Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 декабря 18:01Распечатать

Евгений Левин. БОЙНЯ В БОМБЕЕ. Об истоках и перспективах индо-мусульманского конфликта


Писать о недавней бомбейской трагедии было трудно. Сначала все ждали новостей о судьбе заложников. Потом нужно было успокоиться и охладить эмоции.

За это время о событиях в Индии было много чего сказано и написано. Говорили о воинственном исламе, об индийских обвинениях в адрес пакистанского правительства (которые официальный Исламабад решительно отвергает), кстати, не удивлюсь, что в итоге правы окажутся и пакистанцы, и индусы: в пакистанских силовых ведомствах вполне могло найтись несколько офицеров с возможностями и связями, способных действовать без санкции и через голову официального руководства); и даже о "следе Аль-Каиды".

Все это, безусловно, важные и интересные материи. Но, к сожалению, никто или почти никто не вспоминал в эти дни о другом. Чудовищная бомбейская трагедия, унесшая больше двухсот жизней – не первый, не второй и даже, боюсь, не сотый эпизод межконфессиональной драмы, которая с разной степенью интенсивности не прекращается в Индостане вот уже более полувека.

К сожалению, автор этих строк никогда не испытывал особого интереса к истории Индии. Поэтому мои сведения об этой стране обрывочны, поверхностны и восходят преимущественно к школьным учебникам. Однако и там, сколь помнится, неоднократно упоминалась индо-мусульманская рознь - т.е. противоречия и вражда между индуистами и мусульманами, живущими в Индии.

Первые упоминания об этом конфликте встречались еще в главах, посвященных английскому владычеству на полуострове. По словам авторов учебников, англичане сознательно стравливали общины, дабы, действуя методом "разделяй и властвуй", упрочить свое колониальное господство. Возможно, так оно и было. Однако, как показали дальнейшие события, индуисты и мусульмане прекрасно ненавидели друг друга и безо всяких англичан.

Настоящий праздник дружбы народов начался в Индостане в 1947 году, когда было принято разделить бывшую Британскую Индию на два независимых государства, собственно Индию, с преимущественно индуистским населением, и мусульманский Пакистан. По всей стране прокатилась бесконечная цепь этнических столкновений и погромов. Отличились, практически в равной степени, обе стороны: индуисты громили мусульман, мусульмане – индуистов. В результате, как меланхолично отмечает Википедия, в ходе столкновений погибло более 500 000 человек. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в современной истории мира — около 12 миллионов индусов, сикхов и мусульман расселились по территории недавно созданных государств Индии и Пакистана.

Против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами решительно протестовал Махатма Ганди, духовный лидер индийского освободительного движения. В своих многочисленных выступлениях он многократно выступал с призывом к единению индусов и мусульман. Однако, несмотря на огромный авторитет в стране, его голос остался гласом вопиющего в пустыне. Более того, 30 января 1948 Ганди был убит по пути на молитву. Его убийца, некто Натурам Годсе, оказался религиозным фанатиком. Но не мусульманином, как кто-то, возможно, подумал, а индусом.

То разгораясь, то затихая, индо-мусульманский конфликт продолжался все последующие десятилетия, периодически выливаясь в очередной вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. Впрочем, в те годы, когда войны не было, отношения между индусами и магометанами никак нельзя было назвать дружескими. Причем, как водится в подобных конфликтах, примеры "интернационализма" обе стороны демонстрировали "то вместе, то поврозь, а то попеременно".

Все подробности можно найти в обширной современной литературе, посвященной проблемам региона. Тем же, кто предпочитает художественные тексты, могу порекомендовать творчество Салмана Рушди, много писавшего он индо-мусульманской розни - например, его роман "Клоун Шалимар".

В XXI веке ситуация если и изменилась, то не слишком сильно. Самый простой поиск дал, к примеру, несколько линков на статьи о беспорядках 2002 года - о которых, подозреваю, большинство из нас если и помнит, то очень и очень приблизительно.

Первый акт трагедии произошел близ города Годхра (штат Гуджарат), где мусульманские экстремисты подожгли поезд с паломниками и активистами индуистских организаций (по мусульманской версии – с индусскими экстремистами), возвращавшимися из паломничества в священный для индусов город Айодхья. 57 человек (в том числе 15 детей) сгорели заживо.

После этого по всей стране прокатилась волна мусульманских погромов.Толпы разъяренных, жаждущих мести индусов врывались в мусульманские кварталы, громя и сокрушая все вокруг. В ходе погромов погибли десятки мусульман.

Впрочем, и у этой трагедии была своя предыстория. Дело в том,что в городе Айодхья, откуда возвращались жертвы нападения мусульманских экстремистов, в течение нескольких столетий стояла мечеть Бабри, построенная самим императором Бабуром. Однако в 1992 году индусы заявили, что эта мечеть была построена на священном для них месте – на руинах дворца, в котором, по их преданию, родился Рама, главный герой Рамаяны. После чего решили восстановить историческую справедливость (а заодно, видимо, показать, что для столь древней цивилизации несколько столетий – не срок). Легендарную мечеть снесли вручную, силами 150 тысяч человек.

Реакция мусульман была естественной и предсказуемой. Последовал ряд нападений на индусов, на которые те ответили волной мусульманских погромов. В ходе беспорядков погибло, по разным сведениям, от 900 до 3000 человек, преимущественно мусульман. Кроме того, множество мусульман было вынуждено бежать из районов с преимущественно индусским населением.

Кстати, эпицентром этих кровавых беспорядков стал… город Бомбей. Который вскоре после этого переименовали в Мумбай.

Все сказанное выше, безусловно, не призвано оправдать нынешнюю бойню в Бомбее. Оправдания этому преступлению нет и не может быть. Однако важно помнить, что корни случившегося – не только в "Аль-Каиде" или "исламском фундаментализме". Поскольку эта трагедия – всего лишь очередная серия кровавой драме, которая продолжается уже более полувека и конца которой нет. И не предвидится.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования