Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Евагрий Схоластик. Церковная история. Книга шестая [история Церкви]


Начало книги здесь

14. Некто Ситт, из числа десятников в Мартирополе, будучи оскорблен одним из тамошних военных начальников, предал город и для этого улучил такое время, когда охранявшее его войско из него вышло. Введя отряд персов как римский, он овладел городом, который для римлян был весьма удобен, и многих цветущих здоровьем женщин удержал внутри, а прочих всех, исключая нескольких рабов, выгнал вон. Поэтому Филиппик тотчас устремился к (занятому персами) городу и, окружив его, держал в осаде, хотя и не имел нужных для осады орудий. Сражаясь чем мог, он сделал, однако же, несколько подкопов и повалил одну из башен, но овладеть городом был не в состоянии; потому что персы, не заснув в течении всей ночи, укрепили то, что упало, и римлян, сколько ни приступали они к стенам, всякий раз отражали. Таким образом римляне, стоя под стрелами, которые, будучи пускаемы с возвышенного места всегда достигали своей цели, и более вреда получая сами, чем сколь ко причиняли его осажденным, наконец оставили осаду и, отойдя на некоторое расстояние, построили только лагерь и наблюдали, чтобы к этим персам не присоединились и другие. Тогда, по повелению Маврикия, к войску прибыл Григорий и убеждал их возвратиться к осаде. Но оно не в состоянии было сделать что-нибудь более сделанного, ибо не имело ни одной осадной машины, и потому распущено было на зимние квартиры; только в соседних крепостях оставлены сильные гарнизоны, чтобы персы не вступили в города тайно. На следующее лето, когда войско опять со бралось и вооружились персы, около Мартирополя произошло сильное сражение. И хотя Филиппик одержал верх и пало множество персов, в том числе один из их героев; однако же достаточное количество их проникло в Мартирополь, чего они особенно и домогались. После этого, римляне не хотели уже осаждать город, ибо не было возможности одолеть его силой. Но на расстоянии стадий семи, в местах гористых и от природы укрепленных, основали другой, чтобы отсюда предпринимать против персов меры военной тактики и делать на них нападения. В этом провели они лето, а зимой были распущены.

15. Для предводительствования войском в преемники Филиппика) послан был Коментиол, родом фракиец, Он мужественно сражался с персами и потерял бы жизнь, будучи повержен вместе с конем, если бы один, из копьеносцев не посадил его на обозную лошадь и не вывел из сражения. Оставшиеся персы, потеряв всех своих предводителей, обратились в бегство и спаслись в Нисибис, нобоялись возвратиться к своему царю; потому что он грозил им смертью, если они не сберегут своих вождей. В таких обстоятельствах они задумали открыть против Хормизда возмущение, к которому подавал совет и персидский полководец Барам, возвратившийся со своей дружиной после войны против турок. Между тем, Коментиол, во время осады Мартирополя, оставив под этим городом сильный отряд, сам, с несколькими отборными по мужеству людьми, выступил против Оквы, весьма твердой крепости, лежащей против Мартирополя на одной отвесной скале противоположного берега, откуда виден был весь город. Осадив ее и употребив все усилия, он, при помощи катапульт, разрушил некоторую часть стены и взял крепость приступом. После сего удерживание Мартирополя оказалось для персов безнадежным.

16.Между тем, как это происходило, персы умертвили Хормизда, несправедливейшего из всех царей; потому что он не только угнетал своих подданных денежными налогами, но и предавал их разного рода смерти.

17.После Хормизда персы поставили себе царем сына его Хосрова; но против него восстал со своим войском Барам. Хосров встретил его с незначительным ополчением, но, видя, что ему зложелательствуют и собственные его люди, обратился в. бегство и, как сам говорил, призвав предварительно христианского Бога, чтобы Он направил коня его туда, куда будет Ему благоугодно, прибыл в Киркесий. Сюда приехал он со своими женами, двумя новорожденными детьми и с некоторыми из благородных персов, которые пожелали за ним следовать, и оттуда отправил послов к императору Маврикию. Маврикий, и при этом случае (как всегда), руководствуясь прекрасными помыслами, и по сему примеру соображая непостоянство и изменчивость человеческой жизни и внезапность ее перемен, принял его просьбу и вместо беглеца признал его гостем, вместо пленника — сыном, даже почтил его царскими дарами, и не только сам, как император, щедро наградил его, но тоже сделали — и императрица в отношении к его супругам, и дети в отношении к его детям, 18. Маврикий отправил к Хосрову и всю император скую стражу, и все римское войско вместе с полководцем, повелев, чтобы стража и войско следовали за ним, куда он захочет. А для большей чести послал к нему и епископа мелитинского Домициана, своего родственника, мужа благоразумного и расторопного в слове и деле, способнейшего и готового для исполнения самых важных поручений. Послал также и Григория, который изумил Хосрова всем и беседой, и дарами, и благовременными в делах советами.

19. Прибыв в главный город евфратской области Иерополь, Хосров оттуда пошел назад. Этого хотел и Маврикий, который более заботился о пользе просителя, чем о собственной славе. Он снабдил персидского царя большими деньгами, чего примеров не представляет история, потом, набрав из персов войско и, на счет собственной казны, выдав ему сполна жалование, с общими этими армиями, т. е. римской и персидской, отпустил Хосрова за пределы (своей империи). В то время Мартирополь уже сдался ему, вместе с Ситтом, который от самих же мартиропольцев побит был камнями и пригвожден к кресту. А по удалении персов,сдалась также и Дара. Когда же, наконец, одними только римлянами и в одном только сражении побежден был и Барам и, побежденный, бесславно предался бегству без всякой свиты; тогда Хосров снова возвратился в свое царство.

20. В это время жила у нас и мученица Голендуха, после многих страданий потерпевшая мучение от персидских магов, которые секли ее, и совершившая великие чудеса. Жизнь ее описал прежний епископ иеропольский Стефан.

21. Сделавшись обладателем своего царства, Хосров послал Григорию крест, богато украшенный золотом и драгоценными камнями, в честь победоносного мученика Сергия. Он пожертвован был (в церковь) супругой Юстиниана Феодорой, а похищен из церкви в числе прочих сокровищ, как уже сказал я, Хосровом. Послал Хосров и другой золотой крест, надписав на нем греческими буквами следующее: "сей крест посылает Хосров, царь царей, сын Хормизда. Когда, по внушению дьявола и злодейским замыслам несчастного Варама и бывших с ним всадников, вступили мы в пределы римской империи; тогда и гибельный Задеспрам, прейдя с войском в Нисибис, стал подговаривать нисибских всадников к восстанию и измене нам, а я, между тем, послал свою кавалерию вместе с ее начальником в Хархас. Но так как слышно было, что святой, всечестной и именитый Сергий всем подает по прошению; то, полагаясь на его милость, мы в 9 год нашего царствования, в 7-й день месяца января, стали просить его, (и дали обет) что, если всадники умертвят Задеспрама или возьмут его живого, от нас всечестному имени Сергия посвящен будет золотой, украшенный камнями крест и отсылаемый в его дом. Ивот в 9 день месяца февраля действительно принесли нам голову Задеспрама. Видя, что наше прошение исполнилось, и, не желая, чтобы в этом отношении оставалось место недоумению, мы этот устроенный нами крест, вместе с кре стом, который дому Сергия пожертвован римским императором Юстинианом, а во время разрыва между двумя государствами принесен сюда Хосровом, царем царей, сыном Кавада, нашим отцом, и найден между нашими сокровищами, посылаем в дом св. всечестного Сергия". С согласия императора Маврикия, приняв эти кресты, Григорий весьма торжественно внес их в священный храм мученика. Спустя немного Хосров для того же освященного храма прислал и другие дары со следующей греческой на золотом дискосе надписью: "я, Хосров, царь царей, сын Хормизда, делаю надписание на сем дискосе, не для зрения людского, и не для того, чтобы из моих только слов узнано было величия всечестного твоего имени, но ради истины начертания и в знак памяти о многих милостях и благодеяниях, которые получил я от тебя; ибо почитаю счастьем для себя, что мое имя могу начертать на священных твоих сосудах. Будучи в Верамаисе, я молил тебя, святой, чтобы ты подал мне помощь и даровал, чтобы Сира зачала во чреве. Хотя Сира — христианка, а я — язычник, какового супружества наш закон не дозволяет нам; однако ж, по преданности моей к тебе, я ради нее пренебрег и законом и с каждым днем более и более приближал и приближаю ее к себе предпочтительно пред всеми моими женами. Итак, я возымел намерение просить твою благость, святой, чтобы она зачала во чреве, — и просил и дал обет, что, если Сиразачнет, то носимый ею крест я пошлю в дар всечестному твоему дому. Это имели в виду я и Сира, Но чтобы в память твоего имени, святой, удержать этот крест, мы положили вместо него послать цену его, простирающуюся не далее 4500 статиров миллиарисиев, — послать именно 5000 статиров. С того времени, когда я просил тебя об этом и так размышлял, до отъезда нашего в Росохосрон, не прошло более 40 дней, как ты, святой, не потому, чтобы я был достоин, но по твоей благости, явился мне в ночном видении и трижды сказал, что Сира будет иметь во чреве, а я в тот же видении трижды отвечал тебе: "хорошо". И так как ты исполняешь прошения, то Сира с того дня не стала знать обычного женщинам. Я усомнился бы в этом, если бы не верил твоим словам, - не верил, что не является, женское именно по действию твоей святости и по твоей готовности исполнять прошения. Из этого я узнал силу видения и истину твоих слов. С того времени положено мной и тот самый крест и цену его послать во всечестной твой дом, с повелением — из цены его сделать дискос и потир для божественных Тайн, также крест, для водружения его на честной трапезе, и кадильницу, — все это из золота, и украшенную золотом гуннскую завесу; а сколько миллиарисиев останется от этого, то пусть принадлежит св. твоему дому, чтобы по своему благоволению, святый, ты во всем, и особенно в этом прошении помогал нам — мне и Сире, чтобы все под твоим покровительством дарованные нам плоды твоей благости, согласно с моим желанием и желанием Сиры, приходили к совершенству, и чтобы я и Сира, живя в этом мире, надеялись на твою силу и продолжали втебя веровать". Эти слова приношений Хосрова тоже значат, что пророчество Валаама; человеколюбивый Бог все так пре мудро устрояет, что и язык эллинов произносит спасительные изречения.

22. Тогда же и вождь враждебного кочующего народа, Нааман, будучи до того нечестивейшим и гнуснейшим язычником и собственными руками закалав людей в жертву своим демонам, расплавил огнем Афродиту, в сущности (это золото) золотую массу и, раздав бедным, приступил к св. крещению и привел к Богу всех, его окружавших. А Григорий, между тем, по воле царской посвятив (храму) кресты Хосрова, объезжал пустыни так называемых лимитов, у которых особенно держались догматы Севера, и привел, к церкви Божьей много крепостей, селений, монастырей и целых племен.

23. В это время преподобный Симеон разболелся к смерти, - и Григорий, когда я известил его о том, побежал к нему, чтобы отдать ему последний долг, однако не поспел. По добродетели Симеон был превосходнее всех людей своего времени; он подвизался на столпе с ранних лет, так что в продолжение стояния на нем переменил свои зубы. А взошел на столп по следующей причине. Однажды, будучи еще в детском возрасте, играл и прыгал он на вершине горы. В это время, случайно встретив леопарда, обвязал он его шею своим поясом и, ведя зверя на веревке, как будто бы леопард забыл о своей природе, привел его к своему монастырю. Увидев это, его наставник, стоявший также на столпе, спросил: что такое у тебя. Это кошка, отвечал он, которую обыкновенно называют каттою. Уразумев отсюда,каков он будет по добродетели, наставник возвел его на столп. На этом и потом на другом столпе, воздвигнутом на самой вершине горы, Симеон провел 68 лет и удостоился всякой благодати, изгонял демонов, исцелял всякие болезни и недуги и провидел будущее, как настоящее. Он предрек и Григорию, что тот не увидит его смерти, а что будет после него, о том (сказал) не знаю. Прозрев и мои помыслы о потере детей, соединявшейся обыкновенно с недоумением, от чего подобного несчастья не случалось с многочадными язычниками, хотя я вовсе ни с кем не говорил о том, он письменно убеждал меня отстать от таких мыслей, потому что это неугодно Богу. И вот еще: у одной из моих рабынь женщин, после родов, остановилось молоко, от чего младенец находился в крайней опасности. При этом случае Симеон, положив свою руку на десницу мужа ее, велел ему прикоснуться ей к сосцам жены, и когда он сделал это, молоко устремилось тотчас, как бы из некоторого источника, так что омочило самую одежду женщины. Случилось также, что одного отрока, в глубокую ночь забытого спутниками, лев взял на свои плечи и принес к монастырю. Тогда по приказанию Симеона, служители вышли и, взяв его из-под стражи льва, ввели в монастырь. Много и другого совершил он, чего не вместит никакая память, что требует и языка красноречивого, и времени, и особого сочинения, но что, однако же, прославляется устами всех людей; ибо к нему приходили и получали от него просимое почти ото всюду, — не только от римлян, но и от варваров. Вместо всякой пищи и питья, служили для него ветви одного растущего на той горе кустарника.

24. Спустя немного после того, умер и Григорий, похищенный подагрою, от которой сильно страдал, особенно когда выпил лекарство из так называемого гермодактила, которое дал ему один врач. Умер он в то время, когда в старейшем Риме, как сказано, епископствовал преемник Пелагия, Григорий, в новом — Иоанн, в Александрии — Евлогий, в Феополе — Анастасий, возвращенный к своему пре столу через 23 года, а в Иерусалиме Иоанн, по смерти которого, случившейся вскоре, еще никто не получил тамошнего кормила. Здесь, то есть на 12 году царской власти Маврикия над римской империей да остановится моя история. О дальнейших событиях предоставляем говорить и писать желающим. Если что-либо просмотрено нами, или не точно изложено, не порицай нас за это никто, помня, что мы только собрали рассеянные сказания — с целью при нести пользу людям, для которых и предприняли наши труды, Написана нами и другая книга, заключающая в себе донесения, послания, судебные мнения, речи, разговоры и прочее тому подобное. Из содержащихся в ней донесений, большая часть составлена от лица Григория Феопольского. За свой труд мы получили два почетных звания: Тиверий Константин облек нас квестурой, а Маврикий Тиверий прислал нам грамоту на префектуру, когда мы написали ему речь по случаю рождения на свет Феодосия, чем устранено было поношение царствования и доставлено как государю, так и государству полное благоденствие. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования