Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

С.В.Ватман. Бенгальский вайшнавизм и индийская культура. [индуизм]


Введение к книге "Бенгальский вайшнавизм"

До сих пор бенгальский вайшнавизм служил предметом систематических исследований преимущественно для индийских (в основном бенгальских) ученых. На Западе посвященных ему работ вышло значительно меньше, чем в Индии, а в отечественной науке они почти полностью отсутствуют. Между тем, чтобы дать представление о том, какова роль данной религиозно-философской школы по отношению к своему изначальному культурному контексту— традиционной индийской культуре, можно сослаться в качестве примера на слова одного из современных исследователей, согласно которому система, созданная Дживой Госвами— крупнейшим теологом и философом бенгальского вайшнавизма, принадлежит к числу величайших в истории индийской мысли (1).

Для начала проясним, что мы подразумеваем под бенгальским вайшнавизмом. Вайшнавизм (вишнуизм) вообще — это, как должно быть известно читателю, одно из двух главных ответвлений мощного ствола индуизма наряду с шайвизмом (шиваизмом) (2), питающееся вместе с ним из одного корня, но имеющее вместе с тем собственное представление о сущем, и, соответственно, собственный объект поклонения. Таким образом, главная черта вайшнавизма — это почитание Вишну в качестве верховного личностного Божества. Бенгальский же вайшнавизм — это религиозная традиция и одновременно религиозно-философская школа, представляющая собой ветвь или направление вайшнавизма, зародившееся и получившее первоначальное распространение в Бенгалии. Его последователи, в отличие от других родственных ему направлений, признают верховной ипостасью Бога не Вишну, а Кришну, отводя первому второстепенную роль и считая Его одним из воплощений Кришны (3), из-за чего бенгальских вайшнавов называют также кришнаитами. Основоположником бенгальского вайшнавизма был знаменитый религиозный проповедник и реформатор Чайтанья (1486-1533), который провозглашал равенство всех людей перед Богом и считал, что универсальным духовным путем для всех людей, независимо от их касты, этнической и религиозной принадлежности, является бхакти, путь любви и преданности Богу. Вероятно, именно благодаря такому универсализму бенгальский вайш-навизм смог выйти в XX в. за пределы Индии и значительно успешнее, чем многие другие течения индуизма, укорениться на западной почве.

Характеризуя более подробно то место, которое бенгальский вайшнавизм занимает в традиционной индийской культуре, нужно прежде всего сказать, что это одно из наиболее "литературных" религиозных направлений Индии. Как отмечают многие исследователи (4), литературное наследие бенгальского вайшнавизма как в количественном, так и в качественном отношении уникально. Уникально и то воздействие, которое оказывала и оказывает обширная религиозная литература данной традиции на литературу Бенгалии, Ориссы (5) и других регионов Индии (6).

В лице Чайтаньи, своего основателя, бенгальский вайшнавизм сыграл одну из ведущих ролей в движении бхакти, которое необычайно сильно повлияло на индийскую культуру (7), и, по мнению одного из отечественных индологов, послужило ее интеграции, сложению из разнородных социокультурных единиц в самобытное единство (8). Вместе с другими родственными ему религиозными направлениями бенгальский вайшнавизм оказал значительное воздействие на социальную жизнь тех регионов Индии, где он был наиболее развит (9), чему способствовали свойственные ему социальная направленность, интерес к человеческой личности и гуманизм (10). В религиозном отношении бенгальский вайшнавизм является последним крупным самобытным течением в вайшнавизме. В философско-теоло-гическом отношении это наиболее поздняя самостоятельная школа теистической веданты, завершающая тот ряд, который открывает основанная Рамануджей школа вишишта-адвайты (11). Мысль бенгальских авторов, обогатившаяся за счет усвоения как отдельных понятий, так и целых понятийных систем из самых разных областей традиционной индийской культуры, становится поистине схоластически изощренной; здесь получают самобытную трактовку многие понятия, существенные не только для вайшнавизма, но и для индуизма в целом. Все это наряду с другими факторами создало почву для глубокого и многостороннего религиозно-философского синтеза, который и был осуществлен бенгальскими мыслителями.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: из-за отсутствия в отечественной науке исследований по бенгальскому вайшнавизму представляющаяся нам картина индийской культуры лишается важного фрагмента, что обедняет ее и делает менее ясными многие важные для нее явления и процессы. Помимо прочего, нужно учесть, что миллионы бенгальцев, множество жителей Ориссы, Уттар Прадеша Манипура и других индийских штатов и поныне остаются приверженцами данной традиции. По-прежнему существует традиционная община бенгальских вайшнавов или кришнаитов поддерживается традиционный жизненный уклад и традиционная система передачи знания.

Нужно учитывать и другой важный аспект проблемы связанный с современностью: как мы уже упомянули среди направлений вайшнавизма именно бенгальская его ветвь оказалась наиболее способной к пересадке на иную почву успешно распространившись в конце XX в. далеко за пределы Индии как на Запад, так и на Восток, где заняло достаточно прочные позиции (12). Религиозное движение современных последователей Чайтаньи, получившее известность как Международное общество сознания Кришны (International Society for Krishna Consciousness (ISKCON)) или Движение сознания Кришны (Hare Krishna Movement), существует ныне в большинстве стран мира, в том числе и в России. Помимо Движения сознания Кришны, наиболее крупного и влиятельного объединения бенгальских вайшнавов, во многих странах мира, включая и нашу, действуют отделения различных других вайшнавских объединений того же самого толка (13).

В связи с этим нужно заметить, что высказываемое порой мнение о том, что вайшнавизм или кришнаизм на Западе и в России никак не связан с традиционным индуизмом совершенно не обосновано. Так, по мнению индийского ученого Ш.Госвами, Общество сознания Кришны отнюдь не чужеродно традиции Чайтаньи и безусловно представляет собой его органичную часть (14). Этого же мнения придерживаются американский религиовед Л. Д. Шин, согласно которому движение западных вайшнавов есть важная составляющая индуистского движения бхакти (15), а также крупный отечественный исследователь Е. А. Торчинов, который подчеркивает, что вероучение и основы религиозной доктрины Общества сознания Кришны восходят непосредственно к традиционному вайшнавизму (16). Конечно, подобно всякой другой, традиция бенгальского вайшнавизма есть традиция, живая, и потому обладает свойством меняться и развиваться во времени и пространстве, а потому нельзя отрицать, что в условиях современных обществ она претерпела определенные -изменения. Однако, несмотря на эти изменения, носящие, в общем, поверхностный характер и касающиеся скорее организационных форм движения, бенгальский вайшнавизм сохранил свои главные составляющие: религиозную доктрину, философско-теологическую систему, весь комплекс обрядовых, молитвенных и медитативных практик, традиционный тип отношений и т.д. (17) Все это оказалось возможным благодаря тому, что современные вайшнавы переняли у своих предшественников благоговейное отношение к институту духовной преемственности, связывающей воедино прошлое и настоящее религиозной традиции (18).

Нынешние западные и российские кришнаиты-вайшнавы, участники упомянутых выше объединений, и есть, таким образом, современные наследники традиции бенгальского вайшнавизма, хотя, разумеется, сказать, что эта традиция действительно ими полностью впитана и освоена, было бы неверно. Процесс ее освоения ими продолжается; наряду с этим продолжается поиск бенгальским вайшнавизмом своего места в западной и российской культуре, а также поиск его последователями способа практически осуществить в современном обществе свои религиозно-этические и религиозно-социальные идеалы. Так, например, заслуживает внимания благотворительная деятельность участников Движения сознания Кришны, которые не раз оказывали действенную помощь пострадавшим от военных конфликтов и стихийных бедствий во многих точках земного шара (19).

Все сказанное, на наш взгляд, доказывает насущную необходимость углубленного изучения традиции бенгальского вайшнавизма; причем наиболее важным представляется исследовать рефлективное ядро данного явления культуры, а именно, выработанную в его рамках философско-теологическую систему, благо она представлена достаточным количеством источников. Это важно также и потому, что, как будет показано ниже, большинство опубликованных в Индии и на Западе исследований по данному вопросу затрагивает фи-лософско-теологическую систему бенгальского вайшнавизма лишь вскользь, да и те немногие научные труды, которые непосредственно посвящены доктрине данной традиции, как правило ограничиваются лишь изложением взглядов отдельных мыслителей, уделяя очень немного места анализу оснований самой системы мысли, ее важнейших понятий, структуры аргументации и т.д. В религиоведческом плане исследование философско-теологической системы бенгальского вайшнавизма дало бы основу для глубокого понимания религиозной идеологии и психологии его последователей, их культовой и молитвенной практики, различных прочих элементов их религиозной жизни; это помогло бы понять закономерности развития религиозного движения бенгальских вайшнавов во всех его формах, как в родной, так и в чужой ему среде, как в Индии, так и на Западе, а также в России. В историко-философском плане анализ системы бенгальского вайшнавизма, осуществленный на основе первоисточников, позволил бы определить соотношение рефлективного ядра традиции с другими ее существенными элементами, а также соотношение системы бенгальского вайшнавизма с прочими системами индийской мысли; наконец, он показал бы возможность и границы сопоставления системы бенгальского вайшнавизма и ее понятий с системами и понятиями европейской мысли, что весьма важно, если учесть возросший интерес к компаративистским исследованиям, которые, к сожалению, далеко не всегда основываются на таком анализе.

На наш взгляд, для осуществления этой задачи следовало бы реконструировать сложившуюся в XVI-XVIII вв. фило-софско-теологическую систему бенгальского вайшнавизма как целостный синтез, осмыслить ее внутреннюю необходимость, исследовать ее в общем контексте религиозно-философской мысли Индии и во взаимосвязи с другими существенными элементами традиции, воспользовавшись для этого ее важнейшими текстами. В свою очередь, для решения такой задачи потребовалось бы определить методологические принципы и разработать схему исследования; проанализировать исторические и историко-культурные аспекты традиции; отобрать наиболее важные для исследования текстуальные источники; определить факторы, задающие характер и направленность дискурса системы; выделить и исследовать ее ключевые понятия, ее основные элементы, их порядок и соотношение, как того требует внутренняя необходимость системы, и т.д. Помимо всего прочего, было бы очень желательно проследить основные линии полемики между бенгальским вайшнавизмом и другими традиционными индийскими религиозно-философскими школами, обозначив моменты согласия и расхождения между ними, чтобы тем самым наметить границы системы; а также проанализировать возможность параллелей между бенгальским вайшнавизмом и европейской мыслью. Таков, собственно, общий план, который мы и попытаемся осуществить на страницах данной книги.

ИССЛЕДОВАНИЯ БЕНГАЛЬСКОГО ВАЙШНАВИЗМА

Если в XIX в. и в начале XX в. внимание западных исследователей веданты было почти целиком сосредоточено на ее монистическом варианте (20), то в течение XX в., особенно в последние его десятилетия, все больше внимания уделяется теистическому направлению веданты, к которому относится и исследуемая нами традиция. В этом отношении бенгальский вайшнавизм оказывается как будто даже в более выгодном положении, чем другие направления индийского теизма. Есть десятки монографий на эту тему, немало статей; в большинстве обзорных работ по индийской философии, религии и литературе можно найти разделы, специально посвященные бенгальскому вайшнавизму. Однако при ближайшем знакомстве с этими исследованиями выясняется, что теологии и философии данной традиции уделяется в них далеко не столько внимания, сколько следовало бы, да и тот материал, что имеется, не всегда глубоко проанализирован. К тому же, по справедливой оценке А. Н.Чаттерджи, материал исследований зачастую оказывается не вполне адекватным с исторической точки зрения (21).

Рассмотрим вкратце историю изучения предмета. Возникновению первых научных трудов по бенгальскому вайшнавизму предшествовал так называемый Бенгальский Ренессанм XIX в., важное явление в культуре, связанное с именами Р.Роя, Д.Тагора, Ш.К.Гхоша, К.Ч.Сена и др. Данному явлению сопутствовал расцвет национальной литературы, пробудивший интерес к литературному наследию Бенгалии, в том числе и к литературе бенгальского вайшнавизма, составляющей его важную часть. Этому, в частности, способствовала деятельность крупного теолога, поэта и проповедника Бхак-тивиноды Тхакура (1838-1914) (22), опубликовавшего немало произведений вайшнавских авторов XVI-XVIII вв. В 1907 г. в Калькутте вышла книга Ш.К.Гхоша "Господь Гауранга" (23), посвященная Чайтанье; она привлекла к себе внимание не только образованных бенгальцев, но даже англичан (24). Вскоре появляются и первые научные исследования бенгальского вайшнавизма, на данном этапе почти все филологические. К числу их принадлежат не утратившие своего значения труды известного историка бенгальской литературы Д. Ч. Сена (25). В этот период выходит и первая научная работа о бенгальском вайшнавизме на Западе — книга М. Т. Кеннеди "Движение Чайтаньи", религиоведческое исследование, в котором, наряду с анализом литературного творчества вайшнавских авторов, даются сведения об истории и культовой стороне традиции (26). Впоследствии к этой теме обращаются такие крупные исследователи как С. Сен (27) и С.К.Дэ. Последнему принадлежит целый ряд значительных работ об этом (28), в том числе "Ранняя история религиозного учения и движения вайшнавов в Бенгалии" (29)— наиболее фундаментальное исследование бенгальского вайшнавизма на английском языке, дающее подробный обзор творчества всех ранних бенгальских авто-ров-вайшнавов. К сожалению, С.К.Дэ уделяет недостаточно внимания Вишванатхе Чакраварти и Баладеве Видьябхушане, выдающимся авторам XVII-XVIII вв., без чего характеристика наследия бенгальского вайшнавизма оказывается у него неполной. Доктринальным вопросам данной школы посвящена содержательная статья С.К.Дэ "Философия бенгальского вайшнавизма" (30). Из историко-филологических исследований следует также назвать труды М.Мансимхи и Ч.Даса (31), где оценивается вклад бенгальского вайшнавизма в литературу Ориссы. На русском языке существует работа В.А.Новиковой (32), в которой характеризуется вклад авторов-вайшнавов в становление бенгальской национальной литературы.

В 30-е годы появляются историко-религиоведческие исследования С.Даса, Б. Ч. Пала и Дж.Н.Саркара, в которых немало внимания уделено доктрине бенгальского вайшнавизма (33). Ценна работа Б.Маджумдара на бенгали, дающая богатый источниковедческий материал (34). В исследовании С.К.Мукерджи подробно охарактеризован период, предшествовавший возникновению школы Чайтаньи (35). Много работ подобного рода выходит, начиная с 60-х годов. Среди них исследования А. К.Маджумдара, Дж.Чакраварти, Р. Чакраварти, П.Мукерджи, а также книга А. Н. Чаттерджи, в которой глубоко проанализировано воздействие бенгальского вайшнавизма на различные стороны социальной и культурной жизни Бенгалии, Ориссы и Ассама (36). Сюда нужно добавить и работы Н.М.Корабельник на русском языке, посвященные социальному учению Чайтаньи (37). Интересен ряд вышедших в последние десятилетия статей, предмет исследования которых — самые разные аспекты истории, литературы, религии и миросозерцания бенгальских вайшнавов. Таковы работы Н.Дель-монико, Ч.Чаттерджи, Н.Хейна, Дж.Т.О'Коннела, Д.М.Вулф, Э.С. Димока, Ф.Харди (38) и др.

Среди исследований, непосредственно посвященных теологии и философии бенгальского вайшнавизма, прежде всего, следует упомянуть две главы IV тома "Истории индийской философии" С.Дасгупты ("Индийский плюрализм"), которые посвящены учению Чайтаньи, Дживы Госвами и Баладевы Видьябхушаны (39). В одной из начальных глав этого же тома автор дает оценку учению бенгальских мыслителей о "непостижимой единораздельности" (40). По существу, это первое достаточно объективное изложение доктрины бенгальского вайшнавизма. Нужно упомянуть и "Доктрину бенгальского вайшнавизма" Р.Натха, самый объемный труд на данную тему, вышедший на бенгали (41).Что касается отдельных исследований, то помимо упомянутой выше статьи С.К.Дэ, следует назвать монографии С.Чакраварти, Свами Б.В.Тиртхи, О. Б. Л. Капура, С.Наранг и С.М.Элкмана, а также содержательные статьи Р.Чакраварти, Э.С.Димока и К.К.Брахмачари (42). Среди названных работ нужно выделить книгу "Философия и религия Шри Чайтаньи" О. Б.Л. Капура, где важнейшие концепции и понятия бенгальского вайшнавизма даются в сравнении с концепциями и понятиями других школ веданты. Автор данного исследования отыскивает удачные параллели между доктриной бенгальского вайшнавизма и западной философией. К сожалению, несмотря на глубокое знание предмета, О. Б. Л. Капур не всегда основывается на первоисточниках, что иногда приводит его к предвзятым суждениям (43). В противоположность О. Б. Л. Капуру, С.Наранг в своей монографии последовательно основывается на тексте; но несмотря на добросовестность этой работы, ей недостает философского анализа; к тому же автор не задается целью выяснить роль и место Баладевы Видьябхушаны среди других комментаторов главных текстов веданты. Важна небольшая, но емкая статья К. К. Брахмачари, где характеризуются главные положения четырех первых "Сандарбх" Дживы Госвами, а также статья Э.Димока, ценная тем, что в ней вдумчиво проводится параллель между мистическим учением бенгальского вайшнавизма и западноевропейским средневековым мистицизмом.

И наконец, еще один раздел литературы, который обязательно должен быть отмечен и без которого не может быть осуществлено исследование традиции бенгальского вайшнавизма, если оно претендует на объективность: это труды "конфессиональных" авторов — вайшнавских теологов и историков XIX-XX вв., важные тем, что дают взгляд на предмет исследования изнутри, оказывая этим огромную помощь в прояснении многих существенных элементов учения. Это прежде всего работы таких видных авторов как Бхактивинода Тхакур (44), Свами Прабхупада (45), а также других традиционных мыслителей.

---------------------------

1 Шеридан. Дэниел П. Джива Госвами // Великие мыслители Востока / Под ред. Я. П. Мак-Грила. М, 1998. С. 310.

2 Мы предпочли использовать в исследовании термины "вайшнавизм" и "шайвизм", а также "вайшнавы" и "шайвы" вместо более привычных "вишнуизм", "шиваизм", "вишнуиты" и "шиваиты", во-первых, поскольку первые по звучанию более соответствуют самоназванию главных традиций индуизма и их носителей (санскр. vaisnava и saiva), во-вторых, поскольку именно эти термины приняты в большинстве исследований западных и индийских авторов по данному вопросу.

3 В ходе исследования эта и другие особенности бенгальского вайшнавизма будут подробно рассмотрены.

4 De, Sushil Kumar. Early History of the Vaishnava Faith and Movement in Bengal. Calcutta, 1961 (1942). P. 224, 556 (Здесь и далее в скобках указан год первого издания. — С.В.). Chatterjee A.N. Srikrsna Caitanya. A Historical Study on Gaudiya Vaisnavism. New Delhi, 1997. P. 201.

5 См.: Sen, Dineshchamlra. The Vaishnava Literature of Medieval Bengal. Calcutta, 1917. P.v.

6 Kennedy, Melville T. The Chaitanya Movement: A Study of the Vaishnav-ism of Bengal. Calcutta, 1925. P. 82; Новикова В. А. Очерки истории бенгальской литературы. Л., 1965. С. 103.

7 Chatterjee А.N. Srikrsna Caitanya. P. 44, а также: Паееская Е.В. Развитие бенгальской литературы X1I-XIX вв. (Этапы становления национальной литературы). М, 1979. С. 83.

8 Куценков А.А. Бхакти в индийской культуре // Материалы научной конф. "Бхакти — религия любви" / Под ред. Е.Ю.Ваниной и П.К.Вармы. М., 1995. С.9.

9 Chatterjee A.N. Srikrsna Caitanya. P. 140, 177. Согласно М.Т.Кеннеди, движение, основанное Чайтаньей, произвело почти социальную революцию (Kennedy, Melville Т. The Chaitanya Movement. P. 82).

10 Корабелышк Н.М. Социальные и религиозно-философские взгляды средневекового индийского мыслителя Чайтаньи (1486-1533): Автореф. канд. дис. М., 1984. С. 15.

11 Dasgupta, Surendranath. A History of Indian Philosophy: In 5 vols. Delhi, 1992(1922). Vol. 4. P. 384. 

12 См., например: Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования Kультовая практика. М, 1977. С. 190-192.

13 Можно назвать здесь в качестве примера такую организацию, как" Чайтанья Сарасват Матх", также представляющую движение основанной Чайтаньей.

14 Hare Krishna, Hare Krishna. Five Distinguished Scholars on the Krishna Movement in the West / Ed. by S.J.Gelberg. New York, 1983. P. 253.

15 Ibid. P. 96.

16 Кришнаиты в России. Правда и вымысел / Под ред. С.И.Иваненко. М., 1998. С.206 (прилож.). См. также: Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1997. С.210.

17 Вапман С. В. Современный вайшнавизм // Жизнь и безопасность. 1999. №3-4. С. 554.

18 О механизмах передачи и сохранения традиции в бенгальском вайшнавизме см. в Ч. 1 исследования.

19 Главная благотворительная программа Движения — "Пища Жизни" (Food For Life), действует практически во всех странах мира и в большинстве городов России и СНГ, где такого рода деятельность вайшнавы осуществляют с 1988 г., когда группа добровольцев из разных городов Советского Союза отправилась в Армению на помощь пострадавшим от землетрясения. Вайш-навами были открыты пункты питания в Кировакане, Ленинакане и Спитаке. Дальше были первые "горячие точки" — Сухуми и Гудаута. В Сухуми, несмотря на отсутствие электричества и артобстрелы, было налажено регулярное питание для 1800 жителей, что фактически спасло их от голодной смерти. Во время войны в Чечне добровольцам "Пищи Жизни" удалось открыть пункты питания в Грозном буквально сразу после вступления в него федеральных войск. Была налажена доставка питания в наиболее пострадавшие районы города, а также в несколько школ и местный Дом инвалидов. В Назрани, Гудермесе и Хасавюрте были открыты бесплатные столовые для беженцев (См.: Кришнаиты... С.214-221).

20 Китаrарра, Bhamtan. The hindu conception of the deity as culminating in Ramanuja. London, 1934. P. xiii.

21 Chatterjee A. N. Srikrsna Caitanya. P. ix.

22 Dasa, Shukavak N. Hindu encounter with modernity: Kedarnath Datta Bhaktivinoda, Vaisnava theologian. Los Angeles, 1999. P.6-12.

23 Ghosh, Shishir Kumar. Lord Gauranga. Bombay, 1961 (1907).

24 Kennedy, Melville T. The Chaitanya Movement. P. 81.

25 Sen, Dinesh Chandra. 1) Chaitanya and His Age. Calcutta, 1922; 2) Caitanya and His Companions. Calcutta, 1917; 3)The Vaishnava Literature of Medieval Bengal. Calcutta, 1917. См. также: 4) History of Bengali Language and Literature. Calcutta, 1954 (1911).

26 Kennedy, Melville T. The Chaitanya Movement: A Study of the Vaishnav-ism of Bengal. Oxford, 1925.

27 Sen, Sukumar. Banla sahityera itihasa: In 4 vols. Calcutta, 1940-1958; History of Bengali Literature. New Delhi, 1960.

28 Эти работы собраны в кн.: De, Sushil Kumar. Bengal's Contribution to Sanskrit Literature and Studies in Bengal Vaisnavism. Calcutta, 1960. Нужно также упомянуть обширные вступительные статьи к поэме "Кришна-карнамрита" Лилашуки и к антологии "Падьявали", изданным С.К.Дэ (The Krsna-kamamrta of Lilas'uka / Ed. by S.K.De. Dacca, 1938; The Padyavali by Rupa Gosvamin / Ed. by S.K.De. Dacca, 1934).

29 De, Sushil Kumar. The Early History...

30 De, Sushil Kumar. Bengal's Contribution to Sanskrit Literature and Studies in Bengal Vaisnavism. Calcutta, 1960.

31 Das, Chittarajan. Studies in Medieval Religion and Literature in Orissa. Santiniketan, 1951. Vol. IV; Mansinha, M. History of Oriya Literature. New Delhi, 1962.

32 Новикова В.А. Очерки истории бенгальской литературы. Л., 1965.

33 Das, Sambidananda. The History and Literature of Gaudlya Vaisnavas and their relation to other medieval Vaisnava Schools. Calcutta, 1935; Pal ft. C. Bengal Vaishnavism. Calcutta, 1933; Sarkar, Sir J. N. Caitanya's Life and Teachings. Calcutta, 1932 (1922).

34 Majumdar, Bumanbihari, Sri-caitanya-caritera upadana. Calcutta, 1939.

35 Mukherjee S. C. A Study of Vaisnavism in Ancient and Medieval Bengal (up to the advent of Chaitanya). Calcutta, 1966 (1956).

36 Majumdar A.K. Caitanya: His Life and Doctrine. Bombay, 1969; Chak-ravarti, Janardan. Bengal Vaishnavism and Sri Chaitanya. Calcutta, 1975; C/iakra-barty, Ramakanla. Vaisnavism in Bengal 1486-1900. Calcutta, 1985; Mukherjee, Prabhat. History of the Chaitanya Faith in Orissa. New Delhi, 1979; Chatterjee A.N. Snkrsna Caitanya. A Historical Study on Gaudiya Vaisnavism. New Delhi, 1997.

37 Корабельник Н.М. Некоторые вопросы социально-этического учения Чайтаньи // Общественная мысль Индии. Прошлое и настоящее. Сб. статей / Под ред. А.Д.Литмана. М., 1989; а также: Социальные и религиозно-философские взгляды средневекового индийского мыслителя Чайтаньи (1486-1533): Автореф. канд. дис. М., 1984; Роль нового обряда в учении Чайтаньи— проповедника бхакти в Бенгалии XVI в. // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М., 1979; Движение бхакти в Бенгалии и Чайтанья Деб // Тезисы конф. аспирантов и молодых сотрудников. История. Т.2. Ч. 1.М., 1978.

38 Delmonico, Neal. Time Enough for Play: "Religious Use of Time in Bengal Vaisnavism" // Paper presented at Bengal Studies Conference. 1982. June; Rupa Gosvamin: His Life, Family, and Early Vraja Commentators // Journal of Vaisnava Studies. 1993. Vol.1. No.2; Chatterjee, Chanda. The Caitanya School: Role of Ethics // ISKCON Communications Journal. 1997. Vol.5. No.l; Hem, Norvin. Caitanya extasies and the Theology of the Name // Hinduism: New Essays in the History of Religion / Ed. by Bardwell, L.Smith. Leiden, 1976; O'Connel, Joseph T. Chaitanya's followers and the Bhagavad GIta // Hinduism: New Essays in the History of Religion / Ed. by Bardwell, L.Smith. Leiden, 1976; O'Connel, Joseph T. Gaudiya Vaishnava Symbolism of Deliverance (uddhara, nistara...) from Evil //Journal of Asian and African Studies. 1980. Vol.XV. No. 1-2; Wulf, Donna Marie. Radha in the Plays of Rupa Gosvami // The Divine Consort: Radha and the Goddesses of India / Ed. by J.S.Hawley and D.M.Wulf. Berkley, 1982; Dimock, Edvard C. The Place of Gauracandrika in Bengali Vaisnava Lyrics //Journal of the American Oriental Society. 1958. Vol. LXXVI1I; Hardy, Friedhelm. Madhavendra Puri: a link between Bengal Vaisnavism and South Indian Bhakti // Journal of the Royal Asiatic Society. 1974. No.l.

39 Dasgupta, Surendranath. A History... Vol. 4. Ch. XXXH-XXXIII. Что касается других авторов обзорных работ по истории индийской философии, то С.Радхакришнан уделяет бенгальскому вайшнавизму немногим больше полутора страниц (Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. СПб., 1994. Т.2. С.708-712); чуть больше можно найти у М.Роя (Рой М. История индийской философии (греческая и индийская философия). М., 1958. С.515-520.). С.Чатгерджи и Д.Датта не удостаивают вниманием не только бенгальский вайшнавизм, но и школу Мадхвы.

40 Dasgupta, Surendranath. A History... Vol.4. Ch. XXIV.

41 Nath, Radhagovinda. Gaudiya-vaisnava-darsana: In 5 vols. Calcutta, 1957-1958.

42 Chakravarti, Sudhindra C. Philosophical Foundation of Bengal Vaishnav-ism. Calcutta, 1969; Swami B. V. Tirtha. Caitanya's Concept ot'Theistic Vedanta. Madras, 1964; Kapoor O.B.L. The Philosophy and Religion of Sri Caitanya (The Philosophical background of the Hare Krishna Movement). New Delhi, 1976; Narang S. The Vaisnava Philosophy [according to Baladeva Vidyabhushana]. Delhi, 1984; Elkman S.M. Jlva Gosvarm's Tattvasandarbha: A Study on the Philosophical and Sectarian Development of the Gaudlya Vaisnava Movement. Delhi, 1986; Chakravarti, Ramakanta. GaudTya Vaisnavism in Bengal // Journal of Indian Philosophy. 1977. No.5; Dimock, Edvard C. Doctrine and Practice Among the Vaisnavas of Bengal // Krishna: Myths, Rites, and Attitudes / Ed. by Milton Singer. Honolulu, 1966; Brahmachari, Karun Krishna. The concept of reality in the philosophy of Srijiva Gosvamin //Calcutta-review. 1966. Vol.181. No.3.

43 Таково на наш взгляд суждение О. Б. Л. Капура о месте Баладевы Видьябхушаны в теологии бенгальского вайшнавизма.

44 Shrila Bhaktivinode Thakur. The Bhagavat: Its Philosophy, Its ethics & Its Theology. Navadvip, 1986; Srila Thakur Bhakti Vinode. Jaiva Dharma / Ed. by Bhakti Vilas Tirtha Gosvami Maharaj. Madras, 1994 (1893); Srila Saccidananda Bhaktiviimda Thakur. Sri Chaitanya Mahaprabhu. His Life and Precepts / Ed. by Swami B.K.Giri and Alwarnath Das. New York, 1987.

45 Swami Prabhupada A.C. BhaktivedSnta. Teachings of Lord Caitanya. Botany (Australia), 1988; The Nectar of Devotion. The Complete Science of Bhakti Yoga. Los Angeles, 1970.

Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005 г.

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования