Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 марта 15:20Распечатать

Петр Ильинский. ТУЛЬСКИЙ «СОВЕТ В ФИЛЯХ». Руководители РПЦ МП и РФ встретились поговорить без лишних ушей


Некоторый переполох в СМИ, освещающих религиозно-политические явления в России, возник сегодня в связи с якобы неслыханным повышением статуса Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Как оказалось, этому в значительной мере способствовало то, что в первой половине дня ни чиновники администрации губернатора Тульской области, ни участники Совета не были ознакомлены с конкретной повесткой дня беспрецедентного совместного заседания Госсовета и Совета по взаимодействию в Туле, куда прибыли лично президент и Патриарх, а с ними группа министров, губернаторов и лидеров "традиционных" конфессий. Тем не менее, прежде чем утверждать, что "главой Церкви теперь станет Медведев", а "Кирилл возглавит администрацию президента", стоит обратить внимание на некоторые более реальные детали.

Например, Положение о Совете гласит, что его состав определяется президентом и что этот орган "вправе приглашать на свои заседания представителей религиозных объединений, не входящих в его состав, а также представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, научных учреждений и организаций". Что руководит заседаниями "председатель Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации либо по его поручению заместитель председателя Совета".

Заседание Совета, проходящее в личном присутствии президента и, разумеется, под его, как правового гаранта Совета, председательством, не является чем-то экстраординарным. Напомним, что та же практика существовала и в период президентства Путина, проводившего в качестве председателя, к примеру, 29 сентября 2004 года заседание этого же Совета, на котором присутствовал предыдущий Патриарх РПЦ МП, ныне покойный Алексий II.

В общем, то же самое можно сказать и о появлении на нынешнем заседании в качестве представителя РПЦ МП не кого-то другого, а нового Патриарха – Кирилла (Гундяева). Если же вспомнить об энергичности нового предстоятеля патриархии и об особой актуальности для него стремительного наращивания инициатив по преодолению возможной реакции, то оказываться ему везде, где дело хотя бы косвенно касается религии вообще и РПЦ МП, в частности, жизненно необходимо.

Предваряющие послеобеденное заседание встреча президента Медведева с тульским губернатором и богослужение Патриарха Кирилла во Всехсвятском кафедральном соборе, предусмотренное в программе его пастырской поездки в Тульскую епархию, в контексте встречи двух лидеров на Совете, конечно же, можно воспринимать и "предлогом". Особенно, если исходить из представления, что идеологические проблемы церковно-государственных отношений превалируют над всеми другими проблемами, стоящими перед властью – экономическими, социальными, внутри- и внешнеполитическими, внутренними и т.п. Однако, с выводом о повышении статуса Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ многие наблюдатели, вероятно, все же поторопились. Статус этого консультативного общественного органа высок и без того. Нынешнюю встречу высших руководителей церковной и светской власти разумней рассматривать как вполне логичный, обоюдовыгодный пропагандистский, "пиаровский" ход, призванный укреплять в глазах общества впечатление об их единстве в деле "возрождения великой державы".

Сущностной разницы в том, кто председательствует на заседании Совета – Дмитрий Медведев или назначенный им глава этого органа – руководитель кремлевской администрации Сергей Нарышкин, - разумеется, нет. Равно как нет ее и в том, сам Патриарх или нижестоящий церковный чиновник, исполняющий его святейшую волю, подпишет протокол, где будут запечатлены заранее оговоренные позиции, которые укладываются в общие рамки альянса между клерикалами и светскими чиновниками.

Нетрудно догадаться, что одним из основных вопросов, подлежащих таким заведомым договоренностям, станет технология легитимации Московской патриархии в качестве крупнейшего в России олигарха. Правительственная комиссия по вопросам религиозных объединений, которую возглавляет вице-премьер Александр Жуков, рассмотрит подготовленный минэкономразвития проект закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", как ожидается, в середине марта. Но правовая сомнительность этого "распоряжения" слишком очевидна, чтобы Церковь и идущие на сделку с ней высшие чиновники пустили узаконение РПЦ МП в статусе "государства в государстве" на самотек. Проталкиванию законопроекта требуется основательная и, одновременно, срочная "артподготовка", происходящая не только на "подковерном", но и на официальном публичном уровне. При этом можно предположить, что и церковное, и светское руководство имеет вполне реальные и даже понятные в чем-то основания для того, чтобы нервничать.

Если для Московской патриархии здесь наиболее существенными могут быть материальные стимулы овладения громадной долей народного достояния, то перед светской властью открывается перспектива, наконец-то, и в самом деле отделить Церковь от государства со всеми вытекающими отсюда социальными и экономическими последствиями. Поэтому наиболее сложной задачей нового Патриарха было бы выторговать в этом случае у власти как можно больше выгодных для РПЦ МП условий и оговорок, чтобы смягчить в какой-то мере шок, который получит она, оказавшись в условиях достаточно "дикой" атмосферы рынка негосударственной собственности. В отличие от массы богатых и безграмотных архиереев и других церковных чиновников, новый предстоятель прекрасно сознает, с какого рода проблемами столкнется Московская патриархия, добившись вожделенной "реституции". Таким образом, оставаясь пока единственным авторитетом в этой области на всю РПЦ МП, Патриарх Кирилл проявляет себя в личном плане вполне состоятельным стратегом.

Вторым вопросом, которого обязаны коснуться на заседании Совета, вероятней всего станет скандальная история со списком "экстремистской литературы", признанным экспертами Общественной палаты обостряющим отношения между властью и верующими. Проблема аттестации произведений на предмет экстремистского содержания достаточно остро стоит не только в России, так как единых критериев для ее разрешения просто не существует. Поэтому, в заметной эскалации вопроса о списке с учетом того, что почти половину его занимают мусульманские издания, нетрудно заметить элементы отвлечения внимания мусульманской общественности от вопросов имущественного порядка, которыми озабочена Московская патриархия. Вероятно, это тоже естественно, так как вопросами веры российские мусульмане в целом озабочены в гораздо большей степени, чем "православные по рождению" из юрисдикции Московской патриархии.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования