Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
29 мая 12:29Распечатать

Феликс Шведовский. ПОЧЕМУ В МОСКВЕ НЕТ БУДДИЙСКОГО ХРАМА. "Дни традиционного российского буддизма" в Москве оказались "междусобойчиком"


Я не знал о Днях традиционного российского буддизма, состоявшихся на прошлой неделе в Москве. Глупо изображать безразличие к такому эпохальному событию. Ведь до сих пор они отмечались в далеких Бурятии и Калмыкии, а теперь впервые прошли в столице. Мне, москвичу, несложно было бы если не выступить, то хотя бы просто прийти в Центр Рериха и присутствовать на них. Но смешно обижаться, что меня не пригласили.

Ну да, среди организаторов – буддологи, которые в 2004 году поздравляли меня с защитой диссертации по "Махапаринирвана-сутре" и, наверно, могли бы вспомнить, что я, хоть и не ведущий, но все-таки тоже немножко буддолог и даже числюсь в Институте востоковедения РАН. Это ж когда было – 5 лет назад! Да и телефон у меня недавно изменился, код 499 поставили, а с Интернетом, где меня несложно найти, наш брат-ученый пока никак не подружится. И это, может быть, правильно. Все-таки истинные знания – не здесь. И, в конце концов, я сам должен быть активнее, общаться с ними больше, тоже позванивать. Да и младше я по возрасту. Так что к людям науки у меня претензий никаких – только благодарность.

Не обижаюсь я и на практикующих буддистов, которые, по-видимому, и явились главными организаторами фестиваля. У них тоже свои причины для того, чтобы не замечать нашей общины Лотосовой сутры – Ниппондзан Мёходзи. Ведь нас совсем мало, и в перерегистрации нам Минюст отказал еще в 2001 году, и Учителя нашего - японского буддийского монаха, достопочтенного Дзюнсэя Тэрасаву - уже девятый год не пускают в Россию. Отказывают в визе ему не из-за того, чтобы с Китаем отношения не испортить, а потому что как-то странно с терроризмом борется – не то что буддисты традиционные, во всяких государственных советах заседающие. Не так, как надо, борется! Не осуждает, не клеймит экстремистов, а зачем-то марши мира в Чечню устраивал, с Басаевым и Масхадовым общался. Чего с ними разговаривать, к миру призывать! Люди наверху лучше знают, как с ними надо, и сделали лучше: нет человека – нет проблемы. Нет теперь ни Масхадова, ни Басаева в живых. А Тэрасавы-сэнсэя – нет в России. Не нужна его миротворческая деятельность и острые речи, изобличающие преступления военных. Изобличал бы только боевиков – так нет же, и на российскую армию замахнулся. Не место таким в нашей стране! Люди наверху так решили. И лучше с ними не спорить. И отношения лучше не портить…

Вот нас и не пригласили поэтому, наверно. А может, тоже просто забыли, что мы есть. И неважно, что Учитель наш и некоторые из нас жизнью в Чечне рисковали. Какое кому дело до этого. Ведь 9 лет прошло! Да и потом, мы же не традиционные, с точки зрения российского буддизма. То есть не тибетская наша школа. Кому какое дело, что японский буддизм - более древний. Это ж когда было, сколько веков назад! Важно ведь то, что здесь и сейчас. Не так ли?

Поэтому не обижаюсь я ни на кого.

Только вот зачем президент Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александр Койбагаров на этих Днях сказал, что основная их цель – "призвать все школы и направления буддизма к консолидации, объединению и совместной работе в России"? Ведь слова эти что-то значить должны. Если все школы и направления, так уж все. Тогда и про нас не забывайте, пожалуйста! Или уточняйте: все школы и направления тибетского буддизма. Чтобы всем всё было ясно и понятно: это просто такой междусобойчик, исключительно по случаю 400-летия вхождения Калмыкии в состав России. И ничего эпохального - с точки зрения общебуддийской - в нем нет.

Буддийские общины в Москве давно разбежались по углам и очень редко вместе отмечают даже Новый год или День рождения Будды. И забыли, как в 1993-95 годах на эти праздники Тэрасава-сэнсэй арендовал дома культуры – и буддисты всех направлений вместе совершали свои молитвы. Единство, отсутствие понятия "ересь" - одно из главных отличий буддизма. Почему, за исключением вьетнамской "Соломенной хижины", это перестали ценить? Почему почти каждый раз нам самим приходится узнавать обо всех событиях в буддийском мире Москвы и напрашиваться на участие? Впрочем, возможные причины смотри выше.

А потом мы удивляемся, отчего это никак не собираются средства на храм, несколько лет назад заложенный в Отрадном. Хотя я не могу читать мысли Будды, но мне кажется, Он хочет только такой храм, который объединит всех, и не только буддистов. Пока пытаются что-то устраивать как некий междусобойчик, ничего не получится. Тэрасава-сэнсэй тоже хотел построить в Москве ступу, но не японскую, а для всех религий, как символ мира, прежде всего. Вторая чеченская война не дала ему этого сделать. Пока не только буддийское, но и всё российское общество разъединено, атомизировано и каждый за себя, Пагода Мира в Москве не появится. И даже просто бурятский, или калмыцкий, или тувинский храм в Москве, наверно, не появится тоже. Хотя я не смею читать мысли Будды, но почему-то мне видится, что Он этого не допустит.

Лучше уж мы, буддийские монахи, будем странствовать и жить под деревьями. Ведь и у самого Будды храма тоже не было. И он не обижался никогда ни на что.

Поэтому бог с ними, с этими Днями. Кто получил от них блага, пусть будет благодарен и помнит хотя бы о них, если уж забыл истинную историю буддизма в России, в которой у Тэрасавы-сэнсэя и его учеников тоже есть свое место. И да будут благословенны Республика Калмыкия и глава ее Кирсан Илюмжинов. Уж он-то нашего Учителя никогда не забывал и уже несколько раз пытался уговорить российские власти, чтобы снова стали пускать его в Россию.

Пока не получается…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования