Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 января 14:42Распечатать

Олег Филатчев. ДИОМИД И ДРУГИЕ. Что происходит сегодня в среде последователей опального епископа


Прошло более трех месяцев с того момента, как на заседании Синода РПЦ МП епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) был лишён сана. Сказано на эту тему немало со стороны всевозможных СМИ, однако в большинстве публикаций преобладает печальная тенденция. Вместо анализа по существу проблем, затронутых в посланиях Чукотского архиерея, с подачи его оппонентов из ОВЦС всё сводится к внешним незначительным тезисам, а зачастую к банальному перевиранию фактов.

Классический пример такого рода - история вокруг мобильных телефонов, раскрученная пропатриархийным агентством "Интерфакс-религия", которое многие называют подразделением ОВЦС МП. Недавно автору этих строк пришлось столкнуться с комментарием одного из чад епископа Диомида, который отметил, что владыка выступал против использования мобильников непосредственно в храме во время службы…

Ещё один из приёмов "антидиомидовской" пропаганды – заведомое занижение числа людей, поддерживающих епископа Диомида, ведь на самом деле это число весьма значительно по всей России и за её пределами. Некоторое снижение этого числа наметилось лишь в самое последнее время, когда часть сторонников епископа Диомида не поддержала его последние неоднозначные шаги, выразившиеся в указе об осуждении "имяборчества", в обвинении всех русских зарубежных юрисдикций в ереси цареборчества, а также в единоличном рукоположении во епископы своего брата Феофила (Дзюбана).

Чрезвычайно активную роль в окружении опального епископа играет один из идеологов "диомидовского движения" Артём Стадник - человек, которому свойственно впадать в крайности. Епископ Диомид разделяет его радикальные убеждения, хотя последнее интервью чукотского архиерея от 26 декабря 2008 года позволяет надеяться на лучшее. В нём епископ упоминает о сергианстве, да и прежних нелестных слов о Новомучениках не наблюдается.

В случае объединения с русскими зарубежными юрисдикциями, с "осколками" РПЦЗ, епископ Диомид мог бы рассчитывать на усиление своего влияния в среде верующих, но, понятное дело, его оппоненты будут всячески стремиться этого не допустить.

О значительной поддержке епископа Диомида со стороны простого церковного народа может свидетельствовать следующий факт. На телефон Братства во имя священномученика митрополита Владимира, изначально поддержавшего позицию епископа Диомида по большинству из затронутых им вопросов и выразившего эту свою поддержку на различных публичных акциях, поступали звонки из Ярославля, Санкт-Петербурга, Красноярска и многих других городов от представителей общин или просто рядовых верующих, желающих перейти под омофор владыки Диомида, от клириков, которые выступают резко против политики архиереев, сидящих в Чистом переулке и Свято-Даниловом монастыре.

Значительное число сторонников епископа Диомида присутствует во Владимирской области, где известным центром антиглобалистского движения является Боголюбский монастырь. Его настоятель архимандрит Петр (Кучер) – личность спорная, но весьма уважаемая в среде патриотической общественности. Он является одним из вдохновителей Чина всенародного покаяния в подмосковном селе Тайнинское, у памятника царю-мученику Николаю, осужденного покойным ныне Патриархом Алексием II (Ридигером).

Немало сторонников Чукотского архиерея имеется в Липецкой епархии, несколько общин вышло из-под омофора РПЦ МП под влиянием посланий епископа Диомида в Мордовии. А в Барнауле на Алтае поддержка епископа Диомида повлекла за собой настоящие гонения на один из приходов со стороны епархиального начальства Московской патриархии.

А, скажем, в городе Брест (Республика Беларусь) сторонников Московской патриархии и вовсе меньшинство, о чём сообщают сами верующие, живущие в данном регионе. Православные возмущены "непотребным поведением" местного священноначалия Московской патриархии. С точки зрения доктринальной, критика патриаршего экзарха Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева), лично преданного анафеме епископом Диомидом, связана с его филокатолическими и экуменическими воззрениями и действиями. Кроме того, он возглавляет Синодальную богословскую комиссию РПЦ МП, которая составила немало документов против борцов с глобализацией и экуменизмом – в частности, "богословско-канонический анализ" обращений епископа Диомида. Все это не располагает к симпатиям со стороны православных людей, сознательно относящихся к своей вере, к каноническим принципам церковной жизни, а не слепо благоговеющих перед блестящими панагиями своих архиереев.

Никаких организованных форм "диомидовское движение", разумеется, не имеет. Однако по наблюдениям автора можно говорить о десятках монастырей, сотнях приходов и десятках тысяч верующих РПЦ МП, сознательно разделяющих его взгляды. Другие формы сочувствия епископу Диомиду распространены еще шире и проникают даже в архиерейскую среду.

Вместо объективного анализа причин, форм и идей "диомидовского движения", с подачи Кирилла Фролова, главы московского отделения "Союза православных граждан" (СПГ), активно внедряется в церковных и околоцерковных СМИ миф о некоей "Чукотской пещере", о том, что якобы владыка Диомид и его сторонники призывают отказаться от миссионерства, ведут к изоляции. Безусловно, подобная информация выгодна сторонникам митрополита Кирилла (Гундяева), не желающим решать накопившиеся за многие годы в РПЦ МП проблемы. Гораздо легче проводить политику замалчивания, как это делали те, с кем, по словам одного из предшественников митрополита Кирилла (Гундяева), у патриархии имеются общие ценности.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что феномен значительной "внутренней оппозиции", которая формально не порывает с РПЦ МП, но фактически не общается с ее священноначалием, в истории Московской патриархии не нов, так же, как не новы те проблемы, которые затронул епископ Диомид. Увы, типичны и методы расправы. Достаточно вспомнить, как патриархия 40 лет назад отреагировала на критику архиепископа Ермогена (Голубева), в расправе над которым особое участие принимал Патриарх Алексий II, бывший в те годы управделами Московского патриархата. Сформировавшийся за годы, прошедшие с момента воцарения большевиков, в патриархии дух папизма распространяется все шире.

Близится Поместный Собор РПЦ МП. В случае избрания новым ее предстоятелем митрополита Кирилла (Гундяева) можно прогнозировать, что определённая часть верующих открыто перейдёт под омофор епископа Диомида. Хотя, конечно, многое будет зависеть от него самого, от принятых решений и их соответствия святоотеческому церковному Преданию. В любом случае, уже одной своей принципиальностью, тем, что он не сдаёт позиций в отношении священноначалия РПЦ МП, епископ Диомид заслужил поддержку со стороны значительной части православных верующих в России и за её пределами.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования