных Богу, чрез которые соделываемся причастниками Его Божественной славы, и научившись от божественных и святых друзей Бо-жиих, в которых Он Сам вдунул Всесвятой Дух Бо­жий, более же — от Самого Создавшего естество наше по нетленному образу Своему, не будем ду­мать, будто влияние звезд может возбранять творе­ние достохвальных добродетелей или же поощрять к ним. Сознавая же наше благословение [— само­властие], которое мы получили от Бога, будем с ра­достью и страхом благоугождать Господу, повину­ясь во всем Его заповедям, за преступление которых впадаем всегда в напасти, равно как посредством исполнения их пребываем в благополучии. "Никто-же искушаемъ, Бога повинна творит. Бог бо несть искуситель злым. Кийждо же искушается, от своея похоти прельщаемь", — говорит некоторый боговдохновенный и небесный муж. И если это нелож­но, то не ясно ли, что хулу возводят на Всеправед-ного и единого Преблагого те, которые мудрствуют, будто Он звездами нудит людей к деланию злых страстей? Ибо если есть в звездах какая-нибудь зло­творная сила, побуждающая людей ко злу и к испол­нению страстей, то, так или иначе, сотворивший их вложил в них эту силу и поставил их владеть над людьми. Но такое мнение есть богомерзкая хула, которая да обратится на головы хулящих подобным образом Всеправедного и Преблагого. Одну только звезду признавай, душа, непогрешительно направ­ляющую тебя к деланию превосходных добродете­лей, это — всегдашний чистый страх Божий, кото­рым уклоняется всяк от зла, как говорит Божест­венное Писание. Его всегда держись крепко, плывя прямо к небесному небурному пристанищу. Знай также, что исполнение делом святых заповедей с сыновним расположением благоприятно страху Божию. Также признавай опять, что одна только есть пагубная планета, которая со страшною яростью влечет тебя ко пропастям злобы, это — скверней­ший бес, который в древности изгнал тебя посредст­вом вкушения плода из Эдема и теперь опять усили­вается отлучить тебя от Христа, Господа Бога твое­го, пагубным учением звездочетцев. Тогда он явно оклеветал тебе Господа, говоря, что Он будто бы по зависти запретил тебе вкушение плода, чтобы вы не стали бессмертными богами; теперь же опять всескверный клевещет на Него, что Он насилием звезд понуждает тебя к совершению скаредных дел. Его пагубных наветов всеми способами берегись, дви­жения же бездушных звезд не бойся. Блюди же все­гда его пагубную главу, потому что и он всегда при­лежно блюдет твою пяту. Вражда между тобою и им была положена еще вначале. Знай же, что он единственный твой враг. Звезды же все — к твоим услугам, ибо и созданы были ради тебя, чтобы слу­жить тебе, а не владеть тобою. Познавай данное те­бе самовластие. Не подчинен ты никакой твари, как только одному Создателю твоему. Ему всегда служи со всяким благоразумием, как Богу и Создателю, как Отцу и Господу, с веселием всегда вопия Ему вместе с Песнопевцем: "Господь просвещение и спа­ситель и защититель живота моего, кого убоюся?" Кого устрашусь, имея Христа своим хранителем?

Воззови и ты с дерзновением, говоря: "В день не убоюся, аз же уповаю на Тя". Его великое и страшное и всечестное имя призывая всегда с молитвою и пением, созидай, насаждай, шествуй, возделывай землю, будучи крепко утвержден в вере Христовой. Работай же без боязни всякий день, исключая те дни, в которые Божественным Отеческим установлением это совершенно запрещено, ибо в эти дни следует со всяким благоразумием воспевать Царя нашего, как подателя всех благ. Ему всега да будет слава, честь идержава, единому трисолнечному Свету.

Источник: Прп. Максим Грек "Духовно-нравственные слова", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования