Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
07 мая 15:46Распечатать

Михаил Жеребятьев. РАСЧЕТЫ И ПРОСЧЕТЫ ОБЩЕНАРОДНО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ. День девы Февронии, Пасха, Неделя жен-мироносиц, Казанская икона Божией Матери – придут ли они на смену Первомаю и «Женскому дню»?


Есть такая примета в постсоветской России: с появлением в гражданском календаре нового праздника активизируются и попытки переписывания всего существующего свода праздничных дат. Так было ещё несколько лет назад после волевой смены "Октябрьской" на "Казанскую", то же самое происходит и сейчас.

Не успели учредить День девы Февронии в качестве общенационального Дня семьи, как тут же архиепископ РПЦ МП Арсений Истринский, имеющий репутацию "правой патриаршей руки", запросил столичного градоначальника разобраться со сроками размещения новогодней символики (еще и с тем, чтобы та непременно была православной!). Главным же признаком "православности" иерарх считает старостильность. Благородное намерение иерарха очевидно – расцветить лампочками праздничной иллюминации Святки, начинающиеся 7 января и заканчивающиеся 17-го. Но почему же владыка Арсений тут же ограничился популярным в народе, но не имеющим никакого отношения к Церкви "Старым Новым годом" (Церковное новолетие ведь наступает в сентябре), предложив не убирать новогодние символы "минимум до 15 января"? Ведь в последние годы, если "Старый Новый год" приходится на выходные, власти российских городов и без всякого иераршего волеизъявления продляют жизнь новогодним елкам на площадях, ввиду их способности приносить прибыль.

Судя по официальному отчёту с заседания правительства Москвы, посвящённому вопросам размещения наружной рекламы, где архиепископ Истринский озвучил церковную просьбу относительно новогодней символики, всесильный мэр Юрий Лужков согласился с доводами патриаршего викария.

Вот только придётся ли нововведение по вкусу жителям столицы, доводимым обычно до состояния нервного истощения декабрьской серостью (в январе-то день худо-бедно начинает увеличиваться и потребность в искусственном освещении снижается), это большой вопрос. Интересы столичных католиков, протестантов, равно как и иудеев, празднующих Хануку исключительно в декабре, да и светских горожан, которым вообще нет никакого дела до несовпадения календарных стилей и которые просто не могут представить себе декабрьское ожидание новогоднего чуда без иллюминации, - в расчет, кажется, никто принимать не собирается. Да и куда тогда прикажете девать "друга детей" православного святого Николая Мирликийкого, чей день памяти, приходящийся на 6 декабря старого стиля, традиционно открывал подготовку к Рождеству?

Однако, если московская мэрия все-таки решится пособить православизации "православных по рождению", как того хотят в РПЦ МП, скорее всего, выйдет следующее. На территории, непосредственно подконтрольной властям, "православный" запрет на декабрьское размещение новогодней символики будет действовать, а рядом – в местах, подконтрольных бизнесу, – нет. Кто выиграет в этой ситуации? Явно не власти. Но такого "святотатства" всесильная и вертикальная российская власть, конечно, допустить не может. Впрочем, и денежные поступления, обеспечивающие бюджетные расходы первого квартала будущего года - что хорошо известно финансистам, - закрываются в декабре, а никак не в январе. Поэтому, скорее всего, инициатива иерарха так и останется благим пожеланием, о котором предпочтут к декабрю благополучно забыть. Мало ли что было - было да сплыло, было да прошло, былью поросло…

Собственно, предложение архиепископа Арсения небезопасно и для "православных по рождению". Официально озвученный запрет (а без его обнародования никак не обойтись!) наверняка вызовет моду на бытовые обычаи политкорректных "зимних праздников", сопряжённых со сферой частной жизни. Скажем: выставлять в окна на манер европейцев свечи-адвенты. Коммерсантам всё польза - появится спрос на новый товар, имеющий сегодня ограниченное хождение.

Вместе с тем, рассуждения столичного викария, несмотря на их календарную несвоевременность, по-своему вполне логичны и даже социологически выверены.

Опросы, показывают, что если поначалу, когда Рождество с привязкой к 7 января только появилось среди "красных дней календаря", россияне ещё задумывались - "а что это мы шагаем не в ногу со всем миром?", - то сейчас такие несовпадения уже никого особо не заботят. Пускай и не появилось новых особых рождественских/предрождественских обычаев, типа польских или украинских благотворительных Микулаек/Миколаек, а старые (например, колядования) не реанимировались, - закрепление за Рождеством статуса официального выходного сделало своё дело.

Поэтому и рассудили в патриархии, что коли власть пойдёт навстречу церковным пожеланиям и волевым решением проиллюминирует Святки, выведя "из света" декабрь с его "католическим" Рождеством, значит, и народ примет это как должное.

…Тем временем российская элита готовится к более близкому по времени новому, ею же придуманному празднику - Февроньину дню, то бишь Дню семьи. Какие-то очень светлые головы, видимо, вслед за приданием "Казанской" статуса общенационального праздника осенило привязать (общероссийский!) День семьи к другому дню православного календаря. Да не просто православного, а прямо такого исконно русского! Куда ж с таким послужным списком тягаться Валентинову дню (а ведь было же предложение совместить День семьи с неформальным Днём влюблённых)?

Но что интересно - уже на стадии подготовки к празднику будущая первая леди Светлана Медведева, известная своей воцерковленностью, придала празднованию максимально светский характер, предложив в качестве его эмблемы простой летний цветок - ромашку. Что больше запомнится – загадочная дева Феврония или ромашка? – Разумеется, ромашка. Но вот одна загвоздка вышла – светскую нейтральную эмблему придумать-то можно, но сделать новый праздник по-настоящему семейным… вряд ли. Всё дело в том, что июль совпадает со временем школьных каникул, а значит дети, а вместе с ними и семья, из процесса социализации уже заведомо исключаются. Ну никак не сможет даже смелый в своих начинаниях столичный градоначальник, предлагавший было на немецкий манер сократить время летних каникул до двух месяцев за счёт введения июньских занятий, сделать ещё и июль учебным временем!

Между прочим, народная популярность "женского дня" 8 марта связана именно с советской школой. Ведь до 1966 года, т.е. до того, как "женский день" официально стал нерабочим, его отмечали именно в школе. (Пожалуй, решающим образом поспособствовала популяризации 8 марта феминизация советского учительства в послевоенное время).

Не исключено, что после Года семьи про Февроньин день сильные мира сего постараются забыть. Быть может, имиджмейкеры попробуют вернуться к теме ещё раз и остановят выбор на оказавшихся незаслуженно забытыми Миколайках. Кстати, против св. Николая вряд ли будут возражать мусульмане (как-никак, Миры Ликийские оказались на территории мусульманской Порты, а сам Николай воспринимался местными мусульманами образцом благочестия), если не проводить, конечно, в классах богослужения, посвящённые св. Николаю.

Что же до наступившей Пасхи - то какая ж Пасха без пиара единства Церкви и власти! Очевидно, опасаясь, что покидающий свой пост президент в который уже раз продемонстрирует пример религиозного единения с народом в каком-нибудь рядовом храме и тем самым закрепит в глазах "преемника" образец вольного обращения с иерархией накануне инаугурации Дмитрия Медведева, Патриарх взял инициативу в свои руки и пригласил (такого ещё не бывало!) перед объективами телекамер главу государства в храм Христа Спасителя.

Впрочем, присутствие Владимира Путина в храме Христа Спасителя в Пасхальную ночь 2008-го не сопоставимо с тем, что случилось 31 декабря 1999-го, когда первый президент России именно в присутствии Патриарха РПЦ МП осуществил передачу власти своему "преемнику"...

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования