Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 апреля 15:17Распечатать

Людмила Мишина. ВРАЧУЮЩЕЕ СЛОВО, или Библиотерапия для наркомана


"И было слово Твое мне в радость и веселие сердца моего…"
(Иеремия, 16-16)

Ты сотворишь невозможное!

- Это категорически невозможно прочитать! - заявил Виктор.

- В таком случае ты сотворишь невозможное, а мы все станем тому свидетелями, - ответила я.

Книга была открыта на Евангелии от Луки. Первая строка, первый стих второй главы. Издание на древнегреческом языке.

- Есть знакомые буквы? – спрашиваю Виктора. Он кивает согласно.

- Слоги сможем составить?

- Пожалуй.

- О значении части слов ты догадаешься, часть поясню я. Потом сравним с русским переводом.

Он зажмуривается, потом открывает глаза и как будто впивается взглядом в текст. Медленно начинает проговаривать: "Егенето де ен тайс хемерайс екейнайс: екзелфен догма пара Кайсарос Аугусту…" ("Было в те дни: вышло повеление от кесаря Августа…").

Смотрю на свою группу. Понимаю, что сейчас происходит то, во что ни один из них не верил или сильно сомневался, когда мы встретились полгода назад. Подобное я испытала разве что в день, когда пятилетний сын самостоятельно прочитал первое печатное слово.

Я понимаю, что для мужчин нашей библиотерапевтической группы канун этой Пасхи становится событием. Они, наркоманы и алкоголики, скандалисты и хитрецы-обманщики, реально читают Священное Писание. Сами озвучивают Слова Откровения.

Со станиц Вечной Книги звучат сейчас слова и мысли, которые преобразили мир, для них, леченых-перелеченых, терпевших позор и стыдившихся себя. Но им-то и нужнее всего врачующее Слово, в котором полнота доверия, любовь без условий, и вот это время нашего тихого покоя.

Мне хочется снова сказать каждому из них после завершения нашего шестимесячного курса занятий: я видела вас такими людьми и слышала такие ваши мысли, которыми нужно гордиться! Я знаю, что в ваших душах много добра! Вы чуткие люди, вы способны вникать в такие сложные понятия, от которых кругом идет голова. От вас, хроников, стоящих на учетах в разных диспансерах, каждую неделю я тоже получала поддержку и оздоровление души. Наверное, это больше, чем благодарность.

Как все решилось

В разговорах, обсуждении планов с председателем Карельского регионального отделения Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Владимиром Егоровым несколько раз возвращались к этой идее: можно ли организовать курс библиотерапии для людей с наркозависимостью? Как его выстроить? Где собираться? Сколько потребуется занятий, чтоб подойти к ощутимому результату? А главное: что мы должны выбрать для чтения?

Первые числа октября, осенняя слякоть, намеки приближающейся зимы. Снова обсуждение идеи.

- Я матерям и женам больных часто повторяю, что их поддержка начинается и продолжается, когда они молятся за свои семьи, за своих сыновей и мужей. Для многих это проблема: как обратиться к Богу с ходатайством. Многие не знают, что написано в Десяти заповедях для каждого из нас. Может, будь эти знания, не смотрели бы на докторов как на всемогущих спасителей, - делился размышлениями Владимир Леонидович.

- Давай возьмем за основу курса Библейские истории. Но читать будем не пересказ или издание для детей, а полную версию. Если, конечно, наберем группу, - в конце предложения, признаюсь, была осторожная оговорка.

У доктора Егорова, как говорится, страсть к новым социальным проектам. Мне он дал ровно неделю для уточнения программы. Сам за это время начал набирать состав группы. Подняв свои конспекты по изучению Библии, пройдясь по всем свежим публикациям о библиотерапии, пришла к выводу, что качественный курс потребует не менее полугода.

Мне изначально хотелось так построить библиотерапевтический цикл, чтоб он не только по содержанию соответствовал проблемам наркологически зависимых людей. Хотелось, чтоб календарь занятий шел в ногу с календарем природы. Эти соображения подсказали концепцию всего цикла занятий. От темы "Библия. Какие в ней книги, и почему они собраны под одной обложкой" до "Пасхальная жертва и Воскресение Христа. Возможно ли преодоление эгоистического сознания современного человека?"

Все краски мира – как в чреве у кита

Первое занятие. Нас пятеро. Знакомимся. Договариваемся об условиях нашего общения.

Их немного: соблюдать принципы вежливости, анонимности, поддерживать друг друга.

Первые четыре ученика - четыре алкоголика. Двое из них также страдают наркотической зависимостью. Вскоре группа будет состоять из пятнадцати человек. Я узнаю жен, матерей, детей. Мы обменяемся телефонами, будем приносить книги, поздравлять друг друга с праздниками. "Приращения" появятся позже. А первые четыре человека будут заниматься до конца, станут костяком группы.

Доктор Егоров в библиотерапевтических встречах непосредственно не участвовал. Тому было две причины. Мы полагали, что присутствие лечащего врача может сказаться на атмосфере, внесет элемент "врачебного контроля". Второе соображение: очень важно было анализировать, что проговаривают участники группы, их ассоциации, суждения, оценки в контексте не заболевания, а широкого круга интересов, жизненного опыта.

Для каждого занятия я прописывала в рабочем дневнике сверхзадачу: реальный личностный шаг вперед каждого члена группы. Выражалось это в конкретных общих и индивидуальных решениях. Например, в конце первой встречи подошли к выводу: Библия – особая книга для каждого, лучше иметь собственный личный экземпляр и приходить с ним на занятия.

…Завершается первая встреча, слышу: "Вообще-то у меня в голове на эту тему темно, как в чреве кита". Смеюсь: "Вот и свидетельство, насколько выразительны библейские образы. Поговорим обязательно об Ионе, пытавшемся уклоняться от повелений Господа, и чем это обернулось".

Первое домашнее задание – прочесть оглавление Библии, сосчитать самостоятельно, сколько в ней книг, почитать вслух библейские имена, географические названия (а вдруг найдутся знакомые имена и тезки!)

Встречи–преодоления

Сверхзадача второго занятия: преодолеть зажатость, начать чтение вслух. Условие: никто не перебивает читающего. Читающий не стесняется исправиться самостоятельно. Вот некоторые высказывания после первых читок вслух:

Николай: "Я дома себя за таким чтением представить не могу".

Андрей: "А если я увижу другой смысл к концу чтения отрывка? Ведь про себя, глазами, как-то по-другому читаешь".

Павел: "Людмила, как бы мне не попасть в смешное положение. Мне хочется читать, как священники, которых в фильмах видел. Чтоб медленно и торжественно получалось. А я торопиться начинаю".

Недели мчались со скоростью ланей в горах Ливанских. Октябрь и ноябрь, первую половину декабря мы путешествовали по книгам Ветхого Завета. Каждое занятие начиналось с обмена мнениями о прочитанном или рассказов об интересных жизненных ситуациях.

Группа росла постепенно. Появилась первая супружеская пара. Наркотическая зависимость - у Семена, молодого супруга. Надо отдать ему должное: понимал, что самому не выбраться, что его срывы – причина страданий двух малолетних детей. И в первый, и во второй раз он пришел с женой. Ольга (назову ее так) всей душой открылась нашим беседам-чтениям. "Семен меня чуть ли не ревнует, - призналась позднее в телефонном разговоре. – Говорит: "Если тебе так интересно и нужно, то ходи сама, без меня".Это был случай из разряда возможных. Неуравновешенность, эгоистичность, подпитываемые болезненными состояниями, часто не дают людям понять, что у их близких есть духовные потребности и нужды, желание общаться не на уровне бытовых проблем или обсуждения сериалов. Из ситуации выход был возможен один: смягчить сердце Семена, обратившись к самому светлому в нем. "Ведь если ты любишь Олю, то будешь радоваться тому, что ей приносит радость, считаться с тем, что ей интересно. Как славно, когда муж и жена рядом! – обратилась я к нему. Услышал, понял.

Вопрос о главном

Это выражение я ввела в обсуждения и дискуссии после того, когда мы преодолели несколько рубежей. А именно: после обсуждения вопросов, почему нужно знать пророчества, данные через книги Ветхого Завета, и какие проблемы решает каждый из нас в своей жизни.

Приближалось Рождество. Тяжкая северная зима наложила свой отпечаток на лица. Чаще стала замечать на них усталость.Наши встречи не могли начинаться раньше 19 часов. Значит, расходились мы в 21 час, а то и позднее. Но мы продолжали идти библейскими тропами.

Были ли у слушателей срывы? Да. О них я специально не расспрашивала, просто знала. Это была моя личная сверхзадача: не допустить осуждения, не уйти в разговор типа "А ведь мы тут с тобой о таком высоком говорили…" Важно было, чтоб каждый, у кого произошел срыв, сам вернулся в группу. Павел, например, после срыва сказал: "Страшно наутро стало, как будто с крыши многоэтажки чуть-чуть не сорвался. Подумал, что из друзей не с кем об этом поговорить, для них такой разговор в облом".

На предрождественской неделе мы встречались дважды. Начали знакомство с Новым Заветом и чтение страницы о Рождестве Иисуса Христа в Евангелии от Луки. По мнению многих исследователей, текст именно этого евангелиста наиболее художественен, написал хорошим языком, содержателен. Его-то я и принесла на языке оригинала, увидев который, Виктор ошалело замахал руками и сказал, что прочесть подобное невозможно.

Но он прочел. Он поднялся в тот день над собой.

Наш главный вопрос: зачем рождается человек? Ответ дан в евангельских текстах.

Христос родился в городе Давидовом для спасения мира и обретения надежды людьми. Каждый из нас рождается, чтоб следовать этому примеру любви и жертвенности. Примеру, потрясающему своим мужеством, наполненному терпением и готовностью к прощению. Не по понуждению, не насильно или обманом, не через самоубийство наркотиками.

Из дискуссии:

- Я не вижу в своем окружении людей, которые соответствуют подобному образцу бескорыстия!!!

- Твое окружение и есть весь мир людской? Может, ты сам не стремишься видеть лучшее?

- Живем с мужем в параллельных мирах. Умом и я, и он понимаем, что не чужие друг другу люди, а чуть что – лай.

- Ты точно о своем муже говоришь?

- Я через окно из дома часто сбегал. Гулять все время хотелось. О том, зачем живу, сильно не думал. Жил – вот и все. Почему у других иначе мысли идут?

- У вино-водочного отдела аура сильная.

- Не знаю, простит ли меня когда-нибудь мать. Я ей столько горя принес…

- Приди домой и приготовь сам ужин, а мать к столу пригласи. Она поймет.

После Нового года подготовила небольшие анонимные анкеты. Все подтвердили, что хотят продолжения встреч. Было несколько просьб больше рассказывать об истории религий, сути христианских догматов (например, о Троице). Это пополнило перечень тем в моем рабочем дневнике.

Возвеличил Господь милость

Доктор Егоров заглянул однажды после занятия:

- Я договорился насчет помещения. Разрешено занимать раз в неделю бесплатно еще на три месяца.

Так решилась проблема, которая постоянно тревожила. Видимо, сказалось то, что за прошедшие недели в адрес группы не появилось ни одного замечания у владельцев собственности. Они видели спокойных, аккуратно одетых, вежливых людей, которые всегда выполняли договоренности.

Уверена, в потенциале могло бы быть больше подобных сообществ, где люди решают свои насущные проблемы, собираются с целью знакомства с реабилитационными практиками, дружеского общения. Но нынче все стараются заработать на аренде недвижимости. Даже с религиозных общин берут по коммерческим расценкам. Приведу лишь один пример: за воскресное богослужение в ДК "Машиностроитель" община петрозаводской церкви "Живая жизнь" платит по 20 тысяч рублей.

Но что делать сообществам, члены которых по определению малоимущие? Семьи наркозависимых вынуждены тратиться на лечение больных членов семей. Чаще они относятся к социально неблагополучным категориям.

…И все же, как сказал евангелист Лука, Господь возвеличил милость Свою. Двадцать четыре главы евангельского текста мы читали, разбирали, обсуждали восемь недель. Не произошло ни одного срыва встреч.

Здравое учение и здравый смысл

Неизбежно встал вопрос, как относиться к различным конфессиям? Обсуждали его очень доброжелательно. Думаю, поспособствовало обстановке терпимости, в частности, то, что на одном из занятий перед Рождеством подробно говорили о требованиях человека верующего сначала к самому себе, к постоянной готовности ответить за каждую мысль, слово и дело перед Создателем. Это и есть основа нравственности. Если говорить по совести, то кто из нас имеет право судить иную веру, не будучи совершенен в своей?

Я откровенно делилась своими мыслями. Считаю, что всякая здоровая религия несет здравое учение и здравые требования. Религия не отменяет здравый смысл. Фанатизм, крайние меры – чаще свидетельство не сильной, а слабой веры или даже подмены ее. Для верующего не должно быть проблемы попросить прощения у другого человека. Ленимся мы каяться в грехах вольных и невольных. Но как поспешны бываем в суждениях!

"Приду домой, детей перецелую"

Продолжаем читать Евангелие от Луки, глава 22. В ней - описание Пасхальной трапезы, предательство и отречение учеников, молитва Иисуса на горе Елеонской.

Из обсуждений этого отрывка:

"Сколько ж тут думать надо! Мама родная! Где я раньше был?!"

"Я не могу Христа до конца понять. Хотя теперь понимаю, что значат слова "Пасха" и "причастие".

"Людмила Дмитриевна, как же нам все это детям передать? Сейчас домой приду, всех перецелую".

"Кто может помочь в религиозном просвещении? Почему моему сыну в школе говорят: "Евангелие - миф об Иисусе Христе"?

"Я хотела бы купить хорошие комментарии к Библии. Почему их не рекламируют по телевидению?"

"Для меня теперь само имя евангелиста Луки звучит как имя знакомого".

Не могу себе позволить соблазн считать, что полностью, до донышка изменились установки, мышление всех членов нашей группы. Надеюсь, что прикосновение к Библии, наше совместное путешествие по ее страницам стали частью труда, без которого нет роста личности. Верю, что Пасха, к которой мы пришли вместе, стала для моих новых друзей событием, наполненным особой значимостью.

О чем я размышляю сама? О том, что сила слов зависит от людей, которые их произносят. Сколько силы в наших словах? Кто-то с помощью слов может рассказать историю, кто-то – написать книгу об истории, кто-то изменить ее. Символично совпало, что на наших библиотерапевтических занятиях мы читали Библию. Есть и другие программы, с подбором произведений поэтов, прозаиков, философов. И все равно их главный инструмент - Слово.

О деятельном оптимизме

Готовясь к программе, о которой рассказала, и в ходе ее, постоянно читала и просматривала литературу по библеистике, библиотерапии, герменевтике, психологии, истории, культурологии. Есть солидные перечни публикаций в специальных научно-методических пособиях одного из ведущих специалистов по этой теме Ю.Н. Дрешер (Казань). Есть этим же автором подготовленное учебное пособие "Библиотерапия". Не могу не согласиться с утверждением Юлии Николаевны, что библиотерапия тесно связана с социальной антропологией. То есть важно систематизированное научное знание о человеке.

Во многих источниках описан опыт американских, немецких, финских библиотерапевтов.

В США, Германии, Финляндии и ряде других стран готовятся профессиональные кадры библиотекарей, которые могут осуществлять специальные реабилитационные программы для различных категорий населения. К сожалению, в России подобный опыт практически отсутствует. Подготовка таких кадров для библиотечной сети в стадии обсуждения.

Но человеческая нужда не терпит. В продолжительном, глубоком кризисе живут миллионы зависимых людей, их семьи. Нужно нарабатывать опыт, который можно анализировать, обобщать. Общественная дискуссия, обмен мнениями специалистов также мог бы способствовать распространению лучшего опыта.

Программа, реализованная по инициативе Карельского отделения Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании", строилась на библейском понимании личности как уникального Божиего творения. Нам представляется, что такой подход позволяет говорить о многомерности каждого человека, огромных духовных и физических потенциалах, сохранять веру даже в глубокой кризисной ситуации. И, слава Богу, небольшой опыт в основном подтвердил первоначальные ожидания.

Реально ли продолжение подобных занятий? Если будем деятельными оптимистами – конечно. Подобные программы могут стать хорошим дополнением к уже отработанным методам, например, сообществ "Анонимных алкоголиков", различных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни, программ Российского комитета Красного Креста и других. Здоровые силы и здоровый дух в России есть.

Все имена наркобольных в данном материале по этическим соображениям изменены.

Об авторе:

Людмила Дмитриевна Мишина – профессиональный журналист, переводчик, член правления Карельского регионального отделения Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании", куратор ряда программ Общественной приемной "Диалог" Главы Республики Карелия и Главного федерального инспектора в РК;за участие в общественно значимых программах удостоена звания "Лауреат 2005 года Республики Карелия"; образование – журналистское профессиональное высшее (Ленинградский государственный университет), теологическое (Московская семинария Российской Объединенной Методистской Церкви), юридическое. Автор публикаций в региональной и российской прессе по гуманитарным проблемам, развитию диалога общества и власти, государственно- конфессиональным отношениям.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования