Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
17 марта 15:26Распечатать

Наталья Недзельская. ПРОБЛЕМЫ ПОЛА В РЕЛИГИЯХ АВРААМИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ. Источники «противостояния» мужского и женского начал как почва для аскетической регуляции гендерных отношений


Парадоксом существования вида homo sapiens является то, что мы даже не знаем, кто мы, почему мы такие, откуда взялись, для чего. Во все времена от античности до современности философы обсуждали эту тему. Важное место занимает она и во всех религиях мира.

К числу вечных вопросов человечества принадлежит и проблема пола. В вероисповедных системах религий авраамистической традиции нет единого ответа на вопросы, какого пола был первый человек. Не так давно британские ученые даже попробовали доказать, что Ева на 84 тысячи лет старше Адама.

Можно выделить два подхода общих подхода к решению этой проблемы. Традиционный, который сводится к тому, что первым человеком был мужчина, а позднее из его ребра была сотворена жена. Аргументом против этого подхода является то, что сразу же после творения первого человека Бог благословил его словами: "Плодитесь и размножайтесь!" (Бытие 1:28). То есть еще до появления жены употребляется множественное число. Однако иудейский философ и богослов Маймонид указывал, что нет противоречия в том, что Бог заповедовал плодиться и размножаться мужчине. Именно он отвечает за продолжение рода. Обязанность мужчины - найти себе пару и наполнять землю людьми. Он выступает активной стороной создания семьи, ищет жену, знакомится, ухаживает, инициирует брак. Девушка не может откровенно искать себе мужа, инициировать брак. Если она и делает это, то опосредованно, завуалированно. Мужчина, по учению иудейских мудрецов, обязательно должен жениться до 18 лет, потому что именно столько раз, по подсчетам иудейского богослова Раши, слово "человек" ("Адам") встречается в тексте Книги Бытия до сотворения жены и передачи ее Богом мужчине.

В иудаизме и христианстве существует и другой подход к решению вопроса о поле первого человека. Опираясь на Книгу Бытия, где сказано, что Бог по Своему образу сотворил человека ("По образу Божию сотворил его, как мужчину и женщину сотворил их" (Бытие 1:27)), богословы делают вывод, что мужчина и женщина были сотворены одновременно, одной плотью и душой. Первый человек поэтому был и мужчиной, и женщиной одновременно. Слово "Адам" в переводе с древнееврейского языка означает "человек". Оно не является собственным именем мужчины и как имя встречается в Ветхом Завете только три раза в Книге Бытия и один раз в Книге Давида (Псалтыри). В других случаях Адам означает человека вообще. Об этом свидетельствует в древнееврейском тексте частица "ха".

Первые обращения Бога относились к человеку вообще. Подтверждением двуполости первого человека богословы считают также и то, что Бог в Своей полноте не может принадлежать к одному полу, а следует рассматривать Его как нераздельность мужского и женского начал, а не как Представителя лишь одного начала, образом и подобием которого стал первый человек.

Еще одним аргументом являются слова благословения "Плодитесь и размножайтесь", произнесенные во множественном числе, что свидетельствует об обращении Всевышнего к обоим полам. Существует, правда, и другое пояснение множественного числа в этом тексте, но оно не противоречит тезису о сотворении жены, потому что, может быть, здесь идет речь об отождествлении предков с потомками, а, следовательно, говорится не об отдельном человеке, а о человечестве вообще. То есть имеются в виду не конкретные исторические Адам и Ева, а первый человек как сосредоточение человеческой природы вообще.

В Библии разделение на полы или творение другого, женского, пола объясняется одиночеством человека в царстве животных, отсутствием помощника - "подобного,наделенного духом существа, равного человеку" (Бытие 2:2).

Бог сотворил всех животных по паре. Пары не было только у человека как господина мира. Но обнаружилось, что даже такому совершенному существу, образу и подобию Бога, необходим помощник. Далее детально описана процедура творения жены. Иудейские богословы считают неправильным греческий перевод, которым пользуются христиане, с иврита слова "ребро". Ребро - это грань, бок, поэтому сводить это слово только до понятия "ребро" в анатомическим смысле неверно. Это было бы упрощением, вульгаризацией. Жена создана не из ребра, а из части единого человека-человечества. Она является гранью, стороной человечества, которое вышло из жизненной сущности Адама, то есть из первого человека. На это указывают как иудейские, так и христианские богословы. В целом эта точка зрения близка к платоновскому учению об андрогинах. Согласно Платону, разделение на мужчин и женщин единого человеческого естества совершилось не сразу, а только тогда, когда сильные своим единством андрогины начали посягать на власть богов. За это Зевс придумал для них наказание. Чтоб избавиться от их могущества, он приказал разрезать их пополам и рассеять половинки по миру. Разделение единого естества на мужской и женский пол стало причиной утраты человеком силы, равной богам, утраты богоподобия. В отличие от Платона, который считал полы равными изначально от их создания, почему пополам и были разрезаны единая плоть и душа, из-за чего возникли разные части, половины, Библия считает, что от единой плоти и души была отделена только часть. Даже если это не ребро, а просто грань, сторона единой сущности, все равно жена является чем-то вторичным, частичным, небольшим, не половиной, не равной частью, а, следовательно, неважным, незначительным, принадлежащим первому человеку, то есть мужчине, человеку мужского пола. Поэтому именно мужчина зовется Адамом, то есть человеком.

Если Платон заложил теоретическую основу равенства мужчины и женщины в идеальном государстве, то представителям авраамистических религий библейский рассказ о появлении жены дал возможность принизить женщину, объявив ее второстепенным существом. С первых минут своего существования женщина подчинена мужчине. Бог привел ее к Адаму, но не Бог дал имя жене, не сама она выбрала себе имя, а Адам назвал ее женой, то есть подчиненной мужу: "Она подчиненной мужу будет называться" (Бытие, 2:23), то есть находящейся в его владении, в его власти.

Адам понимает родственность двух полов, ощущает жену частью своего естества: "Она кость от костей моих, плоть от плоти моей" (Бытие 5:25). И этим одновременно утверждает родственность. Женщина родственна мужчине как его тело и кровь. Мужчина и женщина связаны неразрывно. Это специфическая связь крови, семейная и брачная связь отождествляется. Найдена подобная мужчине помощница. Первое имя этого существа - женщина. Женщина - по-древнееврейски "Аша" - это та, которая от мужчины взята. Бог дал право первому человеку давать имена животным, что является свидетельством господства человека над природой. Дав имя жене, Адам указал на свою не только родственность с нею, но и на право своей собственности на эту часть своего существа, свою власть над ней приравнял к власти над животными.

Пол - это половинчатое существование, неполноценное, которое когда-то было целостным, полным, самодостаточным, но постепенно разделилось на две части, на два начала - мужское и женское. Однако, не обращая внимания на разделение, эти два начала в своем райском разделении были прямыми проводниками Божественной воли, находились в состоянии гармонии, счастья, тяготения одного к другому и не знали вражды.

Важным для понимания проблемы пола в религиях авраамистической традиции является библейский рассказ о грехопадении, которое кардинально изменило жизнь людей. Именно с ним авраамистические религии связывают окончательное становление особенностей пола, отношений междуними, их прав и обязанностей. Адам дважды давал имя женщине. Впервые после ее творения, а второй раз - после грехопадения. Именно тогда он дал ей имя "Ева", то есть "Хава", от глагола "хая" - та, которая дает жизнь, то есть матерь людей, жизни. "Мужская" и "Ева" - это два имени, которые отображают отношение к женщине до и после греха. Сначала помощница, часть мужа, собственность, которая подчинена и подвластна ему, как животное, а потом матерь людей, всех родившихся, смертных, мать грешников и греха.

Существует много интерпретаций грехопадения. Например, только в христианской традиции есть четыре типа толкований: абстрактно-аллегорическое, натуралистическое, александрийское, статистическое. Однако, каким бы ни была трактовка грехопадения, одно остается бесспорным: что-то такое случилось с человечеством, что-то важное, что изменило жизнь людей, осталось в памяти, зафиксировано священными писаниями иудеев, христиан и мусульман. Между реальностью и символами, событиями и мифами всегда существовала система связей. Не следует забывать и о том, что толкование какого-либо явления с изменением внешних обстоятельств также изменяется. На древние мифы накладываются более поздние толкования. Наказание за грехопадение учитывает "узкую специализацию" пола. Оно подчеркивает функциональные особенности каждого пола и традиционные отношения между мужчинами и женщинами как в семье, так и в обществе.

Первой согрешила женщина. И она первой была наказана. Наказание женщины связано с браком и материнством. Следовательно, именно тут реализуется ее отличие от мужчины. Способность рождать детей - это то единственное, чем женский пол принципиально отличается от мужского, в чем женщина незаменима и что дает ей известные преимущества. Конкретные наказания сводились, согласно Ветхому Завету, к следующему: "Приумножая, умножу скорби твои и страдания" (Бытие 3:16). Иудейские богословы объясняют эти слова как, во-первых, удлинение срока беременности, а, во-вторых, появление менструаций, которые сопровождаются болью и плохим самочувствием. Третье наказание - страдание во время родов: "Ты в муках будешь рождать детей"(Бытие 3:16). Четвертое связано с отношением женщины к мужчине. У нее появляется горячее страстное стремление к нему: "К мужу устремление твое" (Бытие 3:16). Эта страсть компенсирует женщине страдание, связанное с беременностью и родами, и будет ее подталкивать снова и снова в объятия мужчины. Именно она тем самым будет умножать свои собственные страдания. Не только боль при рождении детей, но и боль, причиняемая самими детьми, будет сопровождать ее всю ее жизнь: бессонные ночи, болезни, беспокойство, печали - вот доля женщины. Пятое наказание связано с четвертым. Привязанность женщины к мужчине будет использоваться мужчиной против нее: "Будет господствовать над тобой" (Бытие 3:16).

В отличие от женского пола, наказания Богом мужского пола связаны не с семьей или отношениями с противоположным полом: "Мужчина по своей природе ищет, находится в поиске, он живет за пределами семьи, дом для него - только постель, а не должность" (Гроддек, "Проблема женщины", Санкт-Петербург, 1904, с. 66). Семья, дети, супруга для него не имеют такого значения, как для женщины. Женщина рожает детей, беспокоится о семье. И хотя она не является официальным инициатором создания семьи, но ей семья больше нужна, смысл ее жизни в семье. Для мужчины семья только создает дополнительные проблемы, это лишние рты, которые нужно кормить. Адам наказан работой. До грехопадения людей кормил Господь. Отныне "не Бог будет кормить тебя, а земля: будешь питаться от нее" (Бытие 3:17). Но земля будет рождать сорняки, потому что "проклята из-за тебя земля" (Бытие 3:19). В раю люди прилагали усилия, чтобы пользоваться плодами земли. После изгнания из рая они будут прикладывать усилия для того, чтобы выращивать урожай, а уже потом его собирать, перерабатывать и употреблять. Усилия направлены не на получение готового продукта. Отныне работа является условием получения результата.

Одновременно изменяется рацион питания: не только злаки, но, как и у животных, трава станет пищей: "Ты будешь есть траву полевую" (Бытие, 3:18). Изготовление Богом одежды для людей из шкуры животных свидетельствует о начале охоты, а следовательно, и об употреблении мясной пищи. Мир с природой и мир с животными разрушен. Человек начал усматривать в животном не соседа по Эдему, а добычу. Шкура животного является символом перехода к другому способу ведения хозяйства. От собирательства того, что дает природа, сад Эдемский, где царь и господин человек, к работе, которая кормит. Отсюда делается вывод, что именно мужчина должен исполнять религиозный культ, потому что этот культ сопровождается жертвой, которую он приносит от плодов своей работы. Как приносить жертву, впервые показал Сам Господь. Человек окончательно отделяется от животного царства, покинув рай, то есть первобытный образ своего существования. Грехопадение - это дисгармония, которая возникла в момент осознания человеком себя, отделения от природы, противопоставления природы и Бога. С изгнанием из рая возникает разделение труда между мужчинами и женщинами. Собирательство не требовало разделения труда, охота же требует разделения труда. Это общая деятельность, которая может быть успешной только тогда, когда каждый будет исполнять свою роль. После охоты также необходимо приложить определенные усилия для того, чтобы приготовить, разделить, сохранить остатки мяса, шкуры, изготовить из них одежду. Высокое место женщины в первобытном обществе обусловлено объективными причинами. При природном разделении труда между мужчиной и женщиной огромное значение играют хозяйственные функции женщины: собирание семян, яиц, моллюсков, корнеплодов, плодов, ягод, грибов давало хотя и минимальную, но постоянную пищу, тогда как охота, которой занимались мужчины, не всегда была удачной и часто была связана с риском для жизни. В то время, как мужчина уходил на большое расстояние от своего жилища, женщина оставалась хранительницей, хозяйкой огня – центра человеческого коллектива, который стремился к безопасности, к свету, теплу, комфорту, вкусной еде. Благодаря разделению труда, женщина, а не мужчина, стала первооткрывателем всего нового: иголка, шило, нитки, веретено, примитивные ткани и приспособления для ткачества, обувь, одежда, глиняная посуда, изделия из веток и коры и много прочего хозяйственного инвентаря появилось благодаря открытиям женщины. Приручение животных, превращение их в домашних – тоже достижение женщины. Она также от природы была хранительницей знания, опыта, в частности, знаний, связанных с хранением продуктов, разделением их между членами рода, приготовлением вкусных блюд, пригодных для пищи, а также знаний, связанных с медициной, воспитанием детей, уходом за больными, одомашненными животными, изготовлением бытовых предметов, то есть самых важных, необходимых для выживания людей знаний. Женщине принадлежит важнейшая социальная функция: рождать, выращивать и воспитывать детей.

В представлении древнего человека женщине принадлежала основная роль в связи мира живых с миром умерших. Именно она возвращала, приводила души в этот мир. Важную роль играли женщины и в усовершенствовании отношений между людьми, формировании морали, в том числе заботы о человеке не только живом, но и мертвом. Древнейшими захоронениями людей, найденными археологами, являются детские захоронения. К захоронению как способу сохранения тел умерших детей, скорее всего, имела самое прямое отношение женщина-мать, исполнявшая свой материнский инстинкт, проявлявшийся в привязанности матери к ребенку, стремлении защитить его от посягательств посторонних. В условиях отсутствия достоверных данных про отцовство, несомненной оставалась родственная связь только по материнской линии. Это ставило женщину-мать в центр коллектива кровных родственников. Многочисленные функции женщины в первобытном обществе должны были развивать ее интеллектуальные способности. "Женский интеллект развился раньше" (Лафарк. "Про эстетику и литературу", Киев, 1977, с. 70) – раньше мужского сознания, как практический ум, рассудительность, житейская мудрость. Женщина более любознательна, нежели мужчина. То, что дьявол искусил именно женщину, свидетельствует не только о том, что она легко поддается чужому влиянию, но и о том, что библейская Ева и более любознательна, и более решительна, и больше тянется к новому знанию, но не способна к смиренному подчинению.

Ведущая роль женщины в первобытном обществе привела к ее обожествлению. На раннем этапе развития общества в условиях хозяйства собирателей, охотников, рыболовов, появление нового ребенка вряд ли вызывало восторг. Он был, скорее, источником проблем, хлопот, которые отрывают женщину от работы. Ребенок требовал к себе внимания, материальных затрат. Следовательно, женщину обожествляли в этот период человеческой истории, скорее всего, не по причине ее материнства, а за ее функции в обществе. Обожествление женщины как матери связано с переходом к скотоводству и земледелию, когда ребенка можно было использовать как рабочую силу. Отсюда женщина становится символом плодовитости, абсолютизируется и обожествляется ее способность к продолжению рода, увеличению материального благосостояния. Рост земледельческой семьи за счет детей приводит к увеличению количества рабочих рук.

С развитием скотоводства, усовершенствованием земледелия, то есть переходом от мотыжного, ручного к плужному земледелию, с появлением металлических орудий труда и расширением металлургии возросла роль мужчины в семьи и обществе. Особенно заметными были изменения у тех народов, где господствовало животноводство. В животноводческих культурах женщина вообще отошла на второй план. Мужчины-животноводы стали не просто основной рабочей силой, но и собственниками всего имущества. У евреев, арабов для женщины этот переход был более тяжелым, нежели у земледельцев. Их положение ухудшилось достаточно резко, заметно ограничились права и возможности. В земледельческих племенах переход к патриархату часто происходил без трагических изменений, например, у ханаанцев, сирийцев, предков украинцев. Это поясняется тем, что женщина в земледелии продолжает играть достаточно важную роль. Она не ограничена только домашним хозяйством. У евреев этот переход совпал также с борьбой против иностранных влияний. Евреи-скотоводы противостояли земледельцам. Главным религиозным искушением были боги Ханаана и сирийские верования. Магические обряды Сирии были тесно связаны с поклонением богине, которая была персонификацией размножения, материнства и похоти. То, что проводником искушения в Библии является женщина, еще раз подтверждает направленность иудейского учения против влияния враждебных культов соседей с их обожествлением женского начала. В целом же все религии имели одну колыбель – женскую природу, плодовитую, которая получает способность к плодовитости и процветанию в результате контакта с мужской природой. Началами начал во всем мире были мужчина и женщина, а наиболее выразительные атрибуты их пола обожествлялись. Это нашло свое отображение в древних эротических культах, которые играли исключительно важную роль на заре человеческой цивилизации и являли собой развитую систему религиозных обрядов, верований, связанных с отношениями между представителями полов.

После грехопадения мужское и женское начала перешли совсем к иному восприятию, наполненному взаимной враждой, конкуренцией, которая продолжается до нашего времени(Ю.Эвола. "Метафизика пола", с. 12). Священные книги религий авраамистической традиции в мифах про творение женщины и грехопадение фиксируют наложение разных событий в истории человечества друг на друга. Переход от животного состояния к человеческому, от употребления растительной пищи собирателями к мясной, использованию огня для ее приготовления, от собирательства до производства. Грехопадение можно рассматривать как символ жесткой борьбы в период перехода от первоначального равноправия матриархата до господства мужского пола в семье и обществе, что привело к отчуждению между полами, к утрате духовной гармонии двух начал, к наступлению новой стадии религиозных представлений. До грехопадения мужчина и женщина были проводниками воли Божией, находились в состоянии гармонии, счастья, взаимного влечения, не знали вражды. После грехопадения мужское и женское начала перешли к противостоянию, которое наблюдается и поныне.

(с) Перевод с украинского "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования