Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
21 мая 13:56Распечатать

Валентин Никитин. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК НЕСТЯЖАНИЕ. К 500-летию со дня преставления преп. Нила Сорского (7/20 мая 1508 г.)


В древнерусской литературе лишь за святым Нилом Сорским веками сохранялась репутация великого старца - неслучайно его впоследствии так высоко ценили и ставили в пример оптинские подвижники.

Точных биографических сведений об аскете-пустынножителе, идейном вдохновителе "заволжских старцев" и вожде нестяжателей, однако, сохранилось не так много, как нам бы этого хотелось. Известно, что был он знатного происхождения (из бояр Майковых), до принятия монашества занимался перепиской книг и усердно нес это послушание; иноческий постриг принял в Кирилло-Белозерском монастыре.

Вернувшись в Россию после паломничества в Святую Землю, Царьград и Афон, основал уединенный лесной скит в Вологодской земле на реке Соре (отсюда и наименование – Сорский). Здесь подвижник имел счастье всецело предаться физическому труду (сам выкопал колодец и пруд), книжным занятиям, духовным упражнениям и наставничеству. Сочетание исключительно гармоническое, признак глубоко целостной натуры...

Был он не просто ученым монахом-переписчиком, а настоящим и вдумчивым правщиком, тщательно и умело соединявшим различные списки в один свод, оставляя интересные критические замечания на полях (т.н. ремарки) или необходимые пробелы. Умелый редактор и текстолог, осмелимся сказать, он даже предвосхитил позднейшую текстологию как науку. Из всех возможных авторитетов для него оставался наиболее значимым и незыблемым, то есть безусловным, лишь авторитет Священного Писания. От учеников он ждал не слепого послушания, ущемляющего их личную свободу, а сознательного свободного самоограничения. Толерантность во всем – отличительная черта преп. Нила Сорского, которой так не хватало и не хватает книжникам и фарисеям всех времен инародов!

Достоверно известно (из многих источников), что преподобный Нил Сорский принял участие в двух важнейших идеологических спорах своего времени: об отношении к новгородской "ереси  жидовствующих" и об отношении к монастырским земельным владениям.

Главным борцом с упомянутой ересью, как известно, выступал преп. Иосиф Волоцкий. Есть основания считать, что Нил Сорский разошелся с ним и по этому вопросу, а не только во взглядах на монастырскую собственность, против которой решительно выступил на московском церковном Соборе 1503 года как убежденный и ревностный "нестяжатель". Митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев), наместник Иосифо-Волоцкого монастыря и усердный почитатель его основателя, впрочем, стараясь подчеркнуть духовную близость двух этих подвижников, всячески преуменьшал их идейные расхождения.

Из сочинений преп. Нила Сорского сохранилось несколько посланий, небольшое наставление ученикам, внушительный монастырский Устав, трогательная покаянная молитва, похожая на великопостный канон св.Андрея Критского, наконец, предсмертное Завещание, исполненное духа удивительного смирения (святой завещал бросить свое тело на съедение птицам и зверям или похоронить безо всяких почестей).

Иночество в умозрении автора этих сочинений должно быть сугубо духовным, требуя не внешнего "умерщвления плоти", а внутреннего, духовного совершенствования, восхождения по лествице добродетелей, о которой так хорошо писал преп. Иоанн Лествичник. Преподобный Нил был вообще противником всякого внешнего превозношения и украшательства, считая ненужным иметь в храмах драгоценную богослужебную утварь, предпочитая использовать драгоценные пожертвования для помощи неимущим и нищим. Уместно предположить: если бы такая позиция стала общецерковной, пожалуй, Русская Церковь могла бы избежать принудительного изъятия ценностей в 20-е годы минувшего столетия. К сожалению, подобный подход к собственности получил заметный резонанс лишь намного позже, в решениях II Ватиканского Собора.

В оценке того или иного святого подвижника следует, на мой взгляд, руководствоваться литургическим богословием (для разработки которого так много сделал прот. Александр Шмеман). Обратимся в заключение к тропарю преподобному Нилу Сорскому. В нем сказано: "Единому Богу изволив служити, процвел еси яко финикс, и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни; слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства, слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна…". Здесь сказано главное – преп. Нил был основоположником скитского жития в России, сподобившись духовной крепости в подвиге пустынножительства.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования