Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
06 ноября 17:09Распечатать

Андрей Езеров. ЕСТЬ РАЗМАХ. Визит Патриарха Александра (Калинина) в Грецию как повод поговорить о двух принципиально разных подходах РДЦ и РПСЦ к свидетельству миру о Старой вере


Интересующихся современным древлеправославием буквально взбудоражило известие о начале диалога Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ) и некоторых старостильных Синодов ИПЦ Греции (так называемых старостильников) - в частности, "кириковского" (во главе с отделившимся от "традиционного" "матфеевского" Синода митрополитом Кириком) и "калинникитского" (во главе с выделившимся из "хризостомовского" Синода митрополитом Калинником) Синодов. Это событие бурно обсуждается, преподносится как сенсация, однако, с нашей точки зрения, ничего столь уж неожиданного в нем нет.

Посудите сами: РДЦ давно уже стремится подчеркнуть свой "вселенский" статус. Так, в 2002 г. Архиепископ Александр (Калинин) стал Патриархом. Этот его сан до сих пор не признается Московской патриархией, более того – воспринимается ею как прямой вызов сложившейся в современной России модели взаимодействия и координации "традиционных конфессий", особенно – христианских, во главе с РПЦ МП. Удивительно, что факт появления Патриарха в РДЦ возмутил даже весьма консервативных представителей РПЦ МП, составляющих в ней своего рода "внутреннюю оппозицию". При этом наличие духовных лиц в сане Патриарха или Католикоса, например, у мелькитов (сиро-ливанских восточных католиков), армян (два Католикоса и два Патриарха!) и ассирийцев (два) их нисколько не беспокоит. "Ну так ведь это исторические и нам комплиментарные конфессии, в отличие от беглопоповцев", - заметил в связи с этим один из знакомых из РПЦ МП.

Призывы к "восстановлению патриаршества" раздавались и в лоне Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), например – со стороны покинувшего эту юрисдикцию год назад протоиерея Елисея Елисеева. Автор этих строк никогда не был сторонником подобных амбициозных планов. Слава Богу, в РПСЦ они так и не возымели серьёзного воздействия на публику.

Но довольно исторических отступлений: вернёмся непосредственно к нашей главной теме. Несколько лет назад для "демонстрации флага" староверия в Святой Земле РДЦ рукоположилила епископа Сионского Иякова, гражданина одной из западноевропейских стран. Затем последовал "богословский диалог" с греками-старостильниками, который, как только теперь стало известно, начался еще в 2006 году. Понятно, что такое присутствие на международном уровне добавляет своего рода ореол "вселенскости" РДЦ и ее Патриарху. Есть размах! И это безо всякой иронии.

Благодаря сравнительно молодому и деятельному Патриарху, выпускнику Московских духовных школ РПЦ МП, РДЦ сумела в общественно-религиозном мнении России преодолеть репутацию "деревенского согласия" и позиционировать себя в качестве "наиболее динамичкой" старообрядческой юрисдикции. А ведь еще несколько лет назад традиционный "видеоряд" РДЦ выглядел примерно так: нелепо сидящие на архиереях домотканные разноцветно-аляповатые облачения, духовенство, сквозь награжденное такими же самодельными митрами, нарочито "деревенский стиль" служения и пения, чрезвычайная малочисленность прихожан и т.д.

Теперь же РПСЦ и РДЦ как бы меняются символическими местами: домотканные облачения перекочевали в РПСЦ, а вот насчёт "вселенскости", социального и миссионерского служения, научной апологетики Старой веры, увы, в РПСЦ всё более забываются традиции св. Арсения, епископа Уральского, да и "золотого века" старообрядчества, совпавшего с Серебряным веком русской культуры (начало ХХ в.), в целом.

Лишь один яркий пример в подтверждение нашего вывода - очередная фальсификация очередного деяния Освященного Собора РПСЦ 2008 г. В пункте 16.4 Деяний и решений сего Освященного Собора прямо говорилось о необходимости возрождения т.н. начетничества. Начетчик, как принято в старообрядческой традиции, - это начитанный в духовной литературе, богословски грамотный старовер. "Редакторы" текста соборных Деяний не смогли понести такую формулировку, и в результате вышло: вместо первоначального "16.4. Одобрить возрождение начетнической деятельности и учреждения в епархиях должностей начетчиков" - "16.4. Продолжать обсуждение проповеднической деятельности на последующих Соборах".

Смысл "справы" понятен: как бы никониянские друзья чего не подумали, когда узнают, что мы хотим и можем "сметь свои суждения иметь", или, уж если и не вполне свои, то, по крайней мере, мы не против, чтобы у нас были сведущие и знающие люди, потенциально опасные как апологеты Старой веры. Понятно, что при таком подходе Старая вера не может и не должна иметь никакого не то что вселенского или континентального, но и, пожалуй, общенационального значения. В этом и есть принципиальная разница двух этих подходов – РДЦ и РПСЦ.

Подход руководства РПСЦ можно сформулировать примерно так: мы миноритарная, можно сказать, едва ль не вымирающая конфессия, этнографический памятник; мы не будем чрезмерно "светиться", выступать, говорить о какой-то своей "альтернативности", признавать правила игры, устанавливаемые "господствующей конфессией", в обмен на что последняя должна позволить спокойно и самостоятельно вымирать. Примерно на подобных условиях "выживает" в Палестине община самарян (маленькая, в несколько сот человек, этноконфессиональная общность, сохранившаяся еще с ветхозаветных времен). И в кипящем политическими и религиозными страстями Пакистане исламисты не слишком уж обращают внимания на последние оставшиеся, считанные тысячи, калашей.

В РДЦ, несмотря на значительно меньшее по сравнинею с РПСЦ реальное число приходов и, тем паче, самой паствы, подходят к делу иначе. Представители этой Церкви дают понять "граду и миру", что РДЦ ничуть не ниже или незначительней, скажем, других т.н. традиционных христианских конфессий.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования