Со смертью Патриарха Алексия Второго окончился тот период русской церковной истории, когда ею руководили религиозные деятели, еще связанные со старой Россией. Алексий, хоть и родился уже после революции, но, напомним, 15 лет первых лет своей жизни прожил в буржуазной Эстонии. В русских православных храмах этой страны, в том числе в приходе его отца, состоявшего из обрусевших остзейских дворян, сохранялся дух канувшей в прошлое синодальной Церкви. По этой причине почивший перовоиерарх РПЦ МП, несмотря на сильное давление, противился реформаторским призывам, исходившим даже из его ближайшего окружения. Он несомненно запомнится как консерватор в широком смысле слова. Хотя почивший Патриарх так и не вывел РПЦ МП из экуменического Всемирного совета Церквей и не прекратил так раздражавшие верующих "диалоги" с инославными и иноверными объединениями, он все же соблюдал в этом определенную дистанцию. Так и не стал, например, встречаться с Римским Папой, хотя в Кремле к этому его упорно и долго подталкивали. (Впрочем, с католиками всегда с великим удовольствием братался митрополит Кирилл (Гундяев), который избран Местоблюстителем и, скорее всего, вскоре займёт патриарший престол). Алексий II обладал немецкой деловитостью, дисциплинированностью и аккуратностью. Недаром в епископском сане он несколько лет руководил Хозяйственным управлением Синода и представлял РПЦ МП в международных церковных организациях. Отсутствие "самодеятельности" и точность в выполнении распоряжений начальства были его отличительными чертами, на что особо указывали даже его разного рода "кураторы". А врожденные административные качества помогли справиться с задачами восстановления церковно-хозяйственной жизни. Он оказался нужным человеком в нужное время. После некоторой первоначальной нерешительности и дезориентации в бурном потоке социальных перемен отлично уразумел новые условия и новые возможности, которые появились у Церкви в капиталистической России, и адаптировался к ним. Посему храмы восстанавливались тысячами, монастыри открывались сотнями, духовные школы возникали десятками. Алексий II сделал РПЦ МП мощной и влиятельной частью общественно-государственной структуры, главным "коллективным олигархом" России. При нем было восстановлено внешнее духовно-идеологическое влияние православия на жизнь страны, которую многие сравнивали с былой монархической симфонией. Патриарх стал восприниматься как второе лицо в государстве, как его духовный лидер, как Божественная основа "вертикали" власти. И это при том, что сам государственный строй и его представители по-прежнему весьма мало похожи на историческую Россию. Так возник некий химерический фантом со всеми характерными для него соблазнами и искушениями. Этот фантом в любой момент может улетучиться - большевицкие корни в обществе еще крепки. Если говорить об имидже почившего Патриарха в обывательской среде, то большинству не только верующих он импонировал благообразной внешностью, гордой осанкой, важной поступью. Служил чинно, "по-архиерейски". Жил в комфорте, даже в роскоши. Он не был ярким проповедником, но говорил по существу. С народом сохранял некоторую дистанцию и, в отличие от митрополита Иоанна (Снычева), наболевших и насущных вопросов касался редко и осторожно. Некоторые считают это проявлением хитроумной церковной дипломатии… Судьбу его, несмотря на разные коллизии и изгибы, можно назвать благополучной. Похороны почившего стали не столько церковными, сколько государственными - в присутствии всех "высших чинов". Так не хоронили в царской России ни одного самого знаменитого архиерея. Погребение состоялось, однако, не в патриаршем Успенском соборе Кремля, где покоятся древние Патриархи, и не в соборе Донского монастыря, где находится рака с мощами святителя-исповедника Патриарха Тихона, а в Богоявленском Елоховском соборе, и это стало символичной точкой в земном пути предстоятеля РПЦ МП. В Елоховском соборе хранятся не только мощи святителя Алексия, митрополита Московского, чье имя носил отошедший в вечность. Там же в свое время было захоронено тело Патриарха Сергия (Страгородского) – основоположника современной Московской патриархии. Именно в этом соборе часто служил сам Алексий II, продолжатель сергианской политики "сращивания" государства и Церкви. |