Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
28 мая 17:25Распечатать

Евгений Левин. СКАЖИТЕ, ВЫ ЕВРЕЙ? В результате борьбы "за гиюр" между израильскими ультра-ортодокосами и сионистами одних и тех же людей в разных городах страны официально признают и не признают евреями


Несколько недель назад мы уже писали о том, как в Израиле банальный бракоразводный процесс неожиданно обернулся громким религиозно-общественным скандалом, в ходе которого еврейство тысяч геров (прозелитов) было поставлено под сомнение. Так вот, за отчетный период времени скандал не только не утих, но напротив, с каждым днем разгорается с новой силой, вовлекая в свою орбиту все новыx участников.

В своем постановлении по ашдодскому делу, которому, собственно, и был посвящен наш упомянутый выше "Комментарий дня", раввины Атиа и Шерман не ограничились конкретным случаем, но и обрушились на все гиюры, совершенные р. Друкманом и его единомышленниками. По мнению упомянутых раввинов, эти гиюры во многих случаях проходили с сознательным нарушениями еврейских канонов. Р. Друкману и другим судьям было заранее известно, что потенциальные прозелитыне имели намерения вести полностью религиозный образ жизни в то время как, по мнению ультра-ортодоксов, данное условие является conditiosinequanon обращения в иудаизм. Следовательно, все эти гиюры следует признать небывшими, а самого р. Друкмана и его коллег - объявить еретиками, недостойными быть судьями в Израиле.

Однако рабби Друкман является одним из ведущих религиозных авторитетов национально-религиозного лагеря, поэтому заявление р. Шермана сотоварищи против р. Друкмана вызвало бурный протест религиозных сионистов. Практически сразу была составлена и опубликована петиция в защиту р. Друкмана, под которой подписалось свыше восьмидесяти раввинов. Среди подписавшихся оказались практически все, кто имеет хоть какой-нибудь духовный авторитет в национально-религиозном лагере: р. Аарон Лихтенштейн, р. Цфания Дрори, р. Шаар-Ишув Коген, р. Яков Ариэль, р. Залман Меламед, р. Юваль Шерло и т.д. (российскому читателю все эти имена, скорее всего, ничего не скажут, а утомлять читателей подробностями не хочу; поэтому просто отмечу, что "других раввинов" у религиозных сионистов просто нет).

К израильским раввинам присоединились их американские коллеги. Американский совет раввинов (RabbinicalCouncilofAmerica, RCA), объединяющий сотни ортодоксальных раввинов Нового света, опубликовал заявление, в котором выразил полную поддержку деятельности р. Друкмана, и подверг постановление р. Шермана резкой критике. По словам американских раввинов, упомянутое решение не соответствует еврейской канонической практике, нарушает многочисленные запреты из Торы по отношению к новообращенным и их семьям, оскорбляет выдающихся раввинов и мудрецов Израиля, а также служит причиной широкомасштабного конфликта и вражды между евреями.

Ультра-ортодоксы в долгу не остались. Ведущие раввины общины опубликовали небольшой документ, в котором выразили безоговорочную поддержку раввинам Шерману и Атиасу. Первым под воззванием подписался известный иерусалимский раввин р. Йосеф Шалом Эльяшев - духовный наставник р. Шермана, и, насколько известно, идейный вдохновитель кампании против гиюров р. Друкмана.

Судя по всему, тактический перевес находится в настоящий момент на стороне ультра-ортодоксов. С одной стороны, религиозные сионисты пока что дальше петиций не пошли. С другой стороны, канцелярия премьер-министра, в подчинении которой система система специальных судов по делам гиюров, сообщила, что не собирается продлевать контракт с р. Друкманом. Формально - из-за почтенного возраста раввина, которому в этом году стукнет 75 лет. Однако мало кто сомневается, что пенсионное законодательство является в данном случае только поводом.

Как мы уже писали, нынешний конфликт вокруг гиюров в значительной степени является следствием противостояния между ультра-ортодоксами и религиозными сионистами. При этом в пылу борьбы обе стороны, похоже, забыли, что речь идет не только об абстрактных принципах, но прежде всего - о судьбах тысяч людей, чей национальный и религиозный статус неожиданно был поставлен под сомнение.

Чувства и ощущения этих людей хорошо выразила Шани Гилберт, новообращенная еврейка из Америки: "Я накрыла субботний стол и собиралась зажечь свечи, когда прочитала в интернете эту новость. Я не могла поверить своим глазам! Каким образом много лет спустя после гиюра этот суд мог взять и ретроактивно отменить мое еврейство? Причем просто так, даже не проверив, кто я и как я живу?!"

Кстати, упоминание о субботнем столе в данном случае - не просто метафора. Согласно еврейским законам, полное соблюдение субботы является для нееврея серьезным грехом, за который Небеса карают смертью. С другой стороны, если еврей нарушает субботу, то это - тоже серьезный грех, за который, согласно букве Торы, полагается смертная казнь. Так что в результате постановления р. Шермана тысячи "геров р. Друкмана" теоретически оказались в ситуации, когда любое их действие может оказаться нарушением религиозного запрета – если не одного, так другого.

Впрочем, израильских геров волнуют сегодня не только теологические, но и вполне практические вопросы. Ибо несколько раввинов, в чьем ведении находятся вопросы личного права, уже заявили, что не готовы считать этих людей евреями, а потому - не дадут им согласия на заключение еврейского брака (по израильскому законодательству, этот вопрос находится в эксклюзивной юрисдикции государственного раввината).

Последствием этого решения стал юридический и канонический хаос. С точки зрения израильских законов, возникла немыслимая ситуация, когда одно государственное учреждение (раввинат того или иного города) отказывается признавать документ, выданный другим государственным учреждением - спецсудом по делам гиюра. А с точки зрения "канонов", положение еще веселее - в одном городе человека признают евреем, а в соседнем городе - уже нет! А если такой человек заключил еврейский брак, то, видимо, в соседнем городе он окажется недействительным.

Параллельно отдельные раввины приступили к составлению специальных черных списков, в которые вносят имена прозелитов, не являющихся, по их мнению, евреями. По словам одного из раввинов, этот список уже содержит 167 имен.

Некоторые раввины, отказывающиеся "венчать" новообращенных, объясняют свое поведение тем, что ждут указаний от верховного раввина страны Шломо Амара. Однако тот, как истинный сын Востока, предпочитает лавировать между партиями. С одной стороны, р. Амар публично заявил, что решение р. Шермана было опубликованo без его согласия, и в любом случае о ретроактивной отмене всех гиюров речи нет и быть не может. Однако при этом, несмотря на многочисленные требования с мест, он так и не дал официального указания признавать этих прозелитов евреями, и, соответственно, женить и разводить их на общих основаниях.

По словам р. Амара, для того, чтобы решить этот вопрос, ему необходимо созвать Высший раввинский совет - руководящий орган государственного раввината. Однако полномочия нынешнего совета истекли около месяца назад, а дата перевыборов до сих пор не назначена. Так что официальное решение раввината может быть отложено до греческих календ. И все это время судьба тысяч израильтян будет подвешена в воздухе.

Еврейская традиция считает несправедливость по отношению к прозелитам одним из самых тяжких прегрешений. Как писал Маймонид, "в 36 местах Тора предостерегает от недостойного поведения по отношению к геру!". Однако похоже, что раввины несколько позабыли об этом в пылу идеологической и политической борьбы.

И последнее. Несколько десятилетий назад в Израиле уже имел место случай отмены гиюра. Тогда известный раввин Шломо Горен отказался признать евреем некого поляка, прошедшего гиюр в довоенной Польше. Это было сделано ради того, чтобы дети его бывшей жены, которая рассталась с ним, не оформив развода, не были признаны мамзерами. При этом р. Горен, среди прочего, ссылался на то, что "новообращенный" не вел религиозного образа жизни - ел свинину, не соблюдал посты, и т.д. Решение р. Горена вызвало бурный протест ультра-ортодоксов. Причем громче всех протестовал... р. Шолом Эльяшев, который в результате покинул государственный раввинат в знак протеста. То был тот самый Эльяшев, который ныне всецело поддержал раввинов Атиа и Шермана.

Разумеется, за много лет раввин мог изменить свою точку зрения. Однако, скорее всего, все было гораздо проще. Тогда сионист рав Горен отменил гиюр - р. Эльяшев грудью встал против отмены гиюров. Сегодня сионист р. Друкман выступил за облегчения условий гиюра - и р. Эльяшев решил признать эти обращения недействительными. В общем, все по Довлатову: "Если Евтушенко против колхозов, то я за".

Разумеется, даже величайшим раввинам не чуждо ничего человеческое. Однако если человек, которого многие считают ведущим религиозным авторитетом современного еврейства, готов из подобных соображений обречь на страдания сотни людей, то, ей Богу, становится очень грустно. И за "пастырей", и за их "паству".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования