Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
28 апреля 13:44Распечатать

Доминик Блехер. ОРДЕН БРАТЬЕВ-ПРОПОВЕДНИКОВ (ДОМИНИКАНСКИЙ ОРДЕН). Часть вторая. Орден доминиканцев-мирян. Доминиканцы в России


(начало здесь)

III Орден (Орден доминиканцев-мирян, доминиканские терциарии, Доминиканский Лаикат)

III Орден был утвержден папским эдиктом в 1285 году. Он представлял себой общину католиков, не принимающих обета безбрачия и живущих мирской жизнью, но тем не менее подчиняющихся основным пунктам доминиканского устава и помогающим в работе своим "старшим братьям" – монахам.

У истоков Третьего Ордена стояли два практически независимых друг от друга течения.

С 1225 года в хрониках начинают появляться упоминания о так называемых "кающихся св. Доминика". Трудно сейчас точно сказать, насколько тесно взаимодействовали эти группы с орденом братьев-проповедников. Однако, можно с уверенностью утверждать, что эти группы каким-то образом подчинялись местным доминиканским приорам. Гумберт из Романьи читал проповеди группе, которая называлась "Братья епитимьи". Судя по всему, это была группа, игравшая важную роль в движении мирян, но еще не являвшаяся Третьим Орденом в современном понимании этого слова. Она была тесно связана с Орденом. Ее члены отдавали деньги и имущество Ордену и жили в монашеском послушании. В связи с этим интерес представляет происшествие, имевшее место в 1260 году в Перудже. Отшельник по имени Ренье был обеспокоен ожесточенной борьбой между партиями гвельфов и гибеллинов, сопровождавшейся открытой враждой и кровопролитием. Ренье решил возглавить крестовый поход примирения. Он начал поход по городу в сопровождении огромных толп людей, певших гимны и молитвы. Гражданские и церковные власти, боясь волнений, разделили толпу на небольшие группы и направили одну группу к северным воротам города, вторую - к южным, а третью - к западным. Группы стали отождествлять с церквями, ближайшими к этим воротам. В этом городе с того времени они стали известны как "кающиеся св. Августина", "кающиеся св. Франциска" и "кающиеся св. Доминика".

Появление особой структуры Третьего Ордена было обязано двум факторам. Во-первых, к 1280 году многие из этих групп кающихся мирян уклонялись в ересь. От критики рядового священника они переходили к критике всех таинств: "Зачем платить деньги священнику, чтобы получать таинства?" Затем задавали вопрос: "А зачем вообще нужны таинства? Разве нельзя непосредственно общаться с Богом, без священника или таинств?"

Второй причиной было то, что Муньо де Замора, Генерал доминиканцев в то время, решил, что для "кающихся" надо  придумать своего рода организацию. В 1285 году Муньо де Замора опубликовал "Правило для кающихся св. Доминика". Этот момент и стал началом Третьего Ордена.

Правило Муньо де Заморы состояло из 22 глав. Чтобы вступить в Орден кающихся св. Доминика (читаем мы в одной главе), нужно иметь свидетельство, удостоверяющее, что жизнь кандидата характеризуется высоким уровнем нравственности и глубокой верой. В соответствии с правилом, постуланты (предпослушники) должны были обрести усердие св. Доминика, чтобы защищать и распространять веру. Было указано, что цель Ордена - апостольское служение; все практики покаяния должны были вести к апостолату. Правило Заморы требовало, чтобы вступающий в Орден отдал все долги и примирился со всеми врагами.

Для приема постулантов необходимо было одобрение большинства членов капитула Третьего Ордена. Церемония вступления означала действительное каноническое присоединение к Ордену без права выхода из него с целью вступления в другой Орден или возврата к "светской жизни". Исключение могло составлять лишь вступление в другой монашеский орден с торжественными обетами.

Члены Третьего Ордена обязаны были участвовать в Божественной литургии как можно часто. По воскресеньям и праздничным дням с 1 ноября до Пасхи они были обязаны также участвовать и во всенощном бдении. Для них были установлены суровые правила поста и воздержания; мясо разрешалось есть только в воскресенье, вторник и четверг. Члены Третьего Ордена должны были презреть суетность житейского мира, избегать шумных сборищ, пиршеств и танцев.

Терциарии находились в послушании у своих руководителей и даже не могли уехать из города без их разрешения. Свои особые обязательства были у тех членов Ордена, кто в силу болезни не мог исполнять все обязательства, а также у некоторых терциариев, посвятивших себя молитве.

Исключение из общего правила возможно было только в самых серьезных случаях.

Вторая версия происхождения Третьего Ордена упоминает о "Воинстве Христа", "Militia Christi" - группе, основанной непосредственно св. Домиником.

Если "Кающиеся св. Доминика" были в основном из простолюдинов, то "Воины Христа" являлись дворянами, решившими поставить свои способности на службу Церкви и конкретно доминиканскому ордену, и силою своего оружия оборонять братьев-проповедников во время их одиноких и зачастую опасных путешествий.

Впоследствии эти две группы были объединены в одну, принявшую доминиканский устав и организованную по образцу доминиканских общин. Она и стала тем Третьим Орденом, который мы можем наблюдать сейчас.

Доминиканский Орден в России

Доминиканцы появились в России достаточно давно. В 1228 году в Киев приехали польские доминиканцы во главе с братом Яцеком (Гиацинтом). Помимо исполнения пастырских функций среди общин латинских католиков, они должны были содействовать "воссоединению православных князей и епископов с Римом", а также выполнять дипломатические миссии. Их деятельность была обращена не только к восточным христианам, но и к язычникам, жившим на окраинах Руси. Папа Григорий IX выпустил по поводу их деятельности специальную буллу, адресованную доминиканцам, "отправляющимся на Русь и к язычникам". В период своей миссии на Руси Яцек вместе с тремя собратьями основал доминиканский монастырь в Киеве. А в 1320 г. в Киеве была основана латинская епархия, первым епископом которой стал доминиканец Генрих. Центром доминиканской миссии на Юго-Западной Руси был доминиканский монастырь во Львове.

В Новгороде доминиканец Вениамин сыграл ведущую роль в подготовке Геннадиевской Библии. Ян Соколовский, провинциал Ордена в России в 1626 году, поддерживал дружеские отношения с православным митрополитом Петром Могилой, и поддерживал основанную последним Духовную академию в Киеве, а также пытался посредничать в проекте по восстановлению единства между не принявшей Брестскую унию частью Киевской митрополии и Римом.

К 1772 г. русская провинция доминиканцев насчитывала 62 монастыря с 565 монахами. Миссии доминиканцев распространялись и на восточные земли Балтийского региона — Пруссию, Латвию и Эстонию, где действовали датские и немецкие доминиканцы. А в доминиканской хронике "Descriptio terrarum" упоминается также влиятельная миссия в Беларуси.

Крайне терпимо и доброжелательно относился к доминиканцам император Павел Первый. Он поручил им пастырскую деятельность на территории Выборгской губернии...

И Александр I, и последующие государи Российской Империи также покровительствовали доминиканцам. При Александре I был основан монастырь в Санкт-Петербурге и в ведение доминиканского ордена был передан приход св. Екатерины. Приход и монастырь существуют до сих пор, а здание храма является одной из важнейших архитектурных достопримечательностей Невского проспекта.

Революция 1917 г. принесла доминиканскому ордену много бед. Западная Украина, всегда бывшая надежным прибежищем братьев-проповедников, перестала быть таковым, и доминиканский мартиролог пополнился многими именами. Был закрыт храм св. Екатерины, московская община фактически уничтожена. Но в Москве выжила, пусть и уйдя в подполье, организация терциариев во главе с супругами Абрикосовыми, память которых искренне почитают все московские братья-миряне.

На настоящий момент практически полностью восстановлена структура Ордена на Украине. Крупнейшие центры доминиканцев в этой стране – Киев и Фастов, где действуют большие монастыри и несколько доминиканских приходов.

В России дела обстоят несколько хуже. Дело в том, что русские доминиканцы лишены возможности осуществлять свою основную деятельность – проповедь и просвещение, так как в условиях конфликта между католическими и православными структурами они не могут ни организовывать учебных заведений (даже руководимый ими изначально Колледж теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве сейчас передан иезуитам), ни работать с молодежью. Тем не менее, достаточно активную жизнь ведет возобновленная петербургская община, как и в старые времена работающая при приходе св. Екатерины. В Москве из доминиканцев-монахов присутствует только о. Александр Хмельницкий, настоятель прихода Фатимской Божией Матери, "квартирующегося" в храме св. Людовика Французского на Малой Лубянке. Зато в столице существует та самая, руководимая некогда Абрикосовыми, группа терциариев. В ее рядах некогда состоял покойный Юлий Шрейдер, ныне ее членами являются известная переводчица Наталья Трауберг и многие другие представители христианской творческой интеллигенции.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования