Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

С.В.Кухаренко. Китайские религиозные общины в Западной Европе: традиции и новации. [религиоведение]


Многие века религия занимала значительное место в жизни китайцев, религиозные практики были неотъемлемым компонентом их быта. Религиозные установки китайцев были тесным образом связаны с их образом жизни и внутриполитической ситуацией в государстве. Мигрируя в другие страны, жители Поднебесной реконструировали в странах прибытия свои религиозные институты, выполняли религиозные практики и ритуалы, следовали религиозным нормам, в которых были зафиксированы традиционные ценности китайского общества.

Анализ формирования китайских общин в различных регионах земного шара позволяет сделать вывод, что практически повсюду китайцы образовывали диаспоры, стремились создать собственные ассоциации и религиозные организации.

Особенно отчетливо данная тенденция наблюдается при рассмотрении китайских общин в Юго-Восточной Азии и Северной Америке - регионах, где насчитывается больше всего китайских мигрантов. Здесь китайцы жили общинами на автономно действующих территориях - в китайских кварталах (1).

Профессор Сингапурского университета Ван Гунву, отмечает, что в Юго-Восточной Азии китайские мигранты обычно сначала устанавливали алтарь какому-либо известному божеству (как правило, даосскому) - это помогало усилить социальные связи внутри общины и обеспечить доверие между ее членами. Следующим шагом было образование нерелигиозных защитных организаций - таких как триадные общества (2). Потом строились храмы буддийских и даосских божеств, связанные с известными храмами побережья Китая. В конце концов с ростом общин они образовывали более крупные общественные организации (3).

В своем исследовании, посвященном изучению китайских этнорелигиозных сообществ в США, Н.В. Кухаренко приходит к выводу, что китайские общины в США формировались также зачастую вокруг религиозных практик.

В силу большой зависимости от коллектива, установки на взаимодействие в общине, крепких родственных связей (4), китайские иммигранты, обосновавшись в других странах, пытались вывезти за собой из родной деревни родственников и знакомых. И, естественно, реконструировать образ жизни, характерный для традиционного китайского общества. Делалось это путем создания своих институтов, в частности религиозных, а также через неинституциализированные религиозные практики.

Необходимость подобного рода институтов и религиозных практик была тесно связана с образом жизни китайцев, с их мировоззренческими установками. Мигрируя в другие страны, они выстраивали там привычную для своего существования среду. Имея глубокую психологическую установку на кооперацию и существование в общине, живя на протяжении веков в обществе с незыблемыми традиционными ценностями, китайские мигранты в противном случае не могли чувствовать себя комфортно в инокультурной среде.

Тенденцию к диаспоризации, создание религиозных и других институтов своего традиционного общества в инокультурной среде, на наш взгляд, следует считать проявлением нежелания китайских мигрантов адаптироваться к принимающему их сообществу, стремлением воссоздать вокруг себя традиционное китайское общество в миниатюре.

Присутствие китайских мигрантов в Западной Европе стало заметным лишь в последние десятилетия XX в. До того времени в странах Западной Европы не было создано ни сколь-либо значимых китайских ассоциаций или религиозных организаций, ни крупных кварталов, сопоставимых с китайским кварталами в Северной Америке или Юго-Восточной Азии (5). С другой стороны, сейчас Западноевропейский регион занимает третье место, после Юго-Восточной Азии и Северной Америки, по количеству китайских мигрантов.

С образованием в 1949 г. Китайской Народной Республики в стране произошли заметные изменения в культурных и религиозных установках, а также в уровне религиозности как среди китайцев, проживающих в Китае, так и среди китайских иммигрантов.

Одним из следствий крупномасштабных изменений, начавшихся в Китае с середины XX в., стало снижение уровня религиозности его населения. Так, по наблюдениям Лив Юй-Сиона, занимающегося исследованием китайской общины во Франции, в Париже религиозные культы продолжают практиковать в основном китайцы из Юго-Восточной Азии, а выходцы из Китая забывают о своих богах и верованиях (6). В кварталах, где они сосредоточены, не найти пагод, храмов и алтарей. Китайцы, прибывшие из КНР, полагают, что им нет нужды поклоняться какому-либо богу (7).

Низкий уровень религиозности среди китайцев, прибывших из КНР, характерен теперь не только для стран Западной Европы, но и для других стран, - к примеру. Австралии. Это служит подтверждением того, что причины снижения религиозности среди китайских иммигрантов следует искать в первую очередь в изменениях самого Китая, а не только в секуляризации западноевропейского общества. Как отмечала Кристина Иглис, исследуя китайские общины в Австралии, принадлежность к деноминации среди китайских иммигрантов в основном определяется местом рождения. Согласно приводимой ею статистике лишь несколько китайцев, рожденных в КНР, назвали себя христианами; буддистами оказалось менее 10%. Две трети китайцев, рожденных в КНР, и более половины, рожденных в Гонконге, ответили, что не исповедуют никакой религии. Меньше всего тех, которые ответили, что не исповедуют никакой религии, было из Малайзии и Сингапура (8).

Невысокую роль религии в современном китайском обществе, а также в среде китайских мигрантов в Западной Европе наглядно демонстрирует следующий факт. Мигранты, приезжающие в Западную Европу из других стран, где буддистская традиция имеет долгую историю, создают гораздо большее количество буддистских организаций. Всемирный справочник буддистских организаций World Buddhist Directory (9) приводит следующие данные. В Берлине (Германия) из 56 буддистских школ 15 тибетского буддизма, 15 - дзэн, а школа китайского буддизма всего одна; еще одна школа - тхеравады - смешанная форма корейского и китайского буддизма. В Гамбурге (Германия) из 31 буддистской школы 14 - тибетского буддизма, 8 - дзэн, а школ китайского буддизма нет. Во Франкфурте из 20 школ - 11 тибетского буддизма, 6 - дзэн, 1 - китайского. В Лондоне из 50 школ буддизма- 13 школ тибетского буддизма, 17 -дзэн, 2 - китайского буддизма. В Нидерландах из 86 школ буддизма -31 школа тибетского буддизма, 31 - дзэн и 4 - китайского буддизма.

Очевидно, что среди буддистских школ наибольшее распространение в странах Западной Европы получили школы тибетского буддизма и дзэн-буддизма. Это можно объяснить целым комплексом причин. Главной же нам кажется то, что распространение школ дзэн-буддизма и тибетского буддизма происходит в либерально-демократических странах по инициативе самих граждан - мастеров и рядовых последователей этих школ. Таким образом, они чрезвычайно мобильны к приспособлении к новым условиям, проявляют высокую активность в распространении и популяризации своих учений. Школы китайского буддизма, находящиеся под контролем КПК (10), монахи которой провозглашают единство целей буддизма и коммунистической партии в построении социалистического будущего, вряд ли могут составить им серьезную конкуренцию. Кроме того, школам дзэн-буддизма и тибетского буддизма удалось создать вокруг себя притягательный для европейцев ореол таинственности, чего практически напрочь лишены школы китайского буддизма, находящиеся под контролем КПК.

На наш взгляд, установление коммунистического режима в Китае и пропаганда атеистической идеологии сыграли решающую роль в снижении уровня религиозности среди китайцев, проживающих в материковом Китае. С образованием в 1949 г. КНР подвергся значительной секуляризации. Как отмечает В. Кузнецов, декларируемая конституцией КНР свобода вероисповедания на практике была лишь лозунгом, поскольку китайские власти видели в религиозных объединениях контрреволюционную силу. Во второй половине 50-х гг, XX в. в КНР были созданы общенациональные конфессиональные организации, осуществлявшие контроль над всеми видами религиозной деятельности на территории страны. Эти организации также осуществляли пропаганду государственной политики среди религиозных лидеров и прихожан.

С началом культурной революции правительство КНР перешло от контроля за религиозными организациями к борьбе против всех конфессий -начались репрессии по отношению к верующим. За сменой политического курса страны в 1979 г. последовала реабилитация некоторых религиозных деятелей, обвиненных в антигосударственной деятельности. Однако контроль за религиозной жизнью в стране власти Китая продолжили.

Согласно формулировке ст.36 конституции КНР государство охраняет нормальное отправление религиозной деятельности, однако критериев, определяющих норму, в конституции не содержится (11). Потому, как справедливо отмечает В. Кузнецов, последнее слово остается за исполнительной властью (12).

Определенное значение в снижении уровня религиозности китайцев, проживающих в странах Западной Европы, имело усиление интеграции китайских иммигрантов в секулярное во многих своих аспектах западноевропейское общество. Новое поколение китайцев-мигрантов с большей готовностью принимает западные ценности, важное место в которых занимает акцент на достижение своих целей рациональными средствами и собственными усилиями.

Это подтверждается возрастающим числом китайских студентов в вузах стран Западной Европы, а также стремлением значительной их части остаться в этих странах. Так, в Великобритании количество китайских студентов в 2001 г. увеличилось по сравнению с 2000 г. на 71%. В Нидерландах в 2000-2001 гг. число китайских студентов возросло на 50%. Увеличилось число китайских студентов также во Франции и Германии (13).

После окончания учебы за рубежом большинство выпускников-китайцев не возвращаются на родину, а устраиваются на работу в стране, в которую они прибыли, продолжают обучение или мигрируют в другую страну. По данным Организации европейского сотрудничества и развития (ОЕСВ), в Европе на родину после окончания учебы возвращается лишь около половины студентов. Во Франции это 46,7%, в Великобритании — 46,8%, в Германии -37, 4% (14).

Повышение уровня образования китайских мигрантов следует считать еще одним немаловажным фактором снижения уровня религиозности в Китае. Так, в Великобритании согласно переписи 1991 г. 26% китайцев имели высшее образование (в то время как среди представителей европеоидной расы - лишь 13%) (15). Вивьен Ви и Глория Дэвис также приходят к выводу, что высокий уровень грамотности среди китайцев, находящихся за рубежом, в 1990-х гг. в значительной мере способствовал упадку китайской религиозности (16).

Однако следует отметить, что специфика религиозной жизни китайских общин в Западной Европе не сводится лишь к снижению роли китайской народной религии. В последние десятилетия в среде китайских мигрантов происходит постепенный подъем канонических религий, в частности христианства и буддизма (17).

В китайскую общину за рубежом сейчас входит множество китайцев, рожденных за рубежом и имеющих среднее или высшее образование. Их быт и жизненный опыт имеют мало общего с повседневностью их предшественников, в жизни которых религия играла гораздо большую роль. Религиозные каноны удовлетворяют желание образованных членов общины получать знания посредством их изучения, каноны приводят множество изощренных толкований, а для тех, кто получил западное образование, это представляется более убедительным, нежели неподкрепленные объяснения в китайской религии. Акцент на толковании текста породил реформаторское движение в каноническом буддизме, что привело к появлению новых его форм (18).

Одна из самых распространенных школ китайского буддизма в Западной Европе - это школа Фогуаншань (Гора света Будды). Однако оговоримся, что эта школа не находится под контролем КПК, ее главные храмы - США, Австралии и на Тайване. Основатель Фогуаншань - учитель Син Юнь, по мнению Е.А. Торчинова, - один из величайших чаньских наставников современности (19).

Еще одной буддистской школой, имеющей определенное распространение в Западной Европе, является Истинная школа Будды (True Buddha School/ Zhen Fo Zong). Основатель и глава школы Лю Шэнъень (Lu Sheng-yen) родился на Тайване. В 1982 г. он переехал в Редмонд (США) (20).

Среди буддистских школ материкового Китая, пожалуй, единственной, широко известной европейцам, является Шаолинь. Храм пользуется поддержкой правительства КНР, ЦК КПК издал так называемый документ № 19. В нем, в частности, указывается, что "религия сама изживет себя после длительного развития социализма и коммунизма", однако "известные буддистские и даосские монастыри, церкви, которые были известны в Китае и за его пределами или представляющие собой большую культурную ценность, нужно восстановить" (21).

Первый храм Шаолинь в Европе появился в Лондоне (22). В 2001 г. в Берлине открылся второй шаолиньский храм (23). Очевидно, основной причиной известности Шаолинь на Западе стала популярность восточных боевых искусств, не в последнюю очередь благодаря фильмам Брюса Ли и Джеки Чана.

При отсутствии влиятельных традиционных религиозных организаций и в отрыве от многовековой богатой религиозной истории китайского народа китайские мигранты испытывают определенное тяготение к новым религиозным образованиям. Мы полагаем, что именно эти образования исполняют роль механизма, способствующего осознанию китайскими мигрантами себя как общины, отличной в религиозном измерении и от принимающего сообщества, и от коммунистического Китая.

Пожалуй, самым очевидным примером нового религиозного образования, имеющего в качестве основы традиционные формы китайской религии и активно действующего на территории стран Западной Европы, является движение Фалуньгун.

Появившись в стране с богатой религиозной синкретической традицией и длительной историей духовных исканий, с одной стороны, а с другой, - в стране, где, начиная с середины XX в., религиозная жизнь населения находится под жестким контролем государства, движение Фалуньгун стало распространяться быстрыми темпами. КПК проводит репрессивные меры в отношении последователей этого движения, так как видит в нем угрозу возможной смены режима в Китае. Движение поддерживается западными правозащитными организациями.

Важное место в религиозности китайских общин в Западной Европе занимает христианство.

Христианская культура имеет достаточно большой опыт взаимодействия с китайской цивилизацией. На протяжении столетий христианские миссионеры совершенствовали методы обращения китайцев в христианство. Христианизация китайского населения зачастую встречала значительное противодействие, когда миссионеры пытались принизить ценности традиционной китайской культуры. Результатом адаптации христианства к традиционной китайской культуре стало создание независимой китайской христианской церкви, появление этнических китайских христианских священнослужителей и миссионеров.

А.В. Ломанов, - пожалуй, один из самых авторитетных отечественных исследователей христианства в Китае, - выдвигает тезис, в соответствии с которым "протестантизм и католицизм уже стали неотъемлемой частью жизни современного китайского общества. В наши дни уже нет оснований рассматривать христианство как чуждую китайцам веру" (24). Действительно, в последние годы наблюдается рост христианской общины Китая. По статистике Китайской ассоциации христиан, в стране уже насчитывается более 16 миллионов христиан и число их представителей растет (25). Высокий уровень распространения христианства среди китайцев отмечается и в китайских общинах за рубежом. Большую роль здесь играет активная миссионерская деятельность христианских церквей. Все большее участие в этой деятельности принимают сами китайцы. С 1980 г. по 2000 г. количество китайских христианских миссионеров по всему миру увеличилось с 100 до 1000 (26).

По нашему мнению, можно говорить о достаточно высокой степени распространенности христианства среди китайского населения Западной Европы. Так, в Великобритании - 62 китайские христианские церкви (7500 христиан), в Нидерландах - 14 (750 христиан), во Франции - также 14 (1500 христиан), в Германии - 4 (700 христиан), в Дании - 30 китайцев-христиан, в Великобритании - 3% общего числа китайцев, в Нидерландах - 15%, во Франции - 0,6%, в Дании - 0,6%, в Германии - 0,7% (27).

Работой с китайскими церквями и объединениями в Западной Европе специально занимаются Христианская ассоциация китайских мигрантов СОСМ (Chinese Overseas Christian Mission) (28), организация китайских иммигрантов-христиан (Overseas Chinese Christian Foundation) и ряд других организаций.

Рассмотрим причины роста популярности среди китайского населения Западной Европы христианских организаций. Мете Тхуно, анализируя участие китайских иммигрантов в датских христианских организациях, пишет, что молодые китайские мигранты предпочитают участвовать в организациях, учрежденных их собственной возрастной группой, или в датских организациях. Такая тенденция прослеживается в увеличении членов лютеранской организации и китайско-датском объединении. Это религиозное общество, основанное бывшими миссионерами в Китае Датского миссионерского общества в 1982 г., состояло большей частью из датчан, в нем было лишь несколько китайцев. Однако к 1992 г. китайцы составляли уже большую часть членов организации - в ней состояло около 200 китайских семей. Эта организация не имеет отношения к политике и делает акцент на дружеских отношениях и изучении Евангелия, поэтому она оказалась привлекательной для многих китайских иммигрантов, а после 1989 г. стала особенно популярной среди политических беженцев. Китайские члены этой организации по большей части не были крещены и не верили в Евангелие; они вступили в это религиозное общество по социальным мотивам, а также потому, что некоторые бывшие миссионеры говорили на путунхуа и могли помочь в решении проблем, с которыми сталкивались китайцы в датском обществе (29).

Во всех странах Западной Европы христианские организации привлекают неофитов проводимой ими большой социальной работой.

В Нидерландах существуют две достаточно крупные христианские организации. Миссия китайских иммигрантов, расположенная в квартале красных фонарей в Амстердаме, помимо основной своей деятельности, - проповеди Евангелия, - владеет школой и занимается социальной работой. Организация евангелической миссии находится в Роттердаме. Она занимается социальной работой, среди прочего - обучением китайских детей китайскому языку, а их матерей - датскому, дает рекомендации, как обращаться к датским чиновникам (30).

"Свидетели Иеговы" в Европе, встретив китайцев, предоставляют им помощь в обучении языку и нужную литературу. В некоторых европейских странах имеются группы изучения языка. Многие китайцы посещают группы изучения языка, организованные "Свидетелями Иеговы", хотя членами церкви становится гораздо меньшее их количество (31).

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Крупномасштабные внутриполитические изменения в Китае во второй половине XX в. привели к снижению уровня религиозности как среди жителей Китая, так и среди китайских иммигрантов.

2. Среди китайских мигрантов, проживающих в странах Западной Европы, традиционные китайские религии постепенно уступают место буддизму и христианству; получают распространение и новые религиозные образования, имеющие в основе традиционные китайские религии.

---------------------------

1 См.: Wang Gungwu. The Chinese Overseas.from Earthbound China to the Quest of Autonomy. Harvard University Press. - England: London, 2000; Забияко А.П. Диаспоризация: Китайский опыт // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Сб. материалов междунар. научн. конф. / под ред. А.П. Забияко. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. - Вып. 7. - С. 239-258; Кухаренко Н.В. Китайские этнорелигиозные сообщества в США: дис.... канд. философ, наук. -Благовещенск, 2004. -194 с., др.

2 Триады, или тонги - тайные преступные общины, имеющие долгую историю. Тонги занимаются как законной, так и незаконной деятельностью (контрабанда наркотиков, организация незаконной иммиграции, уклонение от уплаты налогов). Фактически тонги являются неофициальной политической силой в китайских кварталах.

3 Wang Gungwu. The Chinese Overseas.from Earthbound China to the Quest of Autonomy. Harvard University Press. - England: London, 2000. - P. 57-58.

4 Подробнее об этом см.в работах Chua Lee-Beng. Psycho-Social Adaptation and the Meaning of Achievement for Chinese Immigrants. - New York, NY, USA: LFB Scholarly Publishing LLC. -2002; Забияко А.П. Диаспоризация: китайский опыт // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Сб. материалов междунар. научн., конф. / под ред. А.П. Забияко. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. - Вып 7. - С. 245-246; др.

5 Подробно о становлении китайской диаспоры в Европе см.: The Chinese in Europe. Ed. by Gregor Benton and Frank N. Pieke. - Macmillan Press ltd,, 1998; Christiansen Flemming. Chinatown. -Europe. Routledge, 2003.

6 Live Yu-Sion. The Chinese Community in France: Immigration, Economic Activity, Cultural Organization and Representation. The Chinese in Europe. Ed. by Gregor Benton and Frank N. Pieke. - Macmillan Press ltd., 1998. - P. 117.

7 Там же.

8 The Encyclopedia of the Chinese Overseas. General Editor Lynn Pan. - Harvard University Press; Cambridge, Massachusetts, 1999. -P. 282.

9 World Buddhist Directory, http://www.buddhanet.net/worlddir.htm.

10 Подробнее об этом см. в работах В. Кузнецова.

11 Конституция КНР // http://www.lingvochina.ru/?p=39.

12 Кузнецов В. Религия в обществе и государстве // Азия и Африка сегодня. - 2000. -№ 6. -С. 13-20.

13 Laczko F. Europe Attracts More Migrants from China. International Organization for Migration, July 1, 2003. http://www.migrationinformation.org/feature/displav.cfm?ID=144.

14 Op. cit.

13 Pieke Frank, Nyri Pal, Thuno Mette and Ceccagno Antonella. Transnational Chinese. Fujianese Migrants in Europe. - Stanford University Press. Stanford, California. 2004. - P. 109.

16 The Encyclopedia of the Chinese Overseas. General Editor Lynn Pan. - Harvard University-Press, Cambridge, Massachusetts, 1999. -P. 82-83.

17 Op. cit.

18 The Encyclopedia of the Chinese Overseas... - P. 82.

19 Интервью с многоуважаемым профессором Торчиновым: http://klein.zen.ru/zen-spirit/biblio/ torchinov-01.htm.

20 Lu Sheng-yen. From Wikipedia, the free encyclopedia. http://en.wikipedia.org/wiki/Lu_Sheng-yen.

21 Кузнецов В. Религия в обществе и государстве // Азия и Африка сегодня. - 2000. - № 6. -С. 16-17.

22 Shaolin Temple UK.Website // http://www.shaolintempleuk.org/.

23 Second Shaolin Temple Opens in Europe // http://www.btmbeiiing.com.

24 Ломанов А.В. Христиаество в Китае: История культурной адаптации (начало XIX в. -XX в.) // Информационный бюллетень РАН (Институт ДВ). - 1999. - № 4. - С. 11.

25 В Китае насчитывается более 16 млн. христиан 2006/04/19 http://kz.chineseembassv.org/rus/ xwdt/t247172.htm.

26 Enoch Wan. Mission among the Chinese Diaspora - a Case Study of migration and mission // http://missiology.org/missionchinaymissionchina.htm.

27 Enoch Wan. Mission among the Chinese Diaspora - a Case Study of migration and mission // http://missiologv.org/missionchina/missionchina.htm.

28 Chinese Overseas Crictian Mission, http://www.cocm.org.uk/ourmission/missionfield.html.

29 Thuno Mette. Chinese Immigrants in Denmark After 1949: Immigration Patterns and Development. - P. 141-166; Sinn E. The Last Half Century of the Chinese Overseas. - Hong Kong University Press. 1998.-P. 159-160.

30 Pieke Frank and Benton Gregor. The Chinese in the Nitherlands. The Chinese in Europe. Gregor Benton and Frank N. Pieke. - Macmillan Press ltd, 2000. - P. 125-167. ;-':

31 Pieke Frank, Nyri Pal, Thuno Mette and Ceccagno Antonella... - P. 179-180.

Научно-теоретический журнал "Религиоведение", № 4, 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования