Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
26 мая 18:55Распечатать

Валерий Емельянов. ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА ДРУГИХ ПЛАНЕТАХ ИЛИ В ДРУГИХ МИРАХ? Науке это неизвестно. А религии?


В первой книге Ветхого Завета "Берейшит" ("Бытие") описывается всем нам известная аллегорическая картина Cотворения мира. При этом в Торе небеса образно (а не буквально) описываются как жилище Всевышнего (Комментарий к Торе главного раввина Британской империи д-ра Й. Герца цитируется по изданию "Мосты культуры "Гешарим" ). (8:27) Говорить о месте пребывания Всевышнего можно только условно или образно: "Небо и небо небес не вмещают Тебя, – обращается царь Шломо (Соломон) ко Всевышнему, – тем менее сей храм, который я построил" (3 Цар. 8:27) Комментарии к первой книге Ветхого Завета, тоже не очень объясняющие читателю особенности внеземной цивилизации, предлагают принять как данность ту картину мира, что описана в этой главе Ветхого Завета.

Коран, в центре которого стоит вопрос об отношениях человека с Богом, в земном бытии также не особенно "распространяется" о космологических сюжетах. "Читай. Во имя Господа Бога твоего, сотворившего тебя из сгустка". Больше никаких космологических картин Священный Коран не рисует. Хотя есть утверждения о том, что Аллах – Господь миров и ему принадлежит то, что в небесах, на земле и между ними. Последняя фраза может быть воспринята как намек на иноземное бытие, хотя и прямо это не утверждает. В известных комментариях Корана (тафсирах) мы также не встречаем детальных аллюзий на внеземные цивилизации.

В этой связи напрашивается один вывод по авраамической триаде религий. Поскольку в них речь идет о Божественном Откровении, данном Богом через определенного пророка, то в силу этого обстоятельства вся изложенная им картина мира не предполагает перехода через границы понимания и культуры этого пророка (в случае Ветхого Завета – древнееврейской). Поэтому вопрос об "иных" цивилизациях просто не стоит. Более того, вся концепция Ветхого Завета по определению предполагает средоточие замысла Бога на этой земле, в этом мире. Поэтому вопрос об иных цивилизациях на уровне писаний и основополагающих принципов доктрины просто не стоял и не стоит в авраамической триаде религий.

А вот что пишет о проблеме жизни на других планетах индуистский автор. В его тексте есть слова о "мануджах нивасах", означающие, что человечество есть вместительство Всевышнего. Однако заметно из приводимого текста на английском языке, что вопрос об участии иных цивилизаций в ведической картине мира в значительной степени "притянут за уши". В индуистском видении есть множество богов, много планет, хотя это не означает, что все они реально существуют.Это просто картина мира, к которой привыкли склонные к многоцветию и разнообразию индусы.

Ну, а предлагаемое китайскими вероучениями – конфуцианством и даосизмом – описание иного мира во всех деталях очень напоминает мир земной, каким его видят китайцы, то есть очень образным и детализированным .

Говоря о вопросе существования иных миров с точки зрения религии, можно сказать так: религии не отрицают, но и не подтверждают существования иных сотворенных одновременно с нашим и с какой-то определенной разумной целью миров. Ну а простые верующие люди задаются этим вопросом здесь и сейчас, поскольку в силу известных обстоятельств сегодня они имеют больше информации, нежели священные писания собственных религий и святоотеческая литература. Иная жизнь предполагается как продолжение земного личного бытия в других мирах. Но вот вопрос – эти миры на этом небе, в этом звездном пространстве, которое мы видим каждый день, кверху задрав глаза, и есть то место, куда мы придем - или это только аллегория?

Апостол Павел утверждал: "Не все мы умрем, но все изменимся" (1 Кор. 15:51). Трудно сказать, что понимал апостол под этими изменениями. Он в те времена не летал на самолетах.

Зато наши современники летают. И уже на высоте до 10 километров обычные авиапассажиры испытывают ощущения, связанные с вестибулярным аппаратом. Что говорить о космонавтах, летающих приблизительно на высоте до 300 км, но уже переходящих от привычного нам состояния земного тяготения к невесомости, то есть испытывающих инобытие. Вполне возможно, что в более отдаленных космических мирах действуют иные физические законы, а значит, в том самом космосе, который каждый вечер мы видим у себя над головами, имеется иная физическая реальность. И в ней возможно и изменение физической природы человека.

Впрочем, это не более чем самое, что ни на есть, частное мнение об этой проблеме. И вот почему. Любые наши суждения о бытии в ином мире по определению ограничены самой же религией, накладывающей эти рубежи уже в святых писаниях. Достаточно вспомнить как Моше-Моисей-Муса просто испугался того, что явилось ему за Неопалимой Купиной. И поэтому попытка поднять вопрос о существовании надмирных цивилизаций и подробно его рассмотреть в религиозном дискурсе есть не что иное, как попытка заглянуть за пламя Неопалимой Купины. Сие человеку не дано по определению. Поэтому современный верующий, наверняка имеющий на своей книжной полке рядом со Святым Писанием также и научно-фантастические книги, а, возможно,  и трактаты по современной космологии и рассуждения по единой теории поля, может составить частное мнение о существовании иных тварных миров. Но это не является частью его религии и веры.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования