Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
25 ноября 17:59Распечатать

Андрей Езеров. ИКОНОПОЧИТАНИЕ ИЛИ ИКОНОПОКЛОНСТВО? Традиционная церковность не имеет ничего общего с клерикальными амбициями некоторых религиозных кругов


Много копий было уже сломано в спорах о том, стоит ли поклоняться иконе Пресвятой Троицы (Рублевской) в Троице-Сергиевой лавре.

По этому поводу может быть несколько соображений.

Начнём с того, что поклоняться Пресвятой Троице мы можем и должны даже во всякое время и на всяком месте.

Для поклонения Пресвятой Троице не требуется именно одна конкретная, пусть даже и самая известная, Троицкая икона, а можно поклоняться, используя любую Троицкую икону, если она правильно (канонично) написана, в образ "рублёвской" ветхозаветной Троицы (так называемая "новозаветная Троица" имеет латинское происхождение и, строго говоря, не может считаться православной иконой). И если кто поклоняется конкретному образу, а не Образу Триединаго Божества в любом достопоклоняемом и приемлемом с позиций канонической иконописи и традиционной христианской эстетики образе, тот является идолопоклонником, ибо чтит не первообраз, а пусть даже высокохудожественный артефакт, ценный с эстетической точки зрения предмет.

Иконопочитание не должно превращаться в иконопоклонство. Покланяясь образам Самого Божества, Богородицы и всех святых, Кресту Христа Спаса и прочим святыням, мы в них и чрез них покланяемся лишь одному Единому в Троице Богу. Икона – окно в Царство Божие, а не фетиш.

Помню, например, мое внимание как-то привлекли достаточно стильные индусские рисованные картинки, если не ошибаюсь, века ХVIII ("добританские", "могольского", а не "ост-индского" стиля), посвященные похождениям Кришны, чем-то несколько похожие на наши традиционные лубки (это, пожалуй, и понравилось всего больше). Но я же не стал медитировать перед этими "лубками", картинками.

Скажут, что, де, "то не наша национальная и религиозная традиция". Ладно.

Но я бы не стал прикладываться и… к рублёвской Троице. Потому как к иконе Троицы не прикладываются. Так же, как и к образам Превечнаго Совета Ангела (Господь до Своего воплощения), Спаса Благое Молчание (то же самое), Воскресения (Схожения Христа во ад), Входа Господня, Собора св. Архангелов и всех Небесных сил бесплотных, св. архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и прочих св. архангелов, Ангела-хранителя и некоторым другим. Просто потому, что не принято, не предусмотрено церковной традицией, если угодно, Преданием…

Жил да был при Иване Грозном царе думный дьяк и печатник (по нынешнему некто вроде госсекретаря в Штатах или же министра иностранных дел в бытность им кн. А.Горчакова или В.Молотова у нас) Иван Висковатый (Висковатов). По настоянию св. Макария, митрополита Московского и всея Руси и всех Севера стран, Собор нашей Русской Церкви осудил его ересь: он был против того, чтоб изображать архангелов и ангелов, а также против аллегорических сюжетов, хотя, видимо, не имел ничего против изображения Воскресения (традиционного) и/или Преображения. Был в его мудрованиях и позитивный аспект: он резко выступил против образов западного происхождения, за что не подвергся столь суровой церковной критике. Он был осуждён как еретик за прочие выводы о "правильности" иконописания и, надо отдать должное, покаялся. Но и самому св. митрополиту Макарию, как, впрочем, и прочим русским людям той поры, было б в диковинку видеть, как прикладываются к иконе Пресвятой Троицы… Просто это не было принято, вот и всё. Прикладывались к Честным Крестам, плащаницам, многим, но не всем, Спасовым иконам, а также образам Богородицы, Иоанна Крестителя, Николы, апостолов и других святых людей. Прикладывались по праздникам конкретного святого к его иконе или же и к нарочитой святыне, например, к чудотворной Богородичной иконе во время крестного хода в её честь или же при особенных и нарочитых обстоятельствах, например, по молебне о прекращении мора или осады или засухи и т.п. А не просто - когда кто захотел. К нарочитым святыням прикладывались и на Светлой седмице, но не в самый день Пасхи. Мощи многих преподобных находились под спудом.

Кто же мешает положить, скажем, три поклона с тихой молитвой в наше время пред иконой рублёвской Троицы в Третьяковке в наше время?

Очевидно, дело тут не только и не столько в молитве.

Дело в претензиях определенной группы лиц (даже не определённой конфессии – значительная часть членов РПЦ МП против скоропалительного перемещения из музея бесценного образа).

Претенциозность эта опирается, очевидно, не на традиционную церковность, о чём было сказано выше, а на клерикальные амбиции некоторых религиозных кругов.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования