Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
07 апреля 14:09Распечатать

Артем Русланов. ГЛУМЛИВОЕ БЕЗОБРАЗИЕ МИССИОНЕРСКОЙ ПАРОДИИ. Иван Демидов: опыт скоморошества в новых обстоятельствах или от него дистанцирование?


Неожиданное назначение Иван Ивановича Демидова на пост госчиновника – руководителя Департамента гуманитарной политики и общественных связей в Управлении внутренней политики Администрации президента РФ – довольно многих озадачило, а иные до сих пор предполагают, что это "первоапрельская шутка" Интерфакс-религии.  Пост-то этот – не шутка.

Сам Демидов, как бы к нему ни относиться, - очевидно, человек весьма пассионарный, творческий. Но есть одно "но"…"Среди сфер, которые будет курировать И. Демидов, – взаимоотношения с религиозными организациями".

Иван Демидов имеет прочную репутацию шоумена. Не нам судить шоуменов. Можно, наверное, будучи пастырем, быть плохим человеком - и, будучи шоуменом, быть человеком неплохим. Возможно… Но есть в православной духовной традиции такое понятие, как скоморошество, примерно соответствующее современному понятию "шоумен". Это название одного из грехов и осуждаемого Церковью рода деятельности. Скоморохов не причащали, не хоронили в оградах кладбищ, а зачастую и не пели по ним погребение. Сами скоморохи – шоумены Древней Руси, впрочем, как правило, Церковь в ответ не очень-то жаловали. Словом, скоморошество традиционно почиталось не вполне совместным с православным христианством занятием и образом жизни. Жития преподобного Феодосия Печерского, Киевского, протопопа Аввакума и Тихона Задонского выразительно повествуют о борьбе этих духовных деятелей со скоморошеством. При желании можно было бы припомнить немало подобных примеров. Правда, часть ирландских филидов (певцов и сказителей, в отличие от друдов, считавшихся "низшей" частью жречества) как будто бы поддержала апостольскую проповедь св. Патрикия. Но то было в далёкой Ирландии. В остальном же христианском мире от Думнонии (графство Корнуэлл) до Заволочья отношение Церкви к таковым лицам было однозначным – отрицательным. Кстати, распространено мнение, что скоморошество – это остатки жречества, как восточно-славянского (волхвы), так и угро-финского, со временем маргинализированного и выродившегося. Теоретически эта версия правдоподобна, так как трудно поверить, что довольно многочисленные волхвы и ведуны все как один вдруг куда-то подевались: то ли поголовно были истреблены, то ли "перековались" в истовых христиан. Наверняка какая-то часть жречества всё же осталась, должна была остаться, сохраниться, хотя в ходе христианизации и маргинализировалась. То есть, и по происхождению и по роду деятельности скоморохи не были близки Церкви.

Есть ещё версия, что цыгане, жившие на Руси до её Крещения (а таковые могли попасть на Русь, например, из Хазарского каганата) постепенно, по мере христианизации, смешивались с остатками волхвов, а к цыганам отношение у средневековых христиан было весьма неважное. Короче, скоморохов Церковь не жаловала, хотя иногда и терпела.

К образу традиционного скомороха близок сценический образ Петра Мамонова, которого, кстати, тоже пытаются нынче подверстать к "проповеди".

Церковники нередко вымещали досаду на скоморохах и на их музыкальных инструментах: гуслях, колесных лирах, гудках, скрыпках и дудках, что, на мой взгляд, пожалуй, уже некоторый перегиб.

Скоморошеством нередко называется и определённая манера поведения, кстати, присущая достаточно многим из "православных активистов", а в их числе и - особенно - "православным миссионерам".

Но вернемся к нашему Демидову. К нашему, потому как был ещё известный род Демидовых, один из коих был тоже Иваном. Демидовский лицей, титулы светлейших князей Лопухиных в одной из ветвей и князей Сан-Донато в другой - и всё такое… Понятно, что к нашему-то Демидову они никакого родственного отношения не имеют. Но такие совпадения усиливают комический эффект. Например, выясняется, что слесаря зовут Чапаев, пусть и не Василий, а скажем Иван. Трудно не улыбнуться. Невольно, но скоморошество этим подчёркивается.

С одной стороны, скоморошество – это признак так называемого "миссионерского православия". Поп в подряснике позирует с гитарой или на публике трубит в трубу, наяривает на скрипке чардаш, дьякон участвует в рок-концерте… Кирилл Фролов или Александр Люлька, отцы Даниил Сысоев или Сергий (Рыбко) пытаются экстравагантностью заявлений удивить или хотя бы насмешить публику. В образ православного миссионера скоморошество входит уже довольно прочно. Но тут не православный миссионер, а госчиновник.

Можно, конечно же, найти "скоморохов" и в большой политике: самый яркий пример – Владимир Жириновский. Но обычно это не администраторы, а публичные политики – тоже своего рода шоумены.

Судя по солидному списку телепроектов Ивана Демидова, он, должно быть, не без таланта администратор и, по крайней мере, организатор. Но уже сложился определённый его образ, и это – образ шоумена, даже если он уже никогда больше не наденет своих пресловутых чёрных очков.

Люди в теме могут также припомнить, что Иван Демидов в своё время был недалёк и от так называемого "политправославия", очень часто связанного с "православным миссионерством". Правда, у него хватило ума вовремя дистанцироваться от этого, во многом пока ещё курьезного явления, но успело прибавить "штрих к портрету".

Случайное ли это назначение или "миссионерское православие" заодно с "политправославием" начинает диктовать политическую моду?

Скажут, Ленину же репутация "немецкого шпиона" не помешала стать основателем и главой Советского государства, а Черчиллю репутация скандального журналиста и к тому же выпивохи – популярным политиком и затем премьером. Молодой Кароль Войтыла был в своё время клоуном, а Рональд Рейган - небезызвестным актёром. Всё так. Но такой же ли политтитан Иван Демидов, сможет ли он преодолеть политические стереотипы, как эти известные деятели? Не уверен.

Скажут, Сталин, победив Троцкого, первым делом стал "задвигать" фактически приведших его к власти Зиновьева и Каменева, Гитлер недолго ждал "ночи длинных ножей", чтоб расправиться с приведшими его к власти штурмовиками Рэма, Хрущев отправил в отставку Жукова, благодаря которому он задержался в генсеках и т.д.

Что ж, похоже, что к "политправославию" отношение у Демидова схожее. Тем более, что немногим он ему и обязан. Как раз его политический подъем начался благодаря достаточно аккуратному дистанцированию от оного.

Мы искренне желаем быть неплохим политиком Ивану Ивановичу Демидову. Время покажет, насколько эти пожелания окажутся сбыточными.

В заключение скажу, почему я не смеюсь над "православным миссионерством". Когда пародист типа Петросяна пытается разглагольствовать о "духовном", а бард-поп, щипля струны гитары, "свидетельствует о вере", этим опошляется духовное и пародируется, пускай и невольно, "без злого умысла", по недомыслию, вера.

К сожалению, атаки на пост и вообще христианскую аскетику, на православное святоотеческое (освященное, например, именами св. Кирилла Александрийского и преп. Василия Нового) предание и глумливое безобразие миссионерской пародии идут рядом, в ансамбле, как части единого проекта.

Конечно, с искренних, но неискушенных неофитов, типа Кинчева и того же Мамонова, спрос невелик. Но велик с тех, кто делает себе на этом имя, кто этими пародиями занимается профессионально.

Собственно, "миссионерское православие" и "политправославие" сами по себе, во всяком случае, в нынешнем их виде, и являются такими пародиями.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования