Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 мая 14:29Распечатать

Валерий Емельянов. КОНЕЦ МОДНОГО МИФА. Идеи религиозного универсализма и "единения религий", кажется, окончательно разбились о камни жизненных реалий


Есть проблемы, в общем-то, всем известные и довольно простые по сути своей, решения которых нет, однако, до сих пор. Здесь мы хотим поговорить об одном из таких вечных вопросов религиозной жизни, а именно - о проблеме единства или единения религий, причем не только авраамических.

В самом деле, уже давно общим местом стало примерно такое рассуждение: если Бог Един, если религии на уровне своих священных писаний призывают к единству, то почему в человеческой истории именно в религиозной сфере идет совершенно обратный процесс, процесс противостояния и разъединения? И правильно недавно заметил знаменитый детский хирург Леонид Рошаль: "Ничто так сегодня не разъединяет людей, как религия". К сожалению, он во многом прав.

Не претендуя на полное освещение этой проблемы, тем более невозможное в рамках журналистской статьи, мы все-таки попробуем проанализировать эволицию вопроса о единстве религий только в одном дискурсе - историческом. Ведь история оперирует Его величеством Фактом, и в этом смысле объективно-аналитический подход может оказаться более убедительным, нежели субъективно-умозрительные концепции.

Религии, исповедующие Единого Бога, по определению одной из своих стержневых идей должны были сделать духовное единство людей. Так оно, собственно, и происходило. Иудаизм провозгласил это единство в рамках одного этнического сообщества, парадигмой же более позднего по времени появления христианства стало единство - прежде всего, личностное - представителей всех народов во Христе. При этом в процессе своего исторического трансформирования иудейская теология избежала межрелигиозной компоненты - как диалогической, так и полемической, в то время как в христианстве это начало очень даже активно развивалось, а сама духовная культура приобретала специфические черты, характерные для культур разных народов, исповедующих различные религии.

Первой и на сегодня единственной мировой религией, заявившей о единстве человечества в разнообразии вероисповедания, причем сделавшей это на уровне своего Священного Писания, стал ислам, возникший в эпоху, когда иудаизм и христианство в значительной мере утратили свой изначальный универсальный характер, все более превращаясь в культурно-цивилизационные системы, увязанные с определенными этническими культурами. В Коране признается единство всех религий, происходящих от пророка Ибрагима-Авраама. А их разнообразие объясняется особенным Божественным замыслом, направленным на то, чтобы стимулировать соперничество между разными людьми и народами, но исключительно в благочестии и поклонении Всевышнему. Конечно, как мы все сегодня отлично представляем, и ислам не избежал того, чтобы стать этнически обусловленной системой, но в то же время именно ему принадлежит пальма первенства в сближении аврамического Единобожия с духовными системами Восточной Азии, очень долгий исторический период, что называется, варившимися в собственном соку. Ведь главным стимулом к сближению различных религиозных культур в эпохи позднего средневековья, нового и новейшего времени стало именно развитие экономических, а вслед за ними и культурных коммуникаций. И исламская цивилизация, особенно ее индоиранская часть, географически оказалась как раз в центре таких коммуникаций.

Второй этап, ознаменовавшийся встречей аврамического Запада и индутистско-буддийского Востока, начался в Индии. Отправной точкой его истории можно считать правление Акбара Великого (1542-1605 гг.) - третьего падишаха из династии Великих Моголов. При нем в Индии расцвела невиданная толерантность, монарх ровно относился ко всем религиям, причем, будучи мусульманином, живо интересовался и христианством в его римо-католическом варианте, общаясь с жившими тогда при дворе итальянскими миссионерами. В 1582 году Акбар даже предпринял попытку создания синкретической религиозной системы под названием "дин-и-илахи" ("Божественная религия"), объединившей элементы ислама, христианства и зороастризма с традициями таких автохтонных религий как индуизм и джайнизм. Правда, мусульманские феодалы воспротивились введению новой религии и подняли бунт. Адептами нового вероучения стали лишь сам монарх и около 19 его приближенных, причем Акбар хранил верность новой религии до конца жизни.

То явление, которое и по сей день живо и оказывает влияние на идеи религиозного универсализма в современном мире, возникло опять же в Индии и часто обозначается в религиоведческой науке понятием "неоиндуизм". Связан он в первую очередь с именами Раммохана Роя (1772-1833) и Кешабчандра Сена (1838-1884). Первый, знакомый с христианством высокообразованный интеллектуал, пришел к идее так называемого "ведического монотеизма", согласно которой индуизм изначально представляет собой монотеистическую религию, а поклонение в нем многим богам и идолам носит вспомогательный и необязательный характер. Сен же не считал себя ни индуистом, ни христианином, а декларировал верность новому универсалистскому движению – брахманоизму. В 1880 году он объявил о создании церквоподобного движения "Новое произволение" ("Нававидхан"), по учению которого Бог открывает Себя через основателей –пророков мировых религий - таких как Будда, Моисей, Христос, Мухаммад или Чайтанья. Особое место в этом ряду принадлежит Рамакришне (1836-1886) и его ученику Свами Вивекананде (1863-1902), познакомившему с учением Рамакришны весь мир. Именно они сформулировали видение того, что можно условно назвать индийским вариантом религиозного универсализма. Его суть в том, что с помощью личного духовного опыта при знакомства с практиками индуизма, ислама и христианства как Рамакришна, так и Вивекананда пришли к пониманию единства религий прежде всего на мистическом уровне. Это понимание характерно также для многих неоиндуистских и неосикхских духовных движений - таких как интегральная йога Шри Ауробиндо, неосикхский ашрам Гобинд Садан, международное суфийское движение Хазрат Инаят Хана и многие другие, а также для многочисленных теософских и эзотерических течений, распространившихся в первой половине прошлого столетия и способствовавших распространению идей универсализма и единения религий.

Нужно также упомянуть об универсалистских доктринах, оформившихся в самостоятельные религиозные течения, или деноминации. К таковым в христианской среде можно отнести движение-церковь унитариев-универсалистов, возникшее в 1961 году в американской протестантской среде. В отличие от традиционных унитариан, придерживающихся учения, близкого арианскому, но не выходящих за рамки Евангелия, унитрарии-универсалисты признают и включают в свою практику элементы других религиозных культур - иудейской, мусульманской, буддийской и даже языческой. При таком разнообразии религиозных установок (а среди унитариев-универсалистов имеются агностики и даже атеисты), они каким-тообразом умудряются организовывать молитвенную и общинную жизнь в похожем на церковный формате – с совместными богослужениями, религиозным обучением и т.п. Всего их чуть более 600 тысяч, многие из таких унитариев-универсалистов сочетают свою практику с исповедованием других, более традиционных религий. Надо заметить, что унитарианский универсализм - явление в значительной степени американское, его общины в других странах мира состоят преимущественно из работающих и живущих там граждан США. В середине 90-х проходила информация о попытках создания таких общин в Москве и Санкт-Петербурге, однако в настоящее время о деятельности этого исповедания на территории России нет никаких сведений. По имеющейся у автора этих строк информации, унитарианскую общину попытался создать бывший православный священник Сергей Тимухин, перешедший сначала в лютеранство, затем в ислам, а позднее в иудаизм караимского толка.

В мусульманской среде таким течением стала вера бахаи. С определенными оговорками к универсалистским можно причислить и Движение Объединения Сан Мен Муна. Несмотря на всю разницу между этими течениями, можно заметить одну их общую черту. Как бахаи, так и последователи Муна в значительной мере используют идею единения религий, равенства и преемственности всех пророков в собственных миссионерских целях. Образно говоря, все пророки и все религии равны, но их собственный пророк и религия "равнее". При этом на поверку выходит, что "новая религия единения" на самом деле далека от универсализма и представляет собой доктрину, культурно и этнически очень даже определенную. Особенно это касается Движения Объединения, которое с целью заработать позитивный международный имидж выдвинуло принцип единения и диалога всех религий, но оказалось, что за ним стоит малоприемлемое для большинства практикующих представителей различных религиозных культур учение, разработанное самим Муном и объединяющее элементы христианства, буддизма, конфуцианства и корейского шаманизма. Ну, в самом деле, как можно говорить о реальном универсализме, когда всерьез утверждается, что языком будущего мира духовного единения будет корейский. Кстати, в отличие от этих движений, имеющих собственную специфическую ритуально-богослужебную практику, в универсалистских течениях "индийского" происхождения имеет место синтез богослужебных практик различных религий (так, например, происходит в Международном суфийском движении последователей Инаят Хана), причем это не миссионерский "пиар-ход", а вполне органичное явление, ведь последователи таких течений считают ритуально богослужебную традицию и ее различия явлением вторичным по сравнению с принципиальным единением всех религий на уровне мистики.

Несколько слов о таком проявлении религиозного универсализма, как христианский экуменизм. Возникший в протестантской среде с ее многочисленными деноминациями (при относительно малой численности верующих в каждой из них), экуменизм отвечал многим потребностям христиан-протестантов - как молитвенным, так и социальным. Экуменизм получил свое развитие в 20-60-х гг. прошлого столетия, тогда же начались первые официальные и полуофициальные контакты христиан с представителями иудаизма и ислама. Квинтэссенцией же христианского религиозного универсализма современности следует считать решения II Ватиканского собора, принятые в контексте общего обновления крупнейшей христианской Церкви планеты. Ведь поистине революционным даже по сегодняшним меркам было признание того, что все люди включены в "народ Божий" и во всех религиях, так или иначе, проявляются семена единой Истины. Причем этот взгляд преобладал в католической Церкви практически весь понтификат Иоанна Павла II, за исключением, может быть, нескольких последних лет, когда понтифик, видимо, не без влияния кардинала Ратцингера, выпустил несколько доктринальных документов, свидетельствующих о некотором развороте назад в сторону традиционного римо- и латиноцентризма.

Даже из представленного выше беглого исторического экскурса в развитие религиозно-универсалистских и экуменических идей вплоть до конца минувшего столетия невольно напрашивается обоснованный, на наш взгляд, вывод о том, что активное развитие идей межцерковного и, главное, межрелигиозного единения было обусловлено в определяющей мере наличием мировой системы "социализма" с ее воинствующим атеизмом в качестве части политической доктрины. Иначе как объяснить то обстоятельство, что в России, да и во многих других странах, люди, пережив вскоре после падения реального социализма, довольно краткое и эйфорическое увлечение идеями, что "все религии едины, все религии равны", вскоре активно обратились к религиозному традиционализму и сепарации религиозных культур вместо диалога? Исчезло по-настоящему объединяющее все эти разные духовные направления начало в лице угрозы коммунистического безбожия. Сегодня более или менее значимо эта идея присутствует в религиозной сфере лишь США - страны, как известно, представляющей собой плавильный тигель для представителей различных народов и культур, а также "супермаркет религий". В остальном же мире в целом наблюдается отчетливая тенденция к этноцентризму и традиционализму, в том числе и в религиозной сфере. А ведь, казалось бы, падение коммунистической системы по определению стимулирует развитие в глобальном масштабе культурных и социальных коммуникаций - одной из важнейших предпосылок для реализации принципов религиозного универсализма.

Так что же, получается, что история указывает нам на крах модной идеи, модного мифа, если не о полном объединении, то хотя бы о единении "Божественных религий", что эта модная идея оказалась мифом, жестко разбившимся о камни жизненной реальности? Как ни прискорбно сознавать, но это так. И тому есть причины. Большой вред диалогу принесло то, что очень многие носители универсалистских идей использовали их для миссионерского продвижения проектов, далеких от реального духовного универсализма, чему и мы были свидетелями здесь, в России, особенно в первые годы "религиозного бума 90-х". Немаловажно и то, что благоприятной средой для такого рода идей являются в основном интеллигентско-мистифицированные круги, общество людей продвинутых, но малых числом. А для "масс" верующих - религия все же, в первую очередь, часть конкретной национальной традиции. Представителям этих "масс", возможно, по-своему и близки универсальные гуманистические идеи, но в других сферах, а отнюдь не в религии. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда универсальное может быть выражено в чем-то сугубо частном. Подобно тому, как всем людям нужна одежда и мало кому придет в голову выйти в общество нагишом. Но одежда у каждого своя - на определенный вкус и размер.

Конечно, можно говорить о диалоге цивилизаций, совместном социальном и гуманитарном служении и тому подобных вещах. Но до тех пор, пока деятельность в этом направлении не начнет осуществляться каждодневно и активно в глобальном масштабе, не ограничиваясь лишь периодически проводимыми конференциями, сложно ожидать перемен в религиозном сознании людей. Впрочем, может быть, это и не нужно. Достаточно хотя бы просто обезопасить себя от открытых религиозных конфликтов локального и глобального масштаба.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования