На тринадцатом году свободы совести в России случилось то, что уже просто не могло не случиться в государстве, которое все эти годы не обращало ни малейшего внимание на откровенные нарушения выборными лицами, чиновниками и представителями одной из множества юридически равноправных религиозных корпораций прописанного в основном законе страны принципа светскости. По обряду РПЦ МП все эти годы освящались символы и атрибуты государственности - знамёна воинских частей, корабли, самолёты, оружие, - за государственный счёт возводились сотни однотипных храмов в стиле <а la Russe>, а первоиерарх РПЦ МП даже присутствовал при акте передаче власти от уходящего в отставку президента его приемнику. И вот теперь религиозное (точнее, православное) образование пришло в общеобразовательную школу. Достаточно непредвзято почитать <Приложение к письму министра образования РФ органам управления образованием субъектов РФ от 22 октября 2002 г.> за номером 14-52-876 ин/16, чтобы понять, что учителям и учащимся предлагается никакая не культурология, а самый, что ни на есть Закон Божий. Судите сами, что это, светский или конфессиональный предмет, если <изучение предполагает организацию взаимодействия и сотрудничества научных и образовательных учреждений, организаций управления образованием с православными религиозными организациями и образовательными учреждениями в области разработки необходимого качества предъявляемых знаний, недопущения искажений в представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержанию православной культуры. И что бы там ни говорил министр Филиппов про необязательность и добровольность, уже само по себе попадание учебной дисциплины в так называемый <региональный образовательный компонент> автоматически делает его обязательным для тиражирования на территории того или иного субъекта Федерации. Cамый яркий пример - Белгородская область, где с нынешнего учебного года православие в культурно-этической упаковке объявлено обязательным предметом школьной программы (именно потому, что управление образования включило его в реестр этого самого <регионального образовательного компонента>). В действительности, ничего не зависит и от директоров школ, хотя формально учебные заведения вроде как автономны и министерство даже выразило готовность считаться с мнением директоров и школьных советов по поводу того, быть этому предмету или нет. Нынешний школьный директор, он хоть и без партбилета с изображением профиля атеиста № 1, но, всё равно, член должностной корпорации, т.е. неявный собственник, имеющий возможности распоряжаться пусть ограниченными, но ресурсами, которые предоставляет ему должность; скажем, сдавать школьные помещения в аренду под гаражи, цеха малых предприятий, теплицы для выращивания овощей... Разве такой попрёт на рожон, даже если он против? А по поводу способа рубрикации - <культура> или <закон Божий> - мне, хорошо помнящему атмосферу брежневского застоя, пришёл на память сюжет из сатирико-социологического компендиума той эпохи - <Зияющих высот> Александра Зиновьева. Один из персонажей <Высот> спрашивает другого: "слушай, а в любом ли случае будет называться абстракционизмом изображение кривоногих коня и всадника?" Отказывается, - что с точки зрения господствовавшей в городе-государстве Ибанске идеологии, - не в любом. Скажем, такая картина никогда не будет считаться абстракционистской, если она изначально поименована как ибреалистическая, то бишь правильная. При всех тектонических изменениях в области государственно-религиозных отношений, юридически Россия продолжает оставаться светским государством. Не была изменена ни одна статья законов, не говоря уже о конституции. Просто две корпорации - власть и патриархия - договорились и сделали так, как сочли нужным. В сравнительно недавнем прошлом такие вещи назывались "по просьбе трудящихся", теперь в министерском документе фигурирует другое словосочетание - <социальный заказ>. Так что, никакие законы менять не пришлось. Раз результаты социологического опроса показали - половина не против изучения православной религии в школе, - значит, можно вводить. Конечно, всё, что произошло, стало возможным в обстановке сонного равнодушия общества к религиозным вопросам, его фактической отстранённости от жизни религиозных сообществ, восприятия религии пресловутым большинством как набора услуг, которые исправно выполняются специализированным ведомством. В таком представлении о религии нет места личному вероисповедному выбору, есть только <вера предков>. И об этом тоже свидетельствуют данные социологии. Но рвущимся тиражировать некую <традиционную нравственность> невдомёк, что у медали существует другая сторона. А ещё социологи - Татьяна Кутковец, Игорь Клямкин и Игорь Яковенко - совсем недавно обнаружили, что современные россияне по большому счёту не могут считаться православными, поскольку являются носителями протестантских ценностей и установок. Получается, как у Мольера, жил себе господин Журден, жил, не ведая, что говорит прозой... (Продолжение следует) |