Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
29 января 18:38Распечатать

Владимир Бутаков. ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ. Новый Патриарх РПЦ МП угоден Кремлю, "раскручен" в народе, имеет свою «программу» и команду, опытен в церковно-административных делах и бизнесе…


Впервые в новейшей истории России ее население, в массе своей далекое от реальной церковной жизни, с таким вниманием ждала выборов нового Патриарха. Глава РПЦ МП постепенно повышал свою позицию в официальной "табели о рангах" высших должностных лиц страны, поднявшись с 8-го на 5-е место (сразу после глав палат парламента). Однако теперь он имеет все шансы стать и вторым лицом в государстве.

Вокруг выборов Патриарха царил заметный политический ажиотаж, совершенно светские комментаторы и политтехнологи рассуждали о кандидатах и их шансах совсем в стиле предвыборной кампании. Действительно, интриги на патриарших выборах было куда поболе, чем на президентских, - ведь покойный Алексий II никаких имен своих преемников не оглашал, а с ныне избранным Патриархом был в натянутых отношениях (отсюда так широко распространившийся в церковном народе миф, что смену патриаршеств искусственно ускорили). Проводились опросы, выстраивались рейтинги, делались прогнозы. Сами выборы (точнее – оглашение их итогов) транслировались в прямом эфире.

Аналитики в большинстве заранее предсказывали избрание патриаршего местоблюстителя, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Кто-то был уверен, что "на уровне Кремля" это избрание, точнее – назначение, уже состоялось. Митрополит Кирилл, после некоторых шероховатостей при "раннем" Путине, действительно наладил взаимопонимание с Кремлем, с помощью "ящика" хорошо "раскрутился" в народе, а опыт в церковно-административных делах получил еще в советские времена, в "школе митрополита Никодима". Кроме того, на общем фоне современной иерархии РПЦ МП, Кирилл производит впечатление обаятельного, умного, эффектного, красноречивого человека, он по-иезуитски изворотлив и несомненно благонадежен. Умеет быстро и хорошо подлаживаться к любым переменам обстановки - как экономической, так и политической. В общем, систему "стабильности", созданную Кремлем, не нарушит и в целом продолжит осторожную политику покойного Алексия II.

Будут, безусловно, некоторые новации, но без откровенно обновленческих реформ: новый Патриарх не заинтересован в напряжении и расколе, тем более, что церковный народ, как известно, настроен очень консервативно и Кириллу не доверяет.
Этот народ хорошо помнит об активном экуменизме и прокатолических настроениях Кирилла. Многие убеждены даже, будто он - тайный кардинал, который стоит за новый стиль и богослужение на русском языке. Не нравилась - да и до сих пор верующих коробит - его популистская "открытость", явно заимствованная у западного духовенства, но применяемая очень избирательно. Этот Патриарх и на горных с водными лыжами гоняет, и сигару может со вкусом выкурить, и виллу в Швейцарии имеет, где предается отнюдь не суровым аскетическим подвигам. Это типаж новорусского сибарита. Но русский православный человек ждет от архиерея степенности, мудрой рассудительности и некой харизматичной представительности.

Кирилл же ведет себя как светский говорун-краснобай и "свой в доску" человек, душа компании (правда, за исключениями немногочисленных "врагов Церкви", найденных, в основном, лицами из окружения митрополита. К этим "врагам" он беспощаден). "Как-то не по-русски это, - качает головой старая питерская прихожанка тетя Даша. - Его покойный наставник митрополит Никодим (Ротов) такого себе не позволял. У латинян, небось, научился "демократическим" манерам...".

Народ, разумеется, уже не хочет вспоминать о связи Кирилла с советскими спецслужбами (агентурный псевдоним "Михайлов"), которые жестко опекали РПЦ МП. Забыл и простил, более того – немного героизировал "благородный подвиг" чекиста, в том числе – в рясе. И надоело народу уже копошиться в "табачной" и "водочной" аферах, с помощью которых в 1990-е годы ОВЦС МП, возглавляемый митрополитом Кириллом, пополнял свою кассу. Верующих убедили, что доходы шли на восстановление порушенных храмов – ну и, слава Богу. Проверять никто не будет. Что же касается экуменических загибов, так это ведь "церковная дипломатия", догматов не затрагивающая. Зато как прекрасно говорит митрополит - заслушаешься. Правда, больно много слов не наших, простому человеку непонятных.

Правда, сегодня Кирилл говорит иначе, чем говорил десять лет назад. Патриот, государственник, охранитель, чуть ли ни фундаменталист. Примечательным образом эта эволюция экумениста с семинарской скамьи совпала с поправением всего идеологического курса государства, вызванным инстинктом самосохранения чекистской "бизнес-элиты". Вновь востребована идея Москвы как третьего Рима. Либеральной вседозволенности противопоставлены обязательные нравственные нормы, а эгоистичному индивидуализму – "ответственность перед обществом". При такой господствущей тенденции православная мораль и традиция востребованы в полной мере.

И миру предстал другой Кирилл. Не суетливый церковный дипломат, а ревностный и горячий проповедник-"миссионер", не заядлый западник, а "просвещенный" русский консерватор, который радеет о том, как лучше укрепить православную веру в родной стране.

Но мало кто внутри России знает, что перед инославными братьями Кирилл по-прежнему произносит весьма откровенные экуменические речи. Эта политика двойных стандартов, по-видимому, у нового Патриарха не исчезнет - слишком долго он ею пользовался, и другой пользоваться не умеет. Это вообще одна из сердцевин психологии советского человека – одно "на экспорт", совсем другое – "для внутреннего пользования".

Несомненно одно: церковную жизнь Кирилл по-своему расшевелит, поскольку крепко усвоил расхожее западное понимание активной роли Церкви в современном обществе. Но это "аджорнаменто" обязательно вызовет в консервативном церковном народе фундаменталистскую реакцию, перед которой побледнеет выступление епископа Диомида. И, похоже, предстоятелю РПЦ МП, каким бы жестким он не был, оживляя церковную жизнь, никуда не уйти и от бурного оживления церковной оппозиции, столь заметной в начале 90-х годов. Насколько активность оппозиции перейдет в реальный раскол – будет зависеть только от твердости внешней политической системы…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования