Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 мая 10:32Распечатать

Евгений Левин. РУКА ПАПЫ. Еще практически не начавшийся визит Бенедикта XVI в Израиль дал повод для нескольких разномасштабных скандалов


11 мая 2009 года началось важнейшее внешнеполитическое событие религиозно-общественной жизни Израиля – с официальным визитом в страну прибыл глава Римско-Католической Церкви Бенедикт XVI. Согласно утвержденной программе визита, в ходе пятидневного пребывания на Святой Земле понтифик посетит главные христианские святыни и мемориал "Яд Вашем", встретится с политическими и религиозными лидерами (включаяглавных раввинов и верховного муфтия)…

По сообщениям прессы, накануне своего визита на Ближний Восток, в ходе общей аудиенции, Папа Римский выразил надежду на межрелигиозный диалог между мусульманами и евреями, отмечая, что он, как и все региональные религиозные лидеры, твердо убежден в необходимости достижения мира и единства. Однако на Ближнем Востоке о подобном единстве сегодня, к сожалению, можно только мечтать. Поэтому Папа еще не приехал, но его предстоящий визит уже дал повод для нескольких разномасштабных скандалов.

Один из них спровоцировал министр туризма от партии "Наш дом Израиль" Стас Мисежников, официально отвечающий за прием Папы. Составляя программу визита, он потребовал от понтифика отменить встречу с мэром арабской деревни Сахнин Мазеном Ганаимом,поскольку последний, якобы, "поддерживает террор, и встреча с ним будет противоречить заявленным целям визита понтифика – продвижению мира и диалога между народами и религиями на Ближнем Востоке". Поводом для столь резкого заявления послужило участие мэра в арабских демонстрациях во время последней операции в Секторе Газа, во время которых некоторые участники несли флаги ХАМАСа и произносили речи в поддержку антиизраильского террора.

Мэр, разумеется, не остался в долгу, и обвинил министра в подстрекательстве. А затем дал интервью радиостанции "А-Шамс", передающей из Назарета, в котором заявил, что "позиция Мисежникова и прочих либерманов не интересует его, и он не собирается реагировать на эти высказывания".

Буквально накануне визита неожиданно возник земельный вопрос: Ватикан попросил передать под его контроль шесть святых для христиан мест Святой Земли, в том числе Гефсиманский сад и комнату, где, по преданию, состоялась Тайная Вечеря ("Иерусалимскую горницу"). Неожиданно для многих эту просьбу поддержал президент Израиля Шимон Перес. Против, однако, выступили главный раввинат и, что гораздо важнее, министерство внутренних дел, в чью компетенцию входят подобные вопросы. Так что пока дальше разговоров дело не пошло. Впрочем, окончательное решение предстоит принять премьеру Нетаньяху.

Однако кое в чем Папе-таки удалось добиться единства мусульман и иудеев. Радикальные представители и тех, и других весьма негативно отнеслись к предстоящему визиту понтифика. Как обычно, более решительными оказались мусульмане. К примеру, в Назарете они повесили на главной площади города огромную растяжку, осуждающую тех, кто оскорбляет исламского пророка Мухаммеда. Нет никакого сомнения, о ком здесь идет речь, - в 2006 году Папа Бенедикт процитировал средневековый текст, в котором Мухаммед назван насильником.

В ходе своего визита Папа планирует встретиться и с мусульманскими лидерами. Однако многие из них уже заявили, что собираются бойкотировать понтифика. "Папа здесь незваный гость", - заявил один из популярных проповедников в беседе с корреспондентом "Associated Press".

Иудеи пока ограничиваются словами. Однако многие среди них вполне разделяют чувства своих мусульманских сограждан. К примеру, в одном из своих последних номеров газета "Бе-Шева", выражающая интересы национально-религиозного лагеря, устроила небольшую дискуссию о том, как следует отнестись к предстоящему визиту Папы. Из трех ее участников двое - раввин Давид Хаим Коген из Бат-Яма и профессор Авраама Гроссман из Иерусалимского университета – привели длинный перечень обид, которые евреи претерпели от христиан со времен Константина Великого до наших дней, заявив, что и за последние годы отношение Ватикана к евреям мало изменилось в лучшую сторону. Раввин и профессор пришли к заключению, что Бенедикта следует принять уважительно, но максимально холодно, как лидера не слишком дружественного Израилю государства.

Еще дальше пошел депутат Кнессета от партии "Национальное Единство" Михаэль Бен-Ари, который потребовал у Кнессета отменить визит Папы, поскольку, де, "все Римские Папы действовали, движимые немалой долей юдофобии и Бенедикт XVI не является исключением". Когда же Кнессет отказался даже обсуждать это предложение, Бен-Ари перенес обсуждение в лобби Кнессета, пригласив участвовать в нем нескольких раввинов и право-религиозных интеллектуалов.

От политиков решили не отставать и частные лица. К примеру, несколько блоггеров соответствующей политической ориентации назвали визит понтифика "приездом бывшего члена гитлерюгенд".

Впрочем, на иудейский улице звучат и другие голоса. К примеру, в упомянутой выше дискуссии, организованной газетой "Бе-Шева", принял участие еще один человек, профессор Шалом Розенберг. По его словам, в традиционном еврейском праве есть два принципа, оправдывающих те или иные формы сотрудничества и мирного сосуществования с другими народами: "чтобы избежать их ненависти" (мипней эйва) и "ради мира" (даркей шалом). Как полагает профессор Розенберг, отношения с Ватиканом и католической Церковью следует строить в соответствии именно со вторым принципом, поскольку он более конструктивен и открывает больше дополнительных перспектив для сотрудничества. Разумеется, пишет профессор, нельзя забывать ни о прежних обидах, ни о нынешних политических и теологических разногласиях. Однако строить дальнейшие отношения, исходя только из этого, будет, по его мнению, большой ошибкой.

Бенедикт XVI станет третьим Папой, посетившим Израиль. До него здесь побывали Павел VI (1964 г.) и Иоанн Павел II (2000 г.). Причем если первый держался, мягко говоря, весьма недружественно, то Иоанн Павел, напротив, настойчиво демонстрировал стремление к диалогу и примирению: посетил "Яд Вашем", помолился у Стены Плача… Решив последовать примеру своего предшественника, Бенедикт XVI, судя по всему, будет всячески подчеркивать свою верность этому курсу.

Разумеется, можно не ответить на предложенную для примирения руку. Однако не думаю, что с еврейской точки зрения это будет мудрое и правильное решение.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования