Писать о Карле Шмитте труднее, чем о каком-либо из политических мыслителей XX в. С одной стороны, масштаб творчества обеспечил ему видное место в истории политических и правовых учений, его сравнивали с Гоббсом и Макиавелли. Но, с другой стороны, годы, прожитые им в гитлеровском рейхе, сравнительно короткий период его почти столетней жизни (1888-1985), показали его человеческую несостоятельность и закрыли ему дорогу в Пантеон политических и правовых наук. С человеческой точки зрения испытания жизнью он не выдержал, и это не могло не сказаться впоследствии на отношении к его творчеству в целом. Концепции Шмитта отличались радикализмом стремлением дойти до экзистенциального, бытийного уровня. История же позаботилась о том, чтобы наиболее важные из них были реализованы в идеологии и практике тоталитарных режимов и прежде всего в нацистской Германии. Конечно, сам Шмитт даже вообразить не мог, в какой кошмар воплотятся его идеи. Но это не освобождает его от ответственности, тем более что он поставил на службу "третьему рейху" свои познания и свой личный авторитет. Вместе с тем тот факт, что К.Шмитт запятнал себя сотрудничеством с бесчеловечным режимом, не может служить достаточным основанием для игнорирования его политических идей, которые далеко не тождественны идеологии нацизма или тоталитаризма. С первых своих шагов на поприще науки Шмитт привлек к себе внимание в интеллектуальных кругах. Каждый последующий труд закреплял за ним ведущее место в правоведении и политической науке. Тем тяжелее была расплата за сотрудничество с нацистами. После второй мировой войны ему пришлось пережить длительный период интеллектуальной изоляции и одиночества. И только начиная с 70-х гг. наблюдается рост интереса к его творчеству, причем не только у "новых правых", что было бы легко объяснить, но и у представителей практически всех течений историко-политической и правовой мысли. Кроме Германии, большой интерес к Шмитту проявился в Италии и во Франции. Ренессанс идей Шмитта докатился и до англосаксонских стран, где в 80-90-х гг. проходят довольно острые дискуссии об отношении к Шмитту как личности и к его наследию. Леволиберальные ученые обвиняли таких авторов, как Г.Шваб, Дж.Бендерски в стремлении обелить Шмитта, приспособить его воззрения для неоконсерватизма и рейгановской революции1. Наиболее последователен в этом смысле американский политолог Б.Шойерман. oнразделяет взгляд известного социал-демократического социолога Ф.Ноймана, утверждавшего, что концепция "политического" у Карла Щмитта представляла собой "доктрину грубой силы в самом крайнем выражении, доктрину, которая направлена против каждого из аспектов либеральной демократии"2. Шойермана беспокоит то обстоятельство, чтомногие исследователи творчества Шмитта явно недооценивают степень его враждебности к парламентаризму3. Как полагают американские политологи Дж.Коэн и Э.Арато, для Шмитта с его энтузиазмом по отношению к итальянскому фашизму "поворот к национал-социализму был интеллектуально аутентичен, если не неизбежен". Против рассмотрения идей Шмитта исключительно в контексте истории "третьего рейха" выступает, в частности, британский консервативный социолог Д.Леви. В его глазах Шмитт - консервативный мыслитель, чей консерватизм коренится как в инстинкте, так и интеллекте. Труды Шмитта, полагает Леви, "гарантируют ему постоянное место в великой традиции западной политической мысли", они представляют собою "серьезное чтение для тех, кто озабочен будущим свободных национальных, государств Запада"5. Разброс мнений о творческом наследии германского ученого чрезвычайно велик, наряду с полярными расхождениями, есть и тонкая нюансировка. Рост интереса к идеям Шмитта на исходе XX столетия, конечно, не случаен. Его труды нельзя просто инвентаризировать как некие музейные экспонаты и оставить пылиться на соответствующей полке истории политической мысли. Более того, некоторые элементы его концептуального фонда оказываются востребованными именно в наши дни, причем не только противниками, но и сторонниками либерально-демократических порядков. Теперь, когда страсти улеглись, наследие скомпрометированного служением нацистам государствоведа и политолога выглядит не столь Однозначно. Он был слишком крупным мыслителем, чтобы его взгляды поддавались элементарной классификации. Идеи Шмитта - это обоюдоострое оружие. Они в конечном счете послужили нацистам, но еще Раньше на определенном этапе могли быть обращены и против них. Время подтвердило правоту слов французского ученого Р-Фройнда, сказавшего, что "Карл Шмитт вызывает и всегда будет вызывать контроверзы"6. А германский историк Г.Мут так написал о Шмитте: "Он - один из немногих действительно значительных теоретиков политики в нашем веке и, несомненно, самый противоречивый"7. Общим местом в произведениях "шмитговедов" являются аналогии и параллели между немецким ученым и великим английским политическим мыслителем Томасом Гоббсом. Сравнение напрашивается, если начинать с дат и сроков жизни. 1588-1679 гг.- Гоббса, 1888-1985 гг. —у Шмитта. Но, кроме этого поверхностного, есть и более глубинное сходство. Главной ценностью для того и другого был стабильный порядок обеспечивающий безопасность жизни, избавляющий от анархии. Ради этого оба были готовы мириться с авторитаризмом, ограничениями в правах, "жесткими мерами". Так, Гоббс, по мнению ряда авторов, впитал всепоглощающее чувство страха вместе с молоком матери. Недаром он родился в тот год, когда Англии угрожала испанская армада. Зрелые годы Гоббса совпали с революцией и гражданской войной. Ему неоднократно приходилось спасаться в эмиграции. Решающий период в становлении Шмитта как политического мыслителя совпал с эпохой мировой войны и вызванных ею потрясений. На его глазах рухнуло монументальное, казалось бы, воздвигнутое на века здание германской империи. Европа оказалась втянутой в водоворот гражданской войны. Заслуживают внимания слова западногерманского консервативного философа Г.Рормозера о том, что исходным пунктом политической теории Шмитта было понимание главной политической реальности XX в. как всемирной гражданской войны. В этом ощущении перманентной, идущей не на жизнь, а на смерть борьбы, - ключ к пониманию идей немецкого ученого. Спокойные времена казались ему всего лишь короткими антрактами в бесконечной, предельно напряженной исторической драме. Поэтому собственные концепции он считал не ситуационными, обусловленными исключительными обстоятельствами, а теологическими, по сути дела вневременными. Хотел он того или нет, но они способствовали закреплению апокалиптических представлений о XX столетии. Подобное мировосприятие роднит его с Гоббсом. Сближает его с ним и радикализм мышления, т.е. стремление дойти до корня исследуемого явления, довести свои суждения до максимальной логической завершенности, способности придать им предельно четкий, даже заостренный характер. Нарисованный Гоббсом образ всемогущего и всеобъемлющего государства, ассоциировавшийся с ветхозаветным чудовищем Левиафаном, обрел зримые распознаваемые очертания в тоталитарных режимах XX в. Знаменитый трактат "Левиафан" через три столетия после его появления представал как величайшее прозрение. В книге о Гоббсе Шмитт писал: "Только теперь, на четвертом веку существования его труда, образ этого великого политического мыслителя проявился особенно четко, а звучание его подлинного голоса стало особенно внятным"9. "Левиафан" отбрасывает длинную тень; она покрывает труд Томаса Гоббса и, пожалуй, падает на эту маленькую книжеч-ку" - отмечал в предисловии к своему эссе о Гоббсе К.Шмитт. Не будет преувеличением сказать, что длинная тень "Левиафана" легла на все наследие германского политического мыслителя. Ни происхождение, ни место рождения, ни молодые годы не содержат каких-то явных предзнаменований его судьбы. Родился Шмитт 11 июля 1888 г. в маленьком рейнском городке Плеттенберге, своего рода оазисе романтического прошлого среди царства индустрии. Существенную роль в его воспитании сыграли глубокие семейные католические традиции, враждебные пруссаческому протестантизму. Три его двоюродных деда были священниками, да и он сам одно время намеревался вступить на эту стезю. Подобно отцу Шмитт стал сторонником партии католического Центра и до середины 20-х гг. считался выразителем идей политического католицизма. С принадлежностью к католическому лагерю, который в бисмарковские времена подвергся преследованиям, американский биограф Шмитт Дж.Бендерски даже связывает истоки одной из главных его концепций: "Его тенденция рассматривать политику в категориях "друг" и "враг", несомненно, в значительной мере обусловлена его юношеской самоидентификацией как представителя меньшинства в конфессиональной борьбе"". Вряд ли можно согласиться с этим суждением Бендерски. Такого рода радикализм не был присущ католической среде; источник его в атмосфере всеобщего ожесточения, порожденной первой мировой войной и ее последствиями. На наш взгляд, влияние католицизма проявилось прежде всего в теологическом подходе Шмитта к сущностным проблемам политики. Начал образование Шмитт в католической школе, затем последовала классическая гимназия с ее упором на греческий и латинский языки. Позже у него были все основания утверждать: "Я римлянин по происхождению, традициям и правовым взглядам"12. О нем говорили даже, что он пишет на немецком языке так, как будто это латинский язык. Оттуда же в известной мере и его симпатии к "латинскому" диктатору Муссолини. Для семьи со скромным достатком было не просто отправить юного Карла в университет. Его тянуло к философии и филологии, но пришлось заняться изучением права, так как это сулило более надежные и обеспеченные жизненные перспективы. Восхищение строгой логикой и стилистикой римского права превратило выбор Шмитта в пользу юриспруденции из вынужденного в желанный. Правда, интеллектуальные интересы молодого правоведа были намного шире: философия, литература, искусство. Благодаря его усердию и незаурядным способностям учеба продвигалась успешно. К тому же, Шмитту были свойственны честолюбие и амбициозность. Ему нравилось быть на виду. После университет ему пришлось поступить на прусскую государственную службу. Но это для него не более чем временный этап. К 1915 г. им были уже написа ны три книги и четыре статьи. Одна из книг удостоилась благосклонного внимания такого авторитетного государствоведа, как В.Йеллинек Продвижению Шмитта на профессиональном поприще все-таки мешал его католицизм. Конечно, католику легче было занять место на университетской кафедре, чем еврею или социалисту, но отголоски бисмарковского "культуркампфа" еще сохранялись. Учитывая это Шмитт вел себя очень осторожно, чтобы не вызвать раздражения в академической среде. До начала первой мировой войны он, как и большинство ее представителей, воздерживался от участия в политической жизни. В этом раннем Шмитте, отмечает Дж.Бендерски, ничто не предвещало будущего Шмитта. Национализм его отличался умеренностью, правда, "государственником" он был изначально. В его юношеской работе, снискавшей похвалу признанного мэтра, примат государства сформулирован с предельной четкостью: "Тем самым государство ни в коем случае не является конструкцией, создаваемой человеком, а наоборот, оно конструирует человека"13. Участия в войне он так и не принял. Сначала была отсрочка в связи с асессорским экзаменом. После этого он записался волонтером в пехотный резерв, но уже на начальном этапе боевой подготовки получил позвоночную травму и был признан негодным к строевой службе. Его перевели в один из отделов генштаба в Мюнхене. Такого рода воинская служба не помешала ему в 1916 г. защитить диссертацию и жениться. Женой его стала сербка Павла Доротич. После развода с ней (3924 г.) он в 1926 г. вновь женился на сербке Душке Тодорович. Чем был обусловлен такой "славянский уклон" в его семейной жизни, сказать трудно. Во всем, что касалось его интимной жизни, Шмитт был предельно сдержан и немногословен. Стоит отметить, что, занимая националистические позиции, Шмитт избегал свойственного многим, прежде всего консервативным, публицистам и идеологам пангерманизма, противопоставления германской высокой культуры бездушной западной цивилизации. Насколько широка была эта тенденция свидетельствует и личный опыт Томаса Манна, отдавшего ей немалую дань. Германия оставалась в глазах Шмитта интегральной частью западно-европейской цивилизации. Видимо, сказывалось то обстоятельство, что Шмитт ощущал себя "римлянином", сказывался и католический универсализм. Конечно, как и большинство немцев, он болезненно воспринял поражение и "Версальский позор". Но тяжелее всего переживалось им прощание с довоенным стабильным жизненным укладом. У Шмитта надолго осталась ярко выраженная тоска по утерянному "золотому веку уверенности". На его глазах разворачивались мюнхенские события весны 1919 г.: сначала социалистическая революция с ее эксцессами, а затем зверская расправа над ее сторонниками, учиненная фрейкоровцами. С тех пор страх перед гражданской войной и большевизмом стал одной из жизненных доминант Шмитта. И как бы ни были жестоки фрейкоровцы, они выглядели спасителями от революционного хаоса и анархии. После пережитого того "великого страха" желание укрыться под дланью могущественного государства становится особенно острым. Форма государства не имела для Шмитта столь уж принципиального значения; главное, чтобы оно могло поддерживать порядок, обеспечивать безопасность граждан. Все это созвучно умонастроению Гоббса. У Шмитта не было реакции отторжения по отношению к Веймарской республике. Вопрос состоялся лишь в том, способна ли она обеспечить стабильный порядок? Подобно МВеберу и некоторым другим выдающимся германским интеллектуалам, Шмитт включается в политическую жизнь, первоначально в фарватере католического Центра, ставшего одной из опорных партий республики. Веймарскую конституцию он как правовед считал вполне легитимной, так как она была ратифицирована Национальным собранием. Германию лихорадило вплоть до конца 1923 г. За первое пятилетие Веймарской республики сменились 6 рейхканцлеров и примерно Два десятка коалиционных правительств. Не удивительно, что Шмитта занимают проблемы укрепления основ государственности. В 1921 г. появляется его книга с многозначительным названием "Диктатура", в которой он анализирует сущность этой формы правления на широком историческом пространстве от Древнего Рима до ленинской России. Шмитт выделяет два основных типа диктатуры: "комиссарскую" и "суверенную". "Суверенной диктатурой" он именует диктатуру пролетарскую, поскольку она полностью отвергает существующий порядок и стремится создать на его месте совершенно новую систему власти. Что же касается "комиссарской диктатуры", то она своими корнями уходит к назначавшимся на строго ограниченный срок римским диктаторам. Ее возможность была заложена в параграфе 48 Веймарской конституции. В отличие от "суверенной диктатуры" ее цель - сохранение существующей конституционной системы. Осуществляющий ее диктатор - не тиран; его полномочия базируются на конституццонной основе, а срок его диктаторства ограничен кризисной ситуацией'4 Шмитт считал вполне оправданным использование параграфа 48 против левых и правых экстремистов. Но в то же время он отдавал себе отчет в опасности превращения диктатуры "комиссарской" в "суверенную", как это случилось, например, в древности при Сулле и Цезаре. Поэтому отношение Шмитта к расширению прерогатив рейхспрезидента еще довольно осторожное, что дает повод Дж.Бендерски отметить резкий контраст между тогдашней осторожностью Шмитта и его будущими интерпретациями, "мостившими путь для тоталитарной диктатуры"15. В марте следующего 1922 г. появляется один из наиболее важных, основополагающих трудов Шмитта - "Политическая теология". Это, по сути, методологическое кредо германского политического мыслителя и правоведа. В ней ключ ко всему его творчеству, почти все главные концептуальные блоки. Заглавие книги сразу и недвусмысленно указывает читателю, каков подход автора к политике. "Все содержательно насыщенные понятия современного учения о государстве, - утверждал Шмитт, - являются секуляризованными теологическими понятиями"16. Политическую теологию он рассматривает как "метафизическое ядро" всякой политики. Консерватизм Шмитта проявляется, в частности, и в том, что фундаментальным элементом его собственного подхода служит политическая теология эпохи реставрации, воплощенная в фигурах Ж.де Местра и Л.де Бональда. К ним он вполне резонно добавляет их младшего собрата Х.Доносо Кортеса, испанского мыслителя и дипломата, чья личность и чье творчество привлекали немецкого ученого почти на протяжении всей его долгой жизни. Духовную общность с Доносо Кортесом Шмитт ощущал очень остро. Теологические корни идей Шмитта подчеркивает и современный германский консервативный философ Г.Рормозер. Он обращает внимание и на его глубинный консерватизм: "Шмиттовская теория покоится не только на пессимистической антропологии, восходящей к Гоббсу, но в конечном счете и на учении о наследственном грехе" • Это последнее обстоятельство еще больше роднит Шмитта с консервативными мыслителями эпохи реставрации. Только на высшем, т.е. теологическом, уровне, полагал Шмитт, можно противостоять метафизической по своему масштабу угрозе. Этот уровень был задан в прошлом веке Ж.де Местром, Л.де Бональдом и Х.Доносо Кортесом. Для них радикальное отрицание существующего порядка было равносильно отрицанию веры и Бога. "У крайних радикалов, - солидаризируется с ними Шмитт, -доминирует самый последовательный атеизм"18. Суть борьбы с этим врагом он, подобно консерваторам-традиционалистам, сводил к антитезе "авторитет" против "анархии"19. Причем почти три десятилетия спустя, уже после окончания второй мировой войны К.Шмитт подтвердил, что такая антитеза в ситуации 1922 г. казалась столь же само собой разумеющейся, как Доносо Кортесу в 1848 г.20 В "Политической теологии" Шмитт развивает свою многогранную концепцию децизионизма (от фр. decision - решение). Ее главные составляющие: исключительная, не предусмотренная никакими нормами ситуация и способность принимать в подобных случаях неординарные решения. Децизионизм - антитеза нормативизма и в праве, и в политике. Шмитт опирается на учение Ж.Бодена о суверенитете. Понятие "суверенитет", по Бодену, пишет он, "ориентировано на критический, т.е. исключительный случай"21. "Главное у Бодена, - на взгляд Шмит-та, - заключается в том, что он в конечном счете приводит проблему отношений между государем и сословиями к простому "или - или" и тем самым к крайнему случаю".22 И авторы теории естественного права, особенно Пуффен-дорф, рассматривали вопрос о суверенитете как вопрос о решении в исключительном случае23. "Политическую теологию" Шмитт начинает таким утверждением: "Суверен - это тот, кто принимает решение об исключительном случае" . Быть сувереном означает иметь полномочия на этот случаи. Именно ему надлежит решать, наступил ли этот случай и что делать в экстремальных условиях. Поэтому суверен стоит вне нормально функционирующего право-порядка и в то же время является частью его, так как он может располагать правом действовать соответствующим образом и на основе конституции. "Политическая теология" не только важнейший в методологическом отношении труд Шмитта, но и во многом отражение его психологического состояния. Кошмар возможности "исключительного случая" стал доминантой его мировосприятия. Встретить угрозу во всеоружии политических и юридических контрмер - такова основная установка его произведений. Половину срока, отведенного историей Веймарской республике, Шмитт прожил в Бонне (1922-1928 гг.). Научная и преподавательская работа доставляла ему немало радостей. Он стал одним из наиболее часто цитируемых германских правоведов, его лекции и семинары пользовались среди студентов большой популярностью. Шмитта по праву можно отнести к зачинателям немецкой пол тической науки. Он успел еще принять участие в работе веберовского семинара в Мюнхене, получив мощный методологический импульс. Несмотряна сильную оппозицию традиционалистски настроенной профессуры юридических факультетов, Шмитт настойчиво добивался признания академического статуса за политологией и социологией Политика органично входила во все читаемые им курсы. Как верно замечает Дж.Бендерски, преподавал он в Боннском университете не столько юриспруденцию, сколько политическую науку2 . Даже в самый спокойный период существования Веймарской республики Шмитта не покидает тревога. В письме своему другу профессору М.Ю.Бонну (17 июня 1926 г.) он признается, что пребывает "в почти непрерывном состоянии страха" из-за того стиля, "в каком германские правые и левые проводят свою политику". На веймарский парламентаризм нельзя положиться в "исключительных случаях". Этим во многом продиктована его критика Шмиттом. Конечно, в ней проявился и консерватизм ученого. Для него парламентаризм был лишен той ауры, которой его наделяли либералы. Само его существование оправдано лишь тем, насколько он "полезен, и не более и не менее"27. Уважительно писал Шмитт о парламентских мужах XIX в., отличавшихся не только образованием, красноречием, но и способностью принимать ответственные решения. Теперь же парламентаризм, по его мнению, выродился в рутинный, сугубо функциональный аппарат, поглощенный закулисными межпартийными сделками и бесконечными дискуссиями. Из-за этого политика теряет авторитет, этос, идеи. Специально критике парламентаризма был посвящен труд под названием "Духовно-историческое состояние современного парламентаризма", в котором Шмитт по сути дела вынес суровый приговор исследуемому явлению. На взгляд исследователя, два основных свойства парламентских институций, публичность и дискуссия, выродились в пустую и ничтожную формальность. В результате и сам парламент как таковой Критические стрелы Шмитта попадали в цель. Это признавали и видные либеральные политологи, в частности его близкий Друг М.Ю.Бонн, а также и К.Манхейм. И все же тогда для Шмитта парламент- "меньшее зло" по сравнению с "большевизмом и диктатурой" В чрезвычайных полномочиях рейхспрезидента в соответствии с параграфом 48 Веймарской конституции Шмитт видит главное средство против экстремизма любого типа. Благодаря этому рейхспрезидент в случае необходимости приобретает черты временного диктатора. Шмитт выступал против тех коллег-юристов из либерального лагеря которые хотели ограничить президентские полномочия. Именно это обстоятельство привлекло к нему внимание юридических советников президента Гииденбурга. Между прочим, сам Шмитт на президентских выборах голосовал не за него, а за представителя католического Цен-гра Вильгельма Маркса. Сильнейшее влияние на Шмитта оказало знакомство с миром идеи уже упоминавшегося испанского католического консервативного мыслителя Х.Доносо Кортеса (1808-1853), о котором он написал несколько работ. Сквозь строки шмиттовских эссе, посвященных Доносо Кортесу, угадывается известная самоидентификация автора с персонажем. Во многом именно с этим мыслителем одно из самых принципиальных, разработанных им понятий "децизионизм", т.е. ставка на решение "или-или" в противоположность дискуссии и компромиссу. Выдающуюся заслугу испанца Шмитт усматривал в том, что тот "раскрыл проблематику буржуазной дискуссии до самого основания, определив буржуазию как "дискутирующий класс", и с огромной идейной мощью противопоставил силу решения попытке возвести государственное здание на базе дискуссии"30. Более того, несмотря на абсолютно неблагоприятную идейно-политическую атмосферу, "он пытался, срывая всяческие обманчивые покровы", дойти до "великого исторического и субстанциального различия между другом и врагом" . Сам Шмитт впервые огласил собственную концепцию "друг-враг" на лекции в Берлинской высшей школе политики 10 мая 1927 г. Интересно отметить, что учебное заведение носило либеральный характер, а лекция читалась в рамках курса "Проблемы демократии". Выступление Шмитта имело громкий резонанс, вызвало острые дискуссии, принесло лектору общенациональную известность. Идеи Шмитта вызвали многочисленные полемические отклики, особенно со стороны либералов и социал-демократов. Тем не менее его самая знаменитая работа "Понятие политического" первоначально была опубликована в либеральном "Архиве социальной науки и социальной политики" (август 1927 г.). Она и стала пиком политической мысли К.Шмитта. И по содержанию и по форме в ней нашли наиболее полное выражение характерные черты творчества немецкого ученого. Так, в отличие от большинства коллег в соответствии с гелертерской традицией, писавших по любому поводу объемистые монографии, Шмитт благодаря латинской емкости и ясности стиля чаще всего обходился размерами статьи или брошюры. Не изменил он своему обыкновению и на этот раз. Новая работа вобрала в себя и синтезировала практически все основополагающие идеи Шмитта. Высокой степенью концептуальной насыщенности, остротой анализируемых проблем эта небольшая кни жечка спровоцировала множество откликов, в том числе и со сторон^ самых авторитетных германских специалистов по политической науке например Г.Геллера. Но сам Шмитт выделил из этого потока "Замечания к "Понятию политического", написанные в 1932 г. (на второе издание книги) молодым ученым Лео Штраусом. Они были опубликованы все в том же "Архиве социальной науки и социальной политики", "Вероятно, появилась сотня рецензий на "Понятие политического", однако я мало что почерпнул из них. Единственное, что представляет интерес - это написанное д-ром Лео Штраусом очень хорошее эссе о моей книге, хотя конечно, весьма критическое", - сообщил Шмитт своему издателю32. Один из тогдашних диссертантов Шмитта вспоминал, что мэтр рекомендовал ему обязательно прочесть "Замечания" Штрауса, сказав при этом: "Он увидел меня насквозь, буквально сделал мне рентгеноскопию, как никто другой"33. Кстати, Шмитт в мае 1932 г. подписал Штраусу рекомендацию на грант от Фонда Рокфеллера для исследования о Гоббсе. Другим ре-комендателем был знаменитый философ Э.Кассирер, под чьим руководством Штраус ранее писал докторскую диссертацию. Благодаря американскому гранту Штраус уехал на два года в США, где и остался после прихода нацистов к власти. Ему суждено было стать одним из ведущих политических философов Запада. Его глубокие и проницательные суждения часто доводят мысли, высказанные Шмиттом, до столь предельной ясности, к которой сам Шмитт вряд ли стремился. Без "Замечаний" Штрауса едва ли мыслим основательный анализ главного труда Шмитт, впрочем, как и без великолепной книги современного германского политолога Г.Майера, в которой скрупулезному содержательному и текстуальному разбору подвергнуты все три издания "Понятия политического", подготовленные непосредственно автором. Автора же этой книги, не боясь преувеличений, можно назвать самым "политическим" мыслителем XX в., так как в политике он растворил все человеческое бытие. Это обстоятельство и имел в виду Л.Штраус, говоря, что в трактате Шмитта речь идет фактически о "порядке человеческих вещей"34. "Политическое" наполняет содержанием мир, по сути своей оно является и теологическим. Штраус опять доводит мысль Шмитта до кристальной ясности: "политическое - базисная характеристика человеческой жизни; политика в этом смысле - судьба; следовательно, человек не может ее избежать"35. "Политическое" всеобъемлюще и вездесуще, а критерием его является способность распознавать врага, руководствуясь антитезой "друг-враг". Но распознавания недостаточно, необходимо еще и принять на этот счет решение. Таким образом, в "политическом" увязывается воедино все основное концептуальное достояние Шмитта. В 1927 г. увидело свет и его "Учение о конституции", закрепившее за ним ведущую роль в немецком правоведении. А на следующий год Шмитт уже в Берлинской школе деловой администрации, где он сменил на посту заведующего кафедрой права одного из творцов Веймарской конституции, знаменитого юриста Х.Пройсса. Теперь все его усилия сосредоточились на истолковании роли рейхспрезидента как защитника конституции. Его подход базируется на том, что гарантии конституционных основ зависят не столько от легальных норм, сколько от политического решения того или тех, кто располагает реальной властью. Не удивительно, что идеи Шмитта привлекли внимание влиятельного политического деятеля, статс-секретаря министерства финансов И.Попица, который был весьма близок к президенту Гинденбургу и "серому кардиналу" Веймарской республики генералу К.Шлейхеру. Благодаря Попицу честолюбивый профессор-правовед становится правительственным советником по конституционным вопросам. Именно Шмитт в качестве эксперта обеспечивал юридическую конституционную аргументацию перехода от парламентских правительств к президентским в 1930 г. Начиная с канцлерства Г.Брюнинга, вплоть до прихода к власти Гитлера германские кабинеты правили на основе статьи 48 Веймарской конституции, так как не располагали парламентским большинством. Их участь полностью зависела от воли рейхс-президента, который кончил тем, что 30 января 1933 г. поручил сформировать правительство Гитлеру, тоже не располагавшему большинством. До сих пор у историков нет единого мнения по вопросу о роли президентских кабинетов в крушении Веймарской республики. Многие видели и видят в них главным образом соскальзывание к нацистской диктатуре. Меньшинство не исключает исторической возможности ненацистской альтернативы, в частности шлейхеровской, по замыслу напоминавшей бонапартизм. Что касается Шмитта, то он воспринимал ее всерьез и разрабатывал для нее конституционно-правовые обоснования. Его отнюдь не привлекала перспектива прихода к власти экстремистской нацистской партии. Конечно, нельзя упускать из виду симпатии Шмитта к муссолиниевскому режиму, которые, однако, объяснялись тем, что в дуче он видел некое современное подобие античного диктатора. Тем более что Муссолини любил позировать на политической сцене в роли новоявленного Цезаря. Шмитту итальянский фашистский лидер представлялся плебисцитарным диктатором, харизматическим вождем в духе М.Вебера. Шмитт не испытывал симпатий к Веймарской республике, но у не го не было и отвращения к ней, активного ее неприятия. Во избежали опасности со стороны левого и правого экстремизма, он надеялся на создание авторитарного президентского режима, способного преодолеть партийный эгоизм и обуздать экстремистские силы. Он считал, что коммунистам и нацистам должен быть ограничен доступ на государственную службу, к средствам массовой информации, особенно на радио. Экстремистским партиям, настаивал Шмитт, нельзя предоставлять равные шансы с партиями конституционными, потому что они могут воспользоваться легальными возможностями для захвата власти. Это - лейтмотив его статьи "Легальность и равный шанс", опубликованной в июле 1932 г., в кульминационный год электоральных успехов нацистов. Когда рейхсканцлер фон Папен, 20 июля 1932 г. разогнавший социал-демократическое правительство Пруссии, был вынужден отстаивать свою акцию в Верховном суде, Шмитт представлял там его интересы, доказывая правомерность действий кабинета36. За Папеном стоял генерал Шлейхер, с которым Шмитт связывал свои надежды на будущее. Но генерал Шлейхер слишком увяз в политических интригах. Он, как впрочем и Шмитт, недооценивал нацистов, ему казалось, что он сумеет переиграть Гитлера. Однако ближайшее окружение Гинден-бурга убедило престарелого президента, что наилучшим вариантом явится назначение рейхсканцлером Гитлера. С приходом нацистов к власти у Шмитта были серьезные основания опасаться за собственную участь. Близость к Шлейхеру, предложения, направленные на ограничение деятельности нацистской партии, могли ему дорого обойтись. Шлейхер был убит во время "ночи длинных ножей" 30 июня 1934 г. Шмитту помогло покровительство Геринга, чьим советником стал И.Попиц. Оказалась весьма кстати и поддержка "главного юриста" "третьего рейха" Ганса Франка, высоко ценившего профессиональные качества Шмитта. Перебравшийся из столицы в Кельн, Шмитт поспешил вступить в нацистскую партию и в мае 1933 г. получил партбилет №2098860. Геринг назначает его прусским государственным советником. Он становится членом только что организованной Академии германского права, активно работает во многих ее комитетах. В ноябре 1933 г. Шмитт возглавил группу университетских преподавателей Национал-социалистического союза германских юристов. В июне 1934 г. Г.Франк назначил его редактором "Газеты немецких юристов". Он быстро осваивает нацистский жаргон. В его публикациях появляется ранее чуждый ему антисемитский дух; отдал он дань и откровенному расизму. Все это выходит за рамки поведения, объясняемого инстинктом самосохранения. Он уже не просто приспосабливается к режиму, а становится его активным апологетом. Особенно показательна в этом смысле его статья, оправдывавшая кровавую расправу Гитлера со своими противниками 30 июня 1934 г. Однако, несмотря на все свои старания Шмитт не смог убедить "старых борцов", подозрительно относившихся к тем, кто с запозданием переметнулся на сторону победителей. Кроме того, его стремительная карьера вызывала зависть у коллег, в том числе и некоторых бывших его учеников. Они сумели натравить на него "СС". Против Шмитта повернули и то обстоятельство, что он, истолковывая структуру нацистского режима, на первое место поставил государство, а потом уже движение и народ. Партийные же теоретики рассматривали государство как инструмент в руках партии. Естественно, припомнили ему хорошие отношения и даже дружбу с коллегами-евреями. Кстати, его "Учение о конституции" было посвящено памяти друга юности, еврея, Фрица Эйс-лера, погибшего в первую мировую войну. Не помогло Шмитту ни одобрение им Нюрнбергского расового законодательства, ни создание специальной группы по исследованию еврейского влияния на германскую правовую мысль. В октябре 1936 г. на конференции "Об иудаизме в юриспруденции" Шмитт сделал доклад "Германская юриспруденция в борьбе против еврейского интеллекта". Все было тщетно. Шмитта обвинили в "англоиудаизме", оппортунизме, антипартийной деятельности37. Не забыли о его роли "коронного юриста" президентских кабинетов. Ради личной безопасности ему пришлось отказаться от честолюбивых амбиций. Сохранив за собой лишь кафедру права в Берлинском университете и титул прусского государственного советника, Шмитт уходит в тень. Кроме опубликованной в 1938 г. книги о Гоббсе, все его работы посвящены теперь главным образом международному праву. Хотя на них лежит отпечаток интеллектуального своеобразия автора, но в целом они выдержаны в духе полной лояльности режиму. У него, отмечал Бен-Дерски, никогда не было мысли о сопротивлении. Подобно Гоббсу, он считал сопротивление Левиафану абсурдом38. Характерно, что И.Попиц, будучи одним из видных участников заговора 20 июля 1944 г. против Гит лера, не посвящал друга в эту сферу своей деятельности. Можно согласиться с Дж.Бендерски, утверждавшим, что главным фактором, обусловившим поведение Шмитта при нацистах, был присущий ему оппортунизм. Не так уж далек от истины и соперник Шмитта, амбициозный нацистский профессор К.А.Эберхардт, охарактеризовавший его как оппортуниста, который мог бы быть "коронным юристом" при любом режиме39, Бендерски говорит о том, что Шмитт действительно хотел бы стать коронным юристом "третьего рейха" для того, чтобы создать конституционную основу нацистского государства и попытаться придать ему авторитарный характер. Но на самом деле он способствовал формированию тоталитарной диктатуры. И все же искать объяснение податливости Шмитта тоталитарному искусу нужно не только в его несомненном оппортунизме, но и в его политических воззрениях. Несомненно, его больше устроил бы авторитарный порядок в стиле "комиссарской диктатуры". Но от такого авторитарного режима очень легко соскользнуть (так оно и получилось на практике) к режиму тоталитарного типа. Децизионистские методы достигают завершенности тоже при тоталитаризме. Если еще учесть и то, что Шмитт при всем его личном общеевропейском культурном диапазоне не чуждался национализма, то написанное им во времена нацистского режима не покажется совсем уж чужеродным элементом в его наследии. После крушения "третьего рейха" Шмитт сначала был арестован советской стороной, но вскоре его отпустили. Затем он проходил денацификацию у американцев, продержавших его в заключении более года. На вопрос, стыдится ли он того, что было им написано при нацистах, Шмитт отвечал: "Сегодня, конечно ... Это действительно ужасно. Больше мне об этом нечего сказать"40. Как сравнительно недавно выяснилось, прежде чем попасть в руки американцев (26 сентября 1945 г.), Шмитт согласился помочь одному из промышленных лидеров Германии Ф.Флику, который должен был предстать перед судом, в поиске юридических оправданий на Нюрнбергском процессе. Подготовленные им материалы были обнаружены среди книг его библиотеки и опубликованы в 1994 г.41 Интересно, что Флик, выйдя в 1951 г. из тюрьмы, направил Шмитту благодарственные письмо и 1000 марок за экспертизу42. Шмитт признавал необходимость международного осуждения нацизма, особенно Гитлера и эсэсовцев, но хотел вывести из-под удара своего клиента, ссылаясь на то, что он лишь выполнял долг перед государством и лично не участвовал в нарушении правил войны. Оправдывая Флика, Шмитт, конечно, имел в виду и себя. В ходе самозащиты Шмитт проявил исключительную изощренность. Поскольку его допрашивал юрист Р.Кемпнер, то допросы порой превращались в интеллектуальные дискуссии. В свое оправдание Шмитт ссылался на классиков политической мысли, прежде всего на Руссо, которого обвиняли за революционный террор его поклонника Робеспьера. Свои труды он пытался представить как чисто академические, но все же признал, что, безусловно, надеялся на их действенность, на то, что они окажут определенное влияние на политическую жизнь и юридические нормы. Ответственность его была признана моральной, его публикации и деятельность попадали под установления Нюрнбергского трибунала. Он не был осужден, но и не был оправдан. Впоследствии Шмитт признавал, что Нюрнберг был ношей, которую ему пришлось нести всю оставшуюся жизнь43. Правда, он не без гордости играл роль интеллектуального изгоя, любил сравнивать свою участь с судьбой Макиавелли и Гоббса. Категория "политического" (во многом синоним "политики")-краеугольный камень всех теоретических построений К.Шмитта. Причем, как отмечает Г.Майер, если в первом издании "Понятия политического" (1927г.) политика рассматривалась в качестве главной, но все-таки не монопольной сферы жизни народа, то в третьем издании (1933 п) она доминирует полностью и безраздельно. Правда, Л.Штраус еще до выхода в свет третьего издания указывал на то, что у Шмитта "политическое" носит "фундаментальный" характер по сравнению с другими относительно независимыми сферами, и оно не эквивалентно им44. Разделение по принципу друг-враг относится прежде всего к области межгосударственных отношений. Но подобный дихотомический подход Шмитт распространяет и на внутриполитическую сферу. Логическим исходом внутригосударственного разделения на группы по основному критерию политического является гражданская война. Тщетны попытки укрыться от политики, избежать ее. Отвергая "политическое", человек перестает быть человеком. Необходимость "политического" заложена в самой человеческой природе. И в этом Шмитт опирается на Гоббса. Правда, говоря о природе человека, он °перирует не антитезой "добрый" - "злой", а антитезой "неопасный" и <(°пасныЙ". Всякая подлинно политическая теория, по убеждению Шмитта, исходит из того, что человек- "существо опасное" . Из "опасности" человека в значительной мере и вытекает необходимость "Политического". Это весьма напоминает гоббсовское "естественное состояние", т.е. состояние "войны всех против всех", Конечно, речь не идет о перманентной войне, но во всяком случае о такой состоянии, которое таит в себе постоянную возможность для войн т.е. о воинственном состоянии, противоположном пацифизму, гуманистической идиллии. Оно придает миру необходимую серьезность. Ради мира, в котором доминирует "политическое", от человека можно требовать самопожертвования, тогда как гуманистически-пацифистский мир, гедонистический мир забав, развлечений, несерьезности этого не заслуживает, не может на это претендовать. В "политическом" наиболее явно проступает связь политики и теологии. По сути, когда Шмитт говорит о том, что "политическое" коренится в природе человека, он тем самым имеет в виду постулат об изначальном грехе, объясняющий заложенную в человеке тягу ко злу делающую его опасным. "Политическое" сходно с теологией и в том, что оно захватывает человека "целиком и экзистенциально"46. Следовательно, оно- не отвлеченное понятие, а нечто онтологическое, бытийное. В "политическом" ощутим и органицистскии аспект. Не случайно важнейшим принципом "политического" является воля, а носителем воли - народ, коллективный организм. Определять, кто друг, а кто враг, - эго и прерогатива народа. "В этом, - подчеркивал Шмитт, - суть его политического бытия"47. С утратой способности и воли отличать врагов от друзей прекращается его политическое существование. До уровня "политического" поднимаются только те народы, которые обладают достаточной волей и силой. Все это напоминает немецких "фелькише", конгломерат крайне пестрых и разнородных расистско-националистических течений и групп, прокладывавших путь нацизму. Но в отличие от них произведения Шмитта 20-х гг. не имеют расистского характера. "Политическое" у него не является монополией какого-то одного единственного народа. Никому не гарантировано вечное пребывание на политическом Олимпе. От того же, что те или иные народы, утратив жизненные силы, сходят с политической авансцены, само "политическое" никогда не исчезает4". Говоря о "политическом", Шмитт, как это подметил Л.Штраус, избегает исчерпывающего определения для своего излюбленного понятия. Вопрос о сущности "политического" Шмитт сводит к вопросу о его критерии Таковым и является способность различать врагов и друзей: "Если такого различения нет, то нет и политической жизни вообще".49 Оно неустранимо. Ни отдельному человеку, ни целому народу не уйти от политического решения, не спрятаться от него в сфере чистой морали или экономики. Не может не броситься в глаза антилиберальная заостренность понятия "политического". Антилиберальный лейтмотив проходит практически через все творчество Шмитга; он звучит во всех его концептуальных рассуждениях. В миролюбивом, мягкотелом, на его взгляд, либерализме, проникнутом тенденциями к пацифизму и нейтрализму, он видит отрицание решительного и воинственного "политического". Манихейское, черно-белое истолкование мира на основе формулы "друг-враг" носит подчеркнуто антиконсенсусный характер и направлено все против того же склонного к компромиссам и согласию либерализма. Всякое определение поставило бы какие-то ограничительные столбы, урезало бы масштаб явления и поколебало бы представление о его самодостаточности. Между тем благодаря всеохватности и вездесущности "политическое" обретает мифологические черты. И это отнюдь не плод спонтанности. Перу Шмитта принадлежит работа "Политическая теория мифа" (1923 г.). Естественно в центре ее Ж.Сорель с его "Размышлениями о насилии". Влияние этой книги, полагает Шмитт, "значительно больше, чем может показаться на первый взгляд, и, конечно, еще не раскрыто полностью"50. То, что привлекало Шмитта в сорелевской теории мифа, во многом совпадало с "децизионизмом" и предвосхищало понятие "политического". Ведь эта теория, по словам Шмитта, "означала крайнюю противоположность абсолютному рационализму и его диктатуре, а также относительному рационализму всего комплекса, который сложился вокруг таких представлений, как баланс, открытая дискуссия и парламентаризм, поскольку она является учением о прямом и активном решении"5'. Из мифа, подчеркивал Шмитт, можно черпать мужество, воинственный дух, он вызывает прилив жизненной энергии, которая служит источником героизма. Миф нельзя считать утопией, так как он связан с "непосредственностью жизни". Наоборот, утопия - "продукт склонного к резонерству мышления, высшей точкой которого являются реформы"32, У политической теологии и мифа есть общий признак - вера. Шмитт сочувственно цитирует слова из речи Муссолини о том, что "миф - это вера". У Сореля это была вера во всеобщую забастовку, у дуче - в нацию. Хотя иррациональную силу мифического как оружие для борьбы с авторитетом и единством открыли анархиствующие авторы, это, на взгляд Шмитта не должно помешать использованию мифа как "основы нового авторитета, нового чувства порядка, дисциплины и иерархии" 4. Нельзя не учитывать и такой фактор методологического порядка, как целостность восприятия мифа, на чем жестко настаивал Сорель. Кроме того, неподсудность мифа верификации. Точно так же и политическое" возвышается над уровнем рационалистического анализа, оно требует не верификации, а веры. О том, какое место в учении Шмитта отведено "политическому", красноречиво свидетельствует факт, что, несмотря на свойствен ное германскому правоведу преклонение перед государством, он вс же отдавал приоритет не ему, а "политическому". Оно характеризуется как "базис государства"53, предшествует государству, является для нет предпосылкой. Правда, это не извечный принцип, а свойство времени Прежде, в более спокойные времена политику определяло государство, базировавшееся на устойчивых правовых основах. Но в эпоху "всемирной гражданской войны" эти основы оказались подорванными. Теперь решающим фактором жизнеспособности государства становится политика или, иными словами, "политическое". Ему предназначено служить цементирующим средством скрепляющим общественно-государственную структуру. Если раньше такую роль было способно сыграть государство, то ныне оно само нуждалось в опоре. Политическое единство - это, по Шмитгу, "высшее единство". Что же касается единства государственного, то оно "покоится на его политическом характере"36. Понятие "враг" - главный элемент "политического". В паре "друг - враг" первая часть носит чисто семантический характер, а нередко просто выпадает за ненадобностью. Зато вторая часть насыщена не только политическим смыслом. Ее, как настоятельно подчеркивает Шмитт, ни в коем случае нельзя воспринимать как некую легитимизацию или какое-то оправдание политического действия. Понятию "враг" присущ и "чисто экзистенциальный смысл"57. Враг- не символ, а осязаемая реальность, неотъемлемая часть бытия, превращающая его в бытие политическое. Отношения вражды оказываются главным стимулом для политического существования. Благодаря наличию врага народ должен находиться в состоянии постоянной мобилизованности, не позволять себе ни малейшего расслабления. И государство остается государством, только сумев определить своего врага. При этом Шмитт не демонизирует врага. Он скорее поднимает его до собственного уровня, изображая его идейно-политические позиции, как и свои собственные, "политической теологией", только с противоположным знаком. Не говорит Шмитт и о том, что врага обязательно надо уничтожить и искоренить. Тем не менее его истолкование создает предпосылки для мифологизации образа врага в праворадикальном и даже фашистском стиле, когда врага изображают неким исчадием ада, которое необходимо истребить любыми средствами. В этом плане напрашивается параллель между формулой Шмитта и сорелевскими мифами. Да и само "политическое", о приоритете или приматекоторого так печется Шмитт, во многом является мифом, призванным вернуть миру его творца, стабильность, упорядоченность и определенность. Демократия против либерализма |
На это нее нацелена шмиттовская антитеза "демократия - либерализм". Главная линия противопоставления: народ- индивид, демократическая "гомогенность" (однородность, единообразие) и либеральный индивидуализм. Демократию нельзя отождествлять с равенством. Равенство всех людей как таковых, по словам Шмитта, является "не демократией, а определенным видом либерализма, не в i осударственной форме, а в качестве индивидуалистической гуманитарной морали и мировоззрения"58. В таком государстве нет места для партий, каких-то особых интересов, религиозных различий; ничего, что могло бы разъединять людей. Однородность, униформность - залог монолитности и политической мощи. Благодаря "гомогенности" демократия как политически формообразующий принцип является противоположностью либеральным идеям свободы и равенства каждого отдельного человека по отношению к другому человеку. Признание всеобщего равенства людей, утверждает Шмитт, лишает государство субстанции . Она может быть только национальной. Центральное понятие демократии- "народ", а не человек, причем именно весь народ как политическое единство, а не избиратели какой-то общины или какого-то округа . Шмиттовской демократии чужд общечеловеческий универсализм, в основе которого суверенитет каждого отдельного индивида. Пожалуй, важнейшим отличительным признаком демократии по отношению к "неполитическому, этико-экономическому либерализму" Шмитт считает то, что демократия- это "чисто политическое понятие". Существенной предпосылкой политической демократии является "политическое единство как гомогенное и замкнутое в себе целое""'. Шмитт критикует либералов и социал-демократов за то, что они стремятся безгранично расширить понятие "демократия", связывают и идентифицируют его с либерализмом, социализмом, справедливостью, человечностью и примирением народов. Их попытки расширить социальные функции государства соответствуют не демократическому принципу, а социал-либеральному62. "Демократия, - настаивает Шмитт, - политическое понятие и поэтому ведет к твердому политическому единству и суверенитету". Достижение политической демократии, как легко догадаться, обусловлено способностью различать врага Только жесткая постановка вопроса "друг" или "враг" придает народу политический характер, обеспечивает его гомогенность. Для Шмитга прежде всего важен такой качественный признак, как воля. Между тем либералы пытаются затемнить "специфически политическое понятие демократии" методами, присущими "индивидуалистическому либерализму", всякого рода тайными голосованиями, т.е. чисто количественными представлениями о демократии" 4. В глазах Шмитта тайное голосование также выглядит уклонением от решения. Сам Шмитт предпочитает в качестве формы волеизъявления народа то, что он определил как "аккламацию": массовое одобрение без голосования, нечто вроде неоформленного "гласа народа", общественного мнения. Это Шмитт называл "естественной формой непосредственного волеизъявления народа"65. Фактически же Шмитт предвосхитил пресловутый "одобрямс", свойственный тоталитарным режимам, хотя, конечно, он не мог себе представить тогда в полной мере методов достижения тоталитарной "гомогенности" народа и подлинной цены, сопряженной с ней "аккламации". Чем принципиальнее и важнее проблема, убежден германский правовед, тем ближе ее решение к простым "да" или "нет". Нетрудно заметить родство между "аккламацией" по Шмитту и плебисцитарностью. Следуя традиции германских правых, Шмитт предпочитает понятию "нация" понятие "народ". Правда, эти понятия у него почти взаимозаменяемы. "По отношению к обобщающему понятию "народ", - писал Шмитт, - нация означает индивидуализированный благодаря особому политическому сознанию народ"66. Единству нации и его осознанию способствуют различные элементы: общий язык, общая историческая судьба, традиции, общие политические цели и сознательная воля к их достижению. Сама политическая демократия основывается на принадлежности к определенному народу. Присущее демократии равенство направлено во-внутрь демократической государственной сущности, а не вовне ее, распространяясь только на собственных граждан. Ведь и приверженные к демократии афиняне не распространяли свои права на варваров и рабов. Демократичный народ Соединенных Штатов не принимает всякого чужака в состав своих граждан. Чтобы подчеркнул, сплоченную целостность народа, Шмитт наряду с понятием "гомогенность" использует понятие "идентичность", которое, по его словам, характеризует экзистенциальное, т.е. бытийное политическое единство народа. В отличие от базирующегося на нормах схематичного или фиктивного равенства, И государство в конечном счете "покои тся не на договоре, а на гомогенности и идентичности народа самому себе" - Для такого государства характерна "идентичность тех, кто властвует, и тех, над кем властвуют, тех, кто правит, с теми, кем правят, тех, кто отдает приказы, с теми, кто им повинуется"68. Все это весьма сходно с категорией "интегрального национализма" французских праворадикальных идеологов М.Барреса и Ш.Морраса, в соответствии с которой истинные французы как, пользуясь термином Шмитта, "гомогенная" общность противопоставлялись инородцам ("метекам") внутри страны и всему остальному миру вне ее. При шмиттовской трактовке демократии она гораздо ближе к авторитарно-диктаторским порядкам, чем либерально-парламентским. Для Шмитта парламент в значительной мере "искусственный механизм", тогда как "диктаторские и цезаристские методы могут быть не только следствием пожеланий народа, но и непосредственным выражением демократической субстанции и мощи", - считал Шмитт69. Диктатура ассоциируется у Шмитта с плебисцит арной демократией. Конкретным же ее образцом предстаег режим Муссолини. Фашистское государство, уверяет Шмитт, не является слугой капиталистов, защищает более слабых от более сильных. Кстати, многозначительно подчеркивает он, врагами Цезаря были оптиматы (сенатская аристократия. -П.Р.), а не народ"70. Из антитезы "демократия - либерализм" вытекает в значительной степени и отношение Шмитта к парламентаризму. Подобно многим другим авторам разных партийно-политических ориентации, он пишет о кризисе парламентаризма, его неспособности адаптироваться к духовно-полишческой ситуации, сложившейся после первой мировой войны. В шмиттовской критике парламентаризма немало еовпадений с веберовской. Прошло время классического либерализма XIX в., когда парламент был форумом для дискуссий, в которых сталкивались выдающиеся политические лидеры. Тогда складывалось представление будто парламент является спасительным средством от политической коррупции, хранителем высоких моральных ценностей. Постепенно открытые дискуссии из зала публичных заседаний парламента перекочевывают в кулуары, где их за закрытыми дверями обсуждают узкие по составу комитеты. Все определяется партийными и групповыми интересами, расшатывающими государственное единство. Главной же причиной кризиса парламентаризма стала его неспособность противостоять напору массовой демократии. Дело не только в столкновении либерально-демократических идей с идеями массовой демократии, но и в функциональной слабости парламентских институтов. Если М.Вебер рассматривал парламент как институт, сравнительно эффективно выполняющий миссию подготовки и селекции политической элиты, то Шмитт считал такой взгляд иллюзорным. Сег дня, писал он спустя шесгь лет после кончины Вебера, вряд ли можно питать иллюзию, что парламент является "инсгрументом отбора"71 Тот факт, что многочисленные парламенты различных европей ских и неевропейских государств непрерывно пополняют политике скую элиту сотнями министров, не внушает оптимизма. Более того некоторых государствах парламентаризм привел к тому, что все общественные вопросы превратились в проблемы дележа добычи и достижения компромиссов между партиями, политика перестала считаться чем-то элитарным, в ней видят теперь "довольно презренное дело весьма презренного класса людей"71. Что же касается таких немецких либералов, как М.Вебер Ф.Науман, Г.Пройсс, то они, считал Шмитт, слишком полагались на английский образец, на английский опыт парламентского правления и формирования политической элиты. А поскольку парламент все более и более теряет роль представителя политического единства нации, становится выразителем интересов и настроений электоральных групп, то идея отбора политических вождей уже не может служить оправданием парламента, состоящего из нескольких сот партийных функционеров. Состояние современного парламентаризма побуждает искать политических вождей и руководителей, которые пользовались бы непосредственным доверием масс73. Если у М.Вебера плебисцитарный вождь призван сбалансировать недостатки парламентаризма, не устраняя его, то в произведениях Шмитта звучит отходная по парламенту как устаревшему, обреченному историей институту, а "плебисцитарная демократия" выглядит альтернативой парламентаризму. Мощный антилиберальный заряд несет в себе и такой фундаментальный элемент учения К.Шмитта, как дсцизионизм. С одной стороны, он сильнее всего обусловлен спецификой ситуации, а с другой - особенно тесно связан традиционалистско-консервагивными корнями мировоззрения Шмитта. Либерализм - это синоним дискуссий, нерешительности, соглашательства. Децизионизм же - это культ решимости и действия. Децизио-низмом пропитаны все концептуальные блоки, разработанные Шмиттом. Так, кульминационным моментом "политического" является решение, кого считать врагом? От решения суверена зависит, считать ли ту или иную ситуацию исключительным случаем. Наконец, в юридической практике и теории децизионизм противопоставлен нормативизму. Истоки децизиоршзма Шмитт находит у классиков политической мысли. Научное достижение Ж.Бодена он усматривал в том, что французский правовед XVI в, "включил решение в понятие суверенитета"74. Естественно не обошлось и без Гоббса. В нем Шмитт видел классического представителя децизионистского подхода в сферах политики и права. Заслугой Гоббса является и то, что он раскрыл связь децизионизма с персонализмом75: воля суверена - определяющий фактор при решении важнейших правовых и политических проблем. В самом близком родстве шмитговский децизионизм находится с идеями консервативных католических мыслителей первой половины XIX в.: Ж.деМестра, Л.де Бональда, Х.Доносо Кортеса. "Для их контрреволюционной государственной философии, - писал Шмитт, -характерно осознание того, что время требует решения", "принятие решения" - центральный пункт их мысли76. В конечном итоге все они приходят к "великому или - или, чья суровая непреклонность скорее отдавала диктатурой, чем вечными разговорами"77. К последним, в отличие от консерваторов-децизионистов, были склонны немецкие консерваторы-романтики (Новалис, А.Мюллер и др.), с которыми Шмитт свел счеты в "Политической романтике" . Даже де Бональд, наиболее "немецкий" из когорты контрреволюционных мыслителей, не признавал плоского диалектического синтеза противоположностей, никакого "более высокого третьего", что было свойственно классической немецкой философии. И у него любое 79 существенное противоречие сводится к "или - или". Особое пристрастие к суверенитету, отмечал Шмитт, свойственно де Местру, причем "суверенитет в сущности означает у него решение"80. Ценность государства определяется тем, что оно обладает правом на решение, а ценность церкви в том, что она- последнее безапелляционное решение"81. Ее непогрешимость и суверенитет являются фактически синонимами. Нет никакой более высокой инстанции, которая могла бы подвергнуть ее "решение" проверке. И де Местр, и Доносо Кортес, подчеркивает Шмитт, "были дипломатами и политиками с большим практическим опытом. Они шли на разумные компромиссы. Но системный метафизический компромисс был для них немыслим"82. Следовательно, "решение" как таковое становится элементом политической теологии и мифологии. Сам по себе акт принятия решения обретает сакральный характер. Оно самоценно. 193
Карл Шмитт Из консерваторов-децизионисгов Шмитту ближе всех Доносо Кортес. Он, по мнению Шмитта, наиболее радикально осознавал метафизи чсское ядро любой политики. После революций 1848-1849 гг. он понял что эпохе роялизма, как и легитимизму в старом смысле слова, пришел конец. Ему стало очевидно, что остается только одно - диктатура. Децизионизм, как полагал Шмитт, был свойством натуры испанского консерватора. Отсюда его видение мира через очки антитез Доносо Кортес умел давать на кардинальные вопросы самые решительные ответы, потому что для него "единственно прочным фундаментом политической теории была теология"83. Децизионизм Доносо Кортеса был окрашен и в мифологические тона. Показательна параллель, которую Шмитт проводил между радикальным консерватором Доносо Кортесом и радикальным синдикалистом, мифотворцем Ж.Сорелем: "Все высказывания Доносо могли бы дословно исходить от Сореля"84. Именно Сорель придавал децизионистскому подходу ярко выраженный мифологический характер. И у того, и у другого от децизионизма веяло апокалипсисом. Мрачному воображению испанца грезилась в качестве последнего "или - или" истории грандиозная битва между католицизмом и атеистическим социализмом, нечто вроде "наполеоновского сражения" Сореля. Их сближало пренебрежительное отношение к буржуазному идеалу мирного согласия, учитывающего интересы и выгоды разных сторон. Для Доносо Кортеса буржуазия- это "дискутирующий класс", чьи основные свойства- половинчатость, неуверенность85. Подобно Доносо, Сорель противопоставлял столь милому сердцу буржуа "меркантильному образу баланса иное, воинственное представление о кровавой решающей битве"8ь. А великий миф должен был вооружить мужеством для нее. Понятия "буржуазия" и "либерализм" как у Доносо, так и Сореля выглядят практически синонимами. Оценку, данную испанцем буржуазии, Шмитт считает глубоким проникновением в природу европейского либерализма. Он солидарен с ним в том, что буржуазно-либеральный идеал политической жизни угрожает превратить все человеческое общество в чудовищный дискуссионный клуб. Постоянные дискуссии, преклонение перед свободой слова и печати- все эш уход от ответственности, всегда требующей оперативного решения. Кроме того, в процессе бесконечных дискуссий испаряется метафизическая истина. Контрреволюционные мыслители, по словам Шмитта, "возвысили момент решения до такого уровня, что понятие легитимности, их исходный пункт, в конечном счете исчезло. Как только Доносо Кортес осознал, что время монархий ушло, он довел свой децизионизм до логического завершения. Он потребовал политической диктатуры"87. По такому же логическому и практическому маршруту шел и Карл Шмитт. Концентрированным выражением децизионизма является его понятие "исключительного" или "серьезного случая". Речь идет о таких обстоятельствах и ситуациях, которые не предусмотрены никаки-ми нормами. Реальную действительность послевоенного времени вполне можно было принять за перманентную исключительную ситуацию, постоянно требовавшую неординарных решений. Для юриспруденции, отмечал Шмитт, "исключительные обстоятельства аналогичны по своему значению чуду в теологии"88. Они несовместимы и с рационализмом: "рационализм Просвещения отвергает исключительный случай в любой форме"89. Экстраординарное чуждо ему, его стихия - норма. Так в учении Шмитта появляется еще одна антитеза: "исключительный случай - норма", т.е. "децизионизм - нормативизм". И эта антитеза, как и все прочие, у германского правоведа выходит за рамки юриспруденции и принимает явный политический характер. Шмитт отграничивает исключительные случаи или обстоятельства от чрезвычайного или осадного положения. При всей экстраординарности последних они все же предусмотрены нормой, что нередко находит отражение в конституционных актах. Исключительные обстоятельства - это питательная среда децизионизма. Если чистый нормативист мыслит в безжизненных правилах и категориях, то децизионист исходит из политической ситуации и личного решения. Живым воплощением нормативизма, постоянным оппонентом Шмитта был автор "Чистой теории права" Г.Кельзен, строго отделявший науку права от политики. Шмитт критиковал "конституционный математическо-естественно-научный стиль мьшшения", свойственный Кельзену. В нем нет места для чуда и для догмы, безраздельно царствует безличная норма90. Отсюда следует и такая, на взгляд Шмитта, слабость кельзсновского нормативизма, как "отсутствие качественной характеристики"91. Во всем этом он видит стремление отделаться от решения. Ведь норма, убежден Шмитт, обретает ценность только в том случае, если она вводится посредством воли, опирающейся на власть или авторитет, т.е. все гем же решением. Само же по себе решение "свободно от всякой нормативной связи и является в собственном смысле абсолютным"92. Оно не нуждается в нормативно-правовом обосновании. "В исключительном случае, -провозглашает Шмитт, - норма уничтожается"93. Как о некоем реликте прошлого писал Шмитт о последовательных рационалистах, для которых право кончается там, где возникают исключительные обстоятельства. Другое дело "философия конкретной жизни", которая интересуется прежде всего исключительными случаями. "Исключение, - утверждает Шмитт, - гораздо интереснее, чем нормальный случай. Нормальное не доказывает ничего, исключение доказывает все"94. Норма - это общее, поверхностное, безжизненное а исключение- это прорыв через заскорузлую рутинную повторяемость всплеск страсти, жизненной силы. Уже говорилось, что главное решение, связанное с исключительным случаем, заключается в том, а что же считать таковым. Причем это как настаивал Шмитт, отнюдь не юридический вопрос 5. Он относится к самой высокой сфере, т.е. сфере "политического". И решение принимает суверен. В данном случае это "решение в высочайшем смысле"9 Любая норма, говорил Шмитт, предполагает именно нормальную си[уацию. Миссия государства как раз и состоит в том, чтобы создать такую ситуацию. На этом базируются его этические притязания на верность и лояльность по отношению к себе . "Всякое право - ситуационное право", - афористично высказывается Шмитт98. Не кто иной, как суверен "создает и гарантирует ситуацию как целостное в его тотальности". Именно ему принадлежит "монополия на это последнее решение" . Именно в исключительном случае "раскрывается яснее всего суть государственного авторитета. Здесь решение обособляется от правовой нормы, а авторитет доказывает, что он для создания права не нуждается в праве" Из шмиттовской концепции децизионизма явствует, что в качестве субъекта, принимающего решения, обычно выступает суверен, носитель государственного суверенитета, его олицетворение. И хотя Г.Рормозер говорит даже о "руссоизме" Шмитта, все-таки немецкий правовед отдает предпочтение государству перед народом. "У Руссо, - пишет Шмитт в "Политической теологии", - всеобщая воля идентична воле суверена, но тем самым понятие "всеобщего" получает количественное определение, т.е. сувереном становится народ".'01 Однако вследствие этого, продолжает рассуждение Шмитт, теряется децизионистский и персоналистский элемент традиционного понятия "суверенитет"102. Да и сам децизионизм, как его понимал Доносо Кортес, а вслед за ним Шмитт, "представляет собой кульминирующее в персональном решении мышление"103. В предисловии ко второму изданию "Политической теологии" (1933 г.) Шмитг следующим образом раскрывает формулу "политического единства": "государство, движение, народ"104. На страницах его произведении государство гораздо чаще, чем народ, предстает воплощением "политического". Оно рассматривается как "основополагающее политическое единство". Государствоцентристская позиция связывает его с консервативной мыслью конца XVIII - первой половины XIХ в. и теми новыми тенденциями XX столетия, которые воплотились, в частности, в диктатуре Муссолини. Творчество Шмитга насквозь полемично. Свои собственные мысли он чаще всего развивает в ходе их сопоставления и столкновения с мыслями оппонентов. Так что его взгляды на государство с наибольшей выразительностью вырисовываются в полемике со сторонниками плюрализма в государствоведении, британскими учеными и пуб-дицистами Г.Ласки и Д.Коулом. Плюрализм Ласки, писал Шмитг, "состоит в том, что отрицается политическое единство и постоянно подчеркивается, что каждый отдельный человек живет в сплетении множества социальных связей: он- член религиозной общины, профсоюза, спортивного клуба и многих других "ассоциаций, которые от случая к случаю оказывают на него воздействие той или иной силы, однако не в такой степени, чтобы можно было сказать, что какая-то из этих ассоциации является решающей и суверенной" . Таким образом, государство у Ласки "превращается в одну из ассоциаций, конкурирующую с другими"106. Вследствие такого плюрализма и пропадает изначальное превосходство государства, его "верховенство" по отношению к обществу и его "монополия" на высшее единство" . В старом либеральном духе государство рассматривается как всего лишь слуга общества, где вес определяется экономикой. Шмитт критикует британских плюралистов Ласки и Коула еще и за то, что они, отрицая роль государства как высшего всеобъемлющего единства, отрицают тем самым и "его этическое 1гритязание быть иной, более высокой разновидностью социальной связи по сравнению с множеством прочих ассоциаций, в которых живут люди"108. Это ведет к этическому плюрализму, в результате чего человеку приходится существовать среди множества разрозненных и равноценных социальных обязанностей и отношений лояльности. В конечном счете, подводит итог Шмитт, "плюрализм лояльностеЙ и никакой иерархии обязанностей, никакого безусловного решающего принципа начальствования и подчинения".10 В противопоставлении принципа иерархии плюрализму сказывался и тради-ционалистско-консервативный ингредиент учения К.Шмитта. Плюралистский подход, на взгляд Шмитта, подрывает единство и целесообразность государства еще и потому, что под таким углом зрения оно- всего лишь продукт компромисса многочисленных борющихся между собой групп или же нейтральный посредник, своего рода примирительная инстанция, уклоняющаяся от авторитарного решения противоречий. Единству, базирующемуся на компромиссах и сделках, на "свободном" консенсусе, Шмитт предпочитает единство другого типа, достигаемое по приказу и силой власти. Причем сила и власть делают консенсус разумным и этически оправданным и, наоборот, консенсус часто делает власть неразумной, порочной с этической точки зрения. По мере приближения конца Веймарской республики Шмитт все больше склонялся к мысли, что будущее принадлежит тотальному государству. В этом он видел неодолимую тенденцию эпохи. В 1931 I. появилась его статья "Поворот к тотальному государству". Если в либеральном XIX столетии, писал в ней Шмитт, доминировала тенденция к максимальному ограничению роли государства, к свободной игре экономических и политических сил, разделению между государством и обществом, то теперь картина существенно меняется. Исчезает противопоставление государства обществу, экономике культуре, религии и праву. В государстве растворяется буквально все. Нет места для нейтралитета и невмешательства. Сегодняшнему государству должны перейти и законодательные функции, ранее монополизированные парламентами. По мнению Шмитта, емкую формулу для этой тенденции нашел праворадикальный философ и литератор Э.Юнгер: "тотальная мобилизация". Настоятельное требование времени - это превращение нейтрального государства либерального века в тотальное, в такое, для которого характерна "идентичность государства и общества"111. Еще дальше идет Шмитт в статье, опубликованной в том самом январе 1933 г., когда Гитлер пришел к власти. "Тотальное государство существует," - провозглашает он"2. Ею образец- муссолиниевское "stato totalitario". Можно называть его варварским, рабским, ненемецким или нехристианским, но никакие вопли возмущения или негодования не в силах ничего не изменить. Преимущество тотального государства, его особая сила в свойственных ему "качестве" и "энергии", которые в свою очередь обусловлены находящимися в его исключительном распоряжении новейшими техническими средствами власти (прежде всего радио и кино). Такое государство не оставляет почвы для враждебных ему, раскалывающих государственное единство сил. Оно хорошо умеет отличать врагов от друзей. В этом смысле, по словам Шмитта, "всякое подлинное государство тотально". А поскольку способность проводить различие между другом и врагом - ключевой признак "политического", то и "само политическое тоже тотально""3. При гитлеровском режиме в процессе борьбы за "ариизацию" конституционного права Шмитт воюет и против "формализованного" понятия "правового государства", введенного в оборот "еврейским преподавателем права" Шталем-Йольсоном. После 1871 г. оно одержало победу, а затем было подкреплено триумфом "формального" понятия закона другого еврея, Лабанда, пока, наконец, победа национал-социализма не дала возможность покончить с подобным разрывом между формой и принципом|14.Теперь, утверждает Шмитт, в качестве ключевого понятие "правовое" вытеснено понятием "тотальное". Незадолго до второй мировой войны Шмитт с учетом конъюнктуры предложил такое триединство: "тотальный враг, тотальная война, тотальное государство". "В войне, - по его словам, - таится суть вещей". Тотальная война требует тотального государства. В свою очередь специфика вооружений предопределяет особенности и форму войны, придает ей тотальный характер. Таким образом, война заменяет государство на вершине иерархии ценностей "политического". Выворачивается наизнанку знаменитая формула Клаузевица, гласящая, что война - это продолжение политики иными средствами. Если у Клаузевица война обслуживает политику, то у Шмитта в условиях нацистской Германии, готовящей тотальную войну, именно война становится госпожой. В "Понятии политического" он отводил войне более скромную роль по сравнению с политикой. Трансформируется и основной признак "политического"; понятие "враг" получает определение "тотальный". И без того третьестепенное понятие "друг" фактически исчезает. "Понятие враг, - отмечает Шмитт, - является сегодня первичным"."6 Сама "тотальная война обретает смысл благодаря наличию тотального врага"117. Правда, "тотальность" в трактовке Шмитта отнюдь не тождественна тоталитаризму. Под рубрику "тотальности" подпадают различные отклонения от либерально-индивидуалистических привычек и свобод, ограничение свободы торговли, экономической деятельности, конкуренции мнений в прессе, а также централизация и усиление власти исполнительных органов по сравнению с законодательными, устранение разделения властей и т.д. "По отношению к манчестерскому либерализму, - писал Шмитт, - и "новый курс" президента Рузвельта является уже суровым "тоталитарианизмом". Предпосылкой "тотальности" служат исключительные обстоятельства. Каждый народ, оказавшись в исключительной ситуации, ищет свою собственную формулу тотальности с целью мобилизации всех резервов. Шмитт соглашается с греческим правоведом Даскалакисом, что тотальное государство даже нельзя считать особой государственной формой. Оно скорее момент в государственной жизни. Поэтому "потенциально любая государственная сущность тотальна и проходит через тотальность в определенных опасных ситуациях"119. Тем самым тенденция к "тотальному государству" предстает как универсальная, всеобъемлющая. Но из-за такого, в принципе не свойственного Шмиггу, универсалистского подхода стираются различия между действительно тоталитарным, основанном на перманентном терроре контроле над всеми сферами жизни режимом и интервенционистским государством "всеобщего благосостояния", каковым были рузвельтовские Соединенные Штаты. В этом сказывалась явная недооценка жизнеспособности либеральной парламентской демократии. Шмитт не видел скрытых в ней резервов, веруя исключительно в силу "тотального государства". ЭволюцияполитическихиправовыхконцепцийК.Шмитта представляет особый интерес с точки зрения взаимосвязи между консерватизмом и правым радикализмом. Опыт Шмитта отражает тенденцию к радикализации традиционного, а порой и либерального консерватизма в кризисных ситуациях. Подобная тенденция была характерна для межвоенного периода, когда многие консерваторы поддались искушению фашизмом. Наиболее сильно это поветрие захватило Германию, где возникло пестрое и многочисленное идейно-политическое течение, пропагандировавшее необходимость "консервативной революции". Нередко Шмитта связывают с этим течением, выступавшим за уничтожение Веймарской республики, с тем чтобы создать на ее месте нечто, достойное сохранения. Эти "консервативные революционеры" в идеологическом плане сыграли по отношению к нацистам роль ракетоносителя со всеми вытекающими из этого последствиями, включая его самосгорание после вывода объекта на орбиту. Однако, если "консервативным революционерам" была свойственна прямо-таки иррациональная ненависть к Веймарской системе и либерализму, то для Шмитта и "система" и либерализм были плохи не столько сами по себе, сколько из-за их неспособности обеспечить стабильный порядок. Понять эволюцию Шмитта помогает трактовка им метаморфоз Х.Доносо Кортеса. Как уже говорилось, в испанском мыслителе германский правовед видел свое alter ego. Когда Европе, по его мнению, угрожала гражданская война, Доносе Кортес выступил поборником самых радикальных решений. Но стоило наступить спокойствию, как он превращался в "типичного либерального консерватора середины XIX в."120 Скорее всего и Карл Шмитт в спокойные времена оставался бы на либерально-консервативных позициях, которые были принципиально неприемлемы для большинства "консервативных революционеров", жаждавших решительных перемен, мечтавших о мифическом "третьем рейхе". Что касается Шмитта, то у него оппортунизма всегда было гораздо больше, чем энтузиазма. "Шмиттовский ренессанс", который наблюдается в последние десятилетия, объясняется в значительной мере и тем, что в его идейном наследии содержится немало поучительного для современности и будущего. Конечно, радикализм его подходов обусловил изрядную односторонность его концепций. Он замечал главным образом слабости либеральной демократии и парламентаризма. Однако этим он решительно ставил и предельно заострял самые болезненные проблемы политики и юриспруденции, На практике либеральная демократия оказалась гораздо жизнеспособнее, чем он полагал. Ее жизнестойкость определяется способностью преодолевать собственные слабости и даже превращать их в силу. И, напротив, тоталитарные режимы, казавшиеся могучей и монолитной структурой, успели развалиться и исчезнуть, а либеральная демократия продолжает развиваться, находя, пусть и не без труда, ответы на вызовы времени, В условиях плюралистического консенсуса жесткоконтрастные антитезы Шмитта, если и не поддаются окончательному разрешению, то во всяком случае могут ослабляться. Выяснилось, что либеральная демократия способна сочетать дискуссии с решениями, периодически находить некий общий знаменатель, способный примирить противоречивые интересы. Ее сильной стороной является способность извлекать нечто ценное для себя из критики, которой ее подвергают. В противоядии обычно содержится малая доза соответствующего яда. И либеральной демократии полезна инъекция децизионизма. Ведь она не гарантирована от разного рода ненормативных, исключительных обстоятельств, требующих неординарных и оперативных решений. Есть у нее и непримиримые враги, по отношению к которым не избежать щмиттов-ского критерия. Не повредит ей и "теологический" момент, если иметь под этим в виду веру в собственные ценности и идеалы. |