Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
23 мая 11:01Распечатать

Епископ Амвросий (Епифанов). "ОСТАВЬТЕ НАМ НАШЕ СВЯТОЕ БЕСПРАВИЕ!" К 80-летию со дня кончины выдающегося "иосифлянского" пастыря о. Феодора Андреева. Часть первая


"Я все думаю о происшедших событиях в Церкви
и вот, проверяя себя,
перед лицом смерти могу только сказать,
что с тем умом и с той душой, которые дал мне Господь,
я иначе поступить не мог".

Последние слова о. Феодора Андреева

Редкая для Петрограда весенняя тихая солнечная погода. Лишь яркая изумрудная, еще девственная, майская листва, колышимая нежным ветерком, перешептывается на деревьях. По милому родному Невскому движется многотысячная процессия. Вообще всякого рода шествия за последнее десятилетие здесь уже давно стали обыденными. Но это – совсем необычное. Здесь нет кумачовых транспарантов, и юноши здесь не вульгарно-крикливы, а трепетно-молитвенны; девушки же не в красных косынках, а в белоснежных платочках. Все они не размахивают руками, а крестятся. Вместо режущих слух адского Интернационала, надоедливых звуков Марсельезы слышны святые молитвы. Здесь нет циничной матерной перебранки, а с благоговением произносится Святое Божие Имя. Иконы, благозвучные церковные песнопения да нежный перезвон кадильных бубенцов. Настоящий крестный ход.

В последний раз невские жители созерцали подобное уже давно – в 1918 году, во время посещения их града Святейшим Патриархом Тихоном. Два стареньких архиерея с посохами в окружении иподиаконов и многочисленный сонм священников в светлых ризах, несущих украшенный весенними цветами гроб, уже подходят к стенам Святой Лавры небесного покровителя северной столицы, а замыкающие шествие, не отравленные иллюзорным ядом безбожников, верные благодатному Православию люди, еще только выходят с набережной канала Грибоедова от Храма Воскресения Спасителя на Невский проспект.

Они не суетятся и не спешат, а степенно в смирении замыкают этот необычный для "красного" Петрограда крестный ход, потому что знают, что гроб с их любимым пастырем еще до вечера будет стоять в иосифлянском Тихвинском храме Александро-Невской Лавры, и каждый сможет проститься, отдать ему последний поклон. А вечером досточтимый батюшка будет погребен на братском Никольском кладбище.

Так хоронили отца Феодора Андреева, замечательного проповедника и борца за свободу Церкви. "Со времен похорон Достоевского Петербург не видел такого скопления народа", - писал профессор А.И. Бриллиантов своему другу.

И.М. Андреев (Андреевский) писал: "Отец Феодор Андреев прославился своими замечательными проповедями, слушать которые собиралось так много народа, что огромный собор не мог вместить всех желающих услышать вдохновенное православное слово. Среди слушателей было много профессоров, и студентов Военно-Медицинской Академии, и Университета, и научных сотрудников Академии наук, которые постепенно становились духовными чадами о. Феодора… Митрополит Иосиф, архиепископ Димитрий и епископ Сергий Нарвский чрезвычайно высоко ценили о. Феодора Андреева, называли его "адамантом Православия", незаменимой "жемчужиной". Благоговели перед ним и профессор С.А. Аскольдов, проф. А.И. Бриллиантов, проф. М.А. Новоселов и многие другие выдающиеся богословы-философы и общественно-политические деятели".

Позднее академик Д.С. Лихачев вспоминал: "Это был в двадцатых годах знаменитейший проповедник, на проповеди которого в Сергиевскую церковь, угол Литейного и Сергиевской, стекалась вся интеллигенция Петрограда".

Отец Феодор тихо скончался 10/23 мая 1929 года у себя на квартире (Лиговка, 21-а, кв. 7), которую смело можно было бы назвать залом заседаний Священного Синода Истинного Православия. В "соответствующих" же органах она именовалась "главным штабом иосифлян". Вообще-то термин "иосифляне" как раз и появился в тех самых "соответствующих органах". Наименования "иосифляне" и "иосифлянский раскол" ввели в новейшую историю Русской Церкви митрополиты Мануил (Лемешевский) и его ученик Иоанн (Снычев) ("Церковные расколы в Русской Церкви". Самара, 1997). Однако, именно последователей митрополита Иосифа и прочих иерархов, не принявших "Декларации" 1927 г. и узурпации церковной власти митрополитом Сергием, вполне справедливо именовать Православием, ибо именно они сохранили православную Церковь во всей ее чистоте – чистоте догматической и канонической. А последователей митрополита Сергия и его лукавой "Декларации" соответственно следует назвать "сергианами" и "сергианским расколом". Именно это убедительно и вполне богословски обосновано доказывают в своих трудах главные идеологи "иосифлян", т.е. защитники подлинного Православия, о. Феодор Андреев и проф. М.А. Новоселов (теперь уже аргументировано доказано, что в 1923 году, по благословению св. Патриарха Тихона, он был пострижен в монашество с именем Марк и тайно хиротонисан архиепископами Феодором (Поздеевским), Арсением (Жадановским) и епископом Серафимом (Звездинским) во епископа Сергиевского).

Таким образом, со смертью о. Феодора Андреева Православная Русская Церковь, хотя и обрела на Небесах нового молитвенника, но на земле потеряла своего нового Максима Исповедника.

Влияние протоиерея Феодора Андреева и Михаила Александровича Новоселова на защиту святого Православия и в целом на антисергианское движение значительно. О. Феодора и тогда, и современная церковно-историческая литература, именуют "главным идеологом иосифлянства", "первым лицом в организации иосифлян". Он, по версии большевицкого следствия, "разрабатывал и обосновывал контрреволюционные идеи организации", а также "давал основу и направление как самому епископу Димитрию, так и всему контрреволюционному ядру организации, его квартиру называют главным штабом". Все это соответствует действительности, разве что за исключением утверждения о его стремлении к "свержению советской власти".

О. Феодор и М.А. Новоселов были единомышленны в оценке сергианского предательства Православия, поддерживали владыку Иосифа и активно направляли владыку Димитрия (Любимова) к самым решительным действиям. Каноническое и богословское обоснование необходимости окончательного разрыва с митрополитом Сергием выразили именно они.

Феодор Константинович Андреев родился 1 апреля 1887 года в Санкт-Петербурге, в купеческой семье. Отсюда понятен его начальный путь в образовании: реальное училище, Институт гражданских инженеров. Но, желая устроить свою жизнь на духовных основах Православия, он в 1909 году оставляет институт на 4-м курсе и сдает экстерном экзамены за полный курс Московской Духовной семинарии, а в 1913 году оканчивает Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, будучи оставлен в академии преподавателем философии и логики. Здесь он сблизился духовно с почетным членом МДА М.А. Новоселовым, который был руководителем "Кружка ищущих христианского просвещения".

Это сыграло важную роль в становлении о. Феодора как богослова и мыслителя, тяготевшего к устроению жизни на православных началах. Его увлечение историей раннего славянофильства определило выбор темы кандидатской диссертации – " Ю.Ф. Самарин как богослов и философ". Приняв диссертацию, Совет Духовной академии, сочтя ее достаточно совершенной, усвоил о. Феодору звание доцента и рекомендовал развить тему в магистерскую диссертацию. И хотя магистерскую степень получить не удалось по причине революционных событий, во всех биографических данных о. Феодора он неизменно называется магистром богословия (даже в весьма нелицеприятных отзывах о нем м. Иоанна Снычева).

В годы преподавания в академии будущий пастырь проявил себя твердым сторонником православной церковности, неизменно поддерживал ректора епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) и священника Павла Флоренского в их противостоянии группе либералов во главе с проф. М.М. Тареевым. После революционного переворота 1917 года Ф.К. Андреев решил целиком посвятить себя Церкви; по его словам, для него наступило "время самоопределения". В 1918 году он сотрудничал в православном журнале "Возрождение". Вернувшись в Петроград, с 1919-го по 1928 год преподавал русскую словесность в Михайловском артиллерийском училище, был помощником заведующего Богословско-пастырским училищем И.И. Щербова. Будучи профессором кафедры христианской апологетики Петроградского института, а с 18 июля 1922 года и заместителем проректора, прочел за первый учебный год 81 лекцию по христианской апологетике, во втором учебном году – 83 лекции по патрологии, руководил философско-апологетическим кружком. В послереволюционные годы он активно занимался духовно-просветительской деятельностью: выступал с лекциями на религиозно-философские темы в Доме ученых, на Василеостровских богословских курсах и на Богословских курсах при эстонской православной церкви в Петрограде. Многие его лекции и проповеди были посвящены борьбе с усилившимся в то время влиянием униатства на интеллигенцию. Ф.К. Андреев регулярно участвовал в обсуждении докладов на собраниях Златоустовского кружка при Александро-Невской Лавре.

Особенно ярким было его активное участие в борьбе с обновленчеством. "Наша позиция непримиримая (в отношении к ВЦУ и ее возрожденческим исчадиям), практически же афтокефальнуем, но готовы и на полный выход из видимой Церкви, если бы она оказалась антиканонической", - писал он своему другу о. Павлу Флоренскому. Именно в это время у него и сложились взгляды, впоследствии приведшие к отложению от отступившего от непорочной чистоты Православия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

Готовящийся к пастырству Ф.К. Андреев с присущим ему благочестием руководствовался советами и наставлениями пастырей умудренных и богодухновенных, возрастая в вере, надежде и любви. Самые ответственные духовные шаги в своей жизни он предпринимал по благословению известного и чтимого московского протоиерея о. Алексия Мечева и старцев Оптиной пустыни. У них он брал благословение и на вступление в брак, и на пастырское служение. Венчался Ф.К. Андреев 23 июля 1922 года с Наталией Николаевной Флоровской (1897-1970). Этот брак по старческому благословению был счастливым, супруга во всем понимала и разделяла стремления мужа, и поэтому семейные узы не мешали о. Феодору оставаться человеком "не от мира сего". 17 декабря того же года он был рукоположен во диаконы, а через два дня – на память святителя Николая – во священники. Он и на всем своем пастырском пути уподоблялся святителю Николаю.

О. Феодор поначалу служил в петроградском кафедральном Казанском соборе, а по захвате его обновленцами был назначен в Сергиевский всея артиллерии собор. Господь наградил его не только даром талантливого и сильного проповедника, он был и замечательным духовником. В 1927 году отец Феодор уже в сане протоиерея.

"Строгая требовательность к себе и окружающим, простота обращения при глубокой церковности и образованности – все это привлекало к отцу Феодору многочисленных прихожан из интеллигенции", - свидетельствуют современники. Среди его духовных чад были философ С.А. Алексеев (Аскольдов), писатели Б.А. Филиппов (Филистинский), пианистка М.В. Юдина, церковный деятель И.М. Андреев (Андреевский) и многие другие. К нему тянулись богословы, историки, ученые, иерархи Церкви. Его дочери вспоминают: "Кто только не шел к отцу за советом, поддержкой и утешением в это тяжелое время начала гонений на Церковь". Летом отец Феодор с женой и двумя младенцами-близнецами обычно отдыхал в Царском Селе, недалеко от санатория Дома ученых КУБУ (Комиссия Улучшения Быта Ученых). Большинство из находившихся в этом санатории были духовными чадами отца Феодора. В садик дачи, где жил батюшка, часто ходили академики, профессора университета, консерватории и другие научные работники. В саду происходили беседы на духовные и философские темы. А ведь батюшка был еще совсем молодым - когда он умер, ему было всего лишь 42 года. В.Н. Яснопольская вспоминает: "Во время краткого разговора я подумала, что если бы я пришла к нему с какими-то личными вопросами, то мне не надо было бы ни о чем спрашивать, такой ясный и тихий свет исходил от него, и в этом свете без слов становилось ясно, что правда и что неправда". И наставления на исповеди отец Феодор давал оптинские: "Живите просто, изо дня в день творите молитву Иисусову". Причем в молитве Иисусовой, как и старцы, он советовал делать ударение на словах "Сыне Божий".

Неудивительно, что 14 июля 1927 года о. Феодор был арестован. Продержали его в тюрьме полтора месяца. Но за недосказанностью обвинений 31 августа вынуждены были выпустить под подписку о невыезде. Однако в это время произошло событие, взорвавшее Русскую Церковь, взбудоражившее все умы. Вышла знаменитая "декларация" митрополита Сергия, содержащая в себе ложь и человекоугодничество, несовместимые с учением и чистотой православной веры. Не столько даже сама "декларация", сколько вся политика заместителя Местоблюстителя нависла над совестью тех, для кого Церковь и истина были превыше всего. И хотя отец Феодор был абсолютно аполитичен, он не мог позволить себе поступиться чистотой Церкви Христовой и "перекрашиваться в советские цвета". Для него все, что говорится и делается от лица Церкви, должно дышать Христовой Истиной, исходить из нее и быть сообразно ей. В любом отклонении от Истины, какими бы соображениями оно ни оправдывалось, он видел оплевание Пречистого Лика Христова, всегда позорное и вредное для Церкви. Пламенный служитель великого Бога не мог мириться с дерзким кощунственным искажением чистоты Православия и подчинением Божия кесареви. И он принимает самое деятельное участие в православном движении сопротивления против апостасийной политики митрополита Сергия, становится одним из основателей отечественной школы Истинного Православия. С декабря 1927 года и до своего отхода из этого мира отец Феодор Андреев по благословению митрополита Петроградского Иосифа служит в кафедральном соборе Воскресения Христова и становится ближайшим помощником архиепископа Димитрия Гдовского. Здесь он пользуется еще большим авторитетом не только среди прихожан и жителей Петрограда, но и среди всех ревнителей чистоты Православия, во множестве стекавшихся сюда со всех концов Святой Руси.

(продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования