Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
14 мая 17:57Распечатать

Александр Храмов. НАМ – ЕВАНГЕЛИЕ, ВАМ - УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС. "Православная общественность", подсмотрев в дырочку экспонаты выставки "Запретное искусство-2006", добилась возбуждения уголовного дела против ее организатора


Во вторник, 13 мая, прокуратура взяла с директора московского Центра имени Сахарова Юрия Самодурова подписку о невыезде. Против него было возбуждено уголовное дело по статье 282: Самодуров, организовавший весной прошлого года в Сахаровском центре выставку "Запретное искусство-2006", обвиняется в разжигании религиозной вражды. Дело было возбуждено по заявлению православной организации "Народный собор". О подаче соответствующего заявления "Народный собор" сообщил прессе сразу после открытия выставки, то есть год назад: однако ход ему был дан только сейчас. Действия прокуратуры вызвали горячую поддержку в созданном митрополитом Кириллом (Гундяевым) Всемирном русском народном соборе и у заместителя митрополита Кирилла протоиерея Всеволода Чаплина.

Напомним, что "Народный собор" обратился в прокуратуру с требованием осудить по той же, 282-й статье, и десять российских академиков (в их числе Виталия Гинзбурга), опубликовавших в июле 2007 года "антиклерикальное" письмо. Интересно, сделает ли прокуратура следующий закономерный шаг в своем движении навстречу самопровозглашенной "православной общественности"? Будут ли брать подписку о невыезде с 90-летнего нобелевского лауреата? Всего можно ожидать в стране "торжествующего клерикализма".

Я был на выставке "Запретное искусство". Разгар дня – а зал пустой. Кроме охранника никого нет. Ничего удивительного – в Москве проводятся сотни маленьких выставок в самых разных помещениях – и публика не балует их вниманием. Удивительно другое – а много ли православных побывало на выставке, что теперь так громко возмущаются от их имени? О каком "разжигании вражды" можно говорить при практически пустом зале и экспонатах, спрятанных за фанерные щиты?

Одно дело, если бы картины были выставлены в одном из центральных музеев, были бы воспроизведены на рекламном щите напротив храма и т.п. Тогда, вольно или невольно, православный человек, особенно не вникающий в смысл современного искусства, проходя мимо, действительно мог бы оскорбиться. Но выставка проводится в маленьком, специализированном зальчике. Идя туда, нельзя не знать, какое искусство там будет выставлено.

Более того, вспомним об "особо деликатной" форме, в которой проводилась выставка. Экспонаты были отгорожены от зрителя белой фальш-стеной, и в ней напротив каждой работы была оставлена лишь маленькая дырочка. То есть посетитель, входя в выставочный зал, кроме самой стены не видел ничего. Для того, чтобы увидеть выставленные произведения, ему нужно было заглянуть в специальную дырочку. То есть православный человек, об оскорблении которого печется прокуратура, не только специально пришел именно на выставку "запретного искусства", но и прикладывал свой любопытствующий глаз ко всем дырочкам в фальш-стене. Специально для того, чтобы взглянуть на оскорбляющие его художества! Абсурдность ситуации очевидна. Для того, чтобы увидеть, например, проституток или торговцев наркотиками на московских улицах, тому же самому православному глаз никуда прикладывать не надо. Но это его не оскорбляет – это все для него норма жизни, наверное. Так что речь здесь идет ни в коей мере не о защите невинных и оскорбленных жертв, так как таковых тут и быть не может. Речь идет о том, чтобы показать всему российскому обществу: не смей делать того, что не нравится "православной общественности".

Но и православная общественность – это далеко не те, за кого она себя выдает. Это не обычные прихожане, какие-нибудь бабушки из храма или даже молодые певчие с клироса. Это разнообразные профессональные "православные организации", связанные со власть имущими, безжалостно эксплуатирующие "православность" - преимущественно в виде лозунгов, оказывающие идеологическую поддержку власти и, в свою очередь, требующие от нее определенных реверансов в свою сторону. Один из таких реверансов - возбуждать уголовные дела против тех, кто "общественникам" не угодил. Однако очевидно, что этим никак не доказывается усиление позиций православия в стране. Когда церкви постоянно посещают лишь два процента населения, о таком усилении говорить смешно. Усиливаются позиции лишь упомянутой выше "православной общественности".

Но что же можно сказать о действительном смысле работ, представленных на выставке? Стоит заметить, что так или иначе затрагивала религию лишь половина из них. Вторая половина (например, работы Вячеслава Мизина, Леонида Сокова, Михаила Рогинского) была посвящена скорее генитально-матерщинной тематике. Конечно, едва ли от этого можно придти в восторг. Но оскорбляться тоже странно. Это всё равно что заглянуть в щелку общественного туалета, увидеть там чьи-то гениталии и стены, расписанные матерными словами, и потом упекать в тюрьму владельцев туалета, городские власти и лично президента за свое оскорбление увиденным. Не хотите возмущаться – не заглядывайте. Ровно это можно ответить тем, кто негодовал по поводу выставки и ее "морального уровня". Да, действительно, современное искусство во многом опустилось на уровень общественной уборной. Но никто вас не принуждает смотреть в дырочку в фальш-стене. А раз вы любите подглядывать – это уже ваши проблемы.

Те же работы, в которых используются религиозные мотивы, едва ли направлены на "оскорбление религиозных чувств". Если вы (верующий вы или нет) пришли на выставку современного искусства, то будьте любезны задуматься о его смысле или хотя бы о его истории. Конечно, от бабушки из храма не стоит требовать этого. Но она, как уже было сказано, едва ли окажется в зале Сахаровского центра.

Задуматься об истории современного искусства – значит хотя бы поинтересоваться датой создания работ. И тут выясняется, что многие из них созданы еще в 70-е, 80-е годы. На этих работах использовано сочетание христианских и советских мотивов. Скажем, изображается распятый Христос – только вместо головы у Него орден с изображением Ленина. Или Христос, Держащий вместо Библии лозунг "Даешь стране угля!". Разве эти работы, созданные в годы официального атеизма, были направлены на то, чтобы оскорблять чувства верующих? Наоборот, преследовалась прямо противоположная цель – высмеять навязший культ "развитого социализма". Ведь Ленин действительно подменил в сознании советских людей Христа. Ленин – "мессия", "освободитель пролетариата", "святой и безгрешный", "пострадавший" от пули Каплан. По отношению к вождям насаждалось именно культовое, благоговейное отношение. Альфой и омегой советских божеств было это самое "даешь стране угля!" и "выполним пятилетку в четыре года!" Этим стремились подменить религиозные ценности в сознании людей. И именно такую подмену и высмеивают художники. Как раз верующему человеку тут есть над чем задуматься и есть за что сказать художникам "спасибо". Спасибо за то, что они продемонстрировали нам подлинный смысл советской действительности, в которой религия не просто отрицалась, но подменялось новой, советской. Но где же прогрессивный о. Андрей Кураев? Он находит религиозный смысл даже в фильме "Матрица" и называет великих святых "рокерами" и "панками". Почему бы ему не найти позитивный смысл и тут, тем более, он столь очевиден?..

Но были среди "религиозных" экспонатов выставки и свежие работы. Христос на рекламе Макдоналдса, Микки-Маус вместо Христа в евангельских сценках... Оскорбление ли это религии? Или, может быть, этими коллажами нам хотят сказать: не поддавайтесь культу потребления. Я уверен, что в России храм посещает регулярно существенно меньше людей, чем тот же Макдоналдс. Причащению Святых Христовых Тайн люди предпочитают кока-колу и гамбургер. А похождения Микки-Мауса известны российским детям лучше, чем Евангелие. Потребление заменило для современного человека религию. Опять же, стоит сказать спасибо художникам за то, что они еще раз напомнили об этом. Но, конечно, "православной общественности" проще озаботиться уголовным преследованием самих художников и организаторов выставки, нежели непосредственно заняться воцерковлением российского населения. Ведь первое – это составить заявление и дать комментарий прессе. Быстрый и эффектный "пиар". Второе – это многолетняя ежедневная работа.

Отдельно хочется сказать о коллаже художника Александра Косолапова "Икона-икра" (выполнен в 1989 г.). В золотом окладе вместо Богородицы с Младенцем изображены зерна черной икры. Помимо известной фразы ("дефицит стал иконой советского человека") работа отсылает и к другим, менее злободневным и более философским смыслам. Ведь бывает, что человек вместо Бога молится какой-то черной и ужасающей пустоте (космической, бытийственной). Он имеет дело уже не с Ликом Божиим, а вот с этими черными зернами. Безликая вещь, субстанция встает на место живого личностного Бога. Холодная, зернистая икра там, где должен быть Божий лик, – метафизическим ужасом веет от этой подмены. Картина "Икона-икра" сравнима со знаменитым "Черным квадратом" Малевича. Ведь "Черный квадрат" был повешен на первой выставке как бы в красный угол, вместо иконы. Об этом в свое время писала Татьяна Толстая. Отсылаю к ее очерку. В любом случае, это разговор об отношениях человека и Бога, о метафизике и истории европейского нигилизма (искусство только выражает бытийственные сдвиги, происходящие на протяжении последних столетий). Тут надо обращаться не в прокуратуру, а к Хайдеггеру. Зачем кричать об оскорблении, о 282-й статье, когда такие громадные по глубине и значимости темы можно поднять? Но суетливым дельцам от "православной общественности" всё равно. Им бы поскорее провернуть свое дельце и получить с него определенные дивиденды. Рейтинг, уважение.

Стоит еще сказать, что глумление над религиозными чувствами заключено, главным образом, не в произведениях современного искусства. А в действиях самой "православной общественности". Скажем, год назад, в дни проведение выставки, состоялся митинг протеста "возмущенных православных людей". Одним из лозунгов на нем было: "Не дадим в обиду Бога!" Думаю, в комментариях он не нуждается. Самозваные "защитники Бога" не столько защищают, столько "крышуют" Его. Теперь и с привлечением прокуратуры.

Протоиерей Всеволод Чаплин рад тому, что против Юрия Самодурова возбуждено уголовное дело. Ведь выставка, по его словам, вызвала "негативную реакцию христиан". Евангельские слова "Благословляйте проклинающих вас" он заменил на "Возбуждайте уголовные дела против тех, кто посмел разбудить в вас негативные чувства". Чем не новый сюжет для современного искусства? Только теперь вместо Евангелия на коллаже актуально поместить не лозунг "Даешь стране угля", а Уголовный Кодекс, раскрытый на статье 282.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования