Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
02 апреля 19:43Распечатать

Борис Кнорре. Н.Ф. ФЕДОРОВ И ХРИСТИАНСТВО. Доклад на семинаре в музее-библиотеке Н.Ф. Федорова. Часть первая


Идеи Н.Ф. Федорова, объясняющие его интерпретацию христианства

Начиная изучение такой темы, как "Н.Ф. Федоров и Христианство", целесообразно сразу обратиться к самому главному вопросу философии Федорова – к вопросу о воскрешении. Так как именно он определял практически все мировоззренческие установки Федорова. Разумеется, сквозь императив воскресительной задачи Федоров провел и христианские идеи, и христианское вероучение в целом. При этом необходимо учитывать, конечно же, что для самого Федорова этот "воскресительный императив" не только вытекал из Христианства, но и был самой, что ни на есть христианской идеей.

Главным препятствием на пути преодоления "небратства" и одновременно апогеем его проявления в мире для Федорова является смерть ‑ на нее прежде всего и обращал свое внимание философ, усматривая в ней главное проявление "розни". Недаром и основными годами формирования этих мыслей у мыслителя, воспитывавшегося практически без отца, являются 1851 -1854 гг. ‑ первые три года после смерти дяди Федорова ‑ Павла Ивановича Гагарина, возможно - наиболее дорогого Федорову человека.

Итак, в эти годы будущий мыслитель всерьез задумывается над онтологическими проблемами, формируются те взгляды, на основе которых и выстроилась вся мировоззренческая система мыслителя. Федоров приходит к своей основной утешающей его мысли, расцениваемой частью его последователей, как откровение Пресвятой Троицы, ‑ "что чрез нас, чрез разумные существа, природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте и исполнит тем волю Бога, делаясь подобием Его, Создателя своего". То есть сможет с помощью человека возвратить к жизни то, что разрушено и умерло, изъять из природы "закон смерти" (все процессы распада и тления, не только лишь умирание существа или того или иного биологического вида, это процесс вытеснения старого новым) ‑ а значит, и самого человека вернет к жизни и сделает бессмертным.

Метафизика всеединства, которой, по-своему проникнута Философия общего дела, неотъемлема у Федорова от задачи всеобщего воскресения. По Федорову, всеединство, всеобщее воскрешение – понятия неотъемлемые друг от друга и взаимосвязанные.

Принадлежность Федорова к философии всеединства также проявляется в его учении о личности. Здесь он старается опираться на образ христианской Пресвятой Троицы, в которой Божественные Личности, согласно христианскому вероучению, во всеобщности своей природы являют Единого Бога, но в то же время имеют свои внутритроичные различия. В отличие от традиционного христианского понимания "всеобщее" у Федорова получает преобладание над "личным". Федоров просто не признавал блага отдельной личности, если оно не являлось одновременно благом для всех. Особенностью федоровского "персонализма" является принцип родового единства, согласно которому, человек может в полноте существовать и чувствовать себя целостной личностью только, будучи вкупе со всем человеческим родом, включая все когда-либо жившие поколения.

И вот здесь выступает особый мировоззренческий пласт в философии Федорова – это культ предков, который для мыслителя – не иначе как первичная основа всякой истинной религии.

Считая память об умерших конститутивной чертой человека как существа нравственного, а первичной основой религии ‑ "культ предков", Федоров выдвигал не только задачу достижения бессмертия, но и, по выражению Анастасии Гачевой,своеобразную этику "воскресительного долга" ‑ возвращения жизни тем, от коих ее получил. Более того, воскрешение умерших для Федорова более значимо, чем просто бессмертие. Воскрешение отцев или "отцетворение", обозначается у него специфическим термином "патрофикация" ("отец" в лексиконе Федорова ‑ обобщенное обозначение предка как такового: отца, матери, деда, бабушки, пробабушки и т.д.). Философ прямо говорит, о том что задача воскрешения всех ущедших поколений для него "не только альфа и омега, но и вита и все другие буквы алфавита, словом, все!"

В этой связи и Бога Федоров называет, как правило, "Богом отцов", а человека ‑ "сыном человеческим".Как отмечает В.П. Пазилова, "Сущность православия, ‑ для Федорова, ‑ заключается в долге воскрешения". Понятия "Христианство", "воскрешение", "культ предков", "истинная религия", "общее дело" ‑ по сути синонимы, различающиеся друг от друга лишь акцентировкой тех или иных граней "проекта воскрешения".

Те или иные понятия в философской системе Федорова определяются в основном через их отношение к делу воскрешения отцов. Отсюда "сын человеческий", сознающий долг воскрешения, противопоставляется "сыну блудносму", осознавшее этот долг "повзрослевшее человечество" ‑ "невзрослому", "братственные отношения", руководствующиеся осознанием "долга" ‑ "неродственным", характерным для "блудных сынов", а "искусство действительное", направленное на "долг воскрешения", ‑ "мнимому", являющемуся для Федорова баловством "блудных сынов". Выстраивая понимание тех или иных явлений духовной жизни в контексте "патрофикации", Федоров часто бросает упрек тому или иному мировоззренческому феномену, подходу или жизненному принципу, обозначая его как "идеолатрию" или"идололатрию".

Главный вектор духовной устремленности человека, по Федорову, должен быть направлен к почитанию "отцов" ‑ здесь и исполнение всех заповедей Бога и источник реальных духовных сил. Концентрация Федорова на задаче "патрофикации" подталкивает к тому, чтобы, кроме философии воскрешения, констатировать в его системе определенный патроцентризм, своего рода "патролатрию", если использовать стилистику самого мыслителя.

"Приземленный" культ предков Федорова и его антиспиритуализм

И здесь мы, кроме того, считаем важным констатировать принципиальную новизну трактовки "культа предков" Федоровым, как и принципа родового единства, вскрывающую внутреннее противоречие в системе Федорова. Она заключается в следующем. Не только в христианстве, но и во многочисленных религиозных традициях "культ предков", как правило, связан с признанием загробного мира, с отношением к ним, как к живым представителям рода, обитающим в потустороннем мире и, зачастую, способным воздействовать оттуда на мир посюсторонний. В этих представлениях связь с праотцами мыслится более или менее реальной, а мысль об их искусственном воскрешении не может придти в голову. Однако у Федорова выходит иначе. Мыслитель нигде не говорит о загробном существовании. Постулируя возможность воскрешения научными средствами, Федоров вынужден апеллировать научно-познаваемыми понятиями. "Воскресительный проект" Федорова просто выпадает из спиритуалистической плоскости, а это ведет, в свою очередь, к отказу от многих христианских концепций: бессмертия души, учения об ангельском мире или о мире духов. Таким образом, Федоров лишает "предков" их традиционной в разных религиях почвы и оставляет им лишь земную среду обитания, наличный мир. В таком контексте "проект" Федорова обнаруживает свою непреложную логику ‑ если "там", за гробомничего нет, то нужно возвращать предков "сюда"!

Отрицание потустороннего мира сказалось на трактовке многих христианских ключевых концепций Федоровым. Так, в частности, Церковь для него расценивалась в большей степени как "объединительница", просветительница, воспитательница и водительница человечества во всеобщем деле спасения, а не как само иноприродное Царство спасенных и спасаемых.

В этой связи Федоров практически не говорит об участии сонма святых в деле обретения всеединства, в так дорогом для него деле воскресения. Говоря об обретении всеединства, о восстановлении всего человеческого рода в его полноте, Федоров предполагает скорее не восхождение от Адама к последующим потомкам, а наоборот, нисхождение от людей, достигших бессмертия, к непосредственным предкам, и далее от сына – к отцу, от отца- к деду, от деда – к прадеду и так далее.

(продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования