Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 марта 15:19Распечатать

Роман Лункин. МОЛОДЕЖНЫЙ БЛИЦКРИГ. Патриарх Кирилл нащупывает пульс общецерковной миссионерской стратегии


Патриарх Кирилл всегда интересен в своих высказываниях и актуален в оценках реальных проблем, стоящих перед РПЦ МП. Несмотря на то, что новый предстоятель Церкви много выступает с речами и проповедями, намного, в разы, больше чем предыдущий Патриарх, официальной прессе остается лишь подмечать, "как правильно святейший обозначил" ту или иную животрепещущую тему.

Одним из таких "информационных поводов", предложенных новым Патриархом, стала молодежная миссия – Кирилл любит говорить о том, как трудно приходится молодежи в современном мире. Патриарх последовательно исполняет свое предвыборное обещание – попытаться повернуть церковную машину лицом к подрастающему поколению. Означают ли многочисленные призывы Патриарха то, что РПЦ МП радикально изменится, "омолодится", а молодых людей будут считать, как и 80 процентов населения страны, православными?

Считать, безусловно, будут, но в реальности изменения будут происходить очень медленно – десятилетия, то есть лишь следующее поколение молодежи будет более или менее знать своего покровителя прошлых лет – Патриарха Кирилла.

Стратегическая речь главы РПЦ МП о молодежной миссии, произнесенная им 14 февраля на III Сретенских встречах православной молодежи в гостиничном комплексе "Даниловский", намного превосходит нынешние возможности Церкви. На территории России не существует единого православного молодежного движения, нет сплоченных и многочисленных организаций, а приходов, где священник успешно привлекает и воспитывает подростков, в каждой епархии единицы. Реформировать церковный аппарат и систему приходского управления Патриарх Кирилл явно в ближайшее время не собирается, так как это подорвет единство церковной элиты и породит массу конфликтов. Вместе с тем, сами призывы Кирилла, в том числе и к различным нетрадиционным формам миссии (рок-музыка, молодежные группы по чтению Писания), сами по себе меняют Церковь, заставляют архиереев повторять за Патриархом то, что они никогда бы, наверное, не сказали по своей воле. Инициативы Кирилла предполагают также относительную независимость прихода от местного епископа, от постоянных окриков в консервативном духе и профессиональной ревности.

Самое интересное, что ничего по-настоящему нового в обозначении целей молодежной миссии РПЦ МП не произошло. По большинству острых проблем у Патриарха есть заготовки в виде дискуссий и резолюций созданного им же Всемирного русского народного собора (ВРНС). Этот собор был единственной церковной организацией, которая определила задачи молодежной миссии еще при Патриархе Алексии II, но это также не изменило ситуацию в стране и Церкви. Во время XII ВНРС детей и молодежи, прошедшего 20-22 февраля 2008 года, были приняты или активно обсуждались проект "Кодекса чести молодого гражданина России" (при участии Общественной палаты РФ и Администрации президента РФ), Обращение к авангарду будущего "Молодость плюс" (при участии разработчиков "Русской доктрины" из Фонда "Русский предприниматель"), а также Соборное слово "Поколение наследников". Помимо этого, при ВРНС был создан Молодежный совет, который в следующем году должен представить соборную Молодежную доктрину.

В российских регионах, практически в каждой епархии, существует либо молодежный православный центр, либо клуб, кружок, регулярно проходят встречи при молодежных отделах или больших приходах. Таких молодых активистов и их лидеров – сотни, и они пока нигде не представлены, а зачастую не имеют целенаправленной поддержки со стороны собственного епархиального начальства. Как отметил на заключительном заседании ВРНС иерей Димитрий Шишкин, глава молодежного отдела Воронежской епархии РПЦ МП, молодежь неравнодушна к церковной и социальной работе. Множество детей и подростков собирается в ежегодный православный лагерь "Федоровский городок" и в другие, ему подобные. Необходимо лишь, по мнению отца Димитрия, грамотное отношение к походам с молодыми людьми в больницы, интернаты, дома престарелых и т.п. Для молодежи, как подчеркнул отец Димитрий, имеет большое значение теплая атмосфера внутри прихода, "чтобы ребята загорались ради какого-нибудь дела", но все это по большей части зависит от настоятеля того или иного храма.

Однако представление чисто церковных инициатив не было задачей ВРНС детей и молодежи. Кулуары Государственного Кремлевского дворца украшали, в основном, стенды различных департаментов молодежной политики, окологосударственных и общественных организаций, представлявших свои концепции.

Патриарх Кирилл – человек с государственным подходом, который привык ко всему подходить концептуально. Будь то отношение РПЦ МП к кризису или к молодежи – из всего святейший Кирилл может сделать "концепцию" и "стратегию". Таких поводов могут быть десятки – главное, чтобы они сочетались с социальным образом Церкви и целями государственной политики власти, которая, в том числе и с помощью Московской патриархии, хочет казаться социальным государством, как это записано в российской Конституции.

Социальный контракт Церкви и власти был символически заключен 11 марта 2009 года, когда в Туле предстоятель РПЦ МП принял участие в совместном заседании президиума Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Для Патриарха Кирилла это мероприятие стало признанием высшего статуса его лично, для президента – демонстрацией стремления возложить на религиозные объединения в целом социальную роль и ответственность. Патриарх сразу обозначил стартегическую цель, которая должна лечь в основу последующих переговоров между РПЦ МП и государством в сфере образования, армии, социальных проектов: "Задачи совместной работы по воспитанию молодежи должны, на мой взгляд, определяться и решаться через системный диалог религиозных организаций, государства и общества. Нам необходимы не только конференции, круглые столы и дискуссии в СМИ, но и создание механизмов для подготовки решений общенационального масштаба".

Вместе с тем, наряду с Патриархом-государственником в Кирилле можно увидеть творческого Патриарха-миссионера, играющего с толпой. Кирилл – уже свой человек в рок-тусовке. Как отмечает игумен Сергий (Рыбко), три года назад будущий Патриарх в Великую Субботу принимал рок-музыкантов – Константина Кинчева, Юрия Шевчука, "Братьев Карамазовых", Стаса Бартенева и других. Такая встреча планируется и в будущем. Кирилл как-то выступал на рок-концерте в Смоленске перед 16-тысячной аудиторией, а также на рок-концерте в Киеве во время празднования 1020-летия Крещения Руси. Выступления Патриарха на стадионах, впервые в истории РПЦ МП, еще предстоят. На Сретенских встречах Кирилл подчеркнул: "Я был бы счастлив, если бы мы с вами смогли организовать молодежный съезд в Москве в "Лужниках", когда было бы 100 тысяч человек молодежи. Но для того, чтобы такой съезд собрать, нужно очень хорошо работать, нужно развивать молодежную работу на уровне приходов, благочиний, епархий, нужно построить сеть молодежной работы".

На III Сретенских встречах православной молодежи Патриарх Кирилл затронул "сексуальную" тематику и дал надежду молодежи на то, что РПЦ МП больше не будет строго судить за бурные проявления гормонов. Кирилл отметил: "Богом данный инстинкт продолжения человеческого рода тесно связан с духовной жизнью человека. Без плотского начала не может быть настоящей любви, семейной любви. Это великий Божий дар, который дается человеку не только для продолжения рода, но и для полноты жизни, для счастья". Конечно, Патриарх выразился довольно обтекаемо, но целый ряд комментаторов поспешил развить эту тему, заметив, что в пост также можно практиковать интимные отношения, что уже не совсем согласуется с консервативными православными устоями. Иеромонах Дмитрий (Першин) резонно заметил: "Супружеские отношения не оскверняют, другое дело, что они отвлекают от молитвы, но не более того". Учитывая, что православная Церковь чрезвычайно скупо высказывается на тему интимных отношений, публичная речь Патриарха стала прорывом. Априори в качестве православной воспринималась консервативная точка зрения, что сексуальные отношения возможны лишь с целью продолжения рода, хотя на практике это правило соблюдает лишь ригористичное меньшинство паствы и даже клира. Споры вокруг интимных отношений напоминают разногласия среди консервативных пятидесятников и харизматов – у консерваторов в семьях, порой, более десяти детей, так как они против контрацепции, а у харизматов в книгах о браке прямо написано, что секс в браке – в самых разных формах – это дар Божий, которым можно пользоваться, не боясь впасть в грех.

С одной стороны, умение нового главы РПЦ МП говорить, отвечать самым насущным обывательским и молодежным позывам, возможно, собирать стадионы "православных рокеров-нашистов", без изменения общей ситуации внутри Церкви и общества настораживает. Поскольку отчетливо напоминает практику американских и иных протестантских миссионеров начала 1990-х годов, которые правильно говорили на актуальные темы и даже собирали стадионы, а потом все это исчезало как мираж, как будто и не было стадионов и проповедей. Кто-то может возразить, что православие укоренено в сознании россиян и эффект от православной молодежной миссии в любом случае будет.

Дело в том, что протестантская миссия также привела к тому, что в России появилось как минимум 2 миллиона протестантов. Но в отличие от "лихих 90-х" общество не испытывает такого большого интереса к вере, а в православии хотят видеть традицию и наслаждаться обаятельным Патриархом-"актером", который ничего конкретного и обременительного не требует.

С другой стороны, Патриарх Кирилл жестко и четко ставит цели как в идеологии, так и в практической работе. В своих выступлениях он развивает идею о том, что свобода современного общества разрушает нравственные устои, а СМИ и массовая культура эксплуатируют инстинкты. Кирилл впервые заявил о необходимости сделать молодежь "передовым отрядом" Церкви, воспитывать харизматичных молодежных лидеров, доверять молодым не только ставить свечки и убирать в храме, но и настоящую социальную и образовательную работу. Патриарх заметил, что молодежную работу не надо бояться доверять молодым, а не просто священнику, на которого указал архиерей.

Кажется, что Патриарх опять говорит общими словами, столь же пустыми и бессмысленными, как и странный Госсовет в Туле. Но это не совсем так. Характерна реакция двух столичных патриотических активистов. Кирилл Фролов, лидер "Союза православных граждан", заведующий "отделом Украины и Крыма Института стран СНГ", прокомментировал Патриарха так: "Кирилл в пух и в прах разгромил идеологию миссиофобии. Я бы назвал эту идеологию новой псевдоправославной ересью, которая пропагандирует церковный изоляционизм. Её сторонники заявляют, что нужно ждать, когда молодёжь сама придёт в Церковь. Но ожидание совершенно бесполезно. Нет и ещё раз нет". Другой, единомысленный Фролову, эксперт Аркадий Малер отметил другой аспект: "Для современного молодого человека речь Патриарха Кирилла часто вызывает приятный шок именно потому, что ему внятно содержание и смысл этой речи, что это искренняя речь современного пастыря, а не формальные нравоучения по проформе".

Очевидно, что Кирилл старательно разрушает как внутрицерковные, так и светские стереотипы массового сознания о фигуре Патриарха, о церковной миссии, о дряхлости и музейном образе православия и Церкви. Это способ обозначить самые острые проблемы. Церковная система похожа на государственную, а поэтому разрешение любых проблем происходит сверху – Патриарх будоражит церковную среду, заставляя задуматься о том, что уже надо бежать, для того, чтобы хотя бы остаться на месте.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования