Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
08 апреля 12:33Распечатать

Андрей Захватов. БОРЬБА ЗА КРЕСТЫ. В тяжбе за суздальские храмы еще возможно судебное решение, приемлемое для обеих сторон


На 9 апреля 2009 года в ПервомАрбитражном апелляционном суде Владимирской области назначено первое слушание по рассмотрению апелляционных жалоб Централизованной религиозной организации "Российская Православная автономная Церковь" на февральские решения Арбитражного суда Владимирской области об изъятии у Церкви "в пользу государства" 13 храмов. Как ожидают сами истцы, суды могут отнять храмовые здания у священников и прихожан в пользу государства. Эти здания в 1917-18 годах в результате вооруженного переворота большевиков "не совсем легитимно" стали государственной собственностью. Теперь верующих лишают даже права пользования зданиями на основе охранных договоров. Но не исключено, что в предстоящих судебных рассмотрениях апелляций в Арбитражном суде "дышло закона" удастся повернуть так, что решения суда смогут устроить обе стороны.

К началу 2009 года полностью независимая от Московской патриархии Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ) имела несколько десятков приходов на территории России и в ряде зарубежных стран. Основная часть храмов РПАЦ расположена в сердце России – в Суздале, где находится духовно-административный центр Церкви. Вышедшая из-под управления Московской патриархии и объединившаяся с некоторыми катакомбными (нелегальными) общинами, эта Церковь была юридически оформлена в 1990 году, когда перешла под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и, по постановлению Архиерейского Собора последней, стала называться "Российская Православная свободная Церковь" (РПСЦ). Через восемь лет РПСЦ поменяла название на "Российская Православная автономная Церковь".

Борьба за суздальские кресты, венчающие 14 храмов РПАЦ, шла во Владимирском арбитражном суде почти два с половиной года. В итоге в отношении 13 храмовых зданий суд вынес дословно одинаковые вердикты – освободить здания. 14-й храм – Воскресенский, в отношении которого тоже подавался иск, был передан РПАЦ последним и представляет собой руины, которые она еще не успела отреставрировать и в 2002 году отказалась взять на свой баланс. Относительно этого единственного храма принято решение об отклонении иска истца.

Причину своего иска об изъятии храмов Владимирское территориальное управление Росимущества объясняет просто: РПАЦ как религиозная организация и юридическое лицо образовалась позднее, чем заключались договоры на безвозмездное пользование. А раз договоры заключались с теперь уже несуществующими организациями, то храмовые здания можно у РПАЦ в судебном порядке изъять. Подкрепляя свои аргументы, территориальное управление Росимущества провело обследование храмовых зданий и зафиксировало нарушения в их эксплуатации. Оставив акты "о ненадлежащем техническом состоянии храмов" на совести комиссий и порекомендовав комиссиям обследовать лежащие в руинах десятки разрушенных государством в советские годы церквей, выслушаем все стороны.

В ходе процессе истец дважды менял мотивировку своих исковых требований, поскольку она была весьма неубедительной. Решения Владимирского арбитражного суда первой инстанции относительно всех 13 отбираемых храмов написаны как под копирку (хотя и принимались разными судьями). Приведем одно из них (об изъятии Космо-Дамиановского храма)дословно:

"1. Обязать централизованную религиозную организацию "Суздальская епархия Российской Православной Церкви", централизованную религиозную организацию "Российская Православная Автономная Церковь" и Местную религиозную организацию "Приход Косьмо-Дамиановского храма Суздальской епархии Российской Православной Автономной Церкви" освободить здание Козьмодемьянской церкви, расположенной по адресу: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Красная горка, 1725 года постройки. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

2. Взыскать с ответчиков, централизованной религиозной организации "Суздальская епархия Российской Православной Автономной Церкви", централизованной религиозной организации "Российская Православная Автономная Церковь" и Местной религиозной организации "Приход Косьмо-Дамиановского храма Суздальской епархии Российской Православной Автономной Церкви", в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области расходы по государственной пошлине в размере 665 (шестьсот шестьдесят пять) руб. с каждого.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в месячный срок в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир".

Отвечая на решения суда, глава РПАЦ Митрополит Валентин 27 февраля провел в Суздале расширенную пресс-конференцию. Вот что сказали ее участники.

Митрополит Валентин: "Организации, которые передали нам храмы, не имели права их передавать нам. Откуда мы знаем, кто имел право? Если же мы какой-то документ недооформили – дело суда вызвать нас или вынести решение, чтобы мы дооформили. Сейчас мы остаемся, можно сказать, чуть ли ни на пороге катакомбной Церкви".

Секретарь Архиерейского Синода игумен Феофан: "Суд подошел формально. Якобы государство признает, что якобы мы не являемся той организацией, тем юридическим лицом, которому в свое время государство эти храмы передавало. По-видимому, как мы предполагаем, все суды были затеяны, чтобы собрать документацию, чтобы выяснить, в конце концов, кто ими владеет. Вместо того, чтобы обратиться к РПАЦ, которая владеет храмами более 10 лет, теруправление пошло на то, чтобы провести дело через суд. Казалось, нужно было бы просто обратиться к РПАЦ – добросовестному пользователю, и перезаключить, переоформить договора. Однако пошли на суд, чтобы это имущество, эти памятники у нас отнять. Еще хочу заметить, что в этих постановлениях все наши доводы в пользу законности – практически не отражены. В постановлениях присутствуют только аргументы теруправления".

Староста Цареконстантиновского прихода РПАЦ, пенсионерка Дина Григорьевна Барыгина: "Как родное государство в лице государственных органов судится с собственным народом? Почему я должна страдать от того, что кто-то не так написал? Многие СМИ не владеют ситуацией, а пишут. Где берут информацию? Не знаю. Но пишут неправду. Но это на их совести. Нашу информацию отказываются печатать. Говорят: "Вы понимаете, ваша Церковь не подчиняется Московской патриархии". Говорят об этом прямым текстом: "Вот если бы вы соединились – все было бы нормально". Мне это неоднократно говорили разные чиновники. Нам кричали: "Раскольники, вон из Суздаля! Вон из России!". Куда я пойду из России? Здесь мои родители похоронены…".

Управляющий делами Архиерейского Синода архиепископ Борисовский и Отрадненский Феодор: "Я спрашиваю на суде: "А как вы видите, как эта община должна будет уходить?". А адвокат (со стороны истца) смотрит в глаза и говорит: "А зачем вам уходить? Храмы останутся. Они только поменяют свое начальство". То есть теруправление ставит свое условие – какое духовенство и какое начальство они готовы поменять для верующих".

Между тем, как сообщила 10 февраля газета "Коммерсантъ", "во Владимирской епархии отрицают какую-либо причастность Русской православной церкви к инициированному Росимуществом процессу. "Наши церкви тоже проверяла инспекция по охране памятников культуры, - заявил секретарь епархии отец Иннокентий. - На имущество РПАЦ мы не претендуем и никак не вмешиваемся в судебный процесс. Какова будет судьба этих храмов, мы не знаем. Мы только просим всех православных объединиться, и призываем их к смирению".

Юрист Общероссийской общественной организации "За права человека" Владимир Степанов: "Суд выполняет чей-то заказ… Все документы свидетельствуют о том, что они оформлены надлежащим образом. И договора оформлены, и все храмы, которые были в плохом состоянии, были переданы РПАЦ. Они были непригодны для ведения религиозных обрядов. И в этой ситуации государство, которое не имеет никакого отношения к религии, которому запрещено вмешиваться в религию по основам конституционного строя, вмешивается".

Иерархи РПАЦ мнение юриста Владимира Степанова разделяют. Напрашивается вопрос: если Владимирская епархия РПЦ МП действительно не планирует вселяться в отсуженные у РПАЦ храмы, то кто, собственно говоря, будет в пустых храмах хотя бы печки зимой топить, чтобы стены не сырели и здания не разваливались? Кто будет служить в них? Куда пойдут верующие? А ведь они намерены уйти, забрав из храмов свои святыни.

Но настроение Митрополита Валентина сегодня никак не назвать подавленным.

– Как будут развиваться события – одному Богу известно. Во всяком случае – мы не сдадимся. И не сдадим просто так храмы. Если у нас заберут, ну что делать? Мы будем молиться дома, – сказал на пресс-конференции митрополит.

Между тем, "дышло закона", которое держит в руках российское правосудие, пока еще можно повернуть в такую сторону, которая может устроить всех. Возможно, что решение суда первой инстанции и было формально верным. Хотя точно такие же договоры, признанные судом ничтожными, заключены и со всеми общинами РПЦ МП, пользующимися историческими храмами на территории Владимирской области. Факт остается фактом – из-за нерадивости чиновников договоры вовремя не были переоформлены. Поэтому российская судебная власть, признав законным решение суда первой инстанции, может, тем не менее, рекомендовать Владимирскому теруправлению Госимущества и РПАЦ переоформить документы надлежащим образом и оставить храмы в пользовании у общин РПАЦ. В этом случае сработала бы схема, уже отработанная во время "дачной амнистии": пусть РПАЦ владеет храмами, но документы на них нужно привести в порядок.

Процесс объединения РПЦ МП и РПЦЗ(Л), разрозненных октябрьским переворотом 1917 года, продолжается. Теоретически, когда-нибудь объединительный процесс может затронуть и другие части Поместной Российской Церкви. Естественно, занять он может не один день и даже не несколько месяцев.

Сейчас же возникла довольно странная ситуация. С одной стороны, архиепископ Владимирский и Суздальский РПЦ МП Евлогий (Смирнов) говорит о желательности примирения верующих из общин РПЦ МП и РПАЦ. С другой стороны – судебная тяжба никак не способствует такому примирению.

Борьба за суздальские кресты подходит к своему апогею. Как будут развиваться события, сделают ли стороны шаги навстречу друг другу, - покажет уже ближайшее время.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования