Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
30 апреля 14:46Распечатать

Артем Русланов. ПРАВО НА ОРУЖИЕ или Весточка из эпохи премодерна


Простите за религиоведческий термин: премодерн - это доисторические "традиционные общества" и ранние цивилизации. Не то чтобы лавры Макса Мюллера и/или Мирчи Элиаде не давали мне покоя, но просто не нашлось пока термина, лучше передающего мою мысль.

Хочу начать свой текст с цитаты из песни достаточно известного рок-барда и ветерана отечественного панк-рока Романа Неумоева:

"Народ, у которого есть пистолет, поистине вооружен,
Народ, у которого есть пистолет, практически непобедим,
Народ, у которого есть пистолет, нельзя превратить в раба
…"

Трагедия в Царицыно, когда невменяемый, судя по всему, пьяный "мент" расстрелял до десятка беззащитных и безоружных людей, вновь поставила на повестку дня вопрос о владении для самообороны личным оружием, в том числе стрелковым,

Я – за огнестрельное оружие у частных лиц как средство самообороны. Почему? Начнём с привычного возражения: мол, оно может быть использовано и для нападения. Но для нападения могут быть использованы и молоток, и отвёртка, и нож, и даже утюг. Иногда, не так уж редко, и используются. Но это не значит, что все эти инструменты должны быть "вне закона". Могут использовать и бутылку, и всё, что угодно. Возьмём, однако, ставший известным несчастный случай в Красноармейске с пострадавшей от "влюбленного попа" о. Иоанна Борисова девушкой Верой. Если б в физиономию ревнивца в ответственный момент уставился ствол изысканного "дамского пистолета", то, возможно, она бы и не получила таких телесных повреждений. Таких примеров может быть тысяча…

Понятно, что владение личным огнестрельным оружием должно быть весьма ограничено: не должны им владеть лица, лишенные права владеть оружием, хоть когда-то бывшие на учете в психиатрических клиниках и диспансерах, совершившие правонарушения, даже давно уже "погашенные", с использованием или применением любого оружия и т.д. В том числе и на службе в силовых структурах, Человек, претендующий на владение огнестельным оружием (пистолетом), должен хорошо уметь с ним обращаться и сдать соответствующий госэкзамен. Он должен быть совершеннолетним, предоставить справки о своём, в том числе психическом, здоровье. Оружие должно быть зарегистрировано, владелец должен иметь на него документы и предъявить их по первому требованию. Имея при себе оружие с документами на него, владелец должен иметь при себе и удостоверение личности.

Хотелось бы коснуться и цивилизационного, и религиозного аспекта проблемы. Во многих религиозных традициях и культах оружие имеет большое значение, например, у сикхов, где мужчина обязан иметь кипран – ритуальный меч или кинжал . Или ритуальный кинжал в тибетской добуддийской религии бон. Стоит ли говорить, что трудно было представить бекташа (бекташи – суфийский орден, как правило, к нему принадлежали янычары, ныне представлен в Албании) без ятагана. Но и без обязательного ношения личного оружия во многих религиозных традициях сохранилось воспоминание о том, что мужчина был препоясан, а, значит, и вооружен (на поясе или за поясом носился, как правило, кинжал). Так, в традиционном зороастризме необходимо постоянное ношение кушти (пояса), являющегося одним из основных признаков и символов этой религии. Православные христиане мужского пола также должны были быть препоясаны, что в целом и сохраняется в старообрядчестве. Трудно было представить и казака в праздничном или парадном одеянии без оружия, того же кинжала хотя бы. Кроме того, препоясание означает подтянутость, сосредоточенность, готовность.

Оружие, так или иначе, занимает большое место и в современной культуре. В произведениях известного современного русскоязычного автора Михаила Елизарова, нынешнего лауреата "русского Букера", например, в романе "Пастернак" и рассказе "Нагант", оно – один из главных героев, а многие страницы заполнены различными техническими подробностями, касающимися стрелкового оружия и его описаниями. Обратимся ещё раз к панк-року: "…не случайно сын народа взял свой нож, // взял свой нож, чтоб отомстить за оскорбленных, // чтоб отомстить за оскорбленных // он убивает золотую молодежь.// О стадо сытое, расплаты час настал, час настал!",- пела группа "Зазеркалье", известная в своей сфере. А с каким вниманием общается с оружием и особенно с боеприпасами главный герой "Братьев" Алексея Балабанова?! Без личного оружие не было бы и музыки кантри, изначально создававшейся вооруженными пионерами – фермерами-переселенцами на Дальний Запад. Примеры можно было бы множить, но мы ограничимся этими. Главное не столько сами примеры, сколько то, чего они примеры и к чему они нас отсылают. А отсылают они всё к тому же, указывая всё на то же – мужчине, мужу, прилично иметь личное оружие, владеть им. Оно имеет для него особое значение, являясь весточкой, памяткой из премодерна, по-прежнему напоминая мужчине о том, кто он такой, кто он есть и откуда.

Откуда? "Все мы родом из детства". Тогда, когда ещё не было ни рабов, ни господ, в "адамическом" первобытном человечестве, очевидно, все мужчины были вооружены. Не то чтобы я готов был стяжать лавры Прудона или Сореля, Дуррути или Малатесты, Хаким-бея или кого-то из других учителей анархизма. Мы не идеализируем фаланстер и не зовём "назад, в пампасы". Мы просто вспоминаем, что когда-то было не так. И в принципе каждый мужчина был свободный охотник и воин.

Кто такой мужчина? Это защитник семейства, родного очага и ближних своих.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования